Программа СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ для хореографического отделения малокомплектной детской школы искусств
рабочая программа по теме
Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму, окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sovremenn.docx | 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
муниципального образования г. Саяногорск
Майнская детская школа искусств «Акварель»
(МБОУДОД МДШИ «Акварель»)
Программа
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
для хореографического отделения
малокомплектной детской школы искусств
Автор: Алтабасова Елена Владимировна, преподаватель хореографических дисциплин МБОУДОД МДШИ «Акварель», высшей квалификационной категории.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………………………….3
- Содержание курса………………………………………………………………….6
- Примерный тематический план…………………………………………………...9
- Программные требования…………………………………………………………9
- Рекомендуемая литература……………………………………………………….10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу методической разработки «Современный танец» (программа хореографического отделения малокомплектной детской школы искусств) положен опыт деятельности автора в качестве преподавателя младших, средних и старших классов хореографического отделения детской школы искусств. Посещения мастер-классов в Новосибирске, Минусинске, Красноярске; просмотр видео-уроков педагогов из Кемерово, Санкт-Петербурга, Москвы, Барнаула; исходя из возможности детей – их физической подготовленности, природных данных и степени концентрации внимания.
Успешное выступление детей на конкурсах и фестивалях, концертах – результат мастерства и профессионализма руководителя, концертмейстера и, конечно же, самих обучающихся, которые проходят школу хореографического искусства с младших классов.
Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем несравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и своё тело и выразить все свои чувства. Танцующий стремится выразить свои настроения и эмоции в пластически красивой и эстетически совершенной форме. Свобода и лёгкость движений, красота и пластичность радует танцоров и зрителей. И самообучение танцу является активным творческим процессом. Преодолевая трудности, тренируя тело и осваивая лексику танца, ребёнок познаёт красоту танцевального творчества.
Значительные возможности для приобщения детей к богатству танцевального и музыкального творчества предоставляет хореографическое образование. Перед педагогом-хореографом стоит задача привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие), танцевальную выразительность (эмоциональность), воспитание силы, выносливости, формирование навыков коллективного общения, раскрытие индивидуальности.
Мы живём на рубеже веков – и в танце тоже отражается веяние времени. Сейчас в нашей стране происходит подъём современного танца, он живёт и активно развивается на ряду с другими видами хореографического искусства.
Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму, окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.
«Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх перед незнакомым.»
.
Программа по современному танцу для хореографического отделения рассчитана на учащихся, освоивших программу 1-2 класса «Ритмика и танец» и программу 3-4 класса «Классический танец».
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
- Развитие личности учащихся;
- Формирование духовно-нравственных ценностей;
- Расширение кругозора;
- Укрепление здоровья; воспитание трудолюбия;
- Воспитание исполнительской культуры;
- Подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической трудности.
ЗАДАЧИ
- Активизировать мышление, развить творческое начало, активизировать интерес к современному танцу;
- Овладеть навыками музыкально-пластического интонирования;
- Совершенствовать двигательный аппарат;
- Развить координацию, хореографическую память, внимание, формировать технические навыки;
- Воспитать силу, выносливость;
- Формировать навыки коллективного общения;
- Раскрыть индивидуальность
Программа «Современный танец» состоит из 3-х разделов:
- Учебно-тренировочный
- Дисциплина - современный танец.
- Танцевальные элементы и композиции.
Первый раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков и умений, развитие координации, формирование осанки и физических данных (шаг, гибкость). Он включает разминку по кругу и на середине, экзерсис на полу.
Второй раздел – теоретический, знакомит с общими понятиями современного танца (терминология), с его истоками и историей развития. Желательно осваивать этот материал в форме бесед и видеопросмотров, посещение конкурсов, фестивалей современного танца.
Третий раздел предполагает изучение разноплановых элементов современных танцев (хип-хоп, джаз-модерн, фанки-джаз, бродвей-джаз), композиций, этюдов, которые могут стать основой репертуара для сценической практики; а так же экзерсиса у станка и на середине.
Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала (т.е. на каждом уроке используются задания всех разделов), выбор которого направлен на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.
Изложенный в программе курс ориентирован на учащихся 11-14 лет, рассчитан на 3 года обучения.
Реализация программы опирается на следующие принципы:
- постепенность развития профессиональных данных у учащихся;
- постепенность увеличения физической нагрузки и технической трудности;
- систематичность и регулярность занятий;
- целенаправленность учебного процесса.
По окончанию курса обучения проводится экзамен.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 8-10 человек). Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимся.
Важное значение имеет также работа по подготовке учащихся к концертному выступлению, к конкурсам и фестивалям.
Основные методы работы:
- наглядный – практический показ;
- словесный – объяснение;
- творческий – самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов.
КОНТРОЛЬ И УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ
Важным элементом учебного процесса является систематический контроль успеваемости учащихся.
Виды контроля:
- текущий контроль
- промежуточная аттестация
- итоговая аттестация учащихся
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, повышение уровня освоения текущего учебного материала. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. На основании результатов выводятся полугодовые и годовые оценки.
Наиболее распространённой формой промежуточной аттестации учащихся являются контрольные и открытые уроки. Эти уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся.
Контрольные и открытые уроки проводит преподаватель с обязательным применением оценок.
Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен по современному танцу проводится в выпускном классе (седьмом). Оценка итоговой аттестации является одной из составляющих итоговой оценки по данному предмету, фиксируемой в свидетельстве об окончании школы.
Если экзаменационная оценка ниже, чем годовая, вопрос об итоговой оценке учащегося решает преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Представление о современной хореографию Цели и задачи курса. Систематичность занятий, дисциплинированность на уроке. Развитие музыкальности, координации и свободы движения, ловкости, выносливости и физической силы.
Раздел I. Учебно-тренировочный
Тема 1.1. Общеразвивающие упражнения
Разминка по кругу: шаг с носка, шаг на п/пальцах и на пятках, галопы (лицом в круг и спиной), подскоки, лёгкий бег на п/пальцах.
Тема 1.2. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов
Разминка на середине: наклоны головы вперёд, назад и в стороны, повороты головы вправо-влево, круговые движения головой по полукругу, подъём плеч вверх-вниз, круговые движения плечами вперёд-назад, работа грудной клетки вперёд-назад (контракция), квадрат грудной клетки, круговые движения бёдер вправо-влево, «восьмёрка», полукруг, releve по I. II. VI позициям, подъём согнутой в колене ноги, прыжки по VI позиции, с поджатыми «разножки», из demi- plie в «звезду», stretch (стрейч) растягивание: в сторону, через бок, flat back (флэт бэк– плоская стена), наклоны: flat back и наклон к ноге: вперёд и назад, отжимание, roll (ролл – скручивание): вперёд с flat back и в сторону с demi- plie (деми плие – маленькое приседание).
Тема 1.3. Экзерсис на полу
Экзерсис на полу направлен на расширение технических способностей учащихся.
Экзерсис выработан на основе многочисленных методик гимнастических упражнений, применяемых в хореографических школах, студиях, спорте.
Экзерсис на полу состоит из нескольких разделов:
- упражнения, сидя на полу
- лёжа на спине
- лёжа на боку
- лёжа на животе
- упражнения, стоя на коленях
- упражнения парами
Каждый из разделов имеет свои задачи, но практически через все упражнения проходит нацеленность на укрепление мышц спины, в стремлении добиться прямой осанки, вытянутости ног в коленях и стопе.
- Задачи раздела «Упражнения, сидя на полу»:
укрепление мышц спины, постановка осанки, вытянутость ног в колене ив стопе, растяжение ахиллового сухожилия.
- Задачи раздела «Упражнения, лёжа на спине»:
укрепление мышц брюшного пресса, выворотности бёдер.
- Задачи раздела «Упражнения, лёжа на боку»:
развитие шпагата в сторону, выворотности бёдер.
- Задачи раздела «Упражнения, лёжа на животе»:
развитие гибкости корпуса, укрепление мышц спины, укрепление голеностопа.
- Задачи раздела «Упражнения, стоя на коленях»:
развитие гибкости, развитие подъёма, растяжение ахиллового сухожилия.
- Задачи раздела «Упражнения парами»:
развитие гибкости спины, укрепление мышц спины, развитие выворотности ,укрепление брюшного пресса ,растяжка.
Упражнения непременно исполняются в сопровождении музыкального инструмента и здесь важно следить за музыкальностью исполнения движений. Следование чёткой ритмической основе каждого упражнения способствует развитию музыкальности и внутренней организованности. Каждое упражнение имеет свои методические требования, они простые, но важно добиваться абсолютной точности их выполнения.
Все упражнения за редким исключением исполняются по 4 раза подряд. Не рекомендуется уменьшать эту нагрузку, её можно только увеличивать, но исходя из возможностей детей – их физической подготовленности, природных данных и степени концентрации внимания.
Желательно постепенно добиться непрерывности исполнения упражнений, что не должно привести к перегрузкам, т.к. упражнения следуют друг за другом с учётом смены нагрузки на различные группы мышц, при этом напряжение мышц сменяется расслаблением их.
Раздел 2. Дисциплина – современный танец.
Тема 2.1. Позиции рук и ног в современном танце.
Позиции рук в современном танце:
- I – руки согнуты в локтях, близко к диафрагме, локти в сторону;
- II – руки в сторону, ладони вниз;
- III – руки вверх, ладони «смотрят» друг на друга
Позиции ног:
- I – пятки вместе, носки врозь;
- II- параллельная и выворотная;
- IV – параллельная
- VI – параллельная
Тема 2.2. Терминология современного танца.
Термины современного танца на английском языке, т.к. современный танец «пришёл» из США.
Необходимо переводить термины на русский язык в процессе обучения, объяснять их значение, характер исполнения.
Например:
- сontract – контракция (сжатие к центру, общее и изолированное)
- bodi roll – скручивание тела
- stretch – тянуть, растягивать
- flex, point – сократить, вытянуть
- flat back – плоская спина
- skate – скольжение и т.д.
Раздел 3. Танцевальные элементы и композиции
Тема 3.1. Знакомство с танцем джаз, модерн, хип-хоп
- Основные стили джазового танца:
- Классический джаз (классический танец и джазовая пластика)
- Джаз-модерн (джаз-танец и свобода пластики модерна)
- Джаз-бит – «ритмический джаз» (чарльстон, рок-н-ролл, диско, хип-хоп, электрик-буги, фанки-джаз, бродвей - джаз).
II. Основные разделы танца модерн:
- Сидя или лёжа на полу (floowork)
- Работа на месте (centrework)
- Работа, включающая движение в пространстве (moowing in the space)
Понятие контактная импровизация
- Работа в группе: верхний, средний, нижний уровень
- Работа в паре: перекаты на мостик, plie спина к спине, поддержка через бедро и т.д.
III. Элементы танца хип-хоп:
- Slide - скольжение
- bodi – перекат, вращение
- gool walk – отличная прогулка
- puch away move - отталкивание
- peek – a boo – взгляд украдкой
- hand against wall- рука вдоль
Тема 3.2. Середина.
После изучения основных элементов современных танцев, преподаватель составляет различные композиции (вращения, прыжки), этюды, танцевальные постановки на основе изученной лексики. Пример:
- движения по диагонали (различные варианты шагов, поворотов и вращений с продвижением, прыжки и комбинации прыжков)
- grand battement на 90 град. И выше (на месте с переступанием вперёд, в сторону, назад с руками; с продвижением вперёд; назад – шпагат в воздухе).
- различные шпагаты на полу (с продвижением верёд через живот, поворот на месте, с «колесом»)\
- волнообразные движения корпуса
- tour с поднятием колена en dehors и en dedans, с подменой ноги (на месте, вперёд с продвижением).
Тема 3.3. Экзерсис
- У станка (джаз)
- demi- plie через releve, grand plie и roll назад (скручивание корпуса)
- battement jele с контракцией, через releve
- rond de jambe par terre с контракцией и перегибом корпуса
- adajio через releve с контракцией, ecartee вперёд и назад
- grand battement – через battement. tendu. Через releve (с согнутым коленом)
II. На середине (бродвей-джаз)
- demi и grand plie
- battement tendu – через plie, с рукой (с III п. во II-ю позицию)
- battement jete – носок flex, point, tour an dedans (по параллельной позиции).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
5 класс | 6 класс | 7класс | Всего | ||
Раздел 1 Учебно-тренировочный | |||||
1.1. | Разминка по кругу, на середине | 9 | 9 | 9 | 27 |
1.2. | Экзерсис на полу | 9 | 9 | 9 | 27 |
Итого по разделу: | 18 | 18 | 18 | 54 | |
Раздел 2 Дисциплина – современный танец | |||||
2.1. | Позиция рук и ног в современном танце | - | 1 | - | 1 |
2.2. | Терминология | - | 2 | 2 | 4 |
Итого по разделу: | 3 | 2 | 5 | ||
Раздел 3 Танцевальные элементы и композиции | |||||
3.1. | Знакомство с танцем джаз, модерн, хип - хоп | 2 | 2 | 2 | 6 |
3.2. | Середина (элементы современных танцев: композиции, постановки) | 45 | 36 | 36 | 117 |
3.3. | Экзерсис у станка и на середине | - | 18 | 18 | 36 |
Итого по разделу: | 47 | 56 | 56 | 159 | |
ВСЕГО: | 65 | 77 | 76 | 218 |
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
5 класс
Представление о современном танце, его истоках, (хип-хоп)
Знать основные требования современного танца, названия движений (английская терминология), их перевод и значение;
Владеть постановкой корпуса, рук, ног, головы, элементарной координации движений, навыками музыкально-пластического интонирования;
Иметь навыки исполнения танцевальных комбинаций и композиций, навыки коллективного исполнительства.
6 класс
Представление о современном танце, его истоках (джаз, модерн);
Знать названия движений, перевод и значение, позиции рук и ног, основные стили, разделы;
Владеть координацией рук, ног, головы, упражнениями на развитие физических данных, быстротой запоминания комбинаций;
Уметь работать в паре, в группе, исполнять различные туры (с согнутым коленом, с контракцией, по диагонали и т.д.).
7 класс
Представление о современном танце (фанки-джаз, электрик-буги, бродвей-джаз, классический джаз);
Владеть развитой силой и выносливостью, хореографической памятью;
Уметь комбинировать движения, самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ, уметь работать в ансамбле.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- П.А. Пестов Уроки классического танца – Москва, 1999г.
- Т. Барышников Азбука хореографии – Ральф, 2000г.
- Роберт Те. 5 минут растяжки – Минск, 1999г.
- Е.В. Даниц. Джазовые танцы – Донецк, 2002г.
- Н.А. Вихрева Экзерсис на полу – Москва, 2004г.
- Методическое пособие по основам танца модерн. Учебный центр работников культуры – Владивосток, 1997г.
- Л.И. Ивлева. Джазовый танец – Челябинск, 1996г.
- Н.Г. Смирнова. Уроки хореографии в образовательных учреждениях. – Кемерово, 1996г.
- Ю. Шестакова. Современный танец для детей. – Новосибирск, 2004г.(D.V.D.)
- Д. Бураков. Фанки-джаз– Новосибирск, 2005г.(D.V.D.)
- Е.А. Пинаева. Классический танец. – Москва, 2006г.
- М.Яцевич. Бродвей-джаз – Новосибирск 2005, 2007 г (D.V.D.).
- А. Озерская. Джаз-модерн – Новосибирск 2008 г.(D.V.D.)
- О.Вернигора. Джаз-танец 11-14 лет – Новосибирск 2007 г.(D.V.D.)
Алтабасова Е.В., Россия, Республика Хакасия, г.Саяногорск, п.Майна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа для хореографического отделения малокомплектной детской школы искусств БЕСЕДЫ О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
Предмет «Беседы о хореографическом искусстве» даёт возможность учащимся обобщить и осмыслить сведения о хореографии, полученные в процессе изучения других предметов; глубже разобраться в с...
РИТМИКА И ТАНЕЦ Программа для хореографического отделения малокомплектной детской школы искусств
Дисциплина «Ритмика и танец» является первой и базовой ступенью в хореографическом образовании для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «Народный танец»,...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Тест по искусству Передней Азии с ответами для обучающихся детских художественных школ и детских школ искусств.
Этот тест даётся обучающимся детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету "История искусств"....
Победители Всероссийского конкурса для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств "АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК"
Тюпина Александра-I местоФилипчук Анна - II местоЧиглинцева Злата- II местоАлиева Элина- III место...
V Смоленский областной открытый конкурс учащихся отделений народных инструментов детских музыкальных школ, детских школ искусств, музыкальных училищ, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
V Смоленский областной открытый конкурс учащихся отделений народных инструментов детских музыкальных школ, детских школ искусств, музыкальных училищ, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественно...