Звуки Л и Ль. Буква Л.
план-конспект на тему

Суродейкина Елена Сергеевна

На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Л, учатся правильно употреблять звук в речи, дифференцировать звуки Л и Ль между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_l.odt13.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Звуки [Л], [Л']. Буква Л»

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [Л], [Л']; знакомство с буквой Л.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Систематизировать знания детей о согласных звуках [Л], [Ль], вспомнить их характеристики, обозначения. Знакомство с буквой Л.

- Обеспечить применения на практике умения находить место этих звуков в словах : начало, середина, конец слова/ д/и «Домики».

- Умение придумывать слова с этими звуками в разных позициях / в начале, в середине, в конце слова.

- Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Л] -[Ль], (дифференциация твёрдых и мягких согласных) д/и « Семафорчики».

- Совершенствование навыка составления и чтение слов из слогов, умение    записывать    слова  в  тетради, а  также  делать полный  звуковой  разбор  этих  слов..

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Способствовать развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: предметные картинки, «домики» «,семафорчики», тетради, карандаши

Ход занятия:

I. Организационный момент

Игра с мячом «Моя, моё, мой, мои»(использовать слова со звуками [л], [л'])

II. 1. Звук [л] — губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам и язык упирается в верхние зубы; — горлышко «работает».

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ...

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.  

Звук [Л']:Символ звука: маленький самолетик летит: льльль...

Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий.

Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]:

звук [л] — согласный, звонкий, твердый; обозначение-синий кружок с колокольчиком

звук [л'] — согласный, звонкий, мягкий; обозначение -зелёный кружок с колокольчиком.

Логопед проговаривает, что на письме эти звуки обозначаются буквой Л  Знакомство с буквой Л

*Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»     О.Гофман

2. Дид.упр-е «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л'], топни ногой,если  услышишь  звук[Л]»:

ль, мь, бь, л..; ля, лю, ми, ал, ла...; аль, амь, пла, улы...;  лист, Поля, машина, угол ...

3.Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛА: Мила, Анжела, Алла, Камила

ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...

4. Повторить чистоговорки:

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

Ля-ля-ля — зеленые поля.

Ли-ли-ли — малину мы несли.

Лю-лю-лю — малину я люблю.

Ле-ле-ле — еду на осле.

5.Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] - [Л']), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг — то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

6.Д/и «Синий — зеленый».работа со семафорчиками/

Дети показывают «семафорчик», выделив звуки [л], [л’] в стихотворении:

— Ежик, еж, ты что колючий?

— Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.     Б.Заходер

7. Д/и «Домики»

Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л'] — в зеленый; разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л] в словах.

 8. Пальчиковая гимнастика:

Руки вверх, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжать, на бочок.

10.Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.

Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.

Дети проводят звуковой анализ слов лук, лимон, лиса.

III. Подведение итогов занятия.  Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

 

Список литературы.

Интернет источники

                                         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по чтению "Звуки (з) и (з). Буквы З, з

                                                 Техно...

Звуки в, в". Строчная буква в.

Конспект урока по теме "Звуки в, в".Строчная буква в".  Обучение грамоте  1 класс....

Звуки в, в\'.Строчная буква в.

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."

Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...

Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"

Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....

Конспект НОД обучение элементам грамоты «Звуки [М] и [М\']. Буква М»

Непосредственная образовательная деятельность в рамках комплексного коррекционно-развивающего занятияобучение элементам грамоты в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ...