Звуки Л и Ль. Буква Л.
план-конспект на тему
На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Л, учатся правильно употреблять звук в речи, дифференцировать звуки Л и Ль между собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_l.odt | 13.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Звуки [Л], [Л']. Буква Л»
Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [Л], [Л']; знакомство с буквой Л.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Систематизировать знания детей о согласных звуках [Л], [Ль], вспомнить их характеристики, обозначения. Знакомство с буквой Л.
- Обеспечить применения на практике умения находить место этих звуков в словах : начало, середина, конец слова/ д/и «Домики».
- Умение придумывать слова с этими звуками в разных позициях / в начале, в середине, в конце слова.
- Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Л] -[Ль], (дифференциация твёрдых и мягких согласных) д/и « Семафорчики».
- Совершенствование навыка составления и чтение слов из слогов, умение записывать слова в тетради, а также делать полный звуковой разбор этих слов..
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Способствовать развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование: предметные картинки, «домики» «,семафорчики», тетради, карандаши
Ход занятия:
I. Организационный момент
Игра с мячом «Моя, моё, мой, мои»(использовать слова со звуками [л], [л'])
II. 1. Звук [л] — губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам и язык упирается в верхние зубы; — горлышко «работает».
Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ...
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Звук [Л']:Символ звука: маленький самолетик летит: льльль...
Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий.
Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]:
звук [л] — согласный, звонкий, твердый; обозначение-синий кружок с колокольчиком
звук [л'] — согласный, звонкий, мягкий; обозначение -зелёный кружок с колокольчиком.
Логопед проговаривает, что на письме эти звуки обозначаются буквой Л Знакомство с буквой Л
*Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?» О.Гофман
2. Дид.упр-е «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л'], топни ногой,если услышишь звук[Л]»:
ль, мь, бь, л..; ля, лю, ми, ал, ла...; аль, амь, пла, улы...; лист, Поля, машина, угол ...
3.Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог
ЛА: Мила, Анжела, Алла, Камила
ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...
Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:
Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...
4. Повторить чистоговорки:
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Лу-лу-лу — стол стоит в углу.
Ул-ул-ул — у нас сломался стул.
Ля-ля-ля — зеленые поля.
Ли-ли-ли — малину мы несли.
Лю-лю-лю — малину я люблю.
Ле-ле-ле — еду на осле.
5.Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] - [Л']), и определить его место в слове.
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг — то овраг. (Лестница)
Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки. (Луна)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)
Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп и ложки. (Стол)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)
6.Д/и «Синий — зеленый».работа со семафорчиками/
Дети показывают «семафорчик», выделив звуки [л], [л’] в стихотворении:
— Ежик, еж, ты что колючий?
— Это я на всякий случай,
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи. Б.Заходер
7. Д/и «Домики»
Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л'] — в зеленый; разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л’] в словах.
8. Пальчиковая гимнастика:
Руки вверх, в кулачок,
Разжать, на бочок.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжать, на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разжать, на бочок.
10.Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.
Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.
Дети проводят звуковой анализ слов лук, лимон, лиса.
III. Подведение итогов занятия. Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?
Список литературы.
Интернет источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звуки в, в". Строчная буква в.
Конспект урока по теме "Звуки в, в".Строчная буква в". Обучение грамоте 1 класс....
Звуки в, в\'.Строчная буква в.
Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."
Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...
Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"
Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....
Конспект НОД обучение элементам грамоты «Звуки [М] и [М\']. Буква М»
Непосредственная образовательная деятельность в рамках комплексного коррекционно-развивающего занятияобучение элементам грамоты в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ...