«Компетентностный подход. Профессиональная компетенция педагогов».
статья на тему
Важнейшим компонентом новой модели дополнительного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.
Компетентностный подход складывается из компетенции и компетентности. «Компетенция» обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека. «Компетентный» в своем деле человек (от лат. competents – соответствующий, способный) означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный» (Толковый словарь).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_o_kompetentnosti.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ.
Выступление к семинару
«Компетентностный подход.
Профессиональная компетенция педагогов».
Подготовила: Гузовская А.Н.-
МетодистМДДиЮ.
Май, 2018
«Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов».
Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы дополнительного образования как социального института.
«Образование в течение жизни» - вот девиз сегодняшнего дня. Только в этом случае, постоянно повышая свою квалификацию, а зачастую и осваивая совершенно новые пласты знаний, человек сможет добиться желаемых результатов. Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире.
Важнейшим компонентом новой модели дополнительного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.
Компетентностный подход складывается из компетенции и компетентности. «Компетенция» обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека. «Компетентный» в своем деле человек (от лат. competents – соответствующий, способный) означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный» (Толковый словарь).
Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыки, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идёт о компетентности как о простой сумме знания – умения - навыки, это понятие несколько иного смыслового ряда).
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, таким образом, подход, основанный на компетенции, подчёркивает практическую, действенную сторону, а подход, основанный на понятии «компетентность» – личностные качества и соотносится с гуманистическими целями образования.
Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.
Принципы компетентностного подхода в образовании:
- Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
- Не усвоение информации, а освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности, на основе развития своих способностей.
- Оценивание для обеспечения возможности обучающемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
- Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности обучающихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
- МДДиЮ не учреждение, а самостоятельная организация, открытая социуму (участие детей в социальных проектах, детско-взрослых коллективах, в инновационных проектах, и т.п.).
- ПДО не начальник, а помощник обучающемуся в том, чтобы он занял место в культуре и социуме, соответствующее его интересам и способностям.
- Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, обучающихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности в процессе внутренней и внешней экспертизы.
- Качество дополнительного образования определяется потребителями образовательных результатов (обучающимися, родителями, работодателями, обществом в целом) и, в конечном счете, темпами развития общества и инновационной экономики. Для этого разрабатывается система национальных приоритетов в достижении детьми определенных образовательных результатов. Разрабатывается компетентностный стандарт.
- Качество работы педагога определяется системой показателей, позволяющих оценить направленность его деятельности на достижение детьми требуемых обществу образовательных результатов.
- Дополнительное образование само разрабатывает образовательные программы и создают все необходимые условия для реализации образовательных приоритетов.
Компетентности подразделяют на:
- Социально-политические, позволяющие человеку реализовать активную позицию в жизни в многокультурном обществе.
- Коммуникативные, рассматриваемые как способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и т.д., т.е. обеспечивающие эффективную устную и письменную коммуникацию.
- Информационные, включающие в себя умения поиска, отбора, представления информации, решения профессиональных задач с помощью ИКТ и обусловленные возникновением и развитием информационного общества.
- Личностные, связанные с самоуправлением – умения ставить и реализовывать жизненные цели, организационно-управленческий потенциал, способствовать эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения.
Что даёт компетентностный подход педагогу и ученику?
- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями обучающихся;
- подготовить детей к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;
- подготовить обучающихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.
Зеер отмечает, что компетентность человека – это знания, умения, опыт, а способность мобилизовать их – компетенция личности. Компетенция отражает комплексный результат деятельности и включает в себя не только знания, умения, навыки (компетенции), но и личностные качества.
Основные составляющие компетентности педагогических работников.
Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя, педагога в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение документации на электронных носителях.
Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование. Понятие это многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. Понятие профессиональной компетентности педагога можно определить как: «владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».
Что же такое профессионализм?
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Компетентность педагога характеризуется основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное мастерство, это:
- Педагогическая деятельность – углубление научных знаний, наработка методической базы, формирование профессионально значимых умений и навыков учителя;
- Личность учителя, педагога как человека, который учится всю жизнь, и только в этом случае он обретает право учить;
- Психолого-педагогическое общение, которое включает в себя культуру педагогического общения, развитие способностей работать в коллективе, освоение корпоративных норм поведения.
Педагогические критерии компетентности педагога.
Первый критерий – это уровень обученности детей, так называемый ЗУН (знания, умения, навыки)
Второй критерий – уровень сформированности обще учебных умений и навыков (ОУУН). Это:
- Учебно - информационные умения
- Учебно - логические умения
- Учебно - управленческие умения
Третий критерий – это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне.
Четвертый критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Педагог – это тот человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы становится его самообразование, целью которого является овладение теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Пятый критерий – образования педагогов и повышение квалификации. Это одно важнейших условий для повышения своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания.
Шестой критерий – способность к самоанализу, самодиагностики, так называемой рефлексии.
Педагоги, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:
- Размышления, претворенные в действие (т.е. придумал и сделал)
- Размышления по поводу совершенных действий (т.е. анализ совершенного) – рефлексия. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Психологические критерии компетентности педагога.
«Настоящее образование – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему» - писал Добролюбов.
1. Интерес, мотивация.
Что интересует моих учеников? Можно спросить, а лучше создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.
2. Сознательное обучение.
Нужно научиться воспитывать у ребенка требуемое отношение к учебе.
3. Взаимоотношения в системе «Педагог – ученик».
Правильное взаимодействие педагога с ребенком является ведущей переменной процесса обучения, обуславливает формирование познавательных действий обучающихся.
4. Учет индивидуальных особенностей ученика.
Воспитание внимания зависит от личных качеств педагога. К числу наиболее важных качеств педагога относят внимательность и наблюдательность, педагог должен по глазам учеников уметь понимать:
- Как на уроке создана установка быть внимательным;
- Как использованы внешние особенности наглядного материала;
- Как организована смена видов деятельности;
- Как учитываются возрастные особенности;
- Как организована активность обучающихся.
Личностные критерии компетентности педагога.
Специфической чертой деятельности педагога является высокая включенность в неё личности педагога. Это означает, что личностные особенности педагога выступают как инструмент его профессиональной деятельности.
1. Эмоциональность
- интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
- адекватность эмоционального состояния педагога на деятельность обучающихся;
- доброжелательность реакции педагога на возбуждение;
- уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.
К сожалению, почти все педагоги приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство раздражает, угнетает обучающихся.
2. Выразительность речи.
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи педагога. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:
- общение с хорошей литературой, искусством, природой;
- общение с интересными людьми, любовь, дружба;
- общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
3. Творческое начало личности.
Педагог, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на занятиях скучно. И это приговор педагогу!
4. Организаторские способности.
Необходимы как обеспечения работы самого педагога, так для создания хорошего ученического коллектива.
5. Чувство юмора.
Дети любят разных педагогов, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. Детям иногда хочется, чтобы педагог просто пошутил, посмеялся от души вместе с ребятами, ведь не всегда же они бывают «трудными», да и не все. Василий Сухомлинский говорил: «Отсутствие у педагога чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: педагог не понимает детей, дети не понимают педагога. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого педагог часто не находит выхода».
6. Настойчивость, дисциплинированность.
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Будучи стержнем профессиональной деятельности педагога, профессиональная компетентность позволяет характеризовать его как субъекта деятельности, определять качество этой деятельности, выраженное в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.
Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способностей адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационного насыщенного пространства.
ВЫВОД: Новое прочтение задач и содержания образования исходит из нового понимания главной цели – формирование личности, которая знает + умеет + способна + хочет приносить пользу себе и людям. (компетентностный подход к образованию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Региональный научно-методический семинар «Оценка соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию про-фессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: аспект алгоритмизации»)
Выступление по теме «Из опыта работы школы по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования
Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....
Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный педагог.
Публичное выступление на тему: "Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный педагог"...
Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов
В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочих программ по математике в 5 классах в соответствии с требованиями
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагоговПриволжского района города Казани по разработке рабочих пр...