Влияние образовательного процесса на формирование социальной ответственности школьника
статья на тему
Формирование интегративных качеств школьника является неотъемлемой частью процесса достижения образования нового поколения. Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, влияют и на представления о том, каким общество и государство представляют подростка, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации образование. Соответственно перед каждым преподавателем неизбежно встает проблема: не только формирование, но и развитие социально ответственной личности. На уроках обществознания и права мы ежедневно стараемся решить эту проблему.
Целью исследования моей работы является формирование в обучающихся социально ответственной личности, а также помощь в развитии социальных интегративных качеств школьника.
1. Влияя на уроках обществознания и права непосредственно на развитие в школьниках 6-7 классов качеств любознательности и активности, а кроме того эмоциональной отзывчивости, перед преподавателем встает задача формирования и развития в ученике заинтересованности познавательной деятельностью, возможности действовать самостоятельно, ликвидировать в страх перед постижением новых границ знаний и возможности совершать ошибки. Наиболее ярко данное качество можно развить на таких уроках, как «Познай самого себя», «Что человек чувствует, о чем размышляет?», «Общение». Важнейшим средством на пути достижения качеств любознательности, активности и эмоциональной отзывчивости, несомненно, является формирование в коллективе соответствующей эмоциональной атмосферы, при которой ученики младшего подросткового возраста могут полностью и безоговорочно доверять не только учителю, но и друг другу. Примером упражнений, проводимых с целью развития данных интегративных качеств служит работа, проводимая в рамках урока «Семья – ячейка общества». В ходе работы обучающимся предлагается обсуждение картины В.В. Пукирева «Неравный брак» сначала в паре с соседом, затем в коллективе из четырех человек, итогом работы является дискуссия с классом, в ходе которой выявляются основные главные проблемы, поднимаемые сюжетом картины. Главная задача учеников, выявить объяснить как выглядят жених и невеста, прочувствовать их эмоции, спрогнозировать будущую жизнь семейной пары. Главная особенность данного упражнения заключается в том, что любой ответ учащегося должен приниматься с уважением и как значимую часть итогового ответа. В ходе выполнения данного упражнения учащиеся развивают в себе способность не только мыслить индивидуально, но и работать в коллективе, развитие эмпатических способностей, способность выражать свои мысли не боясь осуждения.
2. Немаловажным также является развитие качества владения средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, при формировании которого перед педагогом встает задача помочь обучающемуся раскрыться перед родителями, преподавателями, сверстниками и, что особенно важно, перед самим собой. На уроках обществознания и права обучающийся имеет возможность освоить на уровне функциональной грамотности системы необходимые для социальной адаптации знания: об обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина. Примером работы, проводимой с целью развития данных интегративных качеств служит упражнение, проводимое совместно с родителями или старшими братьями/сестрами в рамках подготовки домашнего задания к уроку «Семейное хозяйство». В ходе выполнения данной работы обучающийся должен подготовиться к выступлению в диспуте на тему «Готов ли я вести семейное хозяйство?». Задача обучающихся составить таблицу самоанализа, главные критерии которой – виды хозяйственной деятельности, чем я помогаю по дому на данный момент, чем я смогу помогать в ближайшем будущем. Обучающийся самостоятельно выделяет виды хозяйственной деятельности (урока в собственной комнате, уход за домашним животным, стирка, мытье посуды, чистка ковром и т.д.), затем отмечает те виды хозяйственной деятельности, которые от выполняет на данный момент, и в итоговой части обсуждает с родителями или старшими братьями/сестрами какие из указанных видов деятельности ребенок способен выполнять дополнительно. В ходе подведения итогов на уроке проводится дискуссия, обучающиеся представляет одноклассникам свое выступление, комментируя которое ученики и преподаватель должны предлагать только положительные комментарии и предложения по развитию ученика.
3. Помимо того, на уроках обществознания и права обучающемуся предоставляется возможность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. В данном случае перед учителем встает сложная задача наделить обучающихся умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях. В этом педагогу, несомненно, помогают различные игры, проводимые на уроках, ставящие перед учеником интересные задачи; коллективная работа над проблемным заданием, исследовательская деятельность. Примером работы, проводимой с целью развития данных интегративных качеств является игра «Семейные отношения», проводимая в рамках урока «Семья – ячейка общества». В ходе игры ученики должны поделиться на команды, в каждой группе обучающиеся выбирают предлагаемые социальные роли – мама, папа, бабушка, дочь, сын, учитель, участковый и т.д. Каждой команде выдается отдельное проблемное задание, решение на которое должно быть найдено коллективно и в последствии представлено на обсуждение всему классу в виде минисценки. Примеры проблемных заданий: 1. Сын систематически прогуливает школу, отец и мать все свободное время проводят на работе. Предложите возможные пути решения данной проблемы классным руководителем. 2. Чем может помочь Аня своей однокласснице из неполной семьи, в которой мать большое количество времени проводит на работе и не имеет возможности уделять ребенку должное внимание. 3. Родители четырнадцатилетнего Алексея узнали от его классного руководителя, что их сын курить. Как должны повести себя родители и классный руководитель?
Мониторинг результатов обучения – это неотъемлемая часть работы преподавателя. Целью данной работы является контроль, исправление возможных недочетов работы и корректировка последующего обучения. Немаловажным является мониторинг при формировании и развитии социально ответственной личности. Помощью в данной работе служат тесты, контрольные работы, самостоятельные задания и т.д. Но в то же время стоит уделять особое внимание практическим навыкам ученика, поскольку социальная ответственность, в первую очередь, это качество практическое, духовное, и выявить уровень развития данного качества только теоретическими методами не возможно. В данном случае весомую помощь преподавателю могут оказать проблемные задания, выявляющие уровень ситуативного мышления школьника. Подобные проблемные задания можно предлагать из художественной литературы или реальной жизни. Например: «Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни». Подобные задания помогут выявить уровень развития социальной ответственности ученика:
1. Высокая степень – ученик способен выявить проблему (Н-р, противостояние граждан против своего народа), объяснить моральные противоречия данной проблемы, способен эмоционально приять проблемную ситуацию и сформировать личное мнение по заданному вопросу, способен объяснить свою позицию.
2. Средняя степень – ученик при помощи учителя выявляет проблему вопроса, способен эмоционально приять проблемную ситуацию и частично сформировать личное мнение по заданному вопросу, способен частично объяснить свою позицию.
3. Низкая степень – ученик не способен выявить проблему вопроса, не способен эмоционально приять проблемную ситуацию и сформировать личное мнение по заданному вопросу, не способен выразить свое мнение.
Несомненно, для обучающихся крайне важны не только знания, получаемые на уроке, но и их эмоциональная насыщенность. Непосредственно на уроках стараюсь поддерживать эмоциональную составляющую на протяжении всего урока, помощью при этом служат различные проблемные ситуации, не имеющие единственного правильного решения, создание дискуссий, мини - конференций в группах. Важной частью является проведение интегрированных уроков, в течение которых ученики стараются самостоятельно при помощи знаний, полученных ранее, рассмотреть новую проблемную ситуацию или тему в целом. Главной целью учителя при проведении занятия является мотивация учащихся, обозначение рамок изучения темы, контроль за действиями обучающихся и помощь отстающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_obrazovatelnogo_protsessa_na_formirovanie_sotsialnoy_otvetstvennosti_shkolnika.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние образовательного процесса на формирование социальной ответственности школьника
Формирование интегративных качеств школьника является неотъемлемой частью процесса достижения образования нового поколения. Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, влияют и на представления о том, каким общество и государство представляют подростка, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации образование. Соответственно перед каждым преподавателем неизбежно встает проблема: не только формирование, но и развитие социально ответственной личности. На уроках обществознания и права мы ежедневно стараемся решить эту проблему.
Целью исследования моей работы является формирование в обучающихся социально ответственной личности, а также помощь в развитии социальных интегративных качеств школьника.
1. Влияя на уроках обществознания и права непосредственно на развитие в школьниках 6-7 классов качеств любознательности и активности, а кроме того эмоциональной отзывчивости, перед преподавателем встает задача формирования и развития в ученике заинтересованности познавательной деятельностью, возможности действовать самостоятельно, ликвидировать в страх перед постижением новых границ знаний и возможности совершать ошибки. Наиболее ярко данное качество можно развить на таких уроках, как «Познай самого себя», «Что человек чувствует, о чем размышляет?», «Общение». Важнейшим средством на пути достижения качеств любознательности, активности и эмоциональной отзывчивости, несомненно, является формирование в коллективе соответствующей эмоциональной атмосферы, при которой ученики младшего подросткового возраста могут полностью и безоговорочно доверять не только учителю, но и друг другу. Примером упражнений, проводимых с целью развития данных интегративных качеств служит работа, проводимая в рамках урока «Семья – ячейка общества». В ходе работы обучающимся предлагается обсуждение картины В.В. Пукирева «Неравный брак» сначала в паре с соседом, затем в коллективе из четырех человек, итогом работы является дискуссия с классом, в ходе которой выявляются основные главные проблемы, поднимаемые сюжетом картины. Главная задача учеников, выявить объяснить как выглядят жених и невеста, прочувствовать их эмоции, спрогнозировать будущую жизнь семейной пары. Главная особенность данного упражнения заключается в том, что любой ответ учащегося должен приниматься с уважением и как значимую часть итогового ответа. В ходе выполнения данного упражнения учащиеся развивают в себе способность не только мыслить индивидуально, но и работать в коллективе, развитие эмпатических способностей, способность выражать свои мысли не боясь осуждения.
2. Немаловажным также является развитие качества владения средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, при формировании которого перед педагогом встает задача помочь обучающемуся раскрыться перед родителями, преподавателями, сверстниками и, что особенно важно, перед самим собой. На уроках обществознания и права обучающийся имеет возможность освоить на уровне функциональной грамотности системы необходимые для социальной адаптации знания: об обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина. Примером работы, проводимой с целью развития данных интегративных качеств служит упражнение, проводимое совместно с родителями или старшими братьями/сестрами в рамках подготовки домашнего задания к уроку «Семейное хозяйство». В ходе выполнения данной работы обучающийся должен подготовиться к выступлению в диспуте на тему «Готов ли я вести семейное хозяйство?». Задача обучающихся составить таблицу самоанализа, главные критерии которой – виды хозяйственной деятельности, чем я помогаю по дому на данный момент, чем я смогу помогать в ближайшем будущем. Обучающийся самостоятельно выделяет виды хозяйственной деятельности (урока в собственной комнате, уход за домашним животным, стирка, мытье посуды, чистка ковром и т.д.), затем отмечает те виды хозяйственной деятельности, которые от выполняет на данный момент, и в итоговой части обсуждает с родителями или старшими братьями/сестрами какие из указанных видов деятельности ребенок способен выполнять дополнительно. В ходе подведения итогов на уроке проводится дискуссия, обучающиеся представляет одноклассникам свое выступление, комментируя которое ученики и преподаватель должны предлагать только положительные комментарии и предложения по развитию ученика.
3. Помимо того, на уроках обществознания и права обучающемуся предоставляется возможность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. В данном случае перед учителем встает сложная задача наделить обучающихся умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях. В этом педагогу, несомненно, помогают различные игры, проводимые на уроках, ставящие перед учеником интересные задачи; коллективная работа над проблемным заданием, исследовательская деятельность. Примером работы, проводимой с целью развития данных интегративных качеств является игра «Семейные отношения», проводимая в рамках урока «Семья – ячейка общества». В ходе игры ученики должны поделиться на команды, в каждой группе обучающиеся выбирают предлагаемые социальные роли – мама, папа, бабушка, дочь, сын, учитель, участковый и т.д. Каждой команде выдается отдельное проблемное задание, решение на которое должно быть найдено коллективно и в последствии представлено на обсуждение всему классу в виде минисценки. Примеры проблемных заданий: 1. Сын систематически прогуливает школу, отец и мать все свободное время проводят на работе. Предложите возможные пути решения данной проблемы классным руководителем. 2. Чем может помочь Аня своей однокласснице из неполной семьи, в которой мать большое количество времени проводит на работе и не имеет возможности уделять ребенку должное внимание. 3. Родители четырнадцатилетнего Алексея узнали от его классного руководителя, что их сын курить. Как должны повести себя родители и классный руководитель?
Мониторинг результатов обучения – это неотъемлемая часть работы преподавателя. Целью данной работы является контроль, исправление возможных недочетов работы и корректировка последующего обучения. Немаловажным является мониторинг при формировании и развитии социально ответственной личности. Помощью в данной работе служат тесты, контрольные работы, самостоятельные задания и т.д. Но в то же время стоит уделять особое внимание практическим навыкам ученика, поскольку социальная ответственность, в первую очередь, это качество практическое, духовное, и выявить уровень развития данного качества только теоретическими методами не возможно. В данном случае весомую помощь преподавателю могут оказать проблемные задания, выявляющие уровень ситуативного мышления школьника. Подобные проблемные задания можно предлагать из художественной литературы или реальной жизни. Например: «Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни». Подобные задания помогут выявить уровень развития социальной ответственности ученика:
1. Высокая степень – ученик способен выявить проблему (Н-р, противостояние граждан против своего народа), объяснить моральные противоречия данной проблемы, способен эмоционально приять проблемную ситуацию и сформировать личное мнение по заданному вопросу, способен объяснить свою позицию.
2. Средняя степень – ученик при помощи учителя выявляет проблему вопроса, способен эмоционально приять проблемную ситуацию и частично сформировать личное мнение по заданному вопросу, способен частично объяснить свою позицию.
3. Низкая степень – ученик не способен выявить проблему вопроса, не способен эмоционально приять проблемную ситуацию и сформировать личное мнение по заданному вопросу, не способен выразить свое мнение.
Несомненно, для обучающихся крайне важны не только знания, получаемые на уроке, но и их эмоциональная насыщенность. Непосредственно на уроках стараюсь поддерживать эмоциональную составляющую на протяжении всего урока, помощью при этом служат различные проблемные ситуации, не имеющие единственного правильного решения, создание дискуссий, мини - конференций в группах. Важной частью является проведение интегрированных уроков, в течение которых ученики стараются самостоятельно при помощи знаний, полученных ранее, рассмотреть новую проблемную ситуацию или тему в целом. Главной целью учителя при проведении занятия является мотивация учащихся, обозначение рамок изучения темы, контроль за действиями обучающихся и помощь отстающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Семья- активный субъект формирования социальной ответственности молодежи"
«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»...
Влияние социально-психологического климата учреждения на формирование социальной направленности школьников
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (с...
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Данное выступление было заслушано на семинаре : «Организация личностно развивающей внеурочной деятельности»....
Формирование социальной ответственности у студентов.
В статье рассматривается проблема общественного воспитания выпускников учреждений, в недостаточной мере подготовленных к жизни в обществе, трудно адаптирующихся и ориентир...
Внедрение современной информационной модели работы социального педагога с участниками образовательного процесса по формированию законопослушного поведения.
Определены цель и задачи деятельности социального педагога в работе с участниами образовательного процесса по формирорванию законопослушного поведения. Статья рассказывает о работе социального педагог...
Формирования социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы
Социальную ответственность необходимо формировать в период активного социального взросления подростков, и особая роль в этом процессе отводится школе. Школа в соответствии с федеральными государственн...
Дополнительное образование - как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности школьников
Материал из сборника IIIмежрегиональной научно-практической конференции "Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин", с.Иволгинск 2021 г...