Реализация профессионального стандарта педагога в деятельности воспитателя
статья на тему

Воспитание как «деятельность, направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанника на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ященко Анна Борисовна,

воспитатель СП «Детский дом» СПб ГБПОУ

«Лицей сервиса и индустриальных технологий»

Реализация профессионального стандарта педагога в деятельности воспитателя

Все виды деятельности имеют свой профессиональный стандарт. Воспитатель – это особенно ответственное призвание. Не удивительно, что данная категория также подверглась определенной стандартизации.

Профессиональный стандарт предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Целью нововведения явилось формирование в обществе нового взгляда на воспитательскую деятельность. Понятно, что он по-прежнему должен: иметь высокий уровень образованности, быть интеллигентным, добрым, чутким и внимательным к воспитанникам, понимать проблемы своих подопечных. Но также нынешний воспитатель в условиях развития технологий, новых возможностей в IT сфере должен постоянно совершенствоваться, осваивать новые формы подачи материала и уметь выйти за рамки чисто воспитательской специализации. В этих условиях, новые профстандарты для педагогов помогут быстрее превратить обычного воспитателя в универсального специалиста, ориентирующегося во многих областях современного мира.

Понятно, что все это произойдет не сразу. Однако планка требований уже поднята и задача всех воспитателей как можно быстрее достичь высот, отвечающих времени.

От профессионализма, внимательности и лояльности воспитателя зависит то, кем его подопечные станут в будущем и смогут ли они добиться высот в жизни. Теперь воспитателю придется не только следовать должностным инструкциям, но и обращать внимание на другие немаловажные аспекты в своей работе. Для того чтобы специалист смог подтвердить свой уровень профессионализма, а также осуществлять грамотную рабочую деятельность, ему необходимо подтвердить квалификацию. Как раз для этих целей используется профстандарт.

В наше время воспитатель должен обладать: разносторонней образованностью, информированностью, компетенцией, эрудицией, толерантностью, креативностью, гибкой и творческой личностью, готовностью к переменам, мобильностью, способностью к нестандартным действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений, иметь стремление к самообразованию. Кроме вышеуказанных требований, профессиональный педагог обязан находить общий язык с разными детьми, учитывая индивидуальные особенности их характера и развития.

Также будет существенным плюсом, если воспитатель сумеет быть внимательным к личности воспитанника, увидит в нем задатки таланта и разовьет их. В общем, сегодня воспитатель обязан всегда держать «ухо востро», быть примером для подражания и блистать прекрасными профессиональными качествами.

В соответствии с новыми нормами, воспитатель наделяется большими свободами действий, но в то же время и уровень его ответственности за воспитанниками возрастает.

Сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать следующие компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

  • Гуманная педагогическая позиция;
  • Владеть формами и методами воспитательной работы. Глубокое понимание задач воспитания;
  • Потребность и способность заботиться об экологии, о сохранении физического и духовного здоровья воспитанников;
  • Внимание к индивидуальности каждого ребенка;
  • Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую и культурно-информационную образовательную среду;
  • Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;
  • Эффективно управлять группой ребят, с целью вовлечения их в процесс воспитания, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели и задачи, способствующие развитию детей, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения;
  • Устанавливать четкие правила поведения в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации;
  • Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации органов самоуправления;
  • Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
  • Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
  • Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
  • Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач;
  • Уметь анализировать реальное состояние дел в коллективе, поддерживать в деловую дружелюбную атмосферу;
  • Уметь защищать достоинство и интересы воспитанников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
  • Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни организации, внося в них свой положительный вклад;
  • Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.

В современном российском обществе воспитание детей и молодежи осуществляется в условиях экономического и политического реформирования. Акцент в воспитании переносится на формирование у детей таких качеств, как способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Воспитание у детей всех известных нам положительных качеств, и в первую очередь воспитание коммуникабельности, то есть умения общаться друг с другом с минимальным количеством конфликтов.

Главной целью воспитания представляется достаточно широкая программа «врастания» в жизнь, строящаяся на основе стимулирования максимально возможного проявления творческого потенциала детей. Ведущим компонентом системы выступает свободный выбор и смена видов деятельности. На этом фоне в самостоятельной творческой деятельности происходит формирование «самости», проявление себя как личности, способной к творчеству и самосовершенствованию. Модернизация процесса образования в Российской Федерации предполагает ориентацию на развитие личности ребёнка, а не только на усвоение им суммы знаний. В условиях перехода от модели воспитания, направленной на усвоение опыта, умений и навыков, к модели компетентностно-деятельностной, при которой средством, непосредственно обеспечивающим результат, является деятельность воспитанника, главным показателем эффективности этой деятельности является ее результат – личность воспитанника.

Воспитание личности рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание благоприятных условий для развития фундаментальных ценностей, оказание помощи детям в жизненном самоопределении, социальной адаптации, в гражданском, нравственном и профессиональном становлении.

Неслучайно в Концепции духовно-нравственного воспитания подростков, конкретно сформулирован идеал современного человека – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народов России».

Вполне закономерно, что перед воспитателями встает проблема определения эффективности процесса воспитания и качества его результата, определения уровня сформированности у детей ценностных ориентаций.

Воспитание как «деятельность, направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанника на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

«Ребёнок учится всему, что видит у себя в дому. Родители – пример ему», – поэтические строки немецкого учёного и писателя XIV века Себастьяна Брандта остаются актуальными и в XXI веке. Очень важны для ребенка модели родительского поведения: став взрослыми, дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье его родителей.

Семья как раз и является уникальным посредником между индивидуумом и государством, мощным транслятором нравственно-этических, культурных ценностей от поколения к поколению, семейных и национальных традиций.

Но в нашем СП «Детский дом» воспитываются подростки, оставшиеся по тем или иным причинам без родителей, лишённые стабильной, уверенной привязанности к взрослому, отягощённые негативным семейным и личным опытом, патологической наследственностью, в большинстве случаев с задержкой физического и психического развития.

К нам приходят дети, у которых проявляется отсутствие способностей ориентироваться в современном обществе, изменять своё поведение и запросы, в зависимости от обстоятельств, в неспособности самореализоваться в жизни с позитивной точки зрения.

Трудности социализации наиболее ярко проявляются у выпускников, для которых характерно наличие следующих черт: иждивенческая позиция, апатия, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики, отсутствие бережливости, ответственности, навыков конструктивного общения, инфантилизм, замедленное самоопределение, неспособность к сознательному выбору своей профессии, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями, деформировано социальное пространство личности, проявляющиеся в росте числа преступлений, суицидов и других социальных девиаций.

Составленные программы воспитания в структурном подразделении сориентированы на формирование ценностных ориентаций и качеств личности, определяющих результат воспитания.

Основная задача воспитателя в СП – наполнить повседневную жизнь воспитанников интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности. Для этого создана единая воспитательная атмосфера в лицее, которая способствует успешной социализации и личностному развитию воспитанника.

Проблема формирования нравственных ценностей у наших воспитанников является всегда актуальной. Задача воспитания заключается не просто в передаче знания о существовании ценностей, а в формировании у них внутренней потребности следовать этим ориентациям. Неправильно было бы понимать что, чем больше ценностных ориентаций, тем глубже их понимание. Качество воспитания зависит от того, насколько глубоко и прочно сформированы ценностные категории, как они поняты и приняты воспитанником, в какой мере они затронули мотивационную сферу.

Благодаря применению воспитателями инновационных методик воспитания у каждого ребенка есть возможность выстраивать свою собственную траекторию, постепенно передвигаться по ней, совершенствовать свои умения и навыки. Нельзя упускать из вида ни одной стороны воспитания. Реалии современности таковы, что часто по отдельным вопросам только через информационную среду обеспечивается взаимодействие воспитателя с воспитанниками.

Необходимо проявлять постоянное внимание к воспитаннику, проживать с ним и общие радости, и горести, и тревоги. Успокаивать, подбадривать и мотивировать на успех! Чаще решать ситуативные «задачи». Учить подростков управлять собой в зависимости от ситуации и развивать навыки правильного и разумного поведения в повседневной реальной жизни.

Необходимо вовлечение подростков в различные виды деятельности: образовательную, игровую, поисковую, с элементами проектной и исследовательской деятельности, трудовую, особое внимание уделять физическому развитию подрастающего поколения, своевременный контроль.

Работа строится с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей воспитанников. Содержание занятий создаются с учетом пожеланий и потребностей воспитанников.

Эффективность реализации занятий зависит от педагогически обоснованного выбора и системы применения воспитательных технологий, форм совместной деятельности. Приоритетное значение имеют технологии, формы и методы, обеспечивающие пространство для самореализации, самодеятельности, востребованность инициатив воспитанников, эмоциональность, красочность, наличие перспектив социального роста, возможность самостоятельного выбора видов деятельности и социальных ролей, продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми, интенсивность общения, расширение пространства социального творчества, формирование позитивного социального опыта.

Необходимо уделять повышенное внимание и к внеурочной деятельности: занятия в творческих студиях, кружках, клубах, участии воспитанников в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Современное СП «Детский дом» - это место, где подросток получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и видах деятельности.

А работа с воспитанниками требует от воспитателей зрелости и гибкости, творческого подхода и большого терпения. Воспитателям каждый день приходится решать разнообразные и сложные профессиональные задачи, осваивать и выполнять новые функции, востребованные современным обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога в деятельности учителей русского языка и литературы

 С 1 января 2015 года начинает действовать, как нормативный документ, новый профессиональный стандарт для российский учителей.   Данный стандарт отвечает высоким требованиям, кот...

Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы

Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...

"Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога"

Выступление на августовской конференции 2016г "Информационная и медийная грамотность учителя в рамках  реализации профессионального стандарта педагога"...

Деятельность учителя (по предметам) в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта "Педагог" физическая культура

Деятельность учителя (по предметам) в условияхреализации ФГОС и профессионального стандарта "Педагог" физическая культура...

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учите

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, о...

Дорожная карта внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в МБОУ СОШ №2

Цель: Обеспечение перехода образовательной организации на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего...