Программа "Формирование социальных умений у учащихся с ОВЗ"
рабочая программа на тему
Формирование социальных умений у учащихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsia_1.doc | 260 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»
Утверждаю от «__» ___ 2015г. Директор С.А.Дюг | Принята на педагогическом совете Протокол №__ от «__» ______ 2015г. | Рассмотрено на МО учителей надомного обучения Протокол № 1 от «__» __ 2015 г. | |
(подпись) |
|
ПРОГРАММА
Формирование социальных умений у учащихся с ОВЗ
Составила
учитель надомного обучения
Епифанова Т.А.
Смоленск
2015 год
Пояснительная записка
Цель программы:
создание условий, способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Задачи:
- Создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого воспитанника.
- Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
- Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки, необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми.
- Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
- Формировать навыки и умения, необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.
Срок реализации программы– 3 года (2015-2018гг.)
Обоснование необходимости разработки программы.
Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы — обеспечение успешной социализации ребенка. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания».
Основной задачей обучения является подготовка детей к самостоятельной жизни в обществе на максимально доступном для каждого учащегося уровне, формирование необходимых социальных умений. Социальная адаптация требует систематической, целенаправленной, долгосрочной работы, которая поможет учащимся освоиться в обычной социальной среде. Педагог должен создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков.
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья социальные умения зачастую не формируются даже к подростковому возрасту. Для их формирования необходима специальная организация учебного процесса, которая включала бы в себя как работу в рамках уроков, так и практические посещения объектов социального пользования (магазинов, сбербанков, почты, билетных касс и т.д.) для формирования практических умений. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии даже в подростковом возрасте не могут самостоятельного ездить в транспорте, не могут совершать покупки, не владеют денежными операциями, не ориентируются в ценах, достоинствах купюр и монет. Как правило, самостоятельно не передвигаются по улице даже в пределах своих микрорайонов. Поведение таких детей в незнакомых для них местах зачастую неадекватно: они могут громко кричать или смеяться, размахивать руками, бегать или прыгать.
Некоторые родители практически не занимаются обучением детей в направлении социальных отношений. Они редко посещают с детьми предприятия торговли, общественного питания, культурно-массовых учреждений, мест массового отдыха, почты, аптеки, так как каждый выход с ребенком является для родителей стрессовой ситуацией. Вероятно, потому что такие дети привлекают внимание, окружающие люди не всегда адекватно реагируют на поведение шумного и «необычного» ребёнка, могут оскорбить и обидеть, объясняя это некоторыми неудобствами. Иногда так ведут себя и работники магазинов и кафе. Поэтому педагог может взять на себя основную роль по формированию у детей социальных умений. Педагогам необходимо обеспечить выездную педагогическую работу и посредством посещения социальных объектов готовить детей к самостоятельной жизни в социуме.
Следует понимать, что основным педагогическим приемом обучения данной категории детей является многократный показ способа действия с последующим совместным выполнением со взрослым. Учитывая этот факт, необходимо обеспечить систематические и регулярные посещения объектов социального назначения, поездки в транспорте с отработкой маршрутов «дом-школа-дом», практические упражнения в покупках и пользовании средствами связи. Таким образом дети будут усваивать компетенции, необходимые для дальнейшей адаптации в социуме.
Необходимость деятельности, направленной на социализацию детей-инвалидов, обусловлена следующими факторами:
- специфика образовательного процесса, обусловленная проблемами развития детей (ограничение образовательных интеллектуальных, речевых, коммуникативных, физических возможностей);
- сужение сенсорного спектра;
- патохарактерологические изменения в структуре личности детей, обусловливающие затруднения любых контактов;
- недостатки информированности в обществе о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья и толерантного отношения к ним;
Социализирующие мероприятия | ||||
№ п/п | Формируемые умения | Мероприятия | Условия проведения | Сроки |
1 | Формирование умения пользоваться общественным транспортом | 1. Знакомство с различными видами транспорта. Игры «Собери пазлы», «Узнай по детали», «Сходства и различия». | На уроках СБО, развития речи, во внеурочное время, во время прогулок с родителями | 2015-2018 уч.год |
2. Отработка маршрутов «Дом-школа-дом», «Дом – центр города – дом». | На уроках развития речи, СБО, во внеурочное время | 2015-2018 уч.год | ||
3. Знакомство с маршрутами трамваев, троллейбусов и автобусов. | На уроках чтения методом глобального чтения, во внеурочное время | В течение всего периода | ||
4.Изучение основных ПДД, знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. | На уроках СБО, во внеурочное время | В течение всего периода | ||
5.Сюжетно-ролевые игры «Оплачиваем проезд», «Предъявляем проездной билет». | Во внеурочное время, на уроках развития речи, СБО. | 2015-2018 уч.год | ||
6. Поездки совместно с родителями на транспорте с выходом на необходимых остановках, с самостоятельной оплатой проезда. | Общественный транспорт. | По итогам изучения тем. | ||
7. Просмотр мультфильмов, в которых герои пользуются транспортом. | Во внеурочное время. | По итогам изучения тем. | ||
№ п/п | Формируемые умения | Мероприятия | Условия проведения | Сроки |
2. | Формирование умения пользоваться предприятиями торговли | 1. Знакомство с различными видами предприятий торговли (магазин, рынок, киоск, торговая палатка). | На уроках развития речи, СБО, во внеурочное время, во время прогулок с родителями | В течение всего периода. |
2. Знакомство с правилами поведения в магазине. | На уроках СБО, развития речи, во внеурочное время | В течение всего периода. | ||
3. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Я покупаю обувь (фрукты, хлеб, молоко…). | Во внеурочное время | 2015-2018 уч.год | ||
4. Посещение магазинов с целью отработки умений, полученных на занятиях. | Во внеурочное время | Не реже одного раза в неделю. | ||
3. | Формирование умения пользоваться аптекой. | 1. Знакомство с понятием «Аптека». | На уроках СБО, во внеурочное время | 2015-2018 уч.год |
2. Знакомство с правилами поведения в аптеке. | Помещение близлежащей аптеки. | В течение всего периода. | ||
3. Практические упражнения в покупке витаминов в аптеке. | Помещение аптеки | По итогам изучения темы. | ||
4. Сюжетно-ролевые игры «Я иду в аптеку», «Что можно купить в аптеке?». | На уроках СБО, во внеурочное время | В течение всего периода. | ||
5. Посещение аптеки (самостоятельная покупка ребенком). Закрепление правил поведения в аптеке, умения общаться с провизором. | Помещение аптеки | По итогам изучения темы. | ||
4. | Формирование умения пользоваться предприятиями общественного питания | 1. Знакомство с видами предприятий общественного питания. | На уроках развития речи, СБО,во внеурочное время, во время прогулок | 2015-2018 уч.год |
2. Знакомство с правилами поведения в кафе, столовой. Сюжетно-ролевые игры «Я иду в кафе». | Во внеурочное время | 2015-2018 уч.год | ||
3. Посещение предприятий общественного питания: кафе «Пицца Домино» | Помещения предприятий общественного питания | По договорен ности с родителями | ||
5. | Формирование умения посещать культурно-массовые учреждения | 1. Знакомство с видами культурно-массовых учреждений (кинотеатр, театр, музей). | На уроках развития речи, во внеурочное время во время внешкольных мероприятий, во время прогулок. | В течение всего периода. |
2. Знакомство с правилами поведения на культурно-массовых мероприятиях. | На уроках развития речи, во внеурочное время на воспитательных занятиях. | 2015-2018 уч.год | ||
4. Посещение представлений, киносеансов, спектаклей | Культурно-массовые учреждения. | В течение всего периода. | ||
6. | Формирование умения посещать места массового отдыха | 1. Знакомство с видами мест массового отдыха (парк). | На уроках развития речи, СБО, во внеурочное время. | В течение всего периода. |
2. . Знакомство с правилами поведения в парках и зонах отдыха. | На уроках развития речи, во внеурочное время. | 2015-2018 уч.год | ||
3. Посещение мест массового отдыха | Места массового отдыха | В течение всего периода. | ||
7. | Формирование умения пользоваться ПК, электронной почтой, сетью Интернет | Обучающие занятия для учащихся | С учителем на уроке | В течение всего периода. |
8. | Формирование умения пользоваться сотовой связью. | Обучающие занятия | На уроках развития речи, СБО | В течение всего периода. |
9. | Формирование умения вызова аварийных служб с сотового и стационарного телефона. | 1. Знакомство видами аварийных служб. | На уроках СБО, развития речи, во внеурочное время | В течение всего периода. |
2. Обучение правилам общения по телефону. | На уроках развития речи, СБО, во внеурочное время | В течение всего периода. | ||
3.Сюжетно-ролевые игры по закреплению умения вызывать экстренные службы. | Во внеурочное время | В течение всего периода. | ||
11. | Формирование умения принимать гостей и ходить в гости | «Званый ужин» с участием родителей. | По месту жительства учащихся. | В течение всего периода. |
12. | Совместный активный отдых со сверстниками и взрослыми. Самоорганизация поведения в природных условиях. | Совместные с родителями выезды на природу | На выезде | В течение всего периода |
Совместные с родителями общешкольных мероприятия | Помещение школы. | В течение всего периода |
Ожидаемые результаты программы:
Обучающие должны уметь:
- культурно вести себя в обществе и различных жизненных ситуациях;
- ориентироваться в окружающем мире;
-конструктивно взаимодействовать с окружающими;
- применять полученные знания в практической жизнедеятельности.
Знать:
- правила безопасной работы и гигиены труда;
- мир профессий;
- доступные приемы труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда".
Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее. Вопрос «Кем я ...
о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн
Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...
Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентациичерез разнообразные формы работы
Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...
Семинар-практикум для социальных педагогов школ города Стерлитамака «Социально-реабилитационное сопровождение учащихся в ОУ»
из опыта работы социального педагога...
Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентациичерез разнообразные формы работы
Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в...
Статья "Общение, как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР".
Общение - важнейший фактор формирование личночти, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую р...
Статья «Социально-педагогическое сопровождение "Социально — педагогическое сопровождение учащихся школы при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
laquo;Социально-педагогическое сопровождение МОУ «С(К)ОШ №15»...