Программа "Формирование социальных умений у учащихся с ОВЗ"
рабочая программа на тему

Епифанова Татьяна Анатольевна

Формирование социальных умений у учащихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sotsializatsia_1.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»

Утверждаю

от «__» ___ 2015г.

Директор С.А.Дюг

Принята на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» ______ 2015г.

Рассмотрено на МО учителей

надомного обучения

Протокол №  1

от «__»  __ 2015 г.

(подпись)

 

ПРОГРАММА

Формирование социальных умений у учащихся с ОВЗ

                                                    Составила

учитель надомного обучения

                                                               Епифанова Т.А.

Смоленск

2015 год

Пояснительная записка

Цель программы: 

создание условий, способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в обществе.

Задачи:

  1. Создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого воспитанника.
  2. Повышать уровень  познавательной активности и расширять объем  имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
  3. Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки, необходимые  для общения и взаимодействия с другими людьми.
  4. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
  5. Формировать навыки и умения, необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.

Срок реализации программы– 3 года (2015-2018гг.)

Обоснование необходимости разработки программы. 

    Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы — обеспечение успешной социализации ребенка. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания».

Основной задачей обучения является подготовка детей к самостоятельной жизни в обществе на максимально доступном для каждого учащегося уровне, формирование необходимых социальных умений. Социальная адаптация требует систематической, целенаправленной, долгосрочной работы, которая поможет учащимся освоиться в обычной социальной среде. Педагог должен создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков.

   У учащихся с ограниченными возможностями здоровья социальные умения зачастую не формируются даже к подростковому возрасту. Для их формирования необходима специальная организация учебного процесса, которая включала бы в себя как работу в рамках уроков, так и практические посещения объектов социального пользования (магазинов, сбербанков, почты, билетных касс и т.д.)  для формирования практических умений. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии даже в подростковом возрасте не могут самостоятельного ездить в транспорте, не могут совершать покупки, не владеют денежными операциями, не ориентируются в ценах, достоинствах купюр и монет. Как правило, самостоятельно не передвигаются по улице даже в пределах своих микрорайонов. Поведение таких детей в незнакомых для них местах зачастую неадекватно: они могут громко кричать или смеяться, размахивать руками, бегать или прыгать.

         Некоторые родители практически не занимаются обучением детей в направлении социальных отношений. Они редко посещают с детьми предприятия торговли, общественного питания, культурно-массовых учреждений, мест массового отдыха, почты, аптеки, так как каждый выход с ребенком является для родителей стрессовой ситуацией. Вероятно, потому что такие дети привлекают внимание, окружающие люди не всегда адекватно реагируют на поведение шумного и «необычного» ребёнка, могут оскорбить и обидеть, объясняя это некоторыми неудобствами. Иногда так ведут себя и работники магазинов и кафе. Поэтому педагог может взять на себя основную роль по формированию у детей социальных умений. Педагогам необходимо обеспечить выездную педагогическую работу и посредством посещения социальных объектов готовить детей к самостоятельной жизни в социуме.

    Следует понимать, что основным педагогическим приемом обучения данной категории детей является многократный показ способа действия с последующим совместным выполнением со взрослым. Учитывая этот факт, необходимо обеспечить систематические и регулярные посещения объектов социального назначения, поездки в транспорте с отработкой маршрутов «дом-школа-дом», практические упражнения в покупках и пользовании средствами связи. Таким образом дети будут усваивать компетенции, необходимые для дальнейшей адаптации в социуме.

  Необходимость деятельности, направленной на социализацию детей-инвалидов, обусловлена следующими факторами:

  • специфика образовательного процесса, обусловленная проблемами развития детей (ограничение образовательных интеллектуальных, речевых, коммуникативных, физических возможностей);
  • сужение сенсорного спектра;
  • патохарактерологические изменения в структуре личности детей, обусловливающие затруднения  любых контактов;
  • недостатки информированности в обществе о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья и толерантного отношения к ним;

     

Социализирующие мероприятия

№ п/п

Формируемые умения

Мероприятия

Условия проведения

Сроки

1

Формирование умения пользоваться общественным транспортом

1. Знакомство  с различными видами транспорта. 

Игры «Собери пазлы», «Узнай по детали», «Сходства и различия».

На уроках СБО,  развития речи, во внеурочное время, во время прогулок с родителями

2015-2018 уч.год

2. Отработка маршрутов «Дом-школа-дом», «Дом – центр города – дом».

На уроках развития речи, СБО, во внеурочное  время

2015-2018 уч.год

3. Знакомство с маршрутами трамваев, троллейбусов  и  автобусов.

На уроках чтения методом глобального чтения, во внеурочное время

В течение всего периода

4.Изучение основных  ПДД, знакомство с правилами поведения в общественном транспорте.

На уроках СБО, во внеурочное время

В течение всего периода

5.Сюжетно-ролевые игры «Оплачиваем проезд», «Предъявляем проездной билет».

Во внеурочное время, на уроках развития речи, СБО.

2015-2018 уч.год

6. Поездки совместно с родителями на транспорте с выходом на необходимых остановках, с самостоятельной оплатой проезда.

Общественный транспорт.

По итогам изучения тем.

7. Просмотр мультфильмов, в которых герои пользуются транспортом.

Во внеурочное время.

По итогам изучения тем.

№ п/п

Формируемые умения

Мероприятия

Условия проведения

Сроки

2.

Формирование умения пользоваться предприятиями торговли

1. Знакомство  с различными видами предприятий торговли (магазин, рынок, киоск, торговая палатка).

На уроках развития речи, СБО, во внеурочное время, во время прогулок с родителями

В течение всего периода.

2. Знакомство с правилами поведения в магазине.

На уроках СБО, развития речи, во внеурочное время

В течение всего периода.

3. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Я покупаю обувь (фрукты, хлеб, молоко…).

Во внеурочное время

2015-2018 уч.год

4. Посещение магазинов с целью отработки умений, полученных на занятиях.

Во внеурочное время

Не реже одного раза в неделю.

3.

Формирование умения пользоваться аптекой.

1. Знакомство с понятием «Аптека».

На уроках СБО,

во внеурочное время

2015-2018 уч.год

2. Знакомство с правилами поведения в аптеке.

Помещение близлежащей аптеки.

В течение всего периода.

3. Практические упражнения в покупке витаминов в аптеке.

Помещение аптеки

По итогам изучения темы.

4. Сюжетно-ролевые игры «Я иду в аптеку», «Что можно купить в аптеке?».

На уроках СБО,

во внеурочное время

В течение всего периода.

5. Посещение аптеки (самостоятельная покупка ребенком). Закрепление правил поведения в аптеке, умения общаться с провизором.

Помещение аптеки

По итогам изучения темы.

4.

Формирование умения пользоваться предприятиями общественного питания

1. Знакомство  с видами предприятий общественного питания.

На уроках развития речи, СБО,во внеурочное время, во время прогулок

2015-2018 уч.год

2. Знакомство с правилами поведения в кафе, столовой. Сюжетно-ролевые игры «Я  иду в кафе».

Во внеурочное время

2015-2018 уч.год

3. Посещение предприятий общественного питания: кафе «Пицца Домино»

Помещения предприятий общественного питания

       По договорен

ности с родителями

5.

Формирование умения посещать культурно-массовые

учреждения

1. Знакомство  с видами культурно-массовых учреждений (кинотеатр, театр, музей).

На уроках развития речи, во внеурочное время во время внешкольных мероприятий, во время прогулок.

В течение всего периода.

2. Знакомство с правилами поведения на культурно-массовых мероприятиях.

На уроках развития речи, во внеурочное время на воспитательных занятиях.

2015-2018 уч.год

4. Посещение представлений, киносеансов, спектаклей

Культурно-массовые учреждения.

В течение всего периода.

6.

Формирование умения посещать места массового отдыха

1. Знакомство с  видами мест массового отдыха (парк).

На уроках развития речи, СБО,  во внеурочное время.

В течение всего периода.

2. . Знакомство с правилами поведения в парках и зонах отдыха.

На уроках развития речи, во внеурочное время.

2015-2018 уч.год

3. Посещение  мест массового отдыха

Места массового отдыха

В течение всего периода.

7.

Формирование умения пользоваться ПК, электронной почтой, сетью Интернет

Обучающие занятия для учащихся

С учителем на уроке

В течение всего периода.

8.

Формирование умения пользоваться сотовой связью.

Обучающие занятия

На уроках развития речи, СБО

В течение всего периода.

9.

Формирование умения вызова аварийных служб с сотового и стационарного телефона.

1. Знакомство  видами аварийных служб.

На уроках СБО, развития речи,  во внеурочное время

В течение всего периода.

2. Обучение правилам общения по телефону.

На уроках развития речи, СБО, во внеурочное время

В течение всего периода.

3.Сюжетно-ролевые игры по закреплению умения вызывать экстренные службы.

Во внеурочное время

В течение всего периода.

11.

Формирование умения принимать гостей и ходить в гости

«Званый ужин» с участием родителей.

По месту жительства учащихся.

В течение всего периода.

12.

Совместный активный отдых со сверстниками и взрослыми. Самоорганизация поведения в природных условиях.

Совместные с родителями выезды на природу

На выезде

В течение всего периода

Совместные с родителями общешкольных мероприятия

Помещение школы.

В течение всего периода

Ожидаемые результаты  программы:

Обучающие должны уметь:

- культурно  вести себя в обществе и различных жизненных ситуациях;

- ориентироваться в окружающем мире;

-конструктивно взаимодействовать с окружающими;

- применять полученные знания в практической жизнедеятельности.

Знать:

- правила  безопасной работы и гигиены труда;

- мир  профессий;

- доступные приемы труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда".

  Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее. Вопрос «Кем я ...

о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн

Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в...

Статья "Общение, как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР".

Общение - важнейший фактор формирование личночти, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую р...