Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир»
методическая разработка на тему

Роженцева Лариса Вадимовна

Общая характеристика факультатива. Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fak_ya_peshehod_i_passazhir_2-3_klass.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общая характеристика факультатива. Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.

Основанием для составления рабочей программы служат следующие нормативные    документы:

  • Федеральный закон об образовании в Российской Федерации  от 29.12.2012 года   № 273-ФЗ;
  • Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);  
  • Приказ Министерства образования и науки РФ   от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;  
  • Годовой календарный учебный график на 2013-2014 учебный год  (согласован с Управлением образованием Асбестовского городского округа);
  • Устав МАОУ СОШ  № 21, утвержден распоряжением Управления образованием Асбестовского городского округа от 18 апреля 2013 года № 21;
  • Основная образовательная программа  начального общего образования на 2011-2015 годы;
  • Протокол заседания педагогического совета от  30.08.2013 года  № 14.

Целью факультатива является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Место факультатива в учебном плане. Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть пред-

ложено для семейного воспитания. Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.). Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в следующих вариантах:

— в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1–4 классов.

— в рамках обязательного курса «Окружающий мир» как дополнение к программе по данному учебному предмету;

Особенности содержания.

Программа построена с учетом следующих принципов:

— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом

особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;

— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.

Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося.

Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении,приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание программы

2 класс

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,

поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по

рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети»,«движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака(в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма

предупреждающих и запрещающих знаков.Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее

(медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный

транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения,

группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного

средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты(по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближен-

ном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы

поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое

может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

3 класс

Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина,разделительная полоса. Правостороннее движение. Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением

движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл,диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила

движения в темное время суток.Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки:«движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велоси-педная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы:«дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в томслучае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно,тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую

модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (вигровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения отдома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

Распределение времени  по   темам программы

2 класс

занятия

ТЕМА

Часы

1-2

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

2

3-4

Элементы улиц и дорог.

2

5-6

История появления автомобиля и Правил дорожного движения.

2

7-8

Почему дети попадают в дорожные аварии.

2

9-10

Правила безопасного перехода улиц и дорог.

2

11-12

Регулирование дорожного движения.

2

13-14

Виды перекрестков

2

15-16

Правила перехода перекрёстка

2

17-18

Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС

2

19-20

Новое о светофоре.

2

21-22

Новое об улицах дорогах и дорожных знаках.

2

23-24

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

2

25-26

Мы — пассажиры.

2

27-28

Обязанности пассажиров

2

29-30

Я - пешеход и пассажир.

2

31-32

Обобщающее занятие.

2

33-34

       Итоговое занятие

34

Распределение времени  по   темам программы

3 класс

занятия

ТЕМА

Часы

1

Экскурсия по микрорайону  

1

2-3

Виды транспортных средств

2

4-5

Правила Дорожного Движения

2

6

Правила Дорожного Движения. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров

1

7

Правила Дорожного Движения. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров

1

8

Организация движения, технические средства регулирования движения

1

9-10

Правила Дорожного Движения. Организация движения, технические средства регулирования движения.

2

11-12

Правила Дорожного Движения. Светофорное регулирование.

2

13-14

Проезд специальных транспортных средств.

2

15-16

Правила Дорожного Движения. Светофорное регулирование (настольная игра)

2

17-18

Правила Дорожного Движения. Дорожные знаки.

2

19-20

Правила Дорожного Движения. Дорожные знаки.

2

21-22

Правила Дорожного Движения. Железная дорога.

2

23-24

Правила Дорожного Движения. Железная дорога.

2

25-26

Правила Дорожного Движения. Обязанности пешеходов.

2

27-28

Правила Дорожного Движения. Обязанности пешеходов.

2

29-30

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

2

31-32

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

2

33-34

Итоговое практическое занятие и игры по правилам безопасного поведения.

2

34

Список литературы:

Н.А.Извекова. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 1-2 классов.- М.:Просвещение,1988.- 47с.

Петрова М.И.Будь внимателен на улицах города.- Начальная школа. Правила дорожного движения.

Три сигнала светофора: Дидакт.игры, сценарии: Кн. Для воспитателя детского сада: Из опыта работы/ В.А.Добрякова,Н.В.Борисова, Т.А.Панина; Сост. Т.Ф.Саулина-М.:Просвещение, 1989.-62 с.:ил. Улыбка: Мелодии из мультфильмов/Сост.В.Модель, Ф.Модель. - Л.: Музыка, 1991.-80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия "Я - пешеход, я -пассажир, я- водитель"

Материал мероприятия закрепляет знания Правил дорожного движения у учащихся....

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

Цель: актуализировать знания безопасного поведения пассажира и пешехода; познакомить учащихся с определением «Пассажир», «Пешеход», «Дорожное движение», историей возникновения ремня безопасности, разв...

Программа по профилактике в начальных классах «Ты - пешеход и пассажир»

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.Задачи программы: -формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и ...

Рабочая программа "Я пешеход и пассажир"

  Программа составлена  на основе сборника программ внеурочной  деятельности, автор  Н.Ф. Винограва, -  Издательский центр:  « Вентана - Граф», 2011 г....

Программа курса внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир».

Программа направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся в рамках внеурочной образовательной деятельности. Цель программы: формирование обязательного м...

Игровая программа по правилам дорожного движения "Дорога, транспорт, пешеход и пассажир"

Сценарий игровой программы способствует приобретению и проверке знаний по правилам дорожного движения учащихся...

Игровая программа по правилам дорожного движения "Дорога, транспорт, пешеход и пассажир"

Сценарий игровой программы способствует приобретению и проверке знаний по правилам дорожного движения...