Рабочая программа "Я пешеход и пассажир"
рабочая программа на тему

Бальзанова Тамара Леонидовна

    Программа составлена  на основе сборника программ внеурочной  деятельности, автор  Н.Ф. Винограва, -  Издательский центр:  « Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с.

 Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Я — пешеход и пассажир»

  1. Пояснительная записка

    Программа составлена  на основе сборника программ внеурочной  деятельности, автор  Н.Ф. Винограва, -  Издательский центр:  « Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с.

 Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

В программу включены: темы, содержание работы, рекомендуемые формы и методы занятий.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир»  рассчитана на детей младшего школьного возраста 6- 7 лет, один год обучения.

В программу внесены изменения

 Программа  ««Я — пешеход и пассажир», автор  Н.Ф. Виноградова, рассчитана на 33 часа,  1 час  в неделю.

Изменение распределения учебного материала по разделам:

Название темы

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

 На чем люди ездят  

1

1

2

  Близко – далеко, быстро -

медленно

1

1

3-4

   Чему нас учат

правила     дорожного движения.

1

2

5

  Мы идем  по улице.

1

1

6-7

  Какие бывают дороги.

2

2

8

Где мы будем играть?

1

1

9-10

    Дорога за городом.

1

2

11-12

    Светофор

2

2

13-18

   Дорожные знаки

6

6

19

   Нас увидят в сумерках

1

1

20-21

Мы переходим  улицу.

2

2

22-23

  Перекресток.

1

2

24

      Сигналы машин.

1

1

25

 Остановка транспорта.

1

1

26-27

Мы – пассажиры.

2

2

28

Мы едем на дачу.

1

1

29-31

Опасные ситуации.

3

3

32

Несчастный случай

1

1

33

Проверим себя.

1

2

Итого

30

34

Актуальность программы:

На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий  во внеурочной деятельности в начальной школе.

Целью  программы  является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Основные принципы реализации  программы :

 1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

.

Формы обучения :

- тематические занятия;

- игровые уроки;

- практические занятия ;

- конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного

движения;

- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;

- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

- просмотр видеоматериалов по ПДД;

- организация экскурсий на улицу.

 Новизна. Содержание программы «Я — пешеход и пассажир» отличается своей  развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом.

2. Требования к уровню подготовки.

В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных

опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего

поведения.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

3. Календарно- тематическое планирование

                     

№ занятия

        Тема

Воспитательная работа

Всего часов

Содержание деятельности

ДАТА

Теория

Практика

1

На чем люди ездят  

Знакомство  с транспортом

1

1

2

Близко – далеко, быстро - медленно

Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать  правила дорожного движения

1

1

3 - 4

 Чему нас учат правила     дорожного движения.

соблюдать  правила дорожного движения

2

1

1

5

 Мы идем  по улице.

 Знакомство с название улиц, наличие транспорта

1

1

6-7

 Какие бывают дороги.

 Развивать наблюдательность

2

1

1

8

Где мы будем играть?

Правила поведения

1

1

8-9

  Дорога за городом.

Правила поведения

2

1

1

10-11

    Светофор

Знакомство с ролью пешеходов и водителей транспорта

2

1

1

12-18

   Дорожные знаки

Знание дорожных знаков

6

3

3

19

   Нас увидят в сумерках

Ношение  светоотражающих повязок

1

1

20-21

Мы переходим  улицу.

Ситуация с ориентировкой на знаки дорожного движения

2

1

1

22-23

  Перекресток

Создание памяток « Как переходить дорогу»

2

1

1

24

 Сигналы машин.

Соблюдение правил дорожного движения

1

1

25

 Остановка транспорта.

Создание памяток « Правила ожидания транспорта»

1

1

    26-27

Мы – пассажиры.

Создание памяток « Мы едим на автобусе»

2

1

1

28

Мы едем на дачу.

Знание защитного оборудования в автомобиле

1

1

29-31

Опасные ситуации.

Соблюдение правил

2

1

1

32

Несчастный случай

Соблюдение правил

1

1

33-34

Проверим себя.

Соблюдение правил.

2

2

Итого: 33 часа

4. Содержание программы кружка  « Я – пешеход и пассажир»

Содержание программы

 (34ч)

Ориентировка в окружающем мире

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты — пешеход

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты — пассажир

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

5. Средства контроля

- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

- организация игр-тренингов на базе «городка безопасности».

6.Учебно-методические средства обучения

Для педагога:

1.  « Юный пешеход»- диск

2. «Азбука  дорожного движения», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2009 г.

Для детей:

1. Презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия "Я - пешеход, я -пассажир, я- водитель"

Материал мероприятия закрепляет знания Правил дорожного движения у учащихся....

Программа по профилактике в начальных классах «Ты - пешеход и пассажир»

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.Задачи программы: -формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и ...

Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир»

Общая характеристика факультатива. Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлени...

Программа курса внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир».

Программа направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся в рамках внеурочной образовательной деятельности. Цель программы: формирование обязательного м...

Игровая программа по правилам дорожного движения "Дорога, транспорт, пешеход и пассажир"

Сценарий игровой программы способствует приобретению и проверке знаний по правилам дорожного движения учащихся...

Игровая программа по правилам дорожного движения "Дорога, транспорт, пешеход и пассажир"

Сценарий игровой программы способствует приобретению и проверке знаний по правилам дорожного движения...