Методы проектного обучения.
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Инесса Викторовна

Методы проектного обучения. Классификация проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_proektov.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы проектного обучения. Классификация проектов

Технология проектного обучения - это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, способствующая реальному вхождению субъекта в культурное и историческое пространство социума. Специфика технологии проектного обучения выражается и в методах (традиционных и нетрадиционных), использование которых определяет успешность работы над проектом. Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основание говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми понимаются целенаправленные и организованные способы и приёмы выполнения проектов.

Традиционные методы

  • Вербальные методы основаны на богатстве, выразительности и многоплановости устной речи. Использование словесных методов обучения предполагает наличие у учителя хорошей дикции, культуры речи. Большую роль играют темп, четкость, ясность, краткость, выразительность, образность, эмоциональность речи. Основными приемами и способами вербального обучения являются рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, инструктирование.
  • Демонстрация представляет собой совокупность действий учителя (показ учащимся самих предметов или их моделей, а также представление им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков).
  • Практические методы связаны с выполнением учащимися  практических проектов и предусматривают максимум их самостоятельности и активности. Особое внимание уделяется выполнению правил техники   безопасности. Выполнение практических работ требует значительного количества учебного времени.
  • Самостоятельные наблюдения как метод обучения применяются при длительном изучении процессов в естественных условиях. Этот метод может быть использован для изучения режимов работы, действия машин, аппаратуры и т.п.
  • Самостоятельная работа учащихся с литературой по теме проекта является одним из способов самостоятельного приобретения, закрепления и углубления необходимых специальных знаний.
  • Метод упражнений. Его сущность состоит в целенаправленном повторении коротких, сфокусированных действий, приемов выполнения отдельных операций. Применяется для формирования и отработки приемов работы, устранения излишних движений, исправления допущенных ошибок. К упражнениям применяются следующие требования: целесообразность, сознательность и системность.
  • Исторический метод. Творческие проекты разрабатываются на основе изучения предшествующих работ, выполненных по этой проблеме. Поэтому необходимо восстановить исторические этапы возникновения и развития тех или иных систем и объектов. При этом нужно подчеркнуть мысль о том, что любой предмет венчает цепь размышлений, изобретений, терпеливых усилий человека. Этот метод предполагает ознакомление учащихся с историческими документами, материалами, экспонатами, художественными произведениями и т.д.

Инновационные (нетрадиционные) методы

  • Метод творческих проектов - это гибкая система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания проекта.
  • Дизайн-анализ  - исследование различных объектов с целью изучения их свойств и характеристик. Дизайн-анализ должен дать ответ на вопрос «Почему данное изделие (продукт) именно такое,  какое оно есть?» Дизайнерские свойства изделия включают в себя материалы, текстуру, форму, композицию, цветоощущение и др.
  • Метод морфологического анализа заключается в том, что в объекте исследования  выделяют несколько характерных для него признаков. По каждому признаку составляют несколько возможных вариантов (альтернатив). Альтернативные варианты перебирают, составляя из них различные сочетания. Таким образом создаются новые варианты решения задачи. Следовательно, морфологический анализ — это способ системного подхода в области решения творческих задач. Метод направляет мышление таким образом, что генерируется новая информация. Метод морфологического анализа можно использовать при составлении списка всех возможных вариантов решения задачи для сравнения или выбора одного из многих возможных решений технологических, организационных и прочих проблем изготовления проекта.
  • Метод мозговой атаки (штурма) также является одним из эффективных способов решения творческих задач в проектной деятельности. Суть этого метода основывается на психологическом эффекте цепной реакции идей во время сеанса мозговой атаки, которая приводит к интеллектуальному взрыву. Организация метода мозговой атаки включает в себя следующие действия: 1)разделить учеников на 2 группы: группу «генераторов идей» и группу «экспертов»; 2) ввести правило, запрещающее критиковать любую идею; 3) провести мозговой штурм. За отведенное время «генераторы» должны выдать как можно больше идей, которые фиксируются; 4) «эксперты» должны провести экспертизы и отбор идей, в наибольшей степени способствующих решению поставленной проблемы. Таким образом осуществляется метод прямого мозгового штурма. Существует также метод обратной мозговой атаки, целью которой является выявление всевозможных недостатков рассматриваемого объекта. На этот объект обрушивается неограниченная критика экспертов, что позволяет выявить и устранить возможные его недостатки.
  • Метод фокальных объектов относится к ассоциативным методам поиска технологических решений. Слово «фокальный» означает, что объект находится в фокусе вашего внимания. Суть метода состоит    в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов  переносят на совершенствуемый (создаваемый) объект, в результате  чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию. Метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения.

Этот метод предусматривает следующие этапы решения задачи:

1. Анализ условий задачи.

2. Выбор нескольких случайных предметов, не имеющих отношения к    

задаче.

3. Определение   и  запись в  таблицу   шести - десяти    признаков  

случайных предметов.

4. Генерация  (придумывание)   новых  решений   путем   соединения

признаков случайных предметов с  исходным  объектом,  развитие и

анализ полученных решений.

5. Оценка найденных решений и выбор лучшего из них, отвечающего

условиям задачи.

  • Алгоритмический метод направлен на решение задач в строго определенной последовательности. Суть этого метода состоит в том, что при сравнении идеального и реального можно выявить противоречие или его причину и устранить их, перебрав относительно небольшое число вариантов при помощи уже существующей последовательности действий.
    Упрощенный вариант алгоритма можно представить следующим образом:
  1. Выбор задачи.
  2. Построение модели задачи.
  3. Анализ модели задачи.
  4. Устранение противоречия.
  5. Предварительная оценка полученного решения.
  6. Развитие полученного ответа.
  7. Анализ хода решения.

Метод придаёт обучающемуся уверенность в успехе и формирует

алгоритм проектной деятельности.

  • Метод информационной поддержки в проектном обучении может быть широко использован по следующим направлениям: выбор тем и объектов проектов; подбор материалов и инструментов; поиск технологии изготовления объектов; конструирование объектов, оформление творческого проекта; выход в Internet с целью получения информации.
  • Метод временных ограничений основан на учете временного фактора в процессе деятельности: временные ограничения могут вызывать повышение активности и достижение более высоких результатов. Но к использованию этого приема необходимо подходить осторожно, так как чаще всего у детей со слабым или инертным типом нервной системы (меланхоликов, флегматиков) он вызывает торможение или снижение результативности деятельности.
  • Метод внезапных запрещений состоит в том, что на определенном этапе запрещается использовать в своих действиях алгоритмы, оборудование, приборы, источники информации, что ведет к разрушению привычных штампов в деятельности.
  • Метод скоростного зскизирования предполагает рисование всего того, что ученик представляет в тот или иной момент проектирования. В процессе использования приема требуется как можно чаще делать зарисовки возникающих идей. Это способствует более строгому контролю своей деятельности, регулированию посредством образов процесса творчества.
  • Метод новых вариантов заключается в требовании выполнить задание по-другому, найти новые варианты его выполнения, когда имеется несколько вариантов решения.
  • Метод информационной насыщенности основывается на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений.
  • Метод информационной недостаточности состоит в том, что исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных. Применяется тогда, когда ставится задача особой активности на первых этапах проектной деятельности школьников.
  • Метод абсурда заключается в том, что предлагается решить заведомо невыполнимую конструкторскую задачу (построение вечного двигателя и т.п.).
  • Метод рекодификации создает новые и оригинальные идеи, связанные с фактором «перевода» явления, основывается на понятии «матрица открытий». Рекодификацию можно определить как переход с одного языка на другой. Это могут быть: графическое представление, математическое обоснование, схемы, таблицы, диаграммы.

Методы группового решения творческих задач

  • Метод Дельфи помогает выбрать из предлагаемой серии альтернатив лучшую. Для этого от членов группы требуется дать оценку каждой альтернативе в определенной последовательности. Этапы деятельности: 1. Каждый участник высказывает свое мнение и ранжирует альтернативы по степени значимости. 2. Альтернативы оцениваются по десятибалльной шкале (высший балл — 1, низший — 10). 3. Оба результата (ранг и балл) перемножаются между собой. 4. Находится сумма произведений. Для удобства целесообразно заполнять таблицу.

Матрица выбора альтернатив

УО

Альтернативы

1

2

3

4

5

р

б

п

р

б

п

р

б

п

р

б

п

р

б

п

А

Б

В

Г

4

5

2

5

7

2

8

10

28

10

16

50

3

3

1

4

4

6

1

5

12

18

1

20

1

2

4

3

1

7

3

4

1

14

12

12

2

1

3

2

3

10

4

3

6

10

12

6

5

4

5

1

10

4

2

1

50

16

10

1

Сумма произведений

104

51

39

34

77

       

УО – участники обсуждения, р – ранговая оценка, б – оценка в баллах,

п – произведение (рхб).

  • Метод «черного ящика» предполагает решение проблем посредством анализа конкретных ситуаций, которые подбираются таким образом, что при их анализе участники дискуссии невольно затрагивают вопросы возникновения дефектов с помощью специальных вопросов.
  • Метод 6-6: не менее 6  членов группы в течение 6 минут стараются сформулировать конкретные идеи, которые должны способствовать решению конкретной проблемы. Каждый участник на отдельном листе записывает свои соображения в лаконичной форме, после чего организуется групповое обсуждение всех подготовленных списков. В процессе обсуждения отсеиваются явно ошибочные, уточняются спорные мнения, оставшиеся группируются по определенным признакам. Задача - отобрать несколько важных альтернатив, причем их количество должно быть меньше числа участников дискуссии.

Методы группового решения творческих проектных задач могут быть обогащены методами коллективного стимулирования творческих поисков, среди которых можно назвать метод мозгового штурма («брейнсторминг», предложен А. Осборном в 40-х годах), метод морфологического анализа (разработан Цвикки), методы АРИЗ-ТРИЗ (автор Г.С. Альтшуллер).

Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективации в реальном продукте. Нетрадиционные методы в сочетании с традиционными кардинально меняют технологию обучения. Они побуждают познавательную активность учащихся, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и проектной деятельности. Методы развития опыта творческой проектной деятельности многообразны, что, с одной стороны, предоставляет педагогу простор для моделирования своей деятельности, с другой стороны, требует повышенного внимания и избирательности, так как многие методы имеют возрастные ограничения. Методы обучения школьников проектной деятельности используются в комплексе. При этом на каждом этапе выполнения проекта те или иные методы играют первостепенную роль.

Классификация проектов

Классификация проектов и проектной деятельности школьников может быть различной в зависимости от выбранного типологического признака. Обычно при классификации учитываются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др.
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участие в проекте, что характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность проекта.

Типы проектов по доминирующей деятельности

1. Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, четко обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов исследования (в том числе экспериментальных и опытных работ) и обработки результатов. Они полностью подчинены единой логике и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты предполагают аргументацию актуальности принятой темы, выделение проблемы и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и оформление результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.

2. Творческие. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов, но, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае особенно важно договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и  пр.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна рубрик газеты, альманаха, альбома, web-сайта и т. д.

3. Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложненные придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его завершению. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая (игровая). В отличие от ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т. д.

4. Ознакомительно-ориентировочные (или информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура информационного проекта часто предопределена: цель проекта, его актуальность, источники информации (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью), обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и т. д.) и презентация (публикация, обсуждение и пр.).

5. Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования  по экологии, биологии, географии, астрономии, истории и др.; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных в природе и обществе несоответствий; проект закона; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т. д.). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. Здесь особенно важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в подготовке презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Типы проектов по предметно-содержательной области

1. Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся по одному предмету (блоку программы по предмету). При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в курсе физики, биологии, истории и пр. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы, но сама проблема принадлежит к какой-то одной конкретной области. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам (занятиям), с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке (занятии) по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую участники проекта выбирают самостоятельно.

2. Полипроекты. Такие проекты проводятся по двум-трём  предметам (за счёт соединения нескольких блоков программы по предмету или предметам). При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы, изучаемые  в разных курсах физики, биологии, истории и пр. (например, «Химические элементы», «Радиационное излучение», «Биотоп» и др.). Работа над полипроектом предусматривает обязательное применение знаний из разных областей для решения той или иной проблемы, но сама проблема принадлежит к какой-то одной конкретной области.

3. Межпредметные проекты. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие три-четыре предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, «Школьная форма», «Единое речевое пространство», «Культура общения»). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны педагогов, согласованной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные  исследовательские   задания,   хорошо  проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Типы проектов по характеру координации

1. Проекты с открытой, явной координацией. Координация проектной деятельности - важная составляющая успешной работы над проектом. В качестве координатора, в зависимости от типа проекта, может выступать учитель-предметник (монопроекты), учитель-координатор общешкольных проектов. Если речь идет об открытой, явной координации, координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью, собрать данные и т. д.).

2. Проекты со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в своей функции, выступая как полноправный участник проекта. В этих случаях им может быть специалист в какой-то конкретной области (например, из числа родителей - писатель, бизнесмен, врач, юрист, эколог и т. д.), но, разумеется, при полной осведомленности учителя-координатора.

Типы проектов по характеру контактов

1. Внутренние или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также к телекоммуникационным проектам).

2. Международные. Это большей частью телекоммуникационные проекты. Они представляют особый интерес, но для их реализации требуются средства информационных технологий.

Типы проектов по количеству участников

1. Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).

2. Парные (между парами участников).

3. Групповые (между группами участников).

Типы проектов по продолжительности проведения

  1. Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты разрабатываются за период от  нескольких часов до 3-4 занятий (уроков).
  2. Среднесрочные (от недели до месяца).
  3. Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). 

Типы проектов по технологической направленности

1. По предмету труда (человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ, человек-знаковая система).

2. По сфере применения (школа, семья, досуг, производство).

3. По интересам (познавательные, экологические, коммерческие, игровые, научные, комплексные).

4. По преобладающим технологическим процессам (архаичные – ручные технологии преобразования материалов, сырья; традиционные – машинные технологии преобразования информации, материалов, сырья, энергии).

Типы проектов по методической  направленности

1.По цели проектной деятельности (гностические, изыскательские и преобразующие).

2. По организации проектной деятельности (индивидуальные, звеньевые, групповые, школьные, межшкольные).

3. По уровню творчества (репродуктивные, творческие задания и творческие проекты).

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых сочетаются различные признаки, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, следует иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Литература

  1. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ. — М., 1985.
  2. Балаян Г. В. Метод проектов на уроке истории / Г. В. Балаян // Школьные технологии. - № 1. - 1997.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. — М., 1985.
  4. Гилева Е. А. Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования / Е. А. Гилева, Ю. С. Егоров // Школа. -М.: «Школа». - 2001. - № 2.
  5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования. - 1995.-№6.
  6. Гузеев. В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. - М.: «Народное образование». - 2001.
  7. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. - Казань, 1995.
  8. Лебедева Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении /  Школьные технологии. - 2002. -№ 5.
  9. Ляудис В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе //Инновационное обучение: стратегия и практика. - М., 1994.
  10. Ляхов И.И. Проектная деятельность. - М., 1996.
  11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.
  12. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов.- М.: Вентана-Графф, 2002.
  13. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
  14. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. -№ 7.- 2000.
  15. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества.— М., 1990.
  16. Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности//Вопросы психологии, 1992, №1-2.
  17. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.
  18. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие.- М.: Глобус, 2008.- 255с.
  19. Юров А. К. Психология учения как специфической формы познавательной деятельности человека. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А.И. Щербакова. — М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О Методах проектного обучения из опыта работы педагога изобразительного искусства

Проектная  деятельность – это  совместная  учебно-познавательная,  творческая   или  игровая   деятельность,  имеющая  о...

Доклад "Метод проектного обучения"

Доклад готовился на сетевое взаимодействие с МКОУ Киевская ООШ...

Применение метода проектного обучения и элементов кейс-техологии в преподавании дисциплин "Предметно-ориентированное программное обеспечение" и "Информационные технологии профессиональной деятельности" на базе САПР

Статья на тему «Метод проектного обучения  - одна из современных технологий в образовании». Преподаватель специальных дисциплин Московского колледжа градостроительства и предпринимательства Рябчи...

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

«Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения?»

Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как ямогу эти знания применитьДля чего мне необходимо владеть методом проектного обучения?Современная жизнь очень динамична. Происходящие вокруг...

Использование метода проектного обучения на уроках математики в 5 - 9 классах

В докладе представлен собственный опыт по данной проблеме....