Использование метода проектного обучения на уроках математики в 5 - 9 классах
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
В докладе представлен собственный опыт по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_avgustovskoy_konferentsii.docx | 26.81 КБ |
prezentatsiya_k_avgustovskim.rar | 63.57 КБ |
lineynye_uravneniya_metody_ih_resheniya_2.rar | 257.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Судосевская ООШ»
Доклад
на тему:
«Использование метода проектного обучения
на уроках математики в 5 - 9 классах»
Подготовила: учитель
математики Тюлякова В.В
2015 год.
«Всякое знание остаётся мёртвым,
если в учащихся не развивается
инициатива и самодеятельность:
учащегося нужно приучать не только
к мышлению, но и к хотению»
Н.А. Умов.
Каждый учитель задавался вопросом, как же научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни стать успешным?
На мой взгляд, жить по-настоящему во взрослой жизни – это умение ставить цели и добиваться их. Мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное.
Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. (Для этого необходимо интегрировать основное и дополнительное образование). Суть метода проектов вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание, т.е. подросток приобретает знания и умения в процессе совместного с преподавателем планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».
«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Для меня, как учителя математики, наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.
И главное это то, что метод проектов сочетается с любым УМК и другими учебными средствами.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Учебных проектов великое множество: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от проекта для изучения отдельных тем до межпредметных и внепредметных; индивидуальные, групповые, разновозрастные и т.д.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьёзной проектной деятельности начинается ещё в 5-8 классах .Чтобы сделать большой проект надо сначала научить учащихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работе в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умения. Поэтому начинать можно с работы над мини-проектами. Именно их можно использовать на уроках математики, начиная с 5 класса. Примером таких работ могут являться:
5 класс – проект «Опрос общественного мнения» (цель: осмысление некоторых актуальных для них вопросов образования), «Системы счисления» и т.д.
6 класс – проект «Мир многогранников» (цель: выполнение развёртки многогранника) «Отрицательные числа» и т.д.
7 класс – проект «Сумма углов треугольника», «Соотношение сторон и углов треугольника», «Линейные уравнения» и т.д.
Проекты могут выступать неотъемлемой частью внеклассной работы по математике: «Интересные числа», «Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне», «Развитие понятия числа в школьном курсе математики», «Удивительная страна математика», «Великие математики», «Женщины математики», «История нуля» и т.д..
Но независимо от типа проекта, все они:
· неповторимы и уникальны;
· направлены на достижение конкретных целей;
· ограничены во времени;
· предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений, алгоритмов и теорем. В этом случае урок приобретет новую форму общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.
Организация работы над проектами на уроках математики.
К организации проектов предъявляют следующие требования:
· проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
· учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
· работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
· учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
· анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
· конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
Работа над проектами проводится поэтапно.
Проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Некоторые преподаватели рекомендуют добавить шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.
1. Проблема - определение темы и целей проекта, его исходного положения; подбор рабочей группы;
2. Проектирование (планирование) - определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;
3. Поиск информации - сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты, практические задачи и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение вопросов, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач. Выводы: анализ информации; формулирование выводов.
4. Продукт - планирование презентации и подготовка презентационных материалов;
5. Презентация - представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.
6. Портфолио - оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.
Пример проектной работы.
Тема проекта: «Виды уравнений и способы их решений».
Участники проекта: ученики 8 класса.
Сроки реализации проекта: две недели.
Результат: защита проектов, а затем оказание помощи одноклассникам, испытывающим затруднения по данному учебному материалу.
Задания для групп (2 человека) и отдельных учащихся:
Задание для группы 1.
- Сбор информации по теме: «Линейные уравнения, методы их решения» ( использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
- Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
- Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).
- Подготовка к защите проекта.
- Защита проекта (презентация).
Задание для группы 2.
- Сбор информации по теме: «Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным, методы их решения» ( использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
- Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
- Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).
- Подготовка к защите проекта.
- Защита проекта (презентация).
Задание для группы 3.
- Сбор информации по теме: «Дробно-рациональные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
- Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
- Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).
- Подготовка к защите проекта.
- Защита проекта (презентация).
Задание для группы 4.
- Сбор информации по теме: «Уравнения высших порядков, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
- Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
- Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).
- Подготовка к защите проекта.
- Защита проекта (презентация).
Результаты проекта:
Приложение 1.
Для учеников работа над учебными проектами – это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Литература:
- «Завуч» №3, 2007.
- Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт. – сост.М.В. Величко.-Волгоград: Учитель, 2007.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -3-е изд., испр. и доп. –М.:АРКТИ, 2006.
- Формирование проектных умений школьников: практические занятия/ авт. – сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Подписи к слайдам:
Использование метода проектного обучения на уроках математики в 5-9 классах
«Всякое знание остаётся мёртвым,если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность:учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению»Н.А. Умов.
Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.
Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических задач – проектов.Основные требования к использованию проектов: наличие значимой проблемы, требующей исследовательского поиска решения; теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов ( определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез для её решения, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы).
Этапы работы над проектом:
Проблема;Проектирование;Поиск информации;Продукт;Презентация;Портфолио.
Пример проектной работы.
Тема проекта: «Виды уравнений и способы их решений».Участники проекта: ученики 8 класса.Сроки реализации проекта: две недели.Результат: защита проектов, а затем оказание помощи одноклассникам, испытывающим затруднения по данному учебному материалу.
Задание для группы 1.
Сбор информации по теме: «Линейные уравнения, методы их решения» ( использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).Подготовка к защите проекта.Защита проекта (презентация).
Задание для группы 2.
Сбор информации по теме: «Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным, методы их решения» ( использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).Подготовка к защите проекта.Защита проекта (презентация).
Задание для группы 3.
Сбор информации по теме: «Дробно-рациональные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).Подготовка к защите проекта.Защита проекта (презентация).
Задание для группы 4.
Сбор информации по теме: «Уравнения высших порядков, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).Подготовка к защите проекта.Защита проекта (презентация).
Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Подписи к слайдам:
x
– 12 = 5
x
+ 4 - 9 а + 8 = - 10 а – 2 7у +1 = 8 у + 9
6х – 5х = 12+4 - 9 а + 10 а = -8 – 2 7у – 8 у = 9 – 1
1
х
= 16 1 а = - 10 - 1 у = 8
х
= 16 : 1 а = - 10 : 1 у = 8 : (- 1)
х
= 16 а = - 10 у = - 8
Ответ: 16 Ответ: - 10 Ответ: - 8
4 + 25 у = 6 + 24 у 11 – 5
х
= 12 – 6
х
4
k + 7 = - 3 + 5 k
25 y – 24 y = 6 – 4 - 5 x + 6 x = 12- 11 4 k – 5 k = - 3 – 7
1 y = 2 1 x = 1 - 1 k = - 10
y = 2
: 1
х
= 1: 1
k = - 10
: (- 1)
у
= 2
х
= 1
k = 10
Ответ: 2 Ответ: 1 Ответ: 10
Примеры и решения линейных уравнений
Уравнение вида
ax
+
b
=0,
г
де
a
и
b
– некоторые числа,
X
– переменная,
называется линейным уравнением
Определение
Пример 3.
Решим уравнение: 3
x
+ 6 – 3 (
x
+2 ) = 0
Решение:
3
x + 6 – 3x
– 6 = 0
0 = 0
Ответ:
x
– любое число.
Алгоритм решения линейного уравнения
Подготовили учащиеся 8 класса МБОУ «
Судосевская
ООШ»
Ерочкина
Ангелина и Сергачёв Максим.
Линейные уравнения, методы их решения
Пример 2.
Решим уравнение: 2
x
– 8 – 2 (
x
– 2 ) = 0
Решение:
2
x
– 8 - 2
x
+ 4 = 0
-4 = 0
Ответ: решений нет.
Алгоритм решения линейного уравнения
Пример 1.
Решим уравнение: 2
x – 3 + 4(
x
- 1) =5
Решение:
2
x
-3 + 4
x
-4 = 5
6
x
= 5+4+3
6
x
= 12
x
= 12 : 6
x
=2
Ответ: 2
Алгоритм решения линейного уравнения
4у + 15 = 6 у + 17 3 у – ( 5 – у ) = 11 - 27
х
+ 220 = -5
х
4 у – 6 у = 17 – 15 3у – 5 + у = 11 - 27
х
+ 5х = - 220
-2 у = 2 4 у = 11 + 5 - 22
х
= - 220
у = 2 :(- 2 ) 4 у = 16
х
= - 220 : ( - 22 )
у = -1 у = 16 : 4
х
= 10
Ответ: -1 Ответ: 4 Ответ: 10
( 30 – 7
х
) ∙ 8 = 352 - 5 (0,8 а – 1,2 ) = - а + 7,2 (2,8 – 0,1х ) ∙ 3,7 = 7,4
240 – 56
х
= 352 - 4 а + 6 = - а + 7,2 10,36 – 0,37
х
= 7,4
-56
х
= 352- 240 - 4 а +
а
= 7,2 – 6 - 0,37
х
= 7,4 - 10,36
-56
х
= 112 - 3 а = 1,2 - 0, 37
х
= - 2,96
х
= 112 :(- 56) а = 1,2 : (- 3 )
х
= - 2,96 : ( - 0,37 )
х
= -2 а = - 0,4
х
= 8
Ответ: - 2 Ответ : - 0,4 Ответ: 8
Примеры и решения линейных уравнений
Если
a
≠ 0, то линейное уравнение имеет единственный корень
x
= -
b
/
a
Если
a
= 0;
b
≠ 0, то линейное уравнение не имеет решений.
Если
a
=
0;
b
= 0, то
x
– любое число.
Линейное уравнение
-40 (- 7
х
+ 5 ) = - 1600 ( - 20
х
-50 ) ∙2 = 100 2,1 ∙ (4 – 6 у ) = - 42
280
х
– 200 = - 1600 - 40х – 100 = 100 8,4 – 12, 6 у = - 42
280
х
= - 1600 + 200 - 40
х
= 100+100 -12,6 у = - 42 – 8,4
280
х
= - 1400 -40
х
= 200 -12, 6 у = - 50,4
х
= - 1400 : 280
х
= 200 : (- 40 ) у = - 50,4 : ( - 12,6)
х
= - 5
х
= - 5 у = 4
Ответ: - 5 Ответ: - 5 Ответ: 4
3 (2 – 15 а) = -6 13 – 5
р
= 8 – 2
р
5
х
+ (3х – 7 ) = 9
6 – 45 а = - 6 - 5
р
+ 2
р
= 8 – 13 5
х
+3
х
– 7 = 9
45 а = - 6 - 6 - 3
р
= - 5 8
х
= 9 + 7
45 а = 0
р
= - 5 : (- 3 ) 8х = 16
а = 0 : 45
р
= 1
х
= 16 : 8
а = 0
х
= 2
Ответ: 0 Ответ: 1
Примеры и решения линейных уравнений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов интерактивного обучения для формирования компетентностей учащихся с ОВЗ на уроках математики
P { margin-bottom: 0.21cm; } Современный урок пронизан духом творческой непредсказуемости. А школа, как и культура, питается талантами. От профессионализма учителя, его компетентности зависит не ...
Из опыта работы «Использование метода проектов на уроках математики»
Выступление в районном семинаре учителей математики и физики на базе МБОУ «Б.Фроловская ООШ» по теме «Нестандартные формы обучения как средство повышения учебной мотивации школьников...
Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "
Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в формализованном и формальном виде, не восп...
Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках литературы и русского языка
Методический доклад на тему "Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках лите...
Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий и компетенций. Использование метода проекта на уроках марийского языка в 8-9-ых классах.
Проектную методику на уроках марийского языка использую в 8-9-ых классах. В учебниках по марийскому языку каждая тема представляет огромные возможности для проекта, каждый проект соотносится с определ...
Использование методов проектной деятельности в обучении французскому языку в средней и старшей школах
В статье речь пойдет о пользе применения метода проектов на уроках иностранного языка в средней и старшей школах, а также идеи проектов по различным темам, которые могут быть полезны для учителей....
Выступление на семинаре по теме «Использование методов активного обучения для освоения основных элементов классического танца детьми младшего школьного возраста» Конспект открытого учебного занятия по хореографии по теме «Использование методов активного
Выступление на семинаре по теме «Использование методов активного обучения для освоения основных элементов классического танца детьми младшего школьного возраста»Конспект открытого учебного...