Программа ЛОУ "Дети Земли"
методическая разработка на тему
Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_leto_2017_-_kopiya.docx | 167.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
на базе
МАОУ СОШ №19 МГО
«Дети Земли»
Продолжительность программы: июнь – 2017г.
Программу составили: Роженцева Лариса Вадимовна, начальник лагеря
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1 | Полное название программы | «Дети Земли». |
2 | Цель программы | Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей. |
3 | Задачи | - воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде как источнику радости и творчества людей; - дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой; - воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде; - укрепление здоровья; - создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей, |
4 | Направление деятельности | закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней; укрепление здоровья детей через активную физическую деятельность. культурно-творческая деятельность |
5 | Краткое содержание программы | Программа содержит: пакет нормативно-правовых документов; мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты |
6 | Количество, возраст учащихся | 118 учащихся 8-13 лет |
11 | Сроки проведения, количество смен | 01.06.2017 – 30.06.2017 , 1 смена |
Пояснительная записка
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом. Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие летних лагерей дневного пребывания.
5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.
Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.
Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Тема летней смены этого года – «Чистая планета – я в ответе за это».
На базе общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ№19МГО открывается летний лагерь дневного пребывания - «Дети Земли».
Смена пройдет под девизом – «Живи и созидай, природу охраняй!»
Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.
Программа по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап. Подготовительный. Май 2017года.
-Проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
-Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
-Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
-Подготовка методического материала для работников лагеря;
- Медицинский осмотр кадров и учащихся,
- Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план работы, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный. 01 06.2017г.
Открытие лагеря. Входной мониторинг.
III этап. Практический. 03.06-26.06.2017г.
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
IV этап. Аналитический 26.07.2017 г.
Выходной мониторинг. Закрытие лагеря.
РЕЖИМ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ:
Элементы режима дня | Время |
Сбор детей, зарядка | 8.30-9.00 |
Утренняя линейка | 9.00-9.15 |
Завтрак | 9.15-10.00 |
Работа по плану, общественно-полезный труд | 10.00-12.00 |
Оздоровительные процедуры | 12.00-13.00 |
Обед | 13.00-14.00 |
Свободное время | 14.00-14.30 |
Уход домой | 14.30 |
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
- Продолжения учебного процесса в условиях лета;
- Решения проблемы летней занятости детей;
- Укрепления здоровья учащихся.
При написании программы мы руководствовались следующими принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
* Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
* Принцип творческого отношения к делу;
* Принцип добровольности участия в делах;
* Принцип учета возрастных особенностей детей;
* Принцип доступности выбранных форм работы.
Содержание и формы реализации
Программы
"Дети Земли"
Девиз: «Живи и созидай, природу охраняй»
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за планету в целом. Мир сегодня - это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход их из кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.
В программе "Дети Земли" главное внимание уделено трем направлениям:
- закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней;
- укрепление здоровья детей через активную физическую деятельность.
- культурно-творческая деятельность
В программе уделено большое внимание пропаганде здорового образа жизни, девиз этого направления "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!". Цель занятий: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться укрепить свое здоровье, применяя навыки и умения в согласии с законами природы.
В основе программы «Дети Земли» лежит большая сюжетно-ролевая игра. Содержанием игры является защита окружающей среды, преодоление нравственных, творческих и иных испытаний. Игровой замысел опирается на стремление детей к поиску и приключениям, желание реализовать свои творческие способности. На время смены лагерь отправляется в эколого – туристическую экспедицию на разные континенты. Ребята становятся участниками разных испытаний, создателями и авторами собственных идей по вопросам защиты окружающей среды, знакомятся с особенностями природных комплексов Земли.
Экологическая экспедиция – лагерь.
Руководитель экспедиции – начальник лагеря.
Научные сотрудники – воспитатели.
Следопыты - дети (учащиеся).
Экологические группы – отряды
Путевой лист - план работы
Задача Руководителя экспедиции, научных сотрудников, следопытов организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на «планёрке» анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Включение в игру способствует соответствующая игровая символика и атрибутика (эмблема, название, каждый отряд имеет свой определенный цвет, знаки отличия, элементы одежды и т.д.), создание игрового словарика смены, организационной структуры смены.
Гласность в игре обеспечивается через информационный стенд, на котором отмечаются успехи творческих, трудовых, режимных дел. Детей ждут увлекательные маршруты в мир природы.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Закон дисциплины.
Заповеди:
Участники экспедиции – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим. Каждой экологической группой разработана своя система стимулирования успешности и личностного роста.
Каждый день смены будет иметь свое название, которое отразит направления деятельности следопытов (детей).
По итогам дня , экологические группы (отряды) получают поощрительные метки (в виде эко-знаков и изображений птиц, листочков, цветов и т.д.)
План
1 день Родник Дружбы | 1.Открытие лагеря. Торжественная линейка «Здравствуй, лето!» 3.Знакомство с лагерем и его правилами. 4.Инструктаж по технике безопасности. 5.Придумывание названия и девиза экспедиции. |
2 день Река Знаний | 1.Игровая программа «Знатоки Экологии» 2. Игры на свежем воздухе . 3. Оформление отрядов. |
3день Лес Радости | 1. Развлекательная программа 2. Конкурс рисунков «Юмор в картинках» 3.. Игры на свежем воздухе. |
4 день Залив Благородства | 1.Информационная минутка: «Если хочешь быть здоров!» 2. Музыкальная пауза «Песни о природе». 3. Верёвочный курс. |
5 день Остров Помощи | 1.Игровая программа «Если с другом вышел в путь» (к международному дню друзей). 2.Экологическая эстафета |
6 день Равнина Сказок | 1. . Конкурс экологических сказок 2 |
7 день Мост Согласия | 1. Информационная минутка: «Будь здоров!» 2. Беседа «У дорожных правил нет каникул» 3. Игровая программа «В гостях у Светофора» |
8 день Озеро Надежды | 1 Конкурс рисунков на асфальте 2. Шахматно-шашечный турнир. 3.Защита плакатов экологических плакатов |
9 день Горы Загадок | 1. Игровая программа «Музыкальная ромашка» 2. Игры на свежем воздухе. 3.Экологический ликбез “Чудо вокруг нас. |
10 день Парк Фантазий | 1. Ток – шоу “Рациональное использование природных ресурсов” (конкурс экологической моды) |
11 день «День рекордов» | 1 . Конкурсная программа «Я самый, самый, самый…» 4. Составление Книги рекордов лагеря дневного пребывания. |
12 день Пролив Толерантности | 1.Экологический ликбез “Все в природе взаимосвязано!” 2.Экологический театр |
13 день | 1.Просмотр мультфильмов. 2. Игры на свежем воздухе. |
14 день | 1. Интеллектуальный конкурс «Знаешь ли ты?» |
15 день «Сохраним природу для потомков» | 1. Виртуальное путешествие по страницам Красной Книги. 2. Игровая экологическая программа. 3.Игры на свежем воздухе. |
16 день "Безопасность" | 1. Игровая программа "осторожно огонь". 2. .Игры на свежем воздухе. 3. Конкурс фильмов на тему "Пожар !" |
17 день «Алло! Мы ищем таланты.» | 1. Концерт "охотники за удачей" (Песни о дружбе) 2. Игры на свежем воздухе. |
18 день «Наш друг Светофор» | 1. Информационная минутка: «Будь здоров!» 2. Беседа «У дорожных правил нет каникул» 3. Игровая программа «В гостях у Светофора» |
19 день | 1.Информационная минутка «Да – здоровому образу жизни!» 2. Игры на свежем воздухе. 3. Игровая программа "В поисках клада" |
20 день | 1. Конкурс сочинений "Моя звезда". 2. Игры на свежем воздухе. |
21 день «Замыкая круг…» | 1. Торжественная линейка «Расставаться пора» |
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение.
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. На каждом отряде работает два воспитателя, по мере необходимости могут привлекаться и другие участники реализации программы. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных дел и дел смены лагеря.
Методическое обеспечение.
- Наличие программы лагеря, плана-сетки
- Должностные инструкции всех участников процесса.
- Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
- Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
- Проведение ежедневных планёрок.
- Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
- Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
- Организация различных видов деятельности.
- Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
- Создание ситуации успеха.
- Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
- Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
- Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
- Материалы для оформления и творчества детей.
- Наличие канцелярских принадлежностей.
- Аудиоматериалы и видеотехника.
- Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Предполагаемые результаты программы
- - При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
- - Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
- - При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
- - Осуществление экскурсий помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
- - Предполагается, что летняя занятость детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактики правонарушений несовершеннолетними.
- - Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Планирование работы.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум поселка: Дом культуры, библиотеку, ДДТ, Спортивный комплекс, ДШИ.
Педагогическая диагностика и способы корректировки программы
В лагере диагностика будет проходить в несколько этапов:
- На начальном этапе будет проходить сбор данных о направленности интересов детей, мотивации деятельности и уровень готовности к ней:
( тесты, анкеты, игры)
- Промежуточная диагностика позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации:
Мини-сочинение « Мой отдых в лагере»
«Мой отряд» (рисунок) и т.д.
- Итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы: ( опрос, тестирование, анкеты)
Литература
Волкова А. М., Гончарова А. С., Данилова А. Н. Экология и дети. - М., 1993.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Спирин А. П. Экология: Учебник. - М., 1995.
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
Прутченков А. С., Самкова В. А. Эколого-экономическая игра «Голубая планета»: Методическая разработка. - М., 1996.
Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. - М., 1995.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Детская энциклопедия “Я познаю мир” Спорт, Москва, изд АСТ, 1999 г.
Журнал “Физкультура в школе” №3 2006 г.
Книга для учителя “Физическая культура” сценарии праздников и игровых занятий. Москва “Первое сентября” 2002 г.
Сивачева Л.Н. “Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием” Санкт-Петербург “Детство-пресс” 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Азбука земли" ( кружок для 9-10 кл.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЮРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО...
Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательско-краеведческой деятельности по авторской образовательной программе «Традиции земли Нерехтской» (из опыта работы преподавателя)
Работа включает в себя следующие разделы:Исследовательско-краеведческая деятельность как способ формирования общих и профессиональных компетенций.Практика организации исследовательско-краеведческой де...
Познавательная программа, посвященная Дню Земли "Я люблю свою Землю!"
На основе данного материала привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. В ходе мероприятия дети узнают много интересног о нашей планете, играют, отгадывают загадки....
Игровая программа "День Земли"
Игровая программа для учащихся 5-7 классов...
Программа краеведческого кружка "Земля рождения - земля судьбы"
Программа краеведческого кружка способствует духовно-нравственному развитию личности подростка. Назначение программы -сформировать целостное представление о культурном пространстве родного края....
Рабочая программа "География Земли"
Рабочая программа для 5-6 классов линии "Полярная звезда" под ред. профессора А.И. Алексеева...
Рабочая программа факультатива "Земля -- планета людей"
В данном документа представлена программа факультатива по географии для 7-ых классов. Здесь выделены пояснительная записка, темы работы, календарно-тематическое планирование....