Программа краеведческого кружка "Земля рождения - земля судьбы"
рабочая программа по краеведению (6, 7, 8 класс) на тему
Программа краеведческого кружка способствует духовно-нравственному развитию личности подростка. Назначение программы -сформировать целостное представление о культурном пространстве родного края.Программой предусмотрены занятия практической и теоретической направленности, проектно-исследовательские блоки.Программа расситана на 34 часа.Содержание программы позволяет проводить занятия с разновозрастной группой с 6 по 8 класс, что очень актуально для малокомплектной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краеведческий кружок | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено
«___»_____________2014 г Приказ №______от__________
Зам.директора по УВР_______________ Директор школы ______________
Программа краеведческого кружка
«Земля рождения - земля судьбы»
34ч. в год (1 час в неделю).
Составитель программы
учитель русского языка и литературы МБОУ « Копалинская ООШ» г. Чусового, Пермского края Бугрина В.Ю.
.
2014г.
Пояснительная записка
Одной из насущных проблем нашего общества является кризис духовности, гражданского самосознания. У современной молодежи нередко деформировано чувство национальной и территориальной принадлежности. Поэтому в настоящее время как никогда остро стоит вопрос формирования нравственных качеств личности: гражданских, патриотических и духовных. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Патриотизм - нравственная категория, одна из высших ценностей человеческой жизни. Его должно формировать с раннего возраста на основе исторической памяти, прививая любовь к родному языку, уважение к традициям предков, укрепляя привязанность к родным местам. Это важные факторы сохранения общественной стабильности. В современной социокультурной ситуации помочь сформировать у школьников целостное представление о культурном пространстве родного края поможет краеведение в широком смысле этого слова как всестороннее изучение учащимися своего родного края.
Данная программа, выполняя важную роль по духовно-нравственному воспитанию в условиях открытого социума, призвана пробудить у подрастающего поколения интерес к прошлому и настоящему малой родины, увидеть перспективы развития, а также дать возможность внести посильную лепту в построение ее будущего. От наблюдений, непосредственных впечатлений и эмоций подростка через устойчивый интерес к формированию эмоционально-ценностного деятельного отношения к миру - такова основная идея данной программы. Мотивацией к учебной деятельности должно стать создание учителем такой ситуации, когда ученик может почувствовать себя внутри определенного социокультурного процесса.
Содержание программы дает возможность проводить занятия с разновозрастной группой обучающихся с 6 по8 класс, что очень актуально в малокомплектной школе.
Программа позволяет ребенку осваивать, углублять и развивать знания, которые он получает на уроках истории, географии, биологии, обществознания.
Программой предусмотрены занятия теоретической и практической направленности. Теоретическая часть предполагает изучение научных источников, знакомство со словарями и справочниками. Практическая часть предусматривает работу с разного рода информацией: архивными материалами школьного музея, публицистическими изданиями, мемуарной и художественной литературой, СМИ, Интернет-источниками.
Проектные блоки способствуют развитию проектно-исследовательских навыков: сбора информации, сравнения, обобщения, систематизации и классификации объектов исследования. Кроме этого, данный вид деятельности развивает коммуникативную компетенцию обучающихся, толерантность, умение работать в команде.
В ходе реализации программы происходит постепенное возрастание сложности теоретического материала и практических умений и навыков.
Цель программы:
формировать патриотические чувства, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, опираясь на этнокультурные факторы.
Задачи:
1 Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
2.Изучение прошлого и настоящего родного села, его природных, исторических и культурных памятников;
3. Вовлечение учащихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность;
4. Формирование у школьников навыков информационной культуры;
5.Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.
.
Основные направления деятельности:
- Изучение теоретического материала;
- Работа с документами и экспонатами;
- Практическая деятельность( поисково-исследовательские работы, работа с респондентами, обработка и оформление собранного материала);
- Презентация материалов.
Прогнозируемый результат
- Понимание общечеловеческих ценностей и основных особенностей народной культуры;
- Знание истории своей семьи; составление своей родословной;
- Знание истории населенного пункта, традиций, исторических событий, культурных вех;
- Знание природных, исторических культурных памятников округи;
- Знание микротопонимики;
- Умение провести небольшие индивидуальные и групповые поисково-исследовательские работы краеведческого характера;
- Умение представить собранный материал в различных формах.
Тематический план занятий.
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | ||
1. | Введение. | 1 | - | 1 |
2. | Летопись семьи Мое генеалогическое древо | 1 | 3 | 4 |
3. | Летопись родных мест. Капелька России | 3 | 12 | 15 |
4. | Летопись судеб. Земля рождения – земля судьбы | 3 | 10 | 13 |
5. | Итоговое занятие. | - | 1 | 1 |
Итого | 8 | 26 | 34 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Элементы содержания | Практическая работа. |
1 | Вводное занятие. Что такое краеведение. | Знакомство с целями и задачами кружка. Экскурсия по школьному музею с элементами лекции. | « Мешок предложений» Методика «незаконченное предложение» Я хотел бы узнать о… |
2 | Герб моей семьи | Интерактивная лекция «Из истории государственных, региональных и семейных гербов».Рассказы о семейных традициях, создание рисунков на тему « Герб моей семьи» | Выставка рисунков. |
3-4 | Какого ты роду –племени? | .Знакомство с историей слов «род», семья», родословная. Виды родословных. Лекция с элементами беседы | Создание родословных |
5 | Капелька России. | Знакомство с историей села. | Экскурсия по улицам села. |
6 | Памятники истории и культуры села. | Знакомство с книгами краеведческой направленности, изучение документов, фотографий. | Изучение исторических экспонатов школьного музея. |
7 | Вот эта улица, вот этот дом… Создание проекта | Определение проблемного поля проекта. | Планирование работы. |
8 | Знакомство с топонимикой, ономастикой и этимологией | Работа со словарями, научной литературой | |
9 | Сбор материала об истории наименований улиц. Исторические и официальные названия. | Поисковая деятельность | |
10 | Обработка собранных материалов | Оформление работ, выпуск школьной газеты. | |
11 | Презентация проекта | ||
12 | Создание проекта «Возрожденные названия» | Определение проблемного поля проекта. | Планирование работы. |
13 | Опрос местных жителей | Сбор микротопонимов | |
14 | Обработка собранных материалов | Классификация, этимологический анализ. | |
15-16 | Моделирование карты микротопонимов | ||
17-18 | Подготовка отчетов в форме публичного выступления. | Создание текстов Оформление выставки. | |
19 | Презентация проекта. | ||
20 | Земля рождения – земля судьбы. | Легенды о первопоселенцах. | |
21 | Презентация книги писателя-краеведа Б. Шелковникова « Межи» об истории копалинской волости с конца 19 века до 30-х-годов 20 века | ||
22 | Село в годы гражданской войны. | Работа в школьном музее | Изучение архивных материалов |
23 | Село во время коллективизации | Работа в школьном музее | Изучение архивных материалов. |
24 | История колхозного движения. | Работа в школьном музее | Изучение архивных материалов |
25 | Это многих славный путь | Встречи с ветеранами колхозного движения | Оформление биографий, создание альбома |
26-27 | История школы в истории села. | Работа в школьном музее, с архивом газеты «Чусовской рабочий» | Создание альбома « Летопись села на страницах газеты «Чусовской рабочий» |
28-29 | Село в годы Великой Отечественной войны. | Работа в школьном музее | Изучение архивных материалов. |
30-31 | Акция « Книга воспоминаний» | Встречи с ветеранами и тружениками тыла. | Обработка собранных материалов. |
32-33 | По фронтовым дорогам воинов- односельчан. | Изучение биографий участников Великой Отечественной войны и их | Создание карты фронтовых дорог воинов-односельчан. |
34 | Итоговое занятие | Рефлексивное поле | Наш след в жизни села. |
Использованная литература
- Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М., 1980.
- Барашков В.Ф. Лингвистическое краеведение в сельской школе. – Ульяновск, 1979.
- Беккер Э.Г. Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе учителя средней школы. - М., 1962.
- Голуб Г.Б и др. Метод проектов - технология компетентностно- ориентированного образования. – Самара, «Учебная литература», 2006.
- Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка» М., Просвещение», 1984.
- Литературное краеведение в школе. Ред. Шенкман В.И. – Пермь, ПОИПКРО, 2002.
- Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе.// Русский язык в школе. №4, 2000, № 4,1987.
- Николаев Ю.К.Земля Чусовская. - Администрация г. Чусового, 2002.
- Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М..1973.
- Шелковников Б.А. Межи.- Пермь, пермское книжное издательство , 1984.
- Шумилов Е.Н. Тимошка Пермиткин из деревни Пермяки. – Пермь, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля"
Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля" рассчитана на детей 11-15 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе Авторской образовательной прогр...
Познавательно – творческий проект «Троица – день рождения земли, леса и воды»»
Приобщения детей к традиционной культуре через народный праздник Троица. ...
Сценарий муниципальной краеведческой конференции "Моя Земля, моё Отечество"
Любовь к Родине – важнейшее чувство для человека. Это чувство подобно реке. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, родник, с которого все начинается. Вот почему сегодня мы будем говорить...
Праздник "С Днем рождения, Земля!"
Сценарий праздника в подготовительной группе, цель которого - формирования у детей экологической культуры и активной жизненной позиции по сохранению окружающей среды....
Праздник « С Днём рождения, Земля!»
22 апреля мы отмечаем необычный международный праздник – День Земли. Праздник, который помогает нам задуматься о состоянии нашей планеты, о возможностях человека и его отношениях с природой....
Дидактические материалы для музейных занятий по программе краеведческого клуба «Родники». «История земли Владимирской»
Образцы дидактического раздаточного материла для музейных занятий по программе внеурочной деятельности краеведческого клуба «Родники» в модуле «История земли Владимирской...
Праздник "С Днем рождения, Земля!" для детей подготовительной группы
Материал для формирования у детей экологической культуры и активной жизненной позиции по охране окружающей среды....