Программа краеведческого кружка "Земля рождения - земля судьбы"
рабочая программа по краеведению (6, 7, 8 класс) на тему

Бугрина Валентина Юрьевна

Программа  краеведческого кружка способствует духовно-нравственному развитию личности подростка. Назначение программы -сформировать целостное представление о культурном пространстве родного края.Программой предусмотрены занятия практической и теоретической направленности, проектно-исследовательские блоки.Программа расситана на 34 часа.Содержание программы позволяет проводить занятия с разновозрастной группой с 6 по 8 класс, что очень актуально для малокомплектной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Краеведческий кружок31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                       Утверждено
«___»_____________2014 г                              Приказ №______от__________
Зам.директора по УВР_______________        Директор школы  ______________

Программа краеведческого кружка

«Земля  рождения - земля судьбы»

                                                                       34ч. в год (1 час в неделю).

Составитель программы

учитель русского языка и литературы  МБОУ « Копалинская ООШ»  г. Чусового,  Пермского края     Бугрина В.Ю.

.

2014г.

Пояснительная записка

Одной из насущных проблем  нашего общества  является кризис духовности,  гражданского самосознания.  У современной молодежи  нередко деформировано  чувство национальной и территориальной принадлежности. Поэтому в настоящее время как никогда остро стоит вопрос  формирования нравственных качеств личности: гражданских, патриотических и духовных. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.  Патриотизм - нравственная категория, одна из высших ценностей человеческой жизни.  Его должно формировать  с раннего возраста  на основе исторической памяти, прививая любовь  к родному языку, уважение к традициям предков,  укрепляя привязанность к родным местам. Это важные факторы сохранения общественной стабильности. В современной социокультурной ситуации помочь сформировать у школьников целостное представление  о культурном пространстве родного края поможет краеведение в широком смысле этого слова как всестороннее  изучение учащимися своего родного края.

 Данная программа, выполняя важную роль по духовно-нравственному воспитанию в условиях открытого социума, призвана пробудить у подрастающего поколения интерес к прошлому  и настоящему малой родины, увидеть перспективы развития, а также дать возможность внести посильную лепту в построение ее будущего. От наблюдений, непосредственных впечатлений и эмоций подростка через устойчивый   интерес к формированию эмоционально-ценностного  деятельного отношения к миру - такова основная идея данной программы. Мотивацией к учебной деятельности должно  стать создание  учителем такой ситуации, когда ученик  может почувствовать себя внутри определенного социокультурного процесса. 

Содержание программы дает возможность проводить занятия с разновозрастной группой обучающихся с 6 по8 класс, что очень актуально в малокомплектной школе.

 Программа позволяет ребенку осваивать, углублять и развивать знания, которые он получает на уроках истории, географии, биологии, обществознания.

Программой предусмотрены занятия теоретической и практической направленности. Теоретическая часть предполагает  изучение научных источников, знакомство со словарями и справочниками. Практическая часть предусматривает работу с разного рода информацией: архивными  материалами   школьного музея, публицистическими изданиями, мемуарной и художественной литературой, СМИ, Интернет-источниками.

Проектные блоки способствуют развитию проектно-исследовательских навыков: сбора информации, сравнения, обобщения, систематизации и классификации объектов исследования. Кроме этого, данный вид деятельности  развивает  коммуникативную компетенцию обучающихся, толерантность, умение работать в команде.

В ходе реализации программы происходит постепенное  возрастание сложности теоретического материала и практических умений и навыков.

Цель программы:                                                                                               

формировать патриотические чувства, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, опираясь на этнокультурные факторы.

     Задачи:

1 Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;

2.Изучение прошлого и настоящего родного села, его природных, исторических и культурных памятников;

 3. Вовлечение учащихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность;
4. Формирование у школьников навыков информационной культуры;

5.Развитие  творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.

.

Основные направления деятельности:

  • Изучение теоретического материала;
  • Работа с документами и экспонатами;
  • Практическая деятельность( поисково-исследовательские работы, работа с респондентами, обработка и оформление собранного материала);
  • Презентация материалов.

Прогнозируемый результат

  •  Понимание  общечеловеческих ценностей и  основных особенностей народной культуры;
  • Знание  истории своей семьи; составление своей родословной;
  • Знание истории  населенного пункта,  традиций, исторических событий, культурных вех;
  • Знание  природных, исторических культурных памятников округи;
  • Знание  микротопонимики;
  • Умение провести небольшие индивидуальные и групповые поисково-исследовательские работы краеведческого характера;
  • Умение представить собранный материал  в различных формах.

Тематический план занятий.

№ п/п

Темы

Количество часов

Теоретические  занятия

Практические занятия

Всего

1.

Введение.

1

-

1

2.

Летопись семьи Мое генеалогическое древо

1

3

4

3.

Летопись родных мест.

Капелька России

3

12

15

4.

Летопись  судеб. Земля рождения – земля судьбы

3

10

13

5.

Итоговое занятие.

-

1

1

Итого

8

26

34

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Элементы содержания

Практическая работа.

1

Вводное занятие.

Что такое краеведение.

Знакомство с целями и задачами кружка. Экскурсия по школьному музею с элементами лекции.

« Мешок предложений»

Методика «незаконченное предложение» Я хотел бы узнать о…

2

Герб моей семьи

Интерактивная лекция «Из истории государственных, региональных и семейных гербов».Рассказы о семейных традициях, создание рисунков на тему « Герб моей семьи»

Выставка рисунков.

3-4

Какого ты роду –племени?

.Знакомство с историей слов «род», семья», родословная. Виды родословных. Лекция с элементами беседы

Создание родословных

5

Капелька России.

Знакомство с историей села.

Экскурсия по улицам села.

6

Памятники  истории и культуры  села.

 Знакомство с книгами  краеведческой направленности, изучение документов, фотографий.

Изучение  исторических экспонатов школьного музея.

7

Вот эта улица, вот этот дом… Создание проекта

Определение проблемного поля проекта.

Планирование работы.

8

Знакомство с топонимикой, ономастикой и этимологией

Работа со словарями, научной литературой

9

Сбор материала об истории наименований улиц. Исторические и официальные названия.

Поисковая деятельность

10

Обработка собранных материалов

Оформление работ, выпуск школьной газеты.

11

Презентация проекта

12

Создание проекта  «Возрожденные названия»

Определение проблемного поля проекта.

Планирование работы.

13

Опрос местных  жителей

Сбор микротопонимов

14

Обработка собранных материалов

Классификация, этимологический анализ.

15-16

Моделирование карты микротопонимов

17-18

Подготовка  отчетов в форме публичного выступления.

Создание текстов

Оформление выставки.

19

Презентация проекта.

20

Земля рождения – земля судьбы.

Легенды о первопоселенцах.

21

Презентация книги писателя-краеведа Б. Шелковникова « Межи» об истории копалинской волости с конца 19 века до 30-х-годов 20 века

22

Село в годы гражданской войны.

 Работа в школьном музее

Изучение архивных материалов

23

Село  во время коллективизации

Работа в школьном музее

Изучение архивных материалов.

24

 История колхозного движения.

Работа в  школьном музее

Изучение архивных материалов

25

Это многих славный путь

Встречи с ветеранами колхозного движения

Оформление биографий, создание альбома

26-27

История школы  в истории села.

Работа в школьном музее, с архивом газеты  «Чусовской рабочий»

Создание альбома « Летопись села на страницах газеты «Чусовской рабочий»

28-29

Село в годы Великой Отечественной войны.

Работа в школьном  музее

Изучение архивных материалов.

30-31

Акция « Книга воспоминаний»

Встречи с ветеранами  и тружениками тыла.

Обработка собранных материалов.

32-33

По фронтовым дорогам воинов- односельчан.

Изучение биографий участников Великой Отечественной войны и их

Создание карты фронтовых дорог воинов-односельчан.

34

Итоговое занятие

Рефлексивное поле

Наш след в жизни села.

Использованная литература

  1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М., 1980.
  2. Барашков В.Ф. Лингвистическое краеведение в сельской школе. – Ульяновск, 1979.
  3. Беккер Э.Г. Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе учителя  средней школы. - М., 1962.
  4. Голуб Г.Б и др. Метод проектов - технология компетентностно- ориентированного образования. – Самара, «Учебная литература», 2006.
  5. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка» М., Просвещение», 1984.
  6. Литературное краеведение в школе. Ред. Шенкман В.И. – Пермь, ПОИПКРО, 2002.
  7. Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе.// Русский язык в школе. №4, 2000, № 4,1987.
  8. Николаев Ю.К.Земля Чусовская. - Администрация г. Чусового, 2002.
  9. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001.
  10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М..1973.
  11. Шелковников Б.А. Межи.- Пермь, пермское книжное издательство , 1984.
  12. Шумилов Е.Н. Тимошка Пермиткин из деревни Пермяки. – Пермь, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля"

Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля" рассчитана на детей 11-15 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе Авторской образовательной прогр...

Познавательно – творческий проект «Троица – день рождения земли, леса и воды»»

Приобщения детей к традиционной культуре через народный праздник  Троица. ...

Сценарий муниципальной краеведческой конференции "Моя Земля, моё Отечество"

Любовь к Родине – важнейшее чувство для человека. Это чувство подобно реке. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, родник, с которого все начинается. Вот почему сегодня мы будем говорить...

Праздник "С Днем рождения, Земля!"

Сценарий праздника в подготовительной группе,  цель которого -  формирования у детей экологической культуры и активной жизненной позиции по сохранению окружающей среды....

Праздник « С Днём рождения, Земля!»

22 апреля мы отмечаем необычный международный праздник – День Земли. Праздник, который помогает нам задуматься о состоянии нашей планеты, о возможностях человека и его отношениях с природой....

Дидактические материалы для музейных занятий по программе краеведческого клуба «Родники». «История земли Владимирской»

Образцы  дидактического раздаточного материла для музейных занятий  по программе внеурочной деятельности краеведческого клуба «Родники» в модуле «История земли Владимирской...

Праздник "С Днем рождения, Земля!" для детей подготовительной группы

Материал для формирования у детей экологической культуры и активной жизненной позиции по охране окружающей среды....