Проектная деятельность учащихся 7 классов как средство реализации ФГОС по биологии
статья на тему
Проектная деятельность учащихся 7 классов как средство реализации ФГОС по биологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся 7 классов как средство реализации ФГОС по биологии.
Евелева С.Ю. учитель биологии, методист ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера." Д. Дьюи
Я являюсь учителем биологии, методистом ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга, педагогический стаж 30 лет. Проектной деятельность мы, учителя, занимались всегда, просто эта работа называлась иначе. Я со своими учениками , как и другие учителя, делала , например газеты «Здоровый образ жизни», где несколько учеников работали над каким-то разделом, статьей и все вместе выпускали газету, мы делали «фильмы» на ватмане , доклады на различных конференциях и др. На мой взгляд это тоже проекты. Было за долгие годы работы много различных работ, которые тогда назывались групповой работой учащихся, работой в малых группах и т.п. Но время неумолимо идет вперед, появились новые технические средства, изменились программы и ФГОС. В соответствии с ФГОС второго поколения каждый ученик должен быть обучен проектной исследовательской деятельности. В программах всех школьных курсов этой работе уделяется особое внимание. Не исключение в этом плане и программа по биологии. В ней также большое внимание уделяется проектам. Необходимо учитывать, что аттестация учащихся 9 классов предполагает защиту проекта, так как является одной из форм реализации системно-деятельного подхода, направленного на достижение результатов ФГОС. А это, в свою очередь, подразумевает выработку у учащихся самостоятельных проектно-исследовательских умений: постановка проблемы и цели работы, сбор и обработка полученной информации, проведение исследования, анализ и обработка полученных данных, составление вывода, что способствует формированию универсальных учебных действий. Проектно-исследовательская деятельность учащихся может осуществляться на уроках и внеурочной деятельности. Проекты помогают достижению метапредметных , личностных результатов ФГОС и повышению качества образования. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, являются частью самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.
Хотелось бы подробнее остановиться на проектно-исследовательской деятельности учащихся 7 классов. Учащиеся данной возрастной категории начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения. Это достаточно сложный возраст и необходимо включать подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности. Этому, на мой взгляд, в большой мере способствует работа над проектом во внеурочной деятельности. Кроме того, работа над проектом в 7 классе отлично подготовит ученика к проектно-исследовательской деятельности в 9 классе.
Надо отметить, что проектная работа во внеклассной деятельности в ГБОУ лицей №329 проводится целенаправленно и не только с учащимися 7 классов, но и с учащимися всех возрастных категорий по всем учебным предметам. В частности ежегодно, начиная с 2011-2012 уч.г. проводится конференция научно-исследовательских работ школьников «Будущее – это мы!, которая имеет различные статусы. 20 апреля 2018г.в ГБОУ лицей №329 проходила V11 городская с региональным участием конференция научно-исследовательских работ школьников «Будущее – это мы!», на которой были представлены проектные работы учеников различных возрастных категорий по всем учебным предметам. Также, была представлена проектная работа по биологии ученицы 9 класса «Город, мусор, человек», выполненная под моим руководством. Эта работа была награждена дипломом 3 степени.
В 2017-2018 учебном году в нашем образовательно учреждении лицее №329 Невского района Санкт-Петербурга мы проводили комплексную работу над проектами с учениками 7 классов. Каждый семиклассник выбрал предметную область и тему проекта, над которым он работал с октября 2016г. по апрель 2017г. под руководством учителя-предметника. В апреле 2017г. в ГБОУ лицей №329 прошла Неделя проектов, где ученики 7 классов защищали свои проекты в соответствующих секциях, выступали перед членами жюри и своими одноклассниками. По биологии под моим руководством было представлено три проекта, подготовленные учениками 7-х классов: «Фиалковая сказка» (проект о разведении и выращивании фиалок), «Охраняемые природные территории Ленинградской области», «Двигательная активность и здоровье человека». В работе над проектами были полностью реализованы все задачи проектной деятельности в школе:
-обучение планированию ( учащиеся сами выбирали тему, определяли цель работы, описывали основные действия для достижения поставленной цели);
-формирование навыков сбора и обработки информации ( учащиеся работали с различными источниками информации, выбирали необходимую, использовали ее в работе);
-умение анализировать (логическое и креативное мышление);
-умение составлять письменный отчет о проделанной работе (учащиеся научились составлять план работы, четко излагать информацию, оформлять ссылки, составлять список литературы, использовать приложения);
-умение создавать собственную презентацию в электронном виде;
-умение четко и грамотно презентовать собственную работу путем вступления, соблюдая оговоренные регламентов временные рамки;
-формирование позитивного отношения к работе ( проявление учащимися инициативы, заинтересованности в данной работе, выполнение поставленных целей и задач по выполнению работы в соответствии с установленным графиком).
Хочется отметить, что работа над любым проектом подразумевает добровольное участие ученика, выбор темы проекта проводится учеником самостоятельно и с помощью консультации учителя. Эта деятельность продолжается достаточно длительный период (несколько месяцев), включает в себя постоянные консультации с учителем – руководителем проекта, что способствует созданию благоприятных условий для отношений сотрудничества ученик – учитель. Проектно-исследовательская деятельность также способствует повышению мотивации учащихся к изучению предмета, развивает творческие способности, усиливает познавательную активность ребенка, помогает формировать чувство ответственности.
Таким образом, через проектную деятельность у учащихся формируются следующие умения и навыки
-рефлексивные;
-поисково-исследовательские;
- умения и навыки работать в сотрудничестве;
-навыки оценочной самостоятельности.
Завершая все сказанное выше, хочу заметить ,что самым главным для меня является заинтересованность учащихся в такой форме работы, как проектная деятельность по биологии и их радость после защиты проектов, когда они слышали отзывы учителей и других ребят о проделанной ими работе, желание ребят продолжить уже в следующем учебном году работу над другими проектами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве
Исследовательская деятельность способствует формированию обучающегося, наделенного набором универсальных учебных действий владеющего различными способами деятельности, готового к самостоятельной конст...
Рабочая программа учебного предмета «Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения».
5 – 6 класс, базовый уровень...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС
Данный материал поможет учителям освежить в памяти теоретический материал о методе проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В статье говорится о целях, задачах. структуре, этапах, формах проек...
Проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта.
Статья содержит основную теоретическую информацию по вопросу:проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта....
Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"
В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...