Звукотерапия в логопедии.
статья по теме

Пономарева Ольга Алексеевна

      Вся наша жизнь наполнена различными звуками, если только мы можем их слышать. Это разнообразные звуки окружающей среды и звуки речи. Учёные давно доказали, что многое из того, что мы слышим или произносим, может быть полезно для нашего организма. Мы решили рассказать Вам о том, какие звуки можно использовать в логопедии.

     На этапе работы по освоению навыков фонации, стабильности произнесения звуков, высоты голоса, темпа и слитности речи мы используем приёмы звукотерапии.    

     Звукотерапия обладает эффективным  психотерапевтическим воздействием на эмоциональную сферу человека и широко применяется не только в логопедии, но и в лечебной практике, особенно при лечении неврозов. К таким методам, проверенным веками, относится, в частности корейская методика. Её сторонники рекомендуют сразу же после утреннего пробуждения встать, и начать громко «гудеть» гласные. Сначала «А», потом «Э», потом «И», «О», «У». Каждую гласную прогудеть 3 раза (больше не нужно, меньше тоже не стоит).

     На что при этом обращаем внимание:

  • старайтесь уловить резонанс, который возникает при гудении в грудной клетке;
  • наблюдайте насколько расслабленно ваше тело: плечи, шея, ноги, спина, живот…;
  • снимайте лишние телесные зажимы;
  • фокус внимания внутрь себя – замечайте, где звук рождается, как он движется внутри вас.

     Когда гудите – воздух выдыхайте не до конца. Завершайте гудеть, когда внутри еще остается запас воздуха на 15-20% от объема легких. Тогда вам легко сделать новый вдох.Это упражнение позволяет настроить вашу внутреннюю органную трубу на мощное и наполненное звучание и разбудить не только голос, но и весь организм. Кроме того, говорят, что звуки «А», «О» - повышают иммунитет и так далее.

     Как раздел звукотерапии, мы используем и музыкотерапию. Специалисты составили реестр музыкальных произведений, которые по своему воздействию могут поспорить с медикаментами. По их мнению, от невроза помогает слушанье произведений Чайковского, Таривердиева, Пахмутовой, а также Симфонии ре минор Прокофьева, Кантата №2 Баха, Полонез Огинского, Лунная соната Бетховена. Хорошо, если есть возможность не только прослушать музыку, но и нарисовать её. Но такие занятия логопеду помогает проводить психолог.

       Для расслабления мы рекомендуем  слушанье следующих произведений: Адажио Альбинони, Гавот ля мажор Глюка, «Сицилиана» Баха, «Лунный свет» Дебюсси, вальс Шостаковича из «Овода», «Мужчина и женщина» Лея, «Метель» Свиридова.

       И всё же, из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает пение. Петь считается полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. По возможности, с детьми, страдающими заиканием, лучше использовать народное песнопение. Дело в том, что народные песни поются открыто. В академической манере исполнения голос звучит так, словно вибрации направлены вверх (в нёбо), как при «утреннем гудении» гласных, когда для усиления звука используется «задний резонатор» (дальняя часть ротовой полости). Для «народного» звука характерно использование «переднего резонатора» (звук направлен вперёд). По словам специалистов, при работе с песенным фольклором, корректируются отдельные черты личности человека: замкнутость, стеснительность, агрессивность, которые очень часто присущи нашим детям с заиканием. Отрицательные черты характера разрушительны, так как неритмичны, вызывают задержку дыхания, ломают его ритм. В русском песенном фольклоре существует большое количество «неровных» песен, смена темпа в которых может возрастать от минимума до максимума или наоборот снижаться, по типу «напряжение – расслабление – сброс».

        Попробуйте сами спеть караоке, например: «Калинку» и Вы почувствуете эту «неровность». Искренне желаем Вам успехов в познании самих себя и в помощи своим детям. Подборку классических музыкальных произведений, о которых упоминается в данной статье,  можно найти в нашей группе ВКонтакте:
https://vk.com/club168990897

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие логопедии с элементами логоритмики в 1 классе Дифференциация С-Ш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Логопедия"

Элементылогоритмики используются на занятиях логопедии для развития моторики, чувства ритма,развития четкой артикуляции, выразительности речи учащихся...

Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ  и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

Использование звукотерапии в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Звуки потрясающе разнообразны. Они различаются по силе, выразительности и энергии, которую несут. И с ними нужно уметь работать, развивая и тренируя свой звуковой аппарат. Через звуки мы можем воздейс...

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Звукотерапия

Статья в газету "Советское Приамурье сегодня"Использование звука в лечебных целях - столь же естественно, как пение колыбельной плачущему ребенку. Это наблюдение получило свое развитие в соз...

Презентация "Звукотерапия (лечение и коррекция звуками)"

         Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что ...

Звукотерапия в работе с дошкольниками

Звукотерапия в работе с дошкольниками...