Интегрированный урок музыки и ОРКСЭ "Православная молитва" 4 класс
методическая разработка на тему

Урок может быть использован учителями музыки и ОРКСЭ, как форма интегрированного урока, с целью расширения представления учащихся о православной молитве и её значении в зжизн человека и культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_orkse_2.docx23.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») и музыки в 4 классе.

Тема: «Православная молитва».

Цель урока: формирование представления о православной молитве и ее роли в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Задачи:

  • познакомить с видами православных молитв, учить различать их;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное в молитве;
  • раскрывать смысл молитв на церковно-славянском языке
  • воспитывать интерес и уважение к истории, культуре, религии русского народа;
  • способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации: урок-размышление

Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, ноутбук, мультимедийный проектор, учебник А. Кураева для 4 класса.

Ход урока:

Организационный момент

(слайд 1)

Учитель ОПК: «Здравствуйте, ребята!»

Учитель музыки: «Добрый день! Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Музыка – это предмет, который охватывает разные стороны жизни, связан со многими школьными предметами. Например, сегодня на уроке вы увидите, как музыка очень тесно связана с Православной культурой. Сегодня мы с вами окунёмся в прекрасный и интересный мир искусства, искусства музыкального и религиозного.

Учитель ОПК: «Поэтому, ребята, сегодня уроки музыки и основ Православной культуры пройдут для вас как единое целое». Начнем мы с вами сегодняшний урок с просмотра видеоклипа.


1. Проблемная ситуация.

(слайд 2)

Просмотр видеоклипа к песне Ж.Бичевской «Господи помилуй!».

Вопросы к классу: (учитель музыки и учитель ОПК задают вопросы поочередно)

  1. Ребята, как Вы думаете, о чем эта песня?
  2. Какие слова в ней были главными?
  3. Что это за слова и когда человек их может произносить?
  4. Как Вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учитель музыки: Итак, как Вы поняли тема нашего урока «Православная молитва».

(слайд 3)

2.Актуализация знаний

Изложение нового материала:

Учитель ОПК: Мы начали урок с песни, главные слова которой часто звучат самостоятельно. Это слова молитвы. Чтобы понять, что такое молитва, давайте посмотрим значение этого слова, попытаемся понять его суть. Посмотрите на слова на доске и выделите родственные.
(Учащиеся из предложенных слов «молоть», «молить», «умолять», «молотьба», «мольба», «молчать» выделяют главное — «мольба»).
Учитель ОПК: Что такое мольба? Какими словами можно еще определить понятие «молитва»?
(Ответы учащихся)

(слайд 4)


Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с видами молитв, поговорить о том, какое значение в жизни православного человека имеет молитва, мы поразмышляем о том, как она должна произноситься.

Работа с учебником: знакомство с текстом учебника, урок № 4 стр.12-13.

Учитель ОПК: ребята, давайте сейчас мы с вами вместе, опираясь на текст учебника, познакомимся с основными видами православной молитвы.

(слайд 5-8)


Учитель ОПК: к сожалению, в учебнике  не раскрыт ещё один вид православной молитвы -  молитва-покаяние, или покаянная молитва.

(слайд 9)

Покаянная молитва – это слова произнесенные человеком Богу, с осознанием нужды в его участии в человеческой жизни. В этой молитве мы признаем свою греховность, и просим прощения за свои поступки и мысли, а также, просим Господа помочь нам исправиться.

Молитвы покаяния и прощения не означают автоматического спасения и избавления от тяжести грехов. Они только показывают ваше раскаяние, которым должна быть полна вся человеческая жизнь.

Учащиеся выполняют задание на доске, в котором нужно соотнести виды молитв и слова молитв.

 (слайд 10)

Учитель музыки: Молитва — это не просто слова. В них присутствует и поэтичность, и музыкальность. День православного человека начинается и заканчивается молитвой.

У великого русского композитора П. И. Чайковского есть сборник пьес с названием «Детский альбом».

(слайд 11)

Этот альбом Чайковский посвящает своему племяннику Володе Давыдову. В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей.  Всего в этом альбоме 24  фортепианные пьесы. Первая пьеса в нем — «Утреннее размышление». Но следует сказать честно, что сам композитор назвал эту пьесу совсем по-другому. А вот как постарайтесь догадаться сами после прослушания.  

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Утренняя молитва».

Вопросы к классу:

  1. Как вы думаете, как композитор назвал эту пьесу?
    (Учитель подводит учащихся к ответу — «Утренняя молитва»).
  2.   Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
  3.  Какой характер произведения?

Музыка возвышенная, светлая, как будто человек ожидает хорошего дня; спокойный размеренный ритм, мелодия простая, приятная. В этом произведении звучит то настроение, которое необходимо для общения с Богом. Именно так должна звучать молитва обращённая к Богу – сердечно, неторопливо.

(слайд 12)

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно.

Господи Боже!
Грешных спаси:
Сделай, чтоб лучше
Жилось на Руси.

Сделай, чтоб стало
Тепло и светло
И чтобы весеннее
Солнце взошло.

Людей, и птиц, и зверей,
Прошу Тебя, отогрей.
Прошу, Боже мой!

3.Закрепление изученного материала

Учитель ОПК: Ребята, не только композиторы, но и  поэты часто писали стихи, куда включали целые молитвы. Давайте убедимся в этом.

(слайд 13)


Учащиеся работают в группах: читают тексты стихов и определяют виды молитв:

1. «Аллилуйя», «Слава Богу»,-
В храме хор поет хвалу.
Золотистую дорогу
Чертит лучик на полу.

2. Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой темный обнови.
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.

3. Господи помилуй, Господи прости
Помоги мне Боже, Крест свой донести.
Ты прошел с любовью свой тернистый путь
Нес Ты крест безмолвно, надрывая грудь.

4. Ты мне всех дороже, милосердный Боже.
Строго не суди и за все прости.

5. Сердечно славя и любя, за все благодарю Тебя.
За бесконечное терпенье прими мое благодаренье.

6. Нынче Бог родился
Людям во спасенье
Слава, слава в вышних Богу
На земле благоволенье!

Учитель музыки:

 Молиться Богу можно везде: и в доме и в пути и в храме. В храме христиане молятся сообща, все вместе. Такая молитва называется общественной или церковною. 

(слайд 14)

Вопросы к классу:

1. Кому из вас случалось присутствовать на Богослужении?

2. Поделитесь своими впечатлениями, чувствами?

      3. А что оказало на вас особенное воздействие?

 Народная хоровая музыка рождалась в стремлении людей к единению. Когда были построены храмы, хоровая музыка поселилась и в них. Верующие собирались в храмах для совместной молитвы. В их пении слышались отзвуки небесной гармонии, искренность и чистота чувства. Церковь никогда не оставалась в стороне от главных событий жизни человека. Церковные праздники в старой Руси отмечал весь народ, они были важной частью уклада русской жизни. Образ святой Руси всегда связывался с храмом, с колокольным звоном, со светом лампады перед образами, с церковным пением.

Русская Церковь, следуя греческой богослужебной традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музыки. Поэтому когда говорят о русской церковной музыке, имеют в виду исключительно вокальное искусство. Во время различных служб в храме звучат молитвы на церковно-славянском языке, одну из  них,  которая считается одной из главных для православного человека мы сейчас с вами послушаем.

(слайд 15)

Прослушивание церковного песнопения молитвы «Отче наш»

Вопросы к классу:

  1. Что необычного вы услышали в исполнении этой молитвы? (пение без музыкального сопровождения)

Исполнение молитв без музыкального сопровождения называется  - а капеллой.

Учитель ОПК: Каждый русский человек — христианин должен знать эту молитву. Есть даже выражение «знать как «Отче наш», т. е. очень твердо и точно. Смысл этой молитвы мы сейчас с вами разберем вместе, опираясь на текст учебника. ( стр.   )

(слайд 16-18)

(работа с текстом молитвы  и разбор её  смысла по учебнику и презентации). Просмотр видеоролика «Семьдесят раз семь».

Вопросы к классу:

1. Почему Лиза не желала больше прощать своего брата? Чем она это объясняла?

2. Как Вы думаете сколько раз в день можно прощать другого человека?

3 Почему рассказ называется «Семь раз по семьдесят»?

4. Почему дядя посоветовал Лизе не читать больше молитву «Отче наш»?

5.Об оставлении каких долгов идет речь в этой молитве?

4.Рефлексия


Учитель ОПК: мы заканчиваем наш урок, и я хочу задать вам несколько вопросов:

  1.  Что нового вы сегодня узнали?
  2. Что Вам больше всего запомнилось?

(слайд 19)

Оформление голубей:

Учитель музыки:  «Ребята, пусть сейчас каждый из вас на своём голубе напишет своё обращение к Богу, используя изученные виды молитв на сегодняшнем уроке (например, «Господи, подай здоровья, знаний, сил и т.д.»,   «Господи, прости меня», «Господи помоги в учебе», «Спасибо, Господи, за жизнь», «Слава Богу!» и др. .), а теперь пусть голуби с Вашими молитвами летят к Богу (учащиеся прикрепляют своих голубей на стенд, оформленный в виде неба).

Звучит песня Ж.Бичевской «Господи помилуй!»


Домашнее задание: Нарисовать картинки, какие возникали в вашем воображении, во время слушания духовной музыки.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

"Святая мать добром спасет" - Интегрированный урок музыка + ИЗО в 7 классе

Цель на уроке показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери. Мною используется много наглядного материала: презентации, видеофрагменты. ...

"Святая мать добром спасет" - Интегрированный урок музыка + ИЗО в 7 классе

Цель на уроке показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери. Мною используется много наглядного материала: презентации, видеофрагменты. ...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Интегрированный урок музыка+математика в 5 классе

Методическая разработка интегрированного урока музыки и математики в 5 классе с использованием презентации, раздаточного материала, НРК для аккомпанирования песни используется синтезатор. Этот ур...

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Интегрированный урок музыки, ИЗО в 3 классе на тему: "Народный праздник - пасха!"

Педагоги МБОУ гимназии г. Советский делятся опытом работы интегрированный урок музыки, ИЗО на тему: "Народный праздник - Пасха!"...