Интегрированный урок музыки и ОРКСЭ "Православная молитва" 4 класс
методическая разработка на тему
Урок может быть использован учителями музыки и ОРКСЭ, как форма интегрированного урока, с целью расширения представления учащихся о православной молитве и её значении в зжизн человека и культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_orkse_2.docx | 23.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») и музыки в 4 классе.
Тема: «Православная молитва».
Цель урока: формирование представления о православной молитве и ее роли в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Задачи:
- познакомить с видами православных молитв, учить различать их;
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное в молитве;
- раскрывать смысл молитв на церковно-славянском языке
- воспитывать интерес и уважение к истории, культуре, религии русского народа;
- способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации: урок-размышление
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, ноутбук, мультимедийный проектор, учебник А. Кураева для 4 класса.
Ход урока:
Организационный момент
(слайд 1)
Учитель ОПК: «Здравствуйте, ребята!»
Учитель музыки: «Добрый день! Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Музыка – это предмет, который охватывает разные стороны жизни, связан со многими школьными предметами. Например, сегодня на уроке вы увидите, как музыка очень тесно связана с Православной культурой. Сегодня мы с вами окунёмся в прекрасный и интересный мир искусства, искусства музыкального и религиозного.
Учитель ОПК: «Поэтому, ребята, сегодня уроки музыки и основ Православной культуры пройдут для вас как единое целое». Начнем мы с вами сегодняшний урок с просмотра видеоклипа.
1. Проблемная ситуация.
(слайд 2)
Просмотр видеоклипа к песне Ж.Бичевской «Господи помилуй!».
Вопросы к классу: (учитель музыки и учитель ОПК задают вопросы поочередно)
- Ребята, как Вы думаете, о чем эта песня?
- Какие слова в ней были главными?
- Что это за слова и когда человек их может произносить?
- Как Вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Учитель музыки: Итак, как Вы поняли тема нашего урока «Православная молитва».
(слайд 3)
2.Актуализация знаний
Изложение нового материала:
Учитель ОПК: Мы начали урок с песни, главные слова которой часто звучат самостоятельно. Это слова молитвы. Чтобы понять, что такое молитва, давайте посмотрим значение этого слова, попытаемся понять его суть. Посмотрите на слова на доске и выделите родственные.
(Учащиеся из предложенных слов «молоть», «молить», «умолять», «молотьба», «мольба», «молчать» выделяют главное — «мольба»).
Учитель ОПК: Что такое мольба? Какими словами можно еще определить понятие «молитва»?
(Ответы учащихся)
(слайд 4)
Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с видами молитв, поговорить о том, какое значение в жизни православного человека имеет молитва, мы поразмышляем о том, как она должна произноситься.
Работа с учебником: знакомство с текстом учебника, урок № 4 стр.12-13.
Учитель ОПК: ребята, давайте сейчас мы с вами вместе, опираясь на текст учебника, познакомимся с основными видами православной молитвы.
(слайд 5-8)
Учитель ОПК: к сожалению, в учебнике не раскрыт ещё один вид православной молитвы - молитва-покаяние, или покаянная молитва.
(слайд 9)
Покаянная молитва – это слова произнесенные человеком Богу, с осознанием нужды в его участии в человеческой жизни. В этой молитве мы признаем свою греховность, и просим прощения за свои поступки и мысли, а также, просим Господа помочь нам исправиться.
Молитвы покаяния и прощения не означают автоматического спасения и избавления от тяжести грехов. Они только показывают ваше раскаяние, которым должна быть полна вся человеческая жизнь.
Учащиеся выполняют задание на доске, в котором нужно соотнести виды молитв и слова молитв.
(слайд 10)
Учитель музыки: Молитва — это не просто слова. В них присутствует и поэтичность, и музыкальность. День православного человека начинается и заканчивается молитвой.
У великого русского композитора П. И. Чайковского есть сборник пьес с названием «Детский альбом».
(слайд 11)
Этот альбом Чайковский посвящает своему племяннику Володе Давыдову. В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей. Всего в этом альбоме 24 фортепианные пьесы. Первая пьеса в нем — «Утреннее размышление». Но следует сказать честно, что сам композитор назвал эту пьесу совсем по-другому. А вот как постарайтесь догадаться сами после прослушания.
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Утренняя молитва».
Вопросы к классу:
- Как вы думаете, как композитор назвал эту пьесу?
(Учитель подводит учащихся к ответу — «Утренняя молитва»). - Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
- Какой характер произведения?
Музыка возвышенная, светлая, как будто человек ожидает хорошего дня; спокойный размеренный ритм, мелодия простая, приятная. В этом произведении звучит то настроение, которое необходимо для общения с Богом. Именно так должна звучать молитва обращённая к Богу – сердечно, неторопливо.
(слайд 12)
Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно.
Господи Боже!
Грешных спаси:
Сделай, чтоб лучше
Жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало
Тепло и светло
И чтобы весеннее
Солнце взошло.
Людей, и птиц, и зверей,
Прошу Тебя, отогрей.
Прошу, Боже мой!
3.Закрепление изученного материала
Учитель ОПК: Ребята, не только композиторы, но и поэты часто писали стихи, куда включали целые молитвы. Давайте убедимся в этом.
(слайд 13)
Учащиеся работают в группах: читают тексты стихов и определяют виды молитв:
1. «Аллилуйя», «Слава Богу»,-
В храме хор поет хвалу.
Золотистую дорогу
Чертит лучик на полу.
2. Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой темный обнови.
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
3. Господи помилуй, Господи прости
Помоги мне Боже, Крест свой донести.
Ты прошел с любовью свой тернистый путь
Нес Ты крест безмолвно, надрывая грудь.
4. Ты мне всех дороже, милосердный Боже.
Строго не суди и за все прости.
5. Сердечно славя и любя, за все благодарю Тебя.
За бесконечное терпенье прими мое благодаренье.
6. Нынче Бог родился
Людям во спасенье
Слава, слава в вышних Богу
На земле благоволенье!
Учитель музыки:
Молиться Богу можно везде: и в доме и в пути и в храме. В храме христиане молятся сообща, все вместе. Такая молитва называется общественной или церковною.
(слайд 14)
Вопросы к классу:
1. Кому из вас случалось присутствовать на Богослужении?
2. Поделитесь своими впечатлениями, чувствами?
3. А что оказало на вас особенное воздействие?
Народная хоровая музыка рождалась в стремлении людей к единению. Когда были построены храмы, хоровая музыка поселилась и в них. Верующие собирались в храмах для совместной молитвы. В их пении слышались отзвуки небесной гармонии, искренность и чистота чувства. Церковь никогда не оставалась в стороне от главных событий жизни человека. Церковные праздники в старой Руси отмечал весь народ, они были важной частью уклада русской жизни. Образ святой Руси всегда связывался с храмом, с колокольным звоном, со светом лампады перед образами, с церковным пением.
Русская Церковь, следуя греческой богослужебной традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музыки. Поэтому когда говорят о русской церковной музыке, имеют в виду исключительно вокальное искусство. Во время различных служб в храме звучат молитвы на церковно-славянском языке, одну из них, которая считается одной из главных для православного человека мы сейчас с вами послушаем.
(слайд 15)
Прослушивание церковного песнопения молитвы «Отче наш»
Вопросы к классу:
- Что необычного вы услышали в исполнении этой молитвы? (пение без музыкального сопровождения)
Исполнение молитв без музыкального сопровождения называется - а капеллой.
Учитель ОПК: Каждый русский человек — христианин должен знать эту молитву. Есть даже выражение «знать как «Отче наш», т. е. очень твердо и точно. Смысл этой молитвы мы сейчас с вами разберем вместе, опираясь на текст учебника. ( стр. )
(слайд 16-18)
(работа с текстом молитвы и разбор её смысла по учебнику и презентации). Просмотр видеоролика «Семьдесят раз семь».
Вопросы к классу:
1. Почему Лиза не желала больше прощать своего брата? Чем она это объясняла?
2. Как Вы думаете сколько раз в день можно прощать другого человека?
3 Почему рассказ называется «Семь раз по семьдесят»?
4. Почему дядя посоветовал Лизе не читать больше молитву «Отче наш»?
5.Об оставлении каких долгов идет речь в этой молитве?
4.Рефлексия
Учитель ОПК: мы заканчиваем наш урок, и я хочу задать вам несколько вопросов:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что Вам больше всего запомнилось?
(слайд 19)
Оформление голубей:
Учитель музыки: «Ребята, пусть сейчас каждый из вас на своём голубе напишет своё обращение к Богу, используя изученные виды молитв на сегодняшнем уроке (например, «Господи, подай здоровья, знаний, сил и т.д.», «Господи, прости меня», «Господи помоги в учебе», «Спасибо, Господи, за жизнь», «Слава Богу!» и др. .), а теперь пусть голуби с Вашими молитвами летят к Богу (учащиеся прикрепляют своих голубей на стенд, оформленный в виде неба).
Звучит песня Ж.Бичевской «Господи помилуй!»
Домашнее задание: Нарисовать картинки, какие возникали в вашем воображении, во время слушания духовной музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".
Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК" с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....
"Святая мать добром спасет" - Интегрированный урок музыка + ИЗО в 7 классе
Цель на уроке показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери. Мною используется много наглядного материала: презентации, видеофрагменты. ...
"Святая мать добром спасет" - Интегрированный урок музыка + ИЗО в 7 классе
Цель на уроке показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери. Мною используется много наглядного материала: презентации, видеофрагменты. ...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Интегрированный урок музыка+математика в 5 классе
Методическая разработка интегрированного урока музыки и математики в 5 классе с использованием презентации, раздаточного материала, НРК для аккомпанирования песни используется синтезатор. Этот ур...
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
Интегрированный урок музыки, ИЗО в 3 классе на тему: "Народный праздник - пасха!"
Педагоги МБОУ гимназии г. Советский делятся опытом работы интегрированный урок музыки, ИЗО на тему: "Народный праздник - Пасха!"...