Обучение читателей-школьников критическому мышлению
консультация на тему
Обучение читателей-школьников критическому мышлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chitateley.docx | 13.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение читателей-школьников критическому мышлению
Умение вести информационный поиск подразумевает также умение критически оценивать полученную информацию. Любые сведения, почерпнутые как из традиционных печатных источников, так и из электронных, должны проверяться и анализироваться. Можно предложить учащимся сравнить информацию по одной теме (например, экономика какого-нибудь государства), но полученную из различных источников, в том числе электронных. Обратить внимание, что даже прекрасно организованные сайты в интернете, при всей их внешней привлекательности, зачастую содержат непроверенную, а иногда и заведомо ложную информацию.
Важно как можно раньше научить детей критически мыслить и оценивать полученную информацию, тогда это войдет в привычку.
Особенности библиотечной поддержки школьников в развитии критического мышления:
- учащийся видит мир черным или белым, правильным или неправильным,
- появление у школьника склонности к сомнению,
- учащийся начинает мыслить аналитически, не рассматривает знание как абсолют, не принимает чужое мнение безоговорочно,
- появление умения проводить анализ и синтез информации, пользоваться объективными аргументами при определении точки зрения и менять свою точку зрения с появлением новой информации.
Приступая к изучению конкретной темы, необходимо решить, насколько актуальна должна быть искомая информация. В некоторых областях знаний актуальность играет роль, а для других «новизна» сведений не имеет значения. Так, для изучения истории Киевской Руси подойдут и монографии, изданные десятки лет назад, и статьи из журналов последних лет, а для реферата о новых тенденциях в кино понадобятся самые свежие источники – журналы, газеты, сайты в Интернете, телеобзоры.
Отбирая тексты для самостоятельного изучения, библиотекаря должны заботиться о том, чтобы информация была детям по плечу.
Необходимо научить детей обращать внимание на личность автора. По мере возможности стараться найти дополнительные сведения об авторе. Кто он – ученый-исследователь, журналист-популяризатор или репортер, цель которого – создание очередной сенсации? Насколько можно доверять автору? Как правило, издатели сообщают сведения об авторе в начале или конце книги. Подобную информацию зачастую можно найти и в журналах. А вот авторы сайтов в Интернете чаще всего остаются анонимными. Необходимо объяснять детям, что автор обязан нести ответственность за публикуемую информацию – ведь и они, выполняя вои первые самостоятельные работы, тоже становятся авторами.
Критически оценивая полученную информацию, учащиеся должны задавать себе следующие вопросы:
- кто это написал?
- с какой целью? Какие задачи ставил перед собой автор?
- кому предназначена эта информация?
- что это: личное мнение или факт?
- как я могу проверить достоверность сообщаемых сведений?
Необходимо объяснять учащимся, что для проверки информации необходимы ссылки на другие источники, подтверждающие правоту утверждений автора. Самое сложное для учащихся – определить, насколько исчерпывающая информация содержится в том или ином источнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.
статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...
Освоение драматических произведений читателями-школьниками как методическая проблема в обучении литературе на современном этапе
В статье рассказывается о том, что освоение драматических произведений на современном этапе является методической проблемой...
Освоение драматических произведений читателями-школьниками как методическая проблема в обучении литературе на современном этапе
Важность и актуальность обращения к драматическим произведениям на уроках литературы, необходимость изучения этого сложного, имеющего двойственную природу рода литературы во многом обусловлены в...
Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии
Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение приобретает формиров...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Рассуждение как тип речи. Доказательства» с использованием технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.
Целью урока является организация деятельности учащихся по формированию представления о тексте-рассуждении с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критич...