ЛЕГЕНДА И ИСТОРИЯ ШАХМАТ
материал на тему
История шахмат довольно богата и по мере их распространения в Европе стали появляться шахматные и художественные произведения, рассказывающие об этой игре.
О происхождении шахмат существует немало легенд и различных предположений, но точно установленных фактов удалось пока собрать не так уж много. Исследования историков и археологов показали, что шахматы существуют примерно полторы тысячи лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legenda_i_istoriya_shahmat.docx | 656.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕГЕНДА И ИСТОРИЯ ШАХМАТ
О истории возникновении шахматной игры существует легенда.
Давным-давно жил в Индии деспотичный раджа. Один из приближенных решил показать властителю, насколько зависит он от подданных, и придумал игру, где король (царь, шах) хотя и является главной фигурой, однако мало что значит без поддержки и защиты других фигур.
Игра оказалась удивительно интересной, и не заметивший нравоучительного намека раджа предложил создателю любое вознаграждение.
И, как гласит легенда шахмат, последний выразил желание получить награду хлебными зернами, но так, чтобы за первое поле шахматной доски ему дали одно зернышко, за второе — два, за третье — четыре, потом восемь, шестнадцать и т. д.
Поскольку на доске всего шестьдесят четыре клетки, раджа думал обойтись одним-двумя мешками, однако на деле выяснилось, что во всем мире не найти столько зерен, сколько понадобится для того, чтобы удовлетворить пожелание хитроумною изобретателя. Такова легенда о мудрой шахматной игре и его создателе.
Как бы там ни было, история шахмат начинается в Азии, а родиной шахмат действительно считается Индия. Древнейшая, примитивная форма шахмат — военная игра «чатуранга» — возникла в этой стране еще в первом пятисотлетии н. э.
Из Индии игра проникает в Китай, Иран. Большой вклад в развитие шахмат вносят народы Средней Азии.
После завоевания Средней Азии арабами в VIII веке н. э. шахматы получают распространение на обширнейшей территории Арабского халифата.
Затем noсредством завоевателей-арабов игра попадает в Испании и вообще в Европу.
К восточным славянам (антам) шахматы, по мнению некоторых историков, проникли в V-VI вв. н.э. из Индии или из Средней Азии.
Законченный вид, который игра имеет сегодня, она приобрела в XVI в.
История шахмат
Возникновение шахмат.
История возникновения и развития шахмат насчитывает многие века. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что игры, в которых было необходимо передвигать фишки на доске, существовали еще приблизительно в IV-III вв. до н.э. Согласно древней легенде, игра шахматы была создана неким брамином. Взамен на свое изобретение, он попросил у раджи казалось бы незначительную награду: столько зерен пшена, сколько уместится на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Однако, на самом деле вышло, что такого количества зерна (1,845×10^19 зерен, вместить которые можно в хранилище объемом 180 км³) нет на всей планете. Неизвестно так ли все происходило на самом деле или иначе, но, так или иначе, родиной шахмат считается Индия. А история эта лишний раз подчеркивает тот факт, что в шахматах количество комбинаций бесконечно, благодаря чему эта древняя интереснейшая игра никогда не исчерпает себя.
Древнейшая форма шахмат — военная игра чатуранга — появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался вид войска, включавший боевые колесницы (ратха) – ладьи, слонов (хасти), конницу (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми управляет предводитель. Фигуры располагались по углам квадратной доски (аштапады) в 64 клетки, в игре принимало участие 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чтобы выиграть в партии необходимо было уничтожить все войска противников. Чатуранга существовала в Индии до начала XX века, а название ее изменилось со временем на «чатурраджа» — игра четырех королей; фигуры же стали окрашиваться в 4 цвета — зеленый, желтый, красный и черный. Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), возникшая в Центральной Азии в конце V — начале VI вв. В этой вариации игра имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля — фарзина; в игре участие стали принимать уже лишь 2 соперника. Целью игры было поставить мат королю соперника. Таким образом «игру случая» заменила «игра разума». В VIII-IX вв. шатранг проник из Центральной Азии на Восток и Запад, ставший известным под арабским названием шатрандж. В шатрандже (IX-XV вв.) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, однако внешний вид фигур претерпел изменения. Дело в том, что религия была против использования живых существ для обозначения шахматных фигур, поэтому арабы стали использовать в этих целях абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов. Это значительно упростило их создание, что, в свою очередь, поспособствовало дальнейшему распространению игры в массах. Развитие игры проходило довольно медленно, так только ладья, король и конь ходили по современным правилам, диапазон же действия других фигур был крайне ограничен. Например, ферзь двигался только на одно поле по диагонали.
Итак, использование абстрактных образов для создания шахматных фигур способствовало изменению восприятия шахмат – они перестали восприниматься как символ войны, битвы, а стали ассоциироваться с житейскими перипетиями, что отразилось в эпосе и трактатах, посвященных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами), открывая новую страницу в истории шахмат.
Развитие шахмат.
В период раннего средневековья (VIII-IXвв.) арабы, в результате завоевания Испании, перенесли шатрандж в Испанию. После чего эта игра начала распространяться в Западной Европе, где продолжилось дальнейшее преобразование правил, которое в результате превратило шатрандж в современные шахматы.
Современный же облик шахматы приобрели лишь к XV веку, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах существовали собственные, порой довольно причудливые, особенности правил. К примеру, в Италии вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в те фигуры, которые уже были сняты с доски, причем ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось. В этом случае пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Так же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.
История шахмат довольно богата и по мере их распространения в Европе стали появляться шахматные и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. Первая поэма о шахматах, написанная Эзрой, появилась в 1160. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе — трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный интерес при изучении истории шахмат, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа. Приблизительно в 820 году арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат» появились на Руси, в русском языке обретя уже известное всем нам название «шахматы», придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратили старые русские шахматы в современные. С арабским периодом связано и появление так называемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий.
Однако христианская церковь на протяжении всей истории шахмат занимала резко негативную позицию, приравняв их к азартным играм и пьянству. Но, несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. И уже в 1393 году Европе Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. Заметим, что в России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII—XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи проходили с непременными шахматными играми.
В XIV-XV вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в XV-XVI вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя. Но уже к XV—XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году священник Руи Лопес – автор популярного дебюта «испанская партия» – издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии — дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта — «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.
Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс известный французский музыкант Франсуа-Андре Даникан Филидор, оказавший огромное влияние на развитие истории шахмат. Он серьёзно пересмотрел взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является агрессивная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил так называемый позиционный стиль игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки — душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр, был автором всем известной «защиты Филидора». Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.
Современные шахматы.
В 1886 году в США состоялся первый официальный матч на первенство мира в истории шахмат. Борьба разворачивалась между Стейницем и Цукертортом. Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира. Он не только являлся сильнейшим шахматистом, но и создателем школы позиционной игры. Стейниц как бы разложил позицию на составные элементы, выделил из них наиболее существенные, позволяющие ее объективно оценить и наметить наиболее целесообразный, наиболее эффективный план действий. Фактически он предложил принципиально новый поход к игре. Основы его стратегии заключались в постепенном накоплении мелких преимуществ, в маневрировании с целью усиления своей позиции и ослабления неприятельской.
Значение позиционной школы для развития и распространения шахмат трудно переоценить. Вместо игры, основанной только на конкретном расчете, был предложен сугубо научный метод, основанный на объективной оценке плюсов и минусов позиции.
В начале XX века в живописи, скульптуре и музыке появилось новое течение – модернизм. И тогда же в шахматах зародилось такое направление, как "гипермодернизм" или "неоромантизм". Гипермодернисты критиковали ряд установок позиционной школы. Они, например, полагали, что позиционная школа переоценивает роль пешечного центра и разработали концепцию фигурно-пешечного центра, когда контроль над центральными полями осуществляют не только пешки, но и фигуры. Это привело к появлению ряда новых начал: дебюта Рети за белых, защиты Нимцовича, защиты Грюнфельда, новоиндийской и староиндийской защит, а также защиты Алехина за черных.
Кроме того, гипермодернисты отказались от проповедуемой сторонниками позиционной школы игры черными на постепенное погашение инициативы белых и уравнению игры. Они стремились к встречным активным действиям, к перехвату инициативы, к контригре.
Представителю гипермодернистской шахматной школы Нимцовичу также принадлежит заслуга в разработке и практическом применении различных приемов маневрирования в середине игры – лавирования, профилактики, ограничения подвижности, блокаде и т.п.
Главное достижение гипермодернистов, оказавшее наибольшее влияние на дальнейшую историю шахмат – они снова сделали шахматы интересными, вернули тактическую игру, полную жертв и комбинаций. Подчеркивая ведущую роль стратегии, позиционная школа невольно принижала роль тактики. Между тем Нимцович неоднократно подчеркивал, что комбинация должна логично вытекать из самой стратегии. Существенно и то, что в своих партиях гипермодернисты показали красоту стратегии, продемонстрировали на практике, что ее, как и тактику, оплодотворяют вдохновение, фантазия и интуиция. Тем самым они еще больше расширили представление о шахматах как об искусстве.
Однако на шахматном Олимпе по-прежнему главенствовали представители позиционной школы, и в 1921 кубинец Хозе Рауль Капабланка (1888-1942) стал третьим чемпионом мира. За понимание позиции и техника позиционной игры его называли "шахматной машиной" и считали непобедимым. В 1927, выиграв матч у Капабланки, четвертым чемпионом мира стал русский Александр Алехин (1892-1946). В 1935 Алехин в матче, проходившем в различных городах Голландии, уступил голландцу Максу Эйве, ставшему пятым чемпионом мира, но в 1937 вернул звание чемпиона, победив в матч-реванше.
После окончания второй мировой войны СССР вступил в шахматную федерацию – ФИДЕ, а советские шахматисты стали доминировать на мировой шахматной арене. Из восьми шахматистов, которые в послевоенные годы были увенчаны лаврами чемпиона мира по шахматам, семь гроссмейстеров представляли СССР: Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров. Чемпионками мира среди женщин становились советские шахматистки Людмила Руденко, Елизавета Быкова, Ольга Рубцова, Нона Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе.
Всеобщая компьютеризация и Интернет конца 20 - начала 21 вв. сильно повлияли на развитие шахмат. В 1997 году компьютер (Deep Blue) уже выигрывает матч у чемпиона мира. Таким образом, мы вступили в 21 век - век компьютерных шахматных программ.
О происхождении шахмат существует немало легенд и различных предположений, но точно установленных фактов удалось пока собрать не так уж много. Исследования историков и археологов показали, что шахматы существуют примерно полторы тысячи лет, появились они в Индии в конце V или начале VI века. Игра называлась тогда «чатуранга», различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить состав и строй индийского войска, в которое входили пехотинцы, всадники, слоны и боевые колесницы.
Из Индии чатуранга распространилась в другие страны Азии, и прежде всего — в соседний Иран. Здесь эта игра, где «победу разумом одерживают», как говорится в одной старинной рукописи, имела немало приверженцев.
В VII веке с шахматами познакомились завоеватели Ирана — арабы. Новую для них игру они назвали «шатранджем». В ту пору правила шахмат во многом отличались от нынешних. Только ходы короля, ладьи и коня были такими, как сейчас. Ферзь передвигался лишь на одно поле по диагонали, слон совершал прыжок через одно поле по диагонали. Современной рокировки не было. Относительная слабость ферзя и слона определяли силу короля, а поэтому матом партии кончались редко. Обычно победа достигалась истреблением всех неприятельских фигур и пешек, борьба шла «на уничтожение».
В VII—IX веках арабы принесли шатрандж в Испанию и Италию, затем к концу XII века игра распространилась по всей Европе. Современные правила сложились в основном в эпоху Возрождения (XV—XVI века), но полное их единообразие установилось лишь примерно 120 лет назад.
Почему же шахматы столь жизнеспособны, обладают таким завидным долголетием? Что привлекает к ним людей в различные исторические эпохи?
Выдающийся русский марксист Г. В. Плеханов, касаясь общего вопроса о происхождении игр, писал: «Игра порождается стремлением снова испытать удовольствие, причиняемое употреблением в дело силы. И чем больше запас силы, тем больше стремление к игре, конечно, при прочих равных условиях».
В шахматах эта сила — мысль! Стремление испытать в борьбе, в соревновании свои идеи, фантазию, проверить реальную значимость своих планов и предположений — вот что всегда делало и делает эту древнюю игру столь популярной и любимой.
Многочисленные изобразительные и символические шахматные фигурки из кости и дерева, найденные археологами при раскопках в Киеве, Вышгороде, Новгороде, Гродно, Чернигове, Волковыске и других городах и поселениях, со всей убедительностью свидетельствуют о распространении шахмат в Древней Руси уже более тысячи лет назад.
Символические фигурки — очевидное подтверждение восточного влияния. Ведь запрещение мусульманской религии изображать людей и животных, несомненно, касалось и шахмат.
Русская шахматная терминология также говорит о том, что игра эта пришла к нам непосредственно с Востока. Название «шахматы» является сочетанием восточных слов: персидского «шах» — властитель и арабского «мат» — умер. Характерно, что ни в одном европейском языке нет такого составного названия игры.
Близки к восточным и русские названия фигур. Вот некоторые сопоставления.
Король — слово для русских шахмат сравнительно новое, утвердившееся в начале прошлого века. А раньше фигура эта называлась царь. «Возможна также вероятность, что первоначально фигура называлась — шах, согласно с персидским наименованием»,— писал историк шахмат Д. И. Саргин.
Применение термина «царь» могло в те времена вызвать самые неожиданные последствия. Об этом свидетельствует отрывок из статьи Н. Н. Оглоблина «Бытовые черты XVII века», напечатанной в журнале «Русская старина» (1892 г.).
Отрывок называется «Опасная игра 1686 года». Вот о чем он рассказывает:
«В январе 1686 г. Сибирский приказ представил государям доклад Красноярского воеводы стольника Григория Шишкова, писавшего о следующем «государевом деле».
«Красноярского уезду Верхнего Караульного острога служилой человек Тимошка Елфимов извещал на служилого ж человека на Марчка Хомякова государево дело: играл он, Марчко, шахматы с Андрюшкою Волынщиком, и взял он Марчка с доски шахмат и молыл (т. е. молвил): и то-де я чаял ферзь, а он де царь! И царя избранил матерны. И то же слышали красноярских служилых людей три человека. И Марчко расспрашивай, а в роспросе заперся, а служилые люди, которые тут были, сказали, что то слышали».
Красноярский воевода донес об этом по инстанции енисейскому воеводе, боярину Константину Щербатову, который велел пытать Марка Хомякова. «С пытки он винился, что то непристойное слово говорил без вымыслу». После пытки бедняга шахматист был посажен в тюрьму.
Только через год пришел ответ из столицы:
«Великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня, благоверная царевна Софья Алексеевна указали: того Марчку свободить»».
И на шахматной доске с царями шутить было опасно!
Ферзь — в восточных щахматах «фарзин» (ученый, мудрый), «визирь». Во всех других европейских странах эта фигура имеет более поздние названия — дама, королева. Как отметил немецкий историк шахмат Т. Лаза, «русское название «ферзь» указывает на прямое введение игры персами и арабами, в обход Европы».
«Слон» тоже название, точно переведенное с восточных языков на русский и отсутствующее в шахматной терминологии других европейских стран, где эта фигура называется «епископ», «шут», «скороход».
Ладья. У древних славян не было боевых колесниц, зато они смело отправлялись в дальний путь на своих быстроходных судах — ладьях. В своей книге «Древность игр в шашки и шахматы» (1915 г.) Д. И. Саргин пишет: «Термин ладьи мог бы измениться, если бы не встречал поддержки в способе древ-неславянского передвижения, преимущественно на ладьях, как по рекам, так и по морям Каспийскому и Черному».
Первое упоминание о шахматах на Руси содержится в так называемой «Кормчей книге», сборнике церковных канонов и норм. Сборник, правда, обнародовал лишь запрещение шахмат, которые церковники считали игрой; идущей от «беззаконных халдеев», то есть от язычников. В сборнике говорится: «Понеже и от сих, есть неким уклонятся от доброго, или шахмати или зернию играть, или упиватися, повелевает правило престати, или отлучатися таковыми».
«Кормчая книга» была составлена сербским архиепископом Саввой I в начале XIII века. В 1262 году болгарский кязь Святослав послал список «кормчей книги» киевскому митрополиту Кириллу III.
В наши дни в Сербии сохранилось несколько манускриптов, переписанных с рукописи «Кормчей книги» 1252 года. Любопытно, что в них не содержится запрета шахмат. Упоминание об этой игре в русском списке «Кормчей книги» — многозначительное свидетельство ее распространения в Киевской Руси.
В том же XIII веке шахматная игра была приговорена к «отлучению апостольскому». Это отлучение подтверждается на протяжении столетий, порою даже приобретает законодателыный характер — государственные власти карают шахматистов. И все же шахматы живут в народе, несмотря на всякие запреты. Лучшее тому доказательство — все новые и новые повторения таких запретов.
Упоминания о шахматах можно встретить во многих произведениях русского эпоса. Шахматные эпизоды содержат былины «Добрыня и Василий Казимиров», «Ставр Годинович», «Садко, богатый гость», «О добром молодце и жене неудачливой» и другие.
Были в ту далекую пору на Руси и шахматистки. Герой былины «Чурила Пленкович» богатырь Чурила играет в шахматы с Катериной Микуличной.
Брала Катерина доску хрустальную, Шахматы брала серебряные Начала играть с ним во шахматы.
О том, что шахматы издавна известны в нашей стране, говорит и то, что о них упоминают многие пословицы и поговорки. Есть среди них и такие древние, что сейчас трудно уловить их подлинное значение. Такова, например, старинная пословица, использовавшая шахматные термины: «слон добро к слову, а ладья — к перевозу».
Составитель рукописного сборника XVII века писал в предисловии, что собранные им пословицы бытуют в народе «издревле, мнюяко лет за сто или больше». Вот некоторые из них:
«Шахматы играют — своих берегут» «Шахнуть да махнуть — ан и вся игра». «Шахнул ему — с поля долой».
Интересна и такая пословица: «Шаханья много, да мат один». В. И. Даль в «Толковом словаре» приводит старинную пословицу: «Дожили до мату — ни хлеба про голод, ни дров про хату».
XVI и XVII века характеризуются экономическим и культурным подъемом Руси, ростом могущества и авторитета страны. Расширяются и укрепляются международные связи государства Российского. Естественно, что это нашло свое отражение и на таком небольшом участке общественной и културной жизни, как шахматы.
Даже церковь вынуждена была пойти навстречу этому «светскому развлечению», сменила гнев на милость, хотя и не сразу. Еще в начале XVI века грозной обличительной проповедью обрушился на шахматы московский митрополит Даниил, заявивший, что «шахматы отрекоша святыи апостолы и святыи отцы».
Протопоп Сильвестр в своем «Домострое», написанном около 1580 года, отнес шахматы к разряду «игор бесовских» и говорит о них в главе «О неправедном житии».
Но уже в «Лексиконе словено-русском» иеромонаха Памвы Берынды (1627 г.) говорится: «Шахматы следует толковать, как хитрость», а слово «хитрость» в те времена означало высокое умственное развитие человека.
Об успехах в распространении шахмат на Руси свидетельствуют многие заметки иностранных купцов, дипломатов, путешественников, побывавших в Московии.
«За этой игрой,— пишет Я. Рейтенфельс («Сказание о Московии» 1670—1676 гг.),— в настоящее время проводят все время и старики, и дети на всех улицах и площадях Москвы».
«Умелыми игроками» назвал русских шахматистов Адам Олеарий, побывавший в Москве в 30-х годах XVII столетия.
Курляндский посол Александр Таубе писал в 1675 году: «Карт здесь не знают, шахматы известны издавна и пользуются большой любовью».
В 1656 году в Венецианскую республику было отправлено русское посольство во главе со стольником Чемодановым и дьяком Постниковым. Прикомандированный к посольству венецианец Серристори так докладывал своему правительству:
«Во время праздничных дней... послы не ездили к обедне, а остаются дома... играют в шахматы, что и составляет лучшую их доблесть и, действительно, они играют в эту игру, как слышно, в совершенстве».
Проходит 30 лет, и французская хроника рассказывает о посольстве, прибывшем из Москвы к Людовику XIV. В сообщении говорится:
«Эти русские превосходно играют в шахматы, наши лучшие игроки перед ними — школьники».
Приведем еще одно свидетельство, характеризующее силу игры русских любителей шахмат. В руководстве Густава Селены, появившемся в 1616 году, говорится:
«Русские, или московиты, играют в шахматы очень остроумно и с большим прилежанием, и в этой самой игре они так искусны, что, по моему мнению, другие народы нелегко могут с ними сравняться».
Любопытно, что ни одно из свидетельств не говорит о каком-либо различии в правилах игры. Несомненно, новые веяния в шахматах, появившиеся на Западе в эпоху Возрождения, были достаточно хорошо известны и на Руси.
Конечно, на Руси было множество сильных шахматистов и тогда. К сожалению, неизвестны их имена, не сохранились записи сыгранных ими партий. Первые партии русских шахматистов, появившиеся в печати, сыграны лишь в 30-х годах XIX века.
Издавна известны шахматы и у многих народов нашей страны. О древности этой игры в Узбекистане свидетельствуют археологические находки на городище Афросиаб. Здесь были найдены шахматные фигурки, датируемые VIII-— IX веками.
Само название шахмат в Армении «стрендш» говорит о близкой связи со старинным персидским шатранджем.
В Грузии первые упоминания о шахматах можно найти в литературном памятнике XI века «Висрамиани».
В Туркменистане, Таджикистане, Латвии, Литве, Эстонии шахматы также известны более тысячи лет.
На протяжении веков популярны шахматы у бурят и калмыков. О шахматистах-бурятах упоминается в письмах из ссылки ряда декабристов. Так, например, А. Е. Розен сообщал: «Один бурят победил лучших наших игроков».
В своих воспоминаниях А. Д. Петров рассказал о таком факте: «В 1821 году у Федора Васильевича Самарина я имел честь познакомиться с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем. Он был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою не случалось встречать более сильного игрока. В окончаниях партии калмыцкий князь был неподражаем, и если я выигрывал у него из трех игор две, то единственно оттого, что он не знал некоторых книжных тонкостей в дебютах».
Более или менее организованное общение шахматистов, на базе которого стало постепенно развиваться русское шахматное искусство, существует, видимо, со времен знаменитых ассамблей петровской эпохи, введенных в 1719 году.
Очень любил шахматы Петр I. Постоянным его партнером был придворный священник Иван Хрисанфович (поп Битка). Петр I ввел шахматы в программу ассамблей и порой сам на ассамблеях играл в шахматы. Даже во время лечения за границей, в 1717 году, Петр I отдыхал за шахматами
Ассамблеи положили начало встречам шахматистов из верхушки русского общества, при царском дворе. В шахматы играли Екатерина II, ее многие вельможи, а фаворит императрицы «светлейший» Потемкин даже специально выписал из Тулы одного купца, который, как ему доложили, хорошо играл в шахматы. Могущественный самодур заставлял этого купца сопровождать его во время военных походов.
В воспоминаниях латышского мастера Ф. Амелунга говорится о том, что его деда Потемкин в октябре 1790 года специально пригласил для игры в шахматы.
В печати той эпохи начинают появляться благоприятные суждения о роли и значении шахмат. В одном трактате XVIII века говорится, что шахматы — полезное времяпровождение, которое «всякого молодого человека изощряет в размышлении и уме».
Во второй половине XVIII века в Петербурге появились различные клубы («клобы», как говорили тогда), несколько клубов открылось и в Москве. Из развлечений здесь на первом месте, конечно, были карты, но можно было играть и в шахматы.
Входят в моду «шахматные вечера» на частных квартирах. Впервые такие вечера стал устраивать у себя в 90-х годах XVIII века советник петербургской консистории И. Буссе.
Собирались шахматисты и на квартирах других выокопоставленных лиц — Д. О. Баранова, сенатского чиновника Н. П. Брусилова, графа Ю. П. Литта, судебного деятеля В. В. Погодина. В литературном салоне графа Виельгорского сражались в шахматы писатели. Здесь бывал любивший шахматы А. С. Пушкин.
Поклонником шахмат был сенатор И. А. Соколов, дед первого русского мастера А. Д. Петрова. И. А. Соколов был шахматным учителем «северного Филидора», как называли его внука современники. В одном из своих автобиографических рассказов А. Д. Петров писал:
«Дедушка мой был страстный любитель шахмат — он даже считался первым игроком в Петербурге...
Дедушка мой играл в шахматы ежедневно с четырех часов после обеда до десяти вечера. По понедельникам, средам и пятницам приходил к нему старичок сибиряк, отличный игрок; по вторникам и четвергам бывал у него бригадир Котельников, а по воскресеньям играл со мной в шахматы».
А. Д. Петров приводит любимое шахматное изречение деда, несомненно знакомого с теорией:
«Играй, да смотри в оба! Пешки в центр утверждай, выводи офицеров, шаха и ферзя не ставь на росшах» («росшахом» называли тогда коневую вилку).
Ну что же, такое дельнее указание начинающим вполне моглибы повторить и современные руководства и учебники!
Из всех частных собраний наибольшее влияние на развитие шахмат оказали «вечера» у В.В. Погодина. Проводились они регулярно —два раза в неделю. В особой книге записывались результаты игры, а определенные условия встреч регламентировал специально разработанный устав. Квартира Погодина стала предшественницей первых шахматных клубов в Петербурге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»
Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую ...
Внеклассное мероприятие "Легенды Древней Руси", проведенное в 6-х классах в рамках недели истории в школе
Игра может быть полезна в проведении повторительно-обощающего урока по теме "Русь Древняя" и в проведении внеклассного мероприятия...
«Говорящая история: мифы, легенды и памятники культуры Древнего мира»
Предложена программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса, нацеленная на реализацию аспектов, остающихся за пределамии основой программы. К ним относятся вспомогательные исторические дисципли...
Презентация. История шахмат
презентация...
открытый урок по истории в 5 классе на тему: Мифы и легенды Древней Греции"
Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.Задачи урока:1. Образовательные:- проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме;- привлечь обучающихся ...
Классный час "История шахмат"
Данный материал поможет учащимся лучше познакомиться с историей шахмат....
Внеклассное занятие: "История шахмат"
Разработка внеклассного занятия...