«Говорящая история: мифы, легенды и памятники культуры Древнего мира»
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Предложена программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса, нацеленная на реализацию аспектов, остающихся за пределамии основой программы. К ним относятся вспомогательные исторические дисциплины и широкий круг источников мифологического и культуроведческого планов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_istoriya_5_klass.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 491 с углубленным изучением математики
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Утверждаю Директор ГБОУ СОШ № 491 _____________В.А.Коганкова |
Согласовано на заседании методического объединения Протокол №___от_________ |
Рассмотрено на заседании методического объединения Руководитель методического объединения _____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Говорящая история: мифы, легенды и памятники культуры древнего мира»
для 5 класса
Срок реализации: 1 год
Составитель: Плотников Алексей Семенович,
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность - это своеобразный мир творчества, где ребёнок раскрывается как личность. Очень важно заинтересовать его после уроков, снять напряжение после традиционного учебного процесса и создать условия для воспитания и дополнительного образования. В ходе изучения программы пятиклассники познакомятся с историей как наукой.
Программа позволяет решать вопросы патриотического воспитания, показать примеры патриотического служения у разных народов. История России даёт нам множество примеров патриотического служения и любви к Родине. Эта любовь бескорыстна и не требует ничего взамен. Она проявляется не только на поле боя с врагом, но и в повседневности.
Любовь к Отечеству связана с любовью к народу: к его языку, произведениям искусства, литературы, духовного творчества. Любить Отечество - значит знать и понимать прошлое своего народа, т.е. его историю; любить его настоящее - нравы обычаи, особенности быта; любить его будущее - его идеалы, стремления.
Бережное отношение к обычаям и традициям – важное условие неразрывной связи времён и поколений. Это выражается в почитании национальных святынь, могил предков, сохранении и защите памятников истории и культуры – культурного наследия.
Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории: науки-помощницы» посвящена изучению вспомогательных исторических дисциплин и ознакомление с их методами исследования исторического прошлого.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в ди-намичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель программы: создание условий для формирования российской гражданской идентичности, чувств любви и уважения к Отечеству, патриотизма и социальной активности.
Задачи:
Образовательные:
- расширение и углубление знаний учащихся об исторической науке, работе учёных-историков;
- развитие умения работать по извлечению знаний о прошлом из различных исторических источников; навыков исследовательской деятельности, самостоятельной и групповой работы;
- развитие умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
- развивать систему гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание.
Воспитательные:
- воспитывать патриотов России, граждан социального государства;
- формировать стремление у школьников к сохранению,
распространению, и развитию национальной культуры;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России;
- развивать потребность в исторических знаниях.
Развивающие:
- применение универсальных учебных действий при работе с различными источниками знаний, в процессе самостоятельной и групповой работы;
- развивать умение самостоятельно оценивать события прошлого.
- развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Результаты
Личностные результаты
- проявление в различных ситуациях, с учётом возрастного уровня, позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества;
- проявление патриотических чувств, исходя из особенностей возраста школьника, в оценках событий прошлого и настоящего.
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- умение организовать совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить компромиссное решение;
- разрешать возникшие противоречия в ходе работы на основе согласования позиций;
- учитывать мнение других учащихся и соотносить его со своим.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- учитывать предложенные учителем ориентиры действия;
- вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия по алгоритму.
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные
- проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний;
- при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
- высказываться в устной и письменной формах; - владеть основами смыслового чтения текста; - строить рассуждения о предложенной информации.
- излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке.
Коммуникативные
- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
- владеть устной, письменной, монологической речью;
- признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации;
-формулировать собственное мнение и позицию,
- вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению.
- уметь слушать собеседника и вести диалог;
- использовать речевые средства и средства информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты
- проявлять интерес к изучению истории;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края;
- расширять знания о выдающихся исторических деятелях, важнейших событиях истории.
Формы представления результатов: сочинения, выпуск стенгазет на историческую тему, участие в олимпиаде, составление доклада, создание родословной своей семьи, участие в конкурсе рисунков, создание компьютерной презентации, проведение экскурсии, участие в обсуждении, фотографирование исторических объектов, интервью, пополнение коллекции школьного музея и др.
Содержание программы
- Как изучается прошлое.
- История – наука о прошлом. Исторический факт. Главные вопросы историка. Как работают историки. Краткое знакомство с именами выдающихся историков.
Знать, уметь, применять: Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь использовать текст учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что работа историка основана на поиске правды, истины.
- Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки. Как гибнут памятники старины. Культурное наследие.
Знать, уметь, применять: развивать способности оценивать действия людей, различать их поступки. Воспитывать уважение к традициям народа. Развивать умение классифицировать информацию, давать описание вещественным историческим источникам. Формировать представление о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.
- Измерение времени в исторической науке.
Хронология – порядок событий. Историческая хронология - вспомогательная научная дисциплина.
Что называется датой. Мера времени – год. Точка отсчёта времени. Мера времени – век. Мера времени - тысячелетие.
Знать, уметь, применять: овладение навыками работы с мерами времени: определение века, тысячелетия. Особенность современного летосчисления: счёт лет нашей эры и до нашей эры. Ознакомление с особенностями измерения времени у разных народов. Календари народов мира.
- Историческая карта. Историческая карта как источник информации. История на плане.
Знать, уметь, применять: Понимать особенность информации, предоставляемой картой и планом. Различие карты и плана. Простейшие примеры использования карты при изучении истории. Правила работы с исторической картой.
- Науки-помощницы: археология, этнография.
- Что изучает археология. Как работают археологи.
Знать, уметь, понимать: общее представление о работе археолога. Необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Вред раскопок, проводимых случайными людьми.
- Что изучает этнография. Преданья старины глубокой. История в песне.
Особенности работы этнографов; общее и различное в работе этнографа и археолога.
Знать, уметь, применять: анализ сказаний, мифов, песен с исторической точки зрения.
- Нумизматика, сфрагистика, метрология и др.
- История вокруг нас.
- Генеалогия. Знать своих предков – знать историю. Что значит родословие. Из истории имён. Отчество. История в фамилиях.
Генеалогия «приближает» историю к человеку. История семьи, происхождение имени – важные составляющие, из которых складывается историческая память человека.
- Топонимика. Географические названия – свидетели прошлого. Как возникают названия. Названия стран мира. Названия городов, сёл, улиц в родном крае. История их возникновения.
Географические названия как информация по изучению исторического прошлого. Необходимость бережного отношения к географическим названиям.
Краеведческий материал при изучении происхождения географических названий.
- Геральдика. О прошлом рассказывают гербы. Отличительный знак. Символ фамильной чести. Из истории государственных гербов России. Государственный герб Российской Федерации.
Символические изображения в работе учёных историков. Значение символики в жизни людей.
Уважение к государственным символам – одна из нравственных и социальных установок любого общества.
- Знамёна и флаги в истории. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории знамён. Флаг – отличительный знак. Общее и различное между ними. Из истории флагов России. Государственный флаг Российской Федерации.
Флаг и знамя как часть государственной символики. Традиции, связанные с флагом и знаменем.
- Из истории гимнов. Песнь во славу Отечества. Из истории гимнов зарубежных стран и нашей страны. Государственный гимн Российской Федерации.
Отношение к государственным символам – показатель нравственной установки личности. Патриотическая песнь в истории нашего государства.
Взаимосвязь между изменениями порядков в стране и появлением государственных символов. 4. Знакомство с историческими материалами .
- Художественная литература по исторической тематике. Правда и вымысел в художественной литературе. Писатели, создавшие произведения на историческую тему. Иллюстрации на историческую тему. Репродукции картин, изображающих историческое прошлое. Правда и вымысел в живописных произведениях. Художники, создававшие свои полотна на историческую тему.
Применять: изучение исторического прошлого с помощью фотографии. Анализировать фотографии, изображающие историческое прошлое.
Потенициал программы | Мотивирующий |
| |
Развивающий |
| ||
Здоровьесберегающий |
| ||
Цель и задачи программы | Цель – создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования. Задачи:
| ||
Основные индикативные показатели программы | Мотивационно – целевой |
| |
Когнитивный |
| ||
Деятельностно- практический |
| ||
Эмоционально- волевой |
| ||
Ожидаемые результаты |
| ||
Основные исполнители программы | Учитель истории и обществознания, учащиеся 5класса, родители, классный руководитель 5 класса, работники СДК, библиотекарь школьной, поселковой библиотек. |
Календарно-тематический план
№ п/п
|
Наименование разделов, темы |
В том числе | ||
Теория |
Практика | |||
История – наука о прошлом. Исторический факт. | 8 |
|
| |
Как гибнут памятники старины | 2 | 2 |
| |
Исторический источник. Виды исторических источников | 2 |
| 2 | |
Измерение времени в исторической науке | 2 |
| 2 | |
Историческая карта. История на плане. | 2 | - | 2 | |
Науки-помощницы | 10 |
|
| |
Наука археология. Что изучает археология | 2 | 2 |
| |
Как работают археологи | 2 |
| 2 | |
Наука этнография. Что изучает этнография | 2 | 2 |
| |
Мифы, сказания, былины, песни | 2 |
| 2 | |
Нумизматика, сфрагистика, метрология и др. | 2 |
| 2 | |
История вокруг нас | 10 |
|
| |
Генеалогия | 2 |
| 2 | |
Топонимика | 2 |
| 2 | |
Геральдика | 2 |
| 2 | |
Знамёна и флаги в истории | 2 |
| 2 | |
Из истории гимнов | 2 | 2 |
| |
Знакомство с историческими материалами | 6 |
|
| |
Художественная литература по исторической тематике | 2 |
| 2 | |
Иллюстрации на историческую тему. История в живописи. История в фотографиях | 4 |
| 4 | |
Введение. «Богиня «Клио» и ее помощ-ники». | 4 | 2 | 2 | |
«Охотники на мамон-тов» | 2 | 1 | 1 | |
Древний Египет. Сек-реты пирамид. | 2 | 1 | 1 | |
О чем рассказали глиняные таблички. | 2 | 2 | ||
Страна сказочных богатств. | 2 | 2 | ||
Древняя культура Китая. | 2 | 2 | ||
О чем рассказали поэмы Гомера «Или-ада» и «Одиссея» | 2 | 1 | 1 | |
«Афины и Спарта» | 2 | 1 | 1 | |
«Что оставила Древ-няя Греция в наслед-ство человечеству» | 2 | 2 | ||
«По следам Алек-сандра Македонско-го» | 2 | 2 | ||
«Капитолийская вол-чица». | 2 | 2 | ||
Рождение Римской республики. | 2 | 1 | 1 | |
«Личность в истории Римской империи» | 2 | 2 | ||
Достижения Древнего Рима | 2 | 1 | 1 | |
Вклад народов древ-ности в мировую культуру. | 2 | 1 | 1 | |
«Лавровый венок» | 2 | 2 | ||
ИТОГО | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Культура Древнего мира"
Культура Древнего мира. Урок-путешествие в 5 классе Цели: повторить и систематизировать знания по истории культуры Древнего Востока и Древней Греции, познакомить с достижениями мировой ...
Презентация к уроку МХК 10 класс "Памятники культуры Древнего Египта. Архитектура."
В презентации представлены особенности Египетской архитектуры, различные виды пирамид, храмовые комплексы и сооружения не связанные с загробным культом (пилоны и обелиски)...
"Памятники Культуры Древнего Египта. Архитектура."
Презентация включает в себя 13 слайдов с изображениями памятников архитектуры Древнего Египта (по программе Б.Неменского)....
Контрольная работа по МХК "Культура Древнего мира"
Задания контрольной работы ориентированы на программу под редакцией Л.Г. Емохоновой...
on-line игра по МХК "Культуровед".( Занимательная игра по культуре Древнего мира: Первобытная культура, Месопотамия, Др.Египет, Др. Греция)
Игра "Культуровед" - это прекрасная возможность в игровой форме повторить множество вопросов по культуре Древнего мира: Первобытная культура, Месопотамия, Древний Египет и Древняя Греция. Обычно испол...
Памятники культуры Древнего Египта
Презентация к уроку ИЗО в 8 классе по программе Б.М.Неменского...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...