«Говорящая история: мифы, легенды и памятники культуры Древнего мира»
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Плотников Алексей Семенович

Предложена программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса, нацеленная на реализацию аспектов, остающихся за пределамии основой программы. К ним относятся вспомогательные исторические дисциплины и широкий круг источников мифологического и культуроведческого планов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_istoriya_5_klass.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 491 с углубленным изучением математики

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

                                                                                           

Утверждаю

Директор  ГБОУ  СОШ  № 491

_____________В.А.Коганкова

Согласовано

 на заседании методического объединения

Протокол №___от_________

Рассмотрено

на заседании методического объединения

Руководитель методического объединения _____________________

     

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Говорящая история: мифы, легенды и памятники культуры древнего мира»

для  5  класса

Срок реализации: 1 год

Составитель:   Плотников Алексей Семенович,

учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность - это своеобразный мир творчества, где ребёнок раскрывается как личность. Очень важно заинтересовать его после уроков, снять напряжение после традиционного учебного процесса и создать условия для воспитания и дополнительного образования. В ходе изучения программы пятиклассники познакомятся с историей как наукой.  

Программа позволяет решать вопросы патриотического воспитания,  показать примеры патриотического служения у разных народов. История России даёт нам множество  примеров патриотического служения и  любви к Родине. Эта любовь бескорыстна и не требует ничего взамен. Она проявляется не только на поле боя с врагом, но и в повседневности.

Любовь к Отечеству связана с любовью к народу: к его языку, произведениям искусства, литературы, духовного творчества. Любить Отечество - значит  знать и понимать  прошлое своего народа, т.е. его историю; любить его настоящее - нравы обычаи, особенности быта; любить его будущее - его идеалы, стремления.

  Бережное отношение к обычаям и традициям – важное условие неразрывной связи времён и поколений. Это выражается в почитании национальных святынь,  могил предков, сохранении и защите памятников истории и культуры – культурного наследия.  

Программа  внеурочной  деятельности школьников «В мире истории: науки-помощницы» посвящена изучению вспомогательных исторических дисциплин и  ознакомление с их методами исследования исторического прошлого.  

Педагогическая целесообразность  данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

         Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.

         Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить  противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в ди-намичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цель программы: создание условий для  формирования российской гражданской идентичности, чувств любви и уважения к Отечеству, патриотизма и социальной активности.

Задачи:  

Образовательные:  

  • расширение и углубление  знаний учащихся об исторической науке, работе учёных-историков;
  • развитие умения работать по извлечению знаний о прошлом  из различных исторических источников; навыков исследовательской деятельности, самостоятельной и групповой работы;
  • развитие умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
  • развивать систему гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание.  

Воспитательные:  

  • воспитывать патриотов России, граждан социального государства;  
  • формировать         стремление         у         школьников         к                  сохранению,

распространению, и развитию национальной культуры;

  • воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России;
  • развивать потребность в исторических знаниях.  

Развивающие:

  • применение универсальных учебных действий  при работе с различными источниками знаний, в процессе самостоятельной и групповой работы;
  • развивать умение самостоятельно оценивать события прошлого.
  • развивать умение аргументировать свою точку зрения.

Результаты      

Личностные результаты 

  • проявление в различных ситуациях, с учётом  возрастного уровня, позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества;  
  • проявление патриотических чувств, исходя из особенностей возраста школьника, в оценках событий прошлого и настоящего.
  • готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • умение организовать  совместную деятельность со сверстниками; работать  индивидуально и в группе: находить компромиссное  решение;  
  • разрешать возникшие противоречия в ходе работы на основе согласования позиций;  
  • учитывать мнение других учащихся и соотносить его со своим.

Метапредметные результаты

Регулятивные 

  • самостоятельно планировать пути достижения целей;  

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • учитывать предложенные учителем ориентиры действия;
  • вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия по алгоритму.
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;  
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные 

  • проявлять  навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний;
  • при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
  • высказываться в устной и письменной формах; - владеть основами смыслового чтения текста; - строить рассуждения о предложенной информации.
  • излагать свое мнение на основе полученной информации  и аргументировать свою точку зрения по её оценке.

Коммуникативные   

  • осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;  
  • владеть устной, письменной, монологической речью;
  • признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации;

-формулировать собственное мнение и позицию,

  • вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению.
  • уметь  слушать собеседника и вести диалог;  
  • использовать речевые средства и средства информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.    

Предметные результаты 

  • проявлять  интерес  к изучению истории;  
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края;
  • расширять знания о выдающихся исторических деятелях, важнейших событиях истории.

 Формы представления результатов: сочинения, выпуск стенгазет на историческую тему, участие в олимпиаде, составление доклада, создание родословной своей семьи, участие в конкурсе рисунков, создание компьютерной  презентации, проведение экскурсии, участие в обсуждении, фотографирование исторических объектов, интервью, пополнение коллекции школьного музея и др. 

Содержание программы

  1. Как изучается прошлое.
  1. История – наука о прошлом. Исторический факт. Главные вопросы историка.  Как работают историки. Краткое знакомство с именами  выдающихся  историков.  

 Знать, уметь, применять: Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь использовать текст учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что работа историка основана на поиске правды, истины.

  1. Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки. Как гибнут памятники старины. Культурное наследие.

Знать, уметь, применять: развивать способности оценивать действия людей, различать  их поступки. Воспитывать уважение к традициям народа. Развивать умение классифицировать информацию, давать описание вещественным историческим источникам. Формировать представление о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.

  1. Измерение времени в исторической науке.

Хронология – порядок событий. Историческая хронология - вспомогательная научная дисциплина.

Что называется датой. Мера времени – год. Точка отсчёта времени. Мера времени – век. Мера времени - тысячелетие.  

Знать, уметь, применять: овладение навыками работы с мерами времени: определение века, тысячелетия. Особенность современного летосчисления: счёт лет нашей эры и до нашей эры. Ознакомление с особенностями измерения времени у разных народов. Календари народов мира.

  1. Историческая карта. Историческая карта как источник информации.    История на плане.

Знать, уметь, применять: Понимать особенность информации, предоставляемой картой и планом. Различие  карты и плана.   Простейшие примеры использования  карты при изучении истории.  Правила работы с исторической картой.

  1. Науки-помощницы: археология, этнография.
  1. Что изучает археология. Как работают археологи.  

Знать, уметь, понимать: общее представление о работе археолога. Необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Вред раскопок, проводимых случайными людьми.  

  1. Что изучает этнография. Преданья старины глубокой. История в песне.

Особенности работы этнографов; общее и различное в работе этнографа и археолога.

Знать, уметь, применять: анализ сказаний, мифов, песен с исторической точки зрения.  

  1. Нумизматика, сфрагистика, метрология и др.
  1. История вокруг нас.  
  1. Генеалогия. Знать своих предков – знать историю. Что значит родословие. Из истории имён. Отчество. История в фамилиях.

Генеалогия  «приближает» историю к человеку. История семьи, происхождение имени – важные составляющие, из которых складывается историческая память человека.  

  1. Топонимика.   Географические названия – свидетели прошлого. Как возникают названия. Названия стран мира. Названия городов, сёл, улиц в родном крае. История их возникновения.  

Географические названия как информация по изучению исторического прошлого. Необходимость  бережного отношения к географическим названиям.  

Краеведческий материал при изучении происхождения географических названий.  

  1. Геральдика.  О прошлом рассказывают гербы. Отличительный знак. Символ фамильной чести. Из истории государственных гербов России. Государственный герб Российской Федерации.

Символические изображения в работе учёных историков. Значение символики в жизни людей.  

Уважение к государственным символам – одна из нравственных и социальных установок любого общества.

  1. Знамёна и флаги в истории.  Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории знамён. Флаг – отличительный знак. Общее и  различное между ними.  Из истории флагов России. Государственный флаг Российской Федерации.

Флаг и знамя как часть государственной символики. Традиции, связанные с флагом и знаменем.

  1. Из истории гимнов. Песнь во славу Отечества. Из истории гимнов зарубежных стран и нашей страны. Государственный гимн Российской Федерации.

Отношение к государственным символам – показатель нравственной установки личности. Патриотическая песнь в истории нашего государства.  

Взаимосвязь между изменениями порядков в стране и появлением государственных символов. 4. Знакомство с историческими материалами .

  1. Художественная литература по исторической тематике. Правда и вымысел в художественной литературе. Писатели, создавшие произведения на историческую тему.   Иллюстрации на историческую тему.  Репродукции  картин, изображающих историческое прошлое. Правда и вымысел в живописных произведениях.    Художники,  создававшие свои полотна на историческую тему.  

Применять: изучение исторического прошлого с помощью фотографии.  Анализировать фотографии, изображающие историческое прошлое.  


Потенициал программы

Мотивирующий

  • удовлетворение личных познавательных интересов;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • повышение учебной мотивации учащихся, через вовлечение в активную познавательную деятельность.

Развивающий

  • развитие мотивации к дальнейшему изучению истории Отечества и Всеобщей истории;
  • развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения историческим мышлением;
  • приобщение детей к новому социальному опыту за счет углубления знаний и решения познавательных задач по истории;
  • формирование универсальные исторические понятия.

Здоровьесберегающий

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение психологического климата во время занятий;
  • обеспечение гигиенических условий в помещении для занятий;
  • использование методов, способствующих повышению двигательной активности;
  • использование ЗСТ во время занятий.

Цель и задачи программы

Цель – создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

  • повысить мотивацию учащихся за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
  • активизировать участие  учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории;
  • сформировать умения учащихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками по истории Древнего мира;
  • развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления цивилизаций Древнего мира;
  • развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность, интерес к мировому культурному наследию и научному наследию.

Основные индикативные показатели программы

Мотивационно – целевой

  • Общая и качественная успеваемость по предмету;
  • участие в олимпиадах, НПК
  • занятие в кружках по истории.

Когнитивный

  • сформированность универсальных учебных действий:
  • умение работать с дополнительными источниками; умение планировать работу; рационально организовывать её выполнение; осуществленть самоконтроль; умение работать в заданном темпе; уровень развития мыслительных операций;
  • сформированность специальных умений по истории;
  • сформированность умений работать: индивидуально, коллективно;
  • уровень понимания материала;
  • интерес к содержанию усвоенных знаний; интерес к самому процессу учебной деятельности; стремление проникнуть в сущность явлений.

Деятельностно-

практический

  • инициативность;
  • способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы при решении проблемы.
  • способность удовлетворять познавательный интерес при помощи различных источников внеучебной деятельности.
  • способность осуществлять перенос знаний, умений и навыков;
  • самостоятельное использование знаний, умений для решения новых задач;
  • умения выполнять сложные задания;
  • способность формулировать вопросы, задаваемые учителю, товарищу;
  • стремление поделиться знаниями, умениями с товарищами.

Эмоционально-

волевой

  • способность к преодолению познавательных интересов;
  • стремление к лидерству, интерес к деятельности;
  • эмоциональные переживания;
  • наличие положительной мотивации в урочной и внеурочной деятельности;
  • наличие установки на творчество.

Ожидаемые результаты

  • Количество интеллектуально-творческих мероприятий по предмету, проведённых  в 2015-2016 году;
  • Доля учащихся 5 класса, принявших участие в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории  100 %;
  • Доля учащихся 5 класса, занявших призовые места в интеллектуально-творческих мероприятиях по – 50%
  • Доля учащихся 5 класса, ставивших победителями в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории – 20%
  • Доля родителей учащихся 5 класса, задействованных в организации и проведении интеллектуально-творческих мероприятий по истории – 30 %
  • Количество выступлений по реализации программы «В ГОСТЯХ У БОГИНИ КЛИО» – 1

Основные исполнители программы

Учитель истории и обществознания, учащиеся 5класса, родители, классный руководитель 5 класса, работники СДК, библиотекарь школьной, поселковой библиотек.


Календарно-тематический план

 

п/п

 

 

Наименование разделов, темы

 

В том числе

 

Теория

 

Практика

История – наука о прошлом. Исторический факт.  

8

 

 

Как гибнут памятники старины  

2

2

 

Исторический источник. Виды      исторических источников

2

 

2

Измерение времени в исторической науке

2

 

2

Историческая карта. История на плане.

2

-

2

Науки-помощницы

10

 

 

Наука археология. Что изучает археология

2

2

 

Как работают археологи  

2

 

2

Наука этнография. Что изучает этнография

2

2

 

Мифы, сказания, былины, песни

2

 

2

Нумизматика, сфрагистика, метрология и др.

2

 

2

История вокруг нас

10

 

 

Генеалогия

2

 

2

Топонимика         

2

 

2

Геральдика

2

 

2

Знамёна и флаги в истории  

2

 

2

Из истории гимнов  

2

2

 

Знакомство  с историческими материалами 

6

 

 

Художественная литература по исторической тематике  

2

 

2

Иллюстрации на историческую тему.  История в живописи. История в фотографиях

4

 

4

Введение. «Богиня «Клио» и ее помощ-ники».

4

2

2

«Охотники на мамон-тов»

2

1

1

Древний Египет. Сек-реты пирамид.

2

1

1

О чем рассказали глиняные таблички.

2

2

Страна сказочных богатств.

2

2

Древняя культура Китая.

2

2

О чем рассказали поэмы Гомера «Или-ада» и «Одиссея»

2

1

1

«Афины и Спарта»

2

1

1

«Что оставила Древ-няя Греция в наслед-ство человечеству»

2

2

«По следам Алек-сандра Македонско-го»

2

2

«Капитолийская вол-чица».

2

2

Рождение Римской республики.

2

1

1

«Личность в истории Римской империи»

2

2

Достижения Древнего Рима

2

1

1

Вклад народов древ-ности в мировую культуру.

2

1

1

«Лавровый венок»

2

2

ИТОГО

68 часов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Культура Древнего мира"

Культура Древнего мира. Урок-путешествие в 5 классе Цели: повторить и систематизировать знания по истории культуры Древнего Востока и Древней Греции, познакомить с достижениями мировой ...

Презентация к уроку МХК 10 класс "Памятники культуры Древнего Египта. Архитектура."

В презентации представлены особенности Египетской архитектуры, различные виды пирамид, храмовые комплексы и сооружения не связанные с загробным культом (пилоны и обелиски)...

"Памятники Культуры Древнего Египта. Архитектура."

Презентация включает в себя 13 слайдов с изображениями памятников архитектуры Древнего Египта (по программе Б.Неменского)....

Контрольная работа по МХК "Культура Древнего мира"

Задания контрольной работы ориентированы на программу под редакцией Л.Г. Емохоновой...

on-line игра по МХК "Культуровед".( Занимательная игра по культуре Древнего мира: Первобытная культура, Месопотамия, Др.Египет, Др. Греция)

Игра "Культуровед" - это прекрасная возможность в игровой форме повторить множество вопросов по культуре Древнего мира: Первобытная культура, Месопотамия, Древний Египет и Древняя Греция. Обычно испол...

Памятники культуры Древнего Египта

Презентация к уроку ИЗО в 8 классе по программе Б.М.Неменского...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)

Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...