Проект по сопровождению творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья «Живая душа» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска
статья на тему
В результате долгих дебатов, связанных с поиском решения проектной задачи школы о создании здоровьесберегающей среды, мы вышли на понимание интегрированного образования. Это не только процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, но более широкий процесс, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей (инклюзивное образование). Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_inklyuzivnomu_obrazovaniyu.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Панова Наталья Михайловна
(МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Проект по сопровождению творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья «Живая душа» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска
по программе повышения квалификации для руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2014 год
Содержание
- Введение:
Пояснительная записка:
Обоснование актуальности, определение цели, задач, методов и практической значимости представлено го проекта 1-4
2. Основная часть
1. Цели и задачи проекта: раскрывающие теоретические аспекты изучаемой проблемы; 5-8
2. Этапы реализации проекта: описываются некоторые практические аспекты деятельности ( опыт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска) 9-13
- Заключение: перспективы дальнейшего развития проекта 14- 15
- Приложение: 16- 22
- Используемая литература 23
Проект по сопровождению творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья «Живая душа»
Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.
Д. Дьюи
ВВЕДЕНИЕ:
Пояснительная записка.
- Обоснование актуальности проекта:
В результате долгих дебатов, связанных с поиском решения проектной задачи школы о создании здоровьесберегающей среды, мы вышли на понимание интегрированного образования. Это не только процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, но более широкий процесс, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей (инклюзивное образование). Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в следующих документах:
- Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,
- в Письме Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного процесса.
Проблема способных (талантливых) детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание способных детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» формулирует главный социальный запрос к системе образования: сформировать способность учиться в течение всей жизни. Решить такую задачу возможно, если система образования будет способна учитывать индивидуальный спрос. Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения способных детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их «нормальных» сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии способным детям с ограниченными возможностями здоровья придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей. При установлении основных понятий учения об «одаренности» исследователи данной проблемы исходят из понятия "способность". Три признака, по мнению М.Б. Теплова, заключаются в понятии "способность". Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко педагог не удовлетворен работой ученика, хотя последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, "принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний.
Творческая способность - это особый вид одаренности. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотвратимым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид способности - творческий. Если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой способности как отдельного самостоятельного вида.
В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой способности идёт дальше. В связи с этим следует упомянуть о взглядах Б.М.Теплова, который возражал против представлений о том, что высокая способность в одной области сопровождается снижением способности в других областях. Он подчёркивал, что "талант как таковой многогранен", и считал, что не о существовании разных способностей должна идти речь, а о широте самой одаренности. Он писал: "возможность успешно действовать в различных областях объясняется, прежде всего, наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности».
Каковы же условия развития творческой способности у детей с ограниченными возможностями здоровья?
Выявление особой способности у детей с ограниченными возможностями здоровья должно начинаться уже в дошкольном учреждении на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, физического развития, речи, памяти, логического мышления, творческих способностей. Работа с такими воспитанниками, их поиск, выявление, развитие и поддержка должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дошкольного учреждения.
Педагогический коллектив МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска считает, что одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда способность ребенка с ограниченными возможностями здоровья адекватно оценивается педагогом хотя бы уже потому, что через традиционное обучение таких детей не всегда можно выявить признаки творчества.
Многочисленные конкурсы, выставки, фестивали - это возможность для детей проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных взрослых. Теоретические исследования и практический опыт показывают, что ранние достижения детей не могут являться надежными. Необходим целостный подход к построению образовательного процесса для способных детей с ограниченными возможностями здоровья, который основан на интеграции базового и дополнительного образования детей в рамках образовательного учреждения.
Данный проект направлен на создание благоприятных развивающих условий для развития способных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения. Основой такой интеграции является создание системы психолого-педагогического сопровождения способных детей с ограниченными возможностями здоровья, что обуславливает большие развивающие возможности.
Таким образом, актуальность данной проблемы, формулировка цели, гипотезы, задач проекта обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к образовательному учреждению, а именно потребностью в выявлении, развитии и поддержки способных детей с ограниченными возможностями здоровья, в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребенка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Цель и задачи проекта:
Цель проекта: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное, физическое, психическое, интеллектуальное и творческое развитие способных детей с ограниченными возможностями здоровья, на реализацию и совершенствование их способностей
Задачи проекта:
1. Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок творческой способности у детей с ОВЗ;
2. Создать модель сопровождения детей с ОВЗ, имеющих творческие способности;
3. Составить индивидуальные программы развития детей с предпосылками творческой способности;
4. Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям детей с потенциалом творчества;
5. Создать банк диагностических методик по выявлению детей, имеющих признаки интеллектуальной одаренности, в образовательном учреждении;
6. Разработать индивидуальные программы развития способных детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Сформировать систему мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу по выявлению, поддержке и развитию детей с признаками творческих способностей.
8. Способствовать подкреплению мотивации родителей детей с признаками творческих способностей на объединение усилий по развитию интеллектуально - творческого потенциала детей.
9. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО.
Нормативно-правовое обеспечение
• Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
• Президентская инициатива «Наша новая школа»
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008
№ 1662–р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
• Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 №751 «Концепция модернизации российского образования до 2020 года».
• Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
« Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска
Раннее выявление творческой способности детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе оказывает влияние не только на достижения ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу. Таким образом, выявление, развитие и поддержка способных детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе легла в основу данного проекта. Внедрение проекта «Живая душа» осуществляется на базе МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска .
Участники проекта:
- педагоги и специалисты школы;
- дети 8-12 лет с ярко выраженными способностями или имеющими предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности;
- родители способных детей.
Необходимые условия реализации проекта:
• наличие в МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска педагогов с высокой профессиональной квалификацией, обладающих профессионально значимыми личностными качествами;
• готовность педагогов к внедрению проекта;
• создание условий для выявления, развития и поддержки способных детей с ограниченными возможностями здоровья;
• разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками творческих способностей;
• тесное взаимодействие с родителями детей, с социокультурными учреждениями города;
Разработка критериев оценки ожидаемых результатов.
В качестве критериев оценки ожидаемых результатов можно выделить следующие:
• выявление творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья;
• увеличение количества детей готовых к обучению в общеобразовательной школе;
• увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня;
• создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей детей с ограниченными возможностями развития;
• внедрение эффективных форм и методов работы с творчески способными детьми;
• реализация программ индивидуального развития способных детей с ограниченными возможностями здоровья;
• удовлетворенность родителей выполнением социального заказа.
Этапы реализация проекта
Проект «Живая душа» предполагает несколько этапов его реализации в течение 2014 -2016 г. г.
Наименование этапа | Сроки | Содержание деятельности |
1 этап (2014г.) Подготовительный | Сентябрь-декабрь | Обзор имеющихся программ по проблеме выявления творческой способности у детей с ОВЗ. Изучение опыта работы других образовательных учреждений (внеурочная деятельнсть) Изучение технологий, теоретических основ. Подбор практических методических материалов. Подготовка специалистов к реализации программы (во внеурочной деятельности) Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. |
2 этап (2015г.) Организационно - диагностический | Январь-март | Подготовка нормативных, организационно-педагогических, методических, материально-технических условий для создания системы сопровождения творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработка комплекса диагностических методик для выявления творчески способных детей Выявление детей с признаками творческой способности; Создание индивидуальных программ сопровождения творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья |
3 этап Основной | 2015-2016 уч.год | Реализация основных мероприятий проекта во внеурочной деятельности. Реализация индивидуальных программ развития творчества детей с ограниченными возможностями здоровья Участие в районных, муниципальных конкурсах, фестивалях, выставках для обретения уверенности творчески способного ребенка, (активная помощь родителей) |
4 этап Завершающий | Май 2013 г. | Анализ эффективности работы по выявлению, развитию и поддержке творчески способных детей с ограниченными возможностями развития. Выявление «плюсов» и «минусов» в работе. Задачи на будущее. |
Реализация 1-го этапа работы проекта:
Первоначальным этапом в работе МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска по развитию детской творческой способности является обзор литературы, изучение опыта работы образовательных учреждений (организация внеурочной деятельности), изучение технологий, теоретических основ, подбор методического материала. Основной задачей подготовительного этапа является формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную работу для выявления, поддержки и развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого в период с сентября по декабрь 2014 года с педагогами были и будут проведены ряд мероприятий по подготовке педагогического коллектива к реализации проекта (приложение 1) .
Реализация 2-го этапа - организационно-диагностического
Для выявления и развития творчески способных детей в рамках организационно-диагностического этапа использовались разнообразные формы внеурочной деятельности с детьми: кружковая работа, участие в конкурсах, фестивалях на разном уровне.
На базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска проводится следующая внеурочная деятельность:
- кружок «Умелые ручки» (руководитель- учитель начальных классов Лыткина И.А.), целью которого являлось развитие мелкой моторики, конструктивных способностей, творческого воображения и изобразительных навыков;
- кружок «Логика» (руководитель - учитель математики в 5-6-х классах Куликова Т.Н.), целью которого является интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (приложение 3) ;
-кружок «Лель» (руководитель - учитель музыки Ваструхина О.С.), цель которого формирование певческих навыков и развитие голосового аппарата.
Надо отметить, что в нашей школе учатся дети с ОВЗ (их всего 5: 1 в начальной школе, 4 - в старшей школе). Ученик М. 2-го класса (диагноз: частичный ДЦП) посещает кружок «Умелые ручки», где обучается лепке, оригами, аппликации; принимал участие в конкурсах: «Вифлеемская звезда» (призер конкурса), «Наши таланты - родному краю» (участник конкурса). Работы этого ученика отличаются оригинальностью, точностью линий, ярким воображением. Его способность к ручной работе поддержана родителями: это помощь в доставке работ на конкурс, в техническом оборудовании.
Дети нашей школы также принимали участие в конкурсах и фестивалях всех уровней (приложение 6) .
В рамках данного этапа было проведено анкетирование родителей по выявлению творчески способных детей с ограниченными возможностями развития и родительское собрание по этой теме.
В ходе реализации первого этапа проекта педагогами школы были изучены литература по теме выявления детей с различными видами творческой способности, технологии и теоретические основы развития детской одаренности, подобран диагностический материал по выявлению признаков творческой способности. Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности обучающихся. Поэтому методики охватывают познавательное, личностное, физическое развитие, поведенческую характеристику ученика, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов. Составленный психологом школы (Мартьяновой Т.М.) комплект методик дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать потенциал обучающегося с ОВЗ.
В ходе проводимой кружковой работы и по результатам участия учеников в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях мы обратили внимание на детей, показавших лучшие показатели развития. С этими детьми была проведена углубленная диагностика.
По результатам обследования было выявлено, что у одного ученика К. (12 лет) наблюдаются признаки физической способности. При этом, общий уровень физического развития у К. низкий (в связи с диагнозом (кривошея), но физическая одаренность выражается в силе плечевого пояса. В полную силу развивать способности мальчика мешают гиперактивность и низкий уровень развития внимания. Поэтому для сопровождения К. психологом и педагогом физической культуры Бабкиной И.А. была разработана индивидуальная программа сопровождения физически способного ребенка .
Еще одина ученица О. проявляет хорошие ораторские способности. Руководитель кружка «Искусство слова» совместно с психологом провела углубленную диагностику речевого развития . Результаты показали, что в разделе орфоэпические и риторические способности О. показала очень высокий уровень: она хорошо различает назначение устной речи, логически правильно расставляет акцентологическое ударение; различает звучание литературной и разговорной речи; читает произведения с листа прозаические и стихотворные, различает высокие и низкие звуки.
На психолого-педагогическом совещании было принято решение создать индивидуальную программу сопровождения творчески одаренной ученицы с ограниченными возможностями здоровья (диабет 1 типа).
Реализация основного этапа (3-го этапа)
Задачами данного этапа являются:
1. Реализация индивидуальных программ сопровождения творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья
2. Создание условий для реализации потенциальных возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья
3. Координация и интеграция деятельности специалистов в этом направлении.
4. Развитие учеников в соответствии с типом способности через кружковую сеть.
Работа с детьми началась непосредственно после выявления учащихся с предпосылками творческой способности в той, или иной обследуемой сфере и создания индивидуальных комплексных программ сопровождения творчески способного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В основном индивидуальные программы для таких учеников реализуются на коллективных занятиях кружков, но с творчески способными детьми с ОВЗ индивидуально занимаются музыкальный руководитель, учитель по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед.
Занятия с физически способным учеников проводятся учителем по физкультуре коллективно-индивидуально, 1раз в неделю во вторую половину дня по специально разработанным комплексам на развитие плечевого пояса и силы рук.
Психодиагностическое обследование учащихся с ОВЗ на начало года выявило низкий уровень развития концентрации, распределения, объема внимания, повышенная возбудимость, гиперактивность, нарушения фонематического восприятия. С целью повышения эффективности развития речевых способностей проводится работа по коррекции всех нарушений. Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-логопедом, психологом по плану работы специалистов .
Ожидаемые результаты
Практико-ориентированный проект «Живая душа» является одним из важных направлений образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска. Особенностью этого проекта является его ориентация на развитие способностей ученика с ограниченными возможностями здоровья как фундаментальной основы для дальнейшей его полноценной жизнедеятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
• Разработка нормативно-правовой базы проекта (локальной нормативно-правовой документации) .
• Формирование устойчивой системы выявления, развития и поддержки творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья
• Внедрение и реализация индивидуальных программ развития творчески способных учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
• Реализация потенциальных возможностей и способностей творческих учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе различных муниципальных, региональных конкурсов, фестивалей, соревнований.
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с творчески способными детьми с ограниченными возможностями здоровья.
• Укрепление материально – технической базы школы в рамках работы с творчески способными детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перспективы дальнейшего развития проекта
По завершению данного проекта в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска будет создана устойчивая система сопровождения творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сопутствующими компонентами дальнейшего развития проекта могут служить: совершенствование системы поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности образовательных учреждений, внедрение индивидуальных гибких программ развития творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья, распространение методических материалов на мероприятиях различного уровня.
Проект направлен на создание условий на ступени начальной и основной школы, обеспечивающих творческое развитие участников образовательного процесса (портфолио выходного дня, совместные дела с семьей учащихся и социальными партнерами, система оценки творческих достижений). Данный проект предполагает целенаправленную работу по развитию различных видов творческой одаренности учащихся с ОВЗ: создание индивидуализированных учебных программ, модулей для способных учащихся, использование ресурсов сетевых партнеров для подготовки учащихся к творческим конкурсам.
Одним из средств развития творческих способностей учащихся с ОВЗ являются творческие конкурсы. Цель конкурсов: выявление неординарных, талантливых детей.
Задачи:
- расширение кругозора школьников через комплексные игровые формы;
- развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся;
- повышение познавательных интересов;
- развитие умений сосредотачиваться и творчески мыслить;
- формирование устойчивой мотивации к обучению;
- стимулирование стремления учащихся к гармоническому развитию;
- создание условий для самореализации;
- повышение социального статуса способных учащихся.
Учет особенностей развития творческой способности учащихся в системе образования, реализация системы выше перечисленных условий обеспечит активную жизненную позицию ученика с ограниченными возможностями здоровья, проявление его творческих задатков и способностей.
Модель инклюзивного образования позволяет создать уникальную возможность для ранней интеграции значительного числа детей с ограниченными возможностями здоровья, сохраняя за ними ежедневную адекватную психолого-педагогическую помощь, а также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих нарушений в развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу других причин . Если преподавание и обучение станут более эффективными, в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, выиграют и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Приложение № 1
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска к РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЖИВАЯ ДУША»
№№ П\П | Наименование мероприятия | Для кого проводится | Результат |
1. | Прохождение курсов в КИРО г. Курска для педагогов, реализующих основные этапы ФГОС НОО, ООО | Социальный педагог, логопед, учителя 1 и 2 ступени, психолог | Знание основ ФГОС НОО, ООО. Организация стажировочных площадок в реализации различных программ в рамках внедрения ФГОС. |
2. | Ознакомление с нормативными документами, реализующими программу инклюзивного образования | Социальный педагог, логопед, учителя 1 и 2 ступени, психолог | Подготовка документации, реализующей программу в школе |
3. | Разработка индивидуальных методик для выявления творческой одаренности обучающихся с ОВЗ | Социальный педагог, психолог | Проведение диагностики творческой одаренности детей с ОВЗ |
4. | Расширение рамок взаимодействия учителей 1 и 2 ступеней в работе с творчески способными детьми с ОВЗ | Учителя 1 и 2 ступеней | Организация внеурочной деятельности, создание планов работ кружков |
5. | Работа с родителями творчески способных детей с ОВЗ | Психолог, учителя 1 и 2 ступеней | Совместная деятельность: учитель-ученик-родитель |
Приложение № 2
Принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении:
1. Индивидуальный подход и дифференцированность
2. Целостность (в масштабах класса, школы)
3. Системность (академические знания и социальные навыки, оценивание и
прогнозирование и т.д.)
4. Непрерывность Создание ситуации успеха и обеспечение положительного
эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса 5.Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения
Субъекты психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной школе
Адресаты:
Дети с ОВЗ
Родители детей с ОВЗ
Педагоги обычных классов
Учащиеся обычных классов
Родители инклюзивных классов
А также: Учащиеся школы в целом Весь педагогический коллектив Специалисты: Психолог школы , социальный педагог, учитель-логопед, учителя 1 и 2 ступеней.
Приложение № 3
Содержание деятельности психолога в инклюзивном процессе:
- Проведение подготовительной разъяснительной работы с родителями детей с творческими способностями
- Проведение просветительской работы с педагогами, в классах которых обучаются творчески способные ученики с ОВЗ по вопросам индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ
- Обследование ребенка. Участие в разработке индивидуального учебного плана
- Оказание практической помощи ребенку с ОВЗ и его ближайшему окружению в период адаптации к новым условиям школы, в овладении важнейшими социальными и учебными
- Помощь ребенку с ОВЗ в снижении эмоционального напряжения, овладении навыками саморегуляции
- Проведение курсов индивидуальных занятий с учеником по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы
- Проведение групповых занятий с учащимися классов по развитию толерантного восприятия, навыков сотрудничества и взаимопомощи учащимся с ОВЗ
- Помощь субъектам образовательного процесса в предупреждении сложных ситуаций, их анализе и поиске выхода Работа по запросу учителей и родителей, консультирование по вопросам своеобразия взаимодействия с ребенком
- Работа по запросу учителей и родителей, консультирование по вопросам своеобразия взаимодействия с учеником с ОВЗ.
- Изучение социальных условий развития ученика с ОВЗ, особенностей семейного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи семье.
Приложение № 4
Психолого-педагогическая поддержка учителей
- Живой контакт с учителями и обсуждение вопросов эффективного сотрудничества с учеником и родителями
- Постоянное взаимодействие и оказание консультативной помощи учителям для снижения рисков их профессионального выгорания
- Информационно – методическая поддержка
Приложение № 5
Литература:
1. Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995
2. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005
3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005
4. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008
5. Лейтес Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.
6. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
7. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.
8. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
9. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития/научно-методический и практический журнал. Изд. «Школьная пресса» № 7-2012г. с. 62-67
Приложение № 6
АНКЕТА
При заполнении анкеты поставьте знак «+» рядом с вопросом
|
|
| ||
1 | Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком? | |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
|
Оценка результатов анкеты.
За каждое «да» ставится 2 балла, за каждое «иногда, отчасти» - 1 балл, за «нет» - 0 . Далее подсчитывается количество набранных баллов.
Более 20 баллов: Ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов: Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов: Ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож...
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальн...
Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в объединениях дополнительного образования для дальнейшей интеграции в социуме.
Отчет о работе в творческом объединении с детьми с ОВЗ...
Реализация комплексного подхода в создании социально-педагогических условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования
Краткое описание проекта "Полотно моей мечты"...
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации в обществе
Одной из самых главных задач в работе с детьми с ОВЗ является социализация таких детей.Применительно к такому ребенку социализация-это кропотливая работа,результат которой зависит от условий,кот...
Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья...