Работа дошкольной организации в режиме эксперимента
материал

Ермоленко Наталья Витальевна

В статье рассказывается о разработке и реализации модели работы ДО по полиязычному обучению и поликультурному воспитанию детей.  Презентацию к статье можно скачать по ссылке https://cloud.mail.ru/public/Ld7y/gNJCEd1mx 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx860.33 КБ

Предварительный просмотр:

Работа дошкольной организации в режиме эксперимента

Ермоленко Н.В.,

методист по инновациям,

руководитель творческой группы,

я/с № 20 «Арайлым»

Приказом № 474 от 28.08.12 г. Департамента общего и среднего образования г.Астаны ГККП ясли-саду № 20 «Арайлым» был присвоен статус экспериментальной площадки.

Для организации экспериментальной работы в ГККП ясли-сад № 20 «Арайлым» педагогическим коллективом были проведены следующие мероприятия:

  1. изучена нормативно-правовая и инструктивно-методическая документация по вопросам организации экспериментальной площадки;
  2. разработано положение об экспериментальной площадке в ГККП ясли-сад № 20 «Арайлым»;
  3. разработано положение о творческой группе;
  4. на основании приказа заведующей ясли-садом Копашевой Д.О. № 26 от 29.08. 2013 г. создана творческая группа педагогов;
  5. сформулирована тема эксперимента: «Полиязычное обучение и поликультурное воспитание в детском саду»;
  6. определены сроки проведения эксперимента:

2012-2013 гг. - теоретико-подготовительный этап эксперимента

2013-2014 гг. - организационно-проектный этап (организация и проведение эксперимента в условиях ГККП «Я/с № 20 «Арайлым» )

2014-2015 гг. - коррекционно-аналитический этап (обобщение и анализ результатов внедрения модели работы ДО по полиязычному обучению и поликультурному воспитанию детей). 

Объект эксперимента: воспитательно-образовательный процесс в я/с № 20 «Арайлым» г. Астана.

Предмет эксперимента: модель работы ДО по полиязычному обучению и поликультурному воспитанию детей.

Цель эксперимента: разработка и реализация модели работы ДО по полиязычному обучению и поликультурному воспитанию детей.

Задачи исследования:

  1. изучение   моделей полиязычного образования, существующих в  Республике Казахстан  и мировом   сообществе.
  2. разработка  и апробация модели работы ДО по полиязычному обучению и поликультурному воспитанию детей.
  3. разработка программно-методического обеспечения модели (планов, пособий и т.д.).
  4. разработка диагностических критериев и системы мониторинга для отслеживания результативности полиязычного обучения и поликультурного воспитания детей.
  5. анализ эффективности созданной системы работы.

Для реализации задач эксперимента были подготовлены программа опытно-экспериментальной работы «Үш тілде оқыту заман», план работы экспериментальной площадки, программа психолого-педагогического сопровождения эксперимента и создана «Модель работы дошкольной организации по полиязычному обучению и поликультурному воспитанию детей», благодаря использованию которой предполагалось значительно повысить активность педагогов, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, а также сделать образовательную систему ясли-сада открытой для активного участия родителей и  в целом более упорядоченной и логически завершенной.

В 2012-2015 гг. осуществлялись обучение и переподготовка педагогов, интенсивное освоение ими современных педагогических инновационных технологий как на курсах, организуемых методическими центрами и институтами повышения квалификации, так и на педагогических советах, семинарах, практикумах и тренингах, проводящихся внутри ясли-сада № 20 (таблица 1).

Таблица 1. Учебно-методические мероприятия для педагогов 2012-2015 гг.

Мероприятие

Сроки

1.

Годовой семинар «Повышение профессиональной компетентности  педагогов в вопросах создания развивающей среды в группах»

2012 год

2.

Педагогический совет № 2 «Использование разнообразных форм полиязычия в ОУД и повседневной деятельности детей дошкольного возраста»

Октябрь, 2013 год

3.

Педагогический совет № 2 «Поликультурное образование дошкольников»

Октябрь, 2014 год

4.

Годовой семинар «Обогащение предметно-развивающей среды в целях реализации экспериментального проекта по полиязычию»:

№ 1 «Значение наглядности в усвоении полиязычной лексики», итогом которого явилось изготовление силами педагогов динамических пособий «Пицца» и «Пирог»,

№ 2 «Организация режимных моментов и воспитание культуры»,  завершившееся изготовлением кухонных уголков для групп с полиязычной лексикой,

№ 3 «Страноведческий компонент полиязычного образования и «живые картины» в группе» с итоговым динамическим пособием «Астана-Москва-Лондон»,

№ 4 «Предметно-развивающая среда и полиязычие»

Ноябрь,

2014 год

Январь,

2015 год

Апрель,

2015 год

Май,

2015 год

5.

Языковые тренинги для педагогов:

 «Продукты»,

«Обеденная лексика»,

«Small talk».

Ноябрь,

2014 год

Январь,

2015 год

Апрель,

2015 год

6.

Практикум «Использование символической наглядности для развития речи и творческого мышления детей»

Март,

2015 год

7.

Просмотры обучающих слайд-презентаций:

 «Роль наглядных пособий в развитии родной и иноязычной речи детей»,

 «Динамические пособия в группе»,

«Три страны – три народа»,

 «Поделки из фетра»,

«Сделано своими руками».

В течение 2014-2015 учебного года

Были составлены многочисленные консультации, памятки и сообщения для педагогов.

Путем использования вариативной части учебного плана в 2013-2015 гг. было увеличено количество учебных часов, отводимых на изучение казахского и английского языков в средней, старшей и подготовительной группах. Углубление знаний детей также осуществлялось посредством кружковой работы соответствующей тематики: «В гостях у бабушки» (казахский язык), «Моя любимая книга» (художественная литература), «Веселый английский», «Волшебный ручеёк» (развитие речи).

 В течение 2012-2015 гг. имели место многочисленные открытые просмотры ОУД и развлечений с элементами полиязычия, направленные на познавательное развитие детей. Открытые просмотры ОУД и развлечений были проведены на высоком профессиональном уровне. Педагоги использовали разнообразные творческие задания, задания с элементами игры, задания на познавательное развитие детей и, конечно же, полиязычие.    

 За период работы экспериментальной площадки был опубликован в отечественных и зарубежных изданиях ряд учебно-методических материалов педагогов ясли-сада.

Опыт экспериментальной работы детского сада был представлен и на городском уровне (на семинарах филиала НЦПК «Өрлеу» ИПК педагогических работников и заседаниях городских методических объединений).

Работа с родителями и общественностью реализовывалась в следующих мероприятиях:

  • участие членов творческой группы в родительских собраниях с целью информирования родителей – сентябрь, октябрь;
  • для осуществления обратной связи с родителями в течение 2013-2015 гг. функционировали ящики «родительской почты»;
  • родительские конференции («Роль игровых технологий в формировании полиязычной личности» с участием казахстанской детской писательницы; «Язык – окно в мир» с участием представителей религиозных конфессий; «Воспитание искусством» с участием профессиональных художника и музыканта);
  • показ слайд-презентаций «Любимые герои родителей», «Персонажи современных мультфильмов»;
  • защита детско-родительских проектов «Кто ты, мой любимый казахский (русский, английский) писатель?», «Где живут казахи (русские, англичане)», «Что поют казахские (русские, английские) дети»;
  • выставки детско-родительских поделок «Мой любимый казахский (русский, английский) сказочный персонаж», «Домик для лололупса (румбоксы)», «Рождественский чулок» и др.
  • консультации, памятки, сообщения для родителей.

В течение 2014-2015 учебного года были проведены мероприятия комплексного характера для всего детско-родительско-педагогического коллектива:

  • тематические недели «Новый год-Рождество» - декабрь;

                                       «Национальная кухня» - март;

                                       «Спорт трех народов» - май;

  • «дни приветствия и прощания» на трех языках.

А также состоялась экскурсия подготовительной группы в рождественский католический храм.

В ходе работы возникла необходимость в насыщении развивающей среды групп и помещений общего пользования наглядным и игровым материалом по заданной тематике. Были оснащены этнографические уголки в группах. Силами педагогов были изготовлены следующие пособия и декоративные элементы:

сезонное оформление тамбуров и музыкального зала, оформление зала к праздникам, камины, флористические композиции, оформление окон, динамические пособия «Пицца» и «Пирог», кухонные уголки для групп с полиязычной лексикой, динамическое пособие «Астана-Москва-Лондон».

Информационный и наглядно-иллюстративный материал, подготовленный родителями к конференциям, конкурсам, выставкам (проектные работы с иллюстрациями, модели домов, диски с записями 250 колыбельных и детских песен) также передан воспитателям в группы.

Педагогом-психологом и  руководителем творческой группы  была разработана система мониторинга и контроля результатов эксперимента, включающая оценочные и безоценочные критерии достижений результатов, описание которых содержится в  Программе опытно-экспериментальной работы я/с № 20 «Үш тілде оқыту заман»).

Педагогом-психологом было  проведено анкетирование и опросы родителей, детей и педагогов:

  • «Образовательные запросы родителей»
  •  «Удовлетворенность родителей процессом эксперимента»
  • «Изменение ценностных ориентаций детей (патриотическое и эстетическое развитие)  вследствие участия в проекте «Полиязычие»
  • «Удовлетворенность детей процессом эксперимента»
  •  «Уровень положительной мотивации и профессиональной активности педагогов»
  •  «Формирование у педагогов способности к анализу и рефлексии собственных профессиональных достижений»
  •  «Удовлетворенность педагогов деятельностью по программе эксперимента»

В результате по итогам экспериментальной работы были сделаны следующие выводы, определяющие направления дальнейшей деятельности:

  1. Необходимо строить процесс обучения так, чтобы он соответствовал закономерностям развития личности и не нарушал бы принципа природосообразности и культуросообразности процесса обучения и воспитания детей;
  2. Главным в этот период обучения и воспитания является формирование не иноязычной речи, а языковой и культурной деятельности детей;
  3. Формирование поликультурной и языковой картины мира у детей должно происходить в условиях согласованного обучения языкам, когда дошкольники отчетливо осознают, «что есть у нас» и «что есть у них», «как делаем мы» и «как делают они»;
  4. Звуковой строй языка, лексические единицы и грамматические структуры отрабатываются в специальной ОУД; в режимных моментах усваивается ежедневная лексика из 10-30 лексических единиц, произношение и правильность которой предварительно тщательно выверена со всеми сотрудниками ясли-сада; всё остальной направлено на решение иной задачи – на формирование чувства Родины, а с ним и бережного отношения к родному языку и на социокультурное воспитание;
  5. Речевая культура – это не просто грамотность, это еще и состояние души. Раньше радио и телевидение держали высокую планку языкового стандарта, теперь стало нормой искалеченное слово. Исковерканный язык – это проявление болезненного состояния всего общественного организма. Наша цель – вытеснить из детских душ мир уродливых игрушек, попкорна, жестоких мультфильмов, корявого языка, дать им речь, очищенную от жаргона, пошлости, грязи, пронизанную чувством ответственности за свою культуру, тем самым в будущем защитить от внешних и внутренних разрушительных факторов свою Родину и культурное достояние народа – язык, оставаясь при этом открытыми для общения с людьми иной языковой культуры;
  6. Для реализации этих намерений необходимо преобразовать созданную педагогическим коллективом ясли-сада № 20 «Арайлым» «Модель работы ДО по полиязычному обучению и поликультурному воспитанию детей» согласно вновь поставленной цели и продолжить работу согласно откорректированному курсу.


модель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и результаты эксперимента по разработанной методике курса «Алгоритмы и алгоритмические структуры»

3.1 Цель и гипотеза экспериментаЦель эксперимента: проверка эффективности предполагаемого содержания и разработанной педагогической методике в экспериментальном курсе «Алгоритмы и алгоритмически...

Организация двигательного режима детей с ДЦП.

Статья содержит методические рекомендации педагогам и родителям по организации двигательного режима детей с ДЦП....

Организация школьного химического эксперимента.

Преподавание химии не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента....

Приказ "О работе школы в режиме эксперимента"

Приказ о работе школы в режиме эксперимента...

Организация домашнего режима заикающегося ребенка.

Правильно организованный домашний режим — это бла­гоприятный фон, на котором лечение заикания даст наи­больший эффект....

Консультация-практикум муз.руководителя для педагогов: «Роль воспитателя в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в режиме ДОУ».

Цель:  Рассказать педагогам о роли воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках.Роль воспитателя в музыкальном воспитании детейМузыкальные занятия и роль воспитателяРоль ведущего на праз...

Сборник материалов из опыта работы музыкальных руководителей дошкольных организаций города Рубцовска

В сборнике представлены материалы (разработки проведения открытых мероприятий сценарии праздников, конспекты музыкальных занятий и др.) из опыта работы музыкальных руководителей города Рубцовска....