Организация и результаты эксперимента по разработанной методике курса «Алгоритмы и алгоритмические структуры»
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
3.1 Цель и гипотеза эксперимента
Цель эксперимента: проверка эффективности предполагаемого содержания и разработанной педагогической методике в экспериментальном курсе «Алгоритмы и алгоритмические структуры» по сравнению со стандартным базовым курсом для подготовки школьников к применению данной темы во время сдачи экзаменов, ЕГЭ и в будущей профессиональной деятельности.
Гипотеза эксперимента заключалась в следующем:
Применение научно-обоснованного содержания и методики подготовки школьников:
- повысит уровень подготовки учащихся к применению данной темы в развитии алгоритмического мышления;
- познакомит учащихся с различными аспектами применения алгоритмов в социальной жизни;
- сформирует профессиональную готовность к использованию алгоритмов;
- увеличит практическую направленность и творческую активность учащихся по применению алгоритмического мышления в будущей профессиональной деятельности.
Результаты эксперимента были обработаны с помощью методов математической статистики [Грабарь М.И 21], [Ительсон Л.Б. 35], [Маслак], [Немов Р.С. 71], [Нурмухамедов], [Сироткина].
Обработка результатов велась по 4-м этапам (I-IV).
3.2. Доступность теста и сравнение знаний групп
В ходе эксперимента проводилось тестирование для определения уровня подготовки алгоритмического мышления в будущей профессиональной деятельности.
Тест из 22-ух вопросов «Определение уровня подготовки школьников к применению алгоритмического мышления», входной контроль (до изучения темы «Алгоритмы и алгоритмические структуры»).
Определим доступность этого теста из 22-х вопросов.
Для контрольной группы:
Таблица 1. Результаты теста.
I │ 3│ 4│ 5│ 6│ 7│ 8│ 9│10│11│12│13│14│15│16│17│18│19│20│21│22│
├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤
II │ 1│ 4│ 2│ 3│ 0│ 3│ 3│ 4│ 5│10│12│13│14│ 9│ 5│ 2│ 2│ 1│ 0│ 0│
Здесь строка
I - количество правильных ответов;
II - количество учащихся, давших правильные ответы.
Соответствующий график 1 « Результаты теста в контрольной группе».
Для экспериментальной группы:
Таблица 2. Результаты теста.
I │ 3│ 4│ 5│ 6│ 7│ 8│ 9│10│11│12│13│14│15│16│17│18│19│20│21│22│
├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤
II │ 0│ 5│ 1│ 4│ 1│ 4│ 2│ 5│ 6│11│11│14│13│10│ 5│ 3│ 1│ 2│ 1│ 1│
Соответствующий график 2 « Результаты теста в экспериментальной группе».
Тест из 22-ух вопросов «Определение уровня подготовки школьников к применению алгоритмического мышления», выходной контроль (после изучения темы «Алгоритмы и алгоритмические структуры»):
Определим доступность этого теста из 22-х вопросов.
Для контрольной группы:
Таблица 1. Результаты теста.
I │ 3│ 4│ 5│ 6│ 7│ 8│ 9│10│11│12│13│14│15│16│17│18│19│20│21│22│
├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤
II │ 2│ 5│ 0│ 3│ 0│ 3│ 3│ 4│ 6│11│13│13│14│ 9│ 5│ 2│ 2│ 1│ 0│ 0│
Здесь строка
I - количество правильных ответов;
II - количество учащихся, давших правильные ответы.
Соответствующий график 3 « Результаты теста в контрольной группе».
Для экспериментальной группы:
Таблица 2. Результаты теста.
I │ 3│ 4│ 5│ 6│ 7│ 8│ 9│10│11│12│13│14│15│16│17│18│19│20│21│22│
├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤
II │ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 2│0 │5 │7 │11│13│14│14│8 │9 │ 7│ 6│
Соответствующий график 4 « Результаты теста в экспериментальной группе».
Определение уровня подготовки учащихся проводилось в двух группах: в экспериментальной и в контрольной группах, не изучающих экспериментальный курс (проводился только традиционный курс "Основы алгоритмизации и программирование "). В экспериментальной группе уровень верных ответов колебался от 62% до 97%, тогда как в контрольной - от 14% до 66%.
График сравнения количества верных ответов в экспериментальной и контрольной группах.
Проверим нулевую гипотезу: изучение курса "Основы алгоритмизации и программирование" стохастически [Грабарь М.И. с.27] увеличивает количество верных ответов на тест и, таким образом, дает лучшую подготовку по данной теме.
Кроме того, были рассчитаны описательные статистические параметры из п.3 [Корн., с.545] – в таблице ниже.
Статистические параметры | количество учащихся, давших верные ответы в контрольной группе | Статистические параметры | количество учащихся, давших верные ответы в экспериментальной группе | |||
Среднее | 4,8 | Среднее | 4,8 | |||
Стандартная ошибка | 1,047804723 | Стандартная ошибка | 1,180098123 | |||
Медиана | 3 | Медиана | 3,5 | |||
Мода | 0 | Мода | 0 | |||
Стандартное отклонение | 4,685925174 | Стандартное отклонение | 5,277559244 | |||
Дисперсия выборки | 21,95789474 | Дисперсия выборки | 27,85263158 | |||
Эксцесс | -0,460936728 | Эксцесс | -1,152490979 | |||
Асимметричность | 0,917593885 | Асимметричность | 0,580713865 | |||
Интервал | 14 | Интервал | 14 | |||
Минимум | 0 | Минимум | 0 | |||
Максимум | 14 | Максимум | 14 | |||
Сумма | 96 | Сумма | 96 | |||
Счет | 20 | Счет | 20 | |||
Наибольший(1) | 14 | Наибольший(1) | 14 | |||
Наименьший(1) | 0 | Наименьший(1) | 0 | |||
Уровень надежности(95,0%) | 2,193080484 | Уровень надежности(95,0%) | 2,469973752 | |||
корреляция | Столбец 1 | Столбец 2 |
| |||
Столбец 1 | 1 |
|
| |||
Столбец 2 | 0,260444473 | 1 |
| |||
Ниже по наиболее чувствительному критерию Вилкоксона-Манна-Уитни [Грабарь М.И. с.83, 87-89; 122] была рассчитана степень различия уровней подготовки у школьников контрольной и экспериментальной групп. Этот критерий предназначен для выявления различий в распределении изучаемого свойства у объектов двух совокупностей на основе сравнения результатов изучения данного свойства у членов независимых выборок, сделанных у этих совокупностей по шкале порядка [Грабарь М.И. с.16, 19,118].
Пусть случайная переменная x - число правильных ответов студентов первой выборки (экспериментальной), а случайная переменная y - число правильных ответов второй выборки (контрольной). Объем первой выборки n1=15, объем второй n2=10, т.е. объем выборок небольшой [Грабарь М.И. с.118].
Таким образом, имеем две серии независимых [Грабарь М.И. с.39] наблюдений над случайными переменными x и y со значениями, равными количеству верных ответов:
x: 15,17,16,15,12,12,10,11,19,14,17,10,14,16,19.
y: 8,4,12,13,12,17,6,16,9,10.
Упорядочим выборки по невозрастанию:
Экспериментальная группа xi: 19,19,17,17,16,16,15,15,14,14,13,13,11,10,10.
Контрольная группа yj: 17,16,13,12,12, 10,9,8,6,4.
Объединим обе серии наблюдений в одну выборку с количеством членов N=25, члены этой выборки запишем в ряд по неубыванию значений. Затем этот ряд ранжируем, т.е. припишем каждому значению xi и yj ранг Rm, численно равный месту, на котором стоит это значение в ряду; укажем Km >1 - количество одинаковых рангов. Для одинаковых значений x и y, ранг будет дробный при четном Km и одинаков и, поэтому первоочередность x или y не играет роли.
Значение переменных х и у, и соответствующий им ранг R и количество одинаковых рангов запишем в форме таблицы 2.
Таблица 2. «Ранжирование объединённой выборки экспериментальной (x) и контрольной (y) групп».
№ | xi | yj | Rm | Km | № | xi | yj | Rm | Km |
1. |
| 4 | 1 |
| 14. | 14 |
| 14.5 |
|
2. |
| 6 | 2 |
| 15. | 14 |
| 14.5 | 2 |
3. |
| 8 | 3 |
| 16. | 15 |
| 16.5 |
|
4. |
| 9 | 4 |
| 17. | 15 |
| 16.5 | 2 |
5. |
| 10 | 6 | 3 | 18. | 16 |
| 19 |
|
6. | 10 |
| 6 |
| 19. | 16 |
| 19 |
|
7. | 10 |
| 6 |
| 20. |
| 16 | 19 | 3 |
8. | 11 |
| 8 |
| 21. | 17 |
| 22 |
|
9. |
| 12 | 9.5 | 2 | 22. |
| 17 | 22 |
|
10. |
| 12 | 9.5 |
| 23. | 17 |
| 22 | 3 |
11. | 13 |
| 12 | 3 | 24. | 19 |
| 24.5 |
|
12. | 13 |
| 12 |
| 25. | 19 |
| 24.5 | 2 |
13. |
| 13 | 12 |
|
|
|
|
|
|
На основе данных таблицы 2 подсчитаем значение статистики критерия T по формуле [Грабарь М.И. с.93];
n×(n+1)
T = S - ───────── , где n = min(n1, n2) = 10:
2
где S - сумма рангов, приписанных членам только у-выборки (меньшего объема): n
S = S Ri .
i=1
Для таблицы 2 имеем:
S = 88; T = 33.
Предположим, что значение переменной x в среднем выше, чем значение переменной у. Для доказательства этой гипотезы используем односторонний критерий [Грабарь М.И. с.87-89]. Проводим отклонение на уровне значимости a=0,05 нулевой гипотезы Н0: вероятность P ( x < y ) >=0,5 (при наблюдаемом значении T>Wa), либо принятие при альтернативе Н1: P ( x > y) >= 0,5 с достоверностью 1-a=0,95 (при T<W1-a),
,
где Х 0,05 = 1,64, Km = (3,2,3,2,2,3,3,2) – число членов ряда с одинаковым рангом Rm; KR=8 – их общее количество; сумма S (K3-K) по всем 8-ми одинаковым Rm S=24+6+24+6+6+24+24+6 = 120, Wa = 104.107 при a = 0,05, W1-a = n1 n2 - Wa = 150 – 104.107 =45.893, т.е. T= 33 < 45.893 = W1-a.
Следовательно, с достоверностью не ниже 95% значение результатов тестирования в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе.
3.3 Критерии оценки итоговых программ на VBA
Одной из основных целей проведения курса «Основы алгоритмизации и программирование» была развитие алгоритмического мышления с целью дальнейшего применения при решении алгоритмических задач, построения к ним блок-схем и написания программ, а так же применения в будущей профессиональной деятельности.
Для измерения критериев оценки алгоритмического мышления был произведен анализ качества знаний учащихся, составлена таблица сравнения усвояемости основных понятий курса «Основы алгоритмизации и программирование» в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица сравнения усвоения основных понятий курса «Основы алгоритмизации и программирование» в контрольной и экспериментальной группах.
Основные понятия | Количество учащихся, получивших оценки (группы по 15 человек, всего 30 человек) | |||||||
Контрольная | Экспериментальная | |||||||
«5» | «4» | «3» | «2» | «5» | «4» | «3» | «2» | |
Основные алгоритмические структуры | 1 | 8 | 6 | 0 | 3 | 10 | 2 | 0 |
Линейные алгоритмы | 2 | 7 | 6 | 0 | 2 | 10 | 3 | 0 |
Объект Image, его свойства, свойства объекта Label. | 1 | 7 | 7 | 0 | 2 | 11 | 2 | 0 |
Арифметические, строковые и логические выражения | 1 | 7 | 7 | 0 | 3 | 11 | 1 | 0 |
Объявление переменных и присваивание им значений. Датчик случайных чисел | 0 | 6 | 9 | 0 | 2 | 10 | 3 | 0 |
Алгоритмическая структура «Ветвление» в VBA. | 1 | 6 | 8 | 0 | 2 | 10 | 3 | 0 |
Понятие функции в языке VBA. Математические и строковые функции | 0 | 7 | 8 | 0 | 3 | 9 | 3 | 0 |
Функции преобразования типов данных. Функции даты и времени. | 1 | 7 | 7 | 0 | 3 | 9 | 3 | 0 |
Алгоритмическая структура «Вложенное ветвление» в VBA.Создание проекта | 1 | 6 | 8 | 0 | 3 | 10 | 2 | 0 |
Метки и их свойства. Множественный выбор Case. | 0 | 7 | 8 | 0 | 3 | 9 | 3 | 0 |
Алгоритмическая структура «Цикл» в VBA. Блок- схемы циклов со счетчиком, предусловием и постусловием. | 0 | 7 | 8 | 0 | 4 | 9 | 2 | 0 |
Создание диалоговых программ. | 1 | 6 | 8 | 0 | 3 | 10 | 2 | 0 |
Вспомогательный алгоритм. Событийные и общие процедуры. Область видимости процедур | 0 | 7 | 8 | 0 | 4 | 10 | 1 | 0 |
Понятие массива. Работа с массивами. Заполнение массива, поиск в массивах | 0 | 7 | 8 | 0 | 3 | 9 | 3 | 0 |
Сортировка массива | 0 | 8 | 7 | 0 | 3 | 10 | 2 | 0 |
Двумерные массивы и вложенные циклы | 0 | 8 | 7 | 0 | 3 | 9 | 3 | 0 |
Вспомогательный алгоритм и массивы | 0 | 9 | 6 | 0 | 3 | 10 | 2 | 0 |
Решение задач формата ЕГЭ | 0 | 8 | 7 | 0 | 3 | 11 | 1 | 0 |
Рассчитаем качество знаний и уровень обученности по каждому основному понятию в контрольной и экспериментальной группах, построим графики и проанализируем результат.
Следовательно, уровень обученности и качество знаний в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Полученные данные являются доказательством развития алгоритмического мышления у учащихся экспериментальной группы в результате применения данной авторской методики «Основы алгоритмизации и программирование».
График сравнения уровня обученности в контрольной и экспериментальной группах
Средний уровень обученности в экспериментальной группе - 66,68%, а в контрольной – 51,40%. Среднее значение качества знаний в экспериментальной группе – 84,81%, а в контрольной – 50,74%. Следовательно, в среднем качество знаний и уровень обученности выше в экспериментальной по сравнению с контрольной.
График сравнения качества знаний в контрольной и экспериментальной группах
3.4 Отношение к ИКТ
Поскольку одной из основных целей проведения курса "Алгоритмы и алгоритмические структуры" было научить учащихся практически применять алгоритмическое мышление в будущей профессиональной деятельности, одним из важных показателей эффективности предлагаемого курса является критерий сформированности практической направленности знаний школьников по их использованию в дальнейшей работе. К критериям сформированности практической направленности знаний учащихся относятся:
- положительное отношение школьников к учебным занятиям по курсу "Алгоритмы и алгоритмические структуры" и отдельным ее формам,
- удовлетворенность студентов знаниями, полученными на занятиях и осознание их необходимости;
- деятельное отношение школьников к овладению знаниями, умениями и навыками по использованию алгоритмического мышления в дальнейшей деятельности, выборе профессии;
- интерес и удовлетворенность учащихся самостоятельной работой в ходе изучения курса "Алгоритмы и алгоритмические структуры";
- самооценка школьников своей самостоятельной работы по курсу "Алгоритмы и алгоритмические структуры";
- отношение учащихся к заданиям.
Для определения критериев практической направленности знаний учащихся была адаптирована соответствующая методика [Термиркулова 107], разработана анкета, позволяющая определять коэффициент практической направленности знаний школьников профильных классов при изучении курса "Алгоритмы и алгоритмические структуры", который определяется на основе оценки положительных поведенческих и эмоциональных отношений школьников к вышеназванному курсу. В этой анкете вопросы № 2,3,5,11 характеризуют положительное отношение школьников к курсу, вопросы № 1,6,9,10 поведенческое отношение, вопросы № 4,7,8 - эмоциональное.
Анкета состоит их двух колонок. В левой колонке содержатся вопросы, раскрывающие содержание практической направленности знаний студентов, в правой - четыре типа ответов на каждый вопрос. Выбор ответов первого типа отражает наиболее положительную самооценку (++), второго - скорее положительную, чем отрицательную (+-), третьего - скорее отрицательную, чем положительную (-+), четвертого типа – отрицательную (--). Приведем данные анкетирования в виде таблиц, которые показывают количество студентов выбравших данный тип ответа на данный вопрос.
Анкета определения практической направленности знаний школьников при подготовке к применению знаний в учебной деятельности.
№ | Вопросы анкеты | Ответы | Тип |
1 | Нравится ли Вам предмет информатика? | Очень нравится | ++ |
Скорее нравится, чем не нравится | +- | ||
Скорее не нравится, чем нравится | -+ | ||
Не нравится | -- | ||
2 | Нравятся ли Вам занятия? | Очень нравится | ++ |
Скорее нравится, чем не нравится | +- | ||
Скорее не нравится, чем нравится | -+ | ||
Не нравится | -- | ||
3 | Какое значение имеет для Вас занятия в плане подготовки в ВУЗ? | Очень большое | ++ |
Достаточно большое | +- | ||
Не достаточное | -+ | ||
Почти никакого | -- | ||
4 | Доставляют ли Вам удовлетворение занятия? | Очень большое | ++ |
Достаточно большое | +- | ||
Недостаточное | -+ | ||
Почти никакого | -- | ||
5 | Можно ли использовать полученные знания при поступлении в ВУЗ? | Да | ++ |
Скорее да, чем нет | +- | ||
Скорее нет, чем да | -+ | ||
Нет | -- | ||
6 | Много ли времени Вы уделяете изучению достижений в области алгоритмики? | Очень много | ++ |
Достаточно много | +- | ||
Недостаточно | -+ | ||
Почти не уделяю | -- | ||
7 | С интересом ли Вы выполняете контрольные работы? | Делаю сразу же | ++ |
Делаю постепенно, но в срок | +- | ||
Делаю за день до сдачи | -+ | ||
Делаю после напоминания | -- | ||
8 | Чувствуете ли Вы удовлетворение от контрольных работ? | Да | ++ |
Скорее да, чем нет | +- | ||
Скорее нет, чем да | -+ | ||
Нет | -- | ||
9 | Как часто Вам требуется помощь при выполнении контрольных заданий? | Никогда не требуется | ++ |
Редко | +- | ||
Скорее часто, чем редко | -+ | ||
Часто | -- | ||
10 | Как вы относитесь к индивидуальным заданиям? | Очень нравится | ++ |
Скорее нравится, чем не нравится | +- | ||
Скорее не нравится, чем нравится | -+ | ||
Не нравится | -- | ||
11 | Помогают ли Вам занятия изучению других школьных дисциплин? | Да | ++ |
Скорее да, чем нет | +- | ||
Скорее нет, чем да | -+ | ||
Нет | -- |
Таблица 5. Результаты анкетирования (количество ответов 36-и школьников) экспериментальных групп.
Тип ответа № вопроса | I ++ | II +- | III -+ | IV -- |
1 | 11 | 22 | 2 | 1 |
2 | 18 | 10 | 1 | - |
3 | 16 | 18 | 2 | - |
4 | 24 | 11 | - | 1 |
5 | 30 | 6 | - | - |
6 | 17 | 18 | 1 | - |
7 | 16 | 18 | - | 2 |
8 | 17 | 16 | 2 | 1 |
9 | 10 | 12 | 9 | 5 |
10 | 13 | 17 | 4 | 2 |
11 | 19 | 13 | 2 | 2 |
| 191 (48,2%) | 161 (40,6%) | 23 (5,8%) | 14 (3,5%) |
Таблица 6. Результаты анкетирования (количество ответов 36-и школьников) контрольных групп.
Тип ответа № вопроса | I ++ | II +- | III -+ | IV -- |
1 | 11 | 13 | 10 | 2 |
2 | 12 | 9 | 12 | 3 |
3 | 12 | 6 | 9 | 9 |
4 | 13 | 9 | 10 | 4 |
5 | 8 | 6 | 15 | 7 |
6 | 13 | 18 | 3 | 2 |
7 | 6 | 17 | 8 | 5 |
8 | 9 | 14 | 7 | 6 |
9 | 10 | 11 | 12 | 3 |
10 | 8 | 15 | 10 | 3 |
11 | 9 | 13 | 6 | 8 |
| 111 (30,8%) | 131 (36,4%) | 102(28,3%) | 52(14,4%) |
Данные таблиц 5 и 6 показывают, что количество ответов первого типа, выбранных учащимися экспериментальной группы (48,2%) больше, чем выбранных учащимися контрольной группы (30,8%). Напротив, количество ответов четвертого типа, выбранных учащимися групп, где проводились занятия по курсу "Алгоритмы и алгоритмические структуры" меньше (3,5%), чем выбранных учащимися контрольных групп (14,4%). Это свидетельствует о более высокой практической направленности знаний учащихся в экспериментальной группе, чем в контрольной. Кроме того, были рассчитаны описательные статистические параметры из п.3 [Корн., с.545] – в таблице ниже.
Следовательно, можно считать, что сравниваемые значения двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью 95% допустимой ошибки.
Таблица 7. Данные статистической обработки результатов по первому типу вопроса.
Статистические параметры | Контрольная группа | Статистические параметры | Экспериментальная группа |
Среднее | 10,09090909 | Среднее | 17,36363636 |
Стандартная ошибка | 0,693535677 | Стандартная ошибка | 1,717676693 |
Медиана | 10 | Медиана | 17 |
Мода | 12 | Мода | 16 |
Стандартное отклонение | 2,30019762 | Стандартное отклонение | 5,696889103 |
Дисперсия выборки | 5,290909091 | Дисперсия выборки | 32,45454545 |
Эксцесс | -0,946965671 | Эксцесс | 1,471638067 |
Асимметричность | -0,255468861 | Асимметричность | 1,037472213 |
Интервал | 7 | Интервал | 20 |
Минимум | 6 | Минимум | 10 |
Максимум | 13 | Максимум | 30 |
Сумма | 111 | Сумма | 191 |
Счет | 11 | Счет | 11 |
Наибольший(1) | 13 | Наибольший(1) | 30 |
Наименьший(1) | 6 | Наименьший(1) | 10 |
Уровень надежности(95,0%) | 1,545293781 | Уровень надежности(95,0%) | 3,827222159 |
Таблица 8. Данные статистической обработки результатов по второму типу вопроса.
Статистические параметры | Контрольная группа | Статистические параметры | Экспериментальная группа |
Среднее | 11,90909091 | Среднее | 14,63636364 |
Стандартная ошибка | 1,231809795 | Стандартная ошибка | 1,396571954 |
Медиана | 13 | Медиана | 16 |
Мода | 13 | Мода | 18 |
Стандартное отклонение | 4,085450904 | Стандартное отклонение | 4,631905165 |
Дисперсия выборки | 16,69090909 | Дисперсия выборки | 21,45454545 |
Эксцесс | -1,04495066 | Эксцесс | -0,337304893 |
Асимметричность | -0,11376431 | Асимметричность | -0,351041017 |
Интервал | 12 | Интервал | 16 |
Минимум | 6 | Минимум | 6 |
Максимум | 18 | Максимум | 22 |
Сумма | 131 | Сумма | 161 |
Счет | 11 | Счет | 11 |
Наибольший(1) | 18 | Наибольший(1) | 22 |
Наименьший(1) | 6 | Наименьший(1) | 6 |
Уровень надежности(95,0%) | 2,744643251 | Уровень надежности(95,0%) | 3,111756217 |
Таблица 9. Данные статистической обработки результатов по третьему типу вопроса.
Статистические параметры | Контрольная группа | Статистические параметры | Экспериментальная группа |
Среднее | 9,272727273 | Среднее | 2,090909091 |
Стандартная ошибка | 0,982491352 | Стандартная ошибка | 0,779913112 |
Медиана | 10 | Медиана | 2 |
Мода | 10 | Мода | 2 |
Стандартное отклонение | 3,258555173 | Стандартное отклонение | 2,586679163 |
Дисперсия выборки | 10,61818182 | Дисперсия выборки | 6,690909091 |
Эксцесс | 0,515883022 | Эксцесс | 5,465722472 |
Асимметричность | -0,233491443 | Асимметричность | 2,166198634 |
Интервал | 12 | Интервал | 9 |
Минимум | 3 | Минимум | 0 |
Максимум | 15 | Максимум | 9 |
Сумма | 102 | Сумма | 23 |
Счет | 11 | Счет | 11 |
Наибольший(1) | 15 | Наибольший(1) | 9 |
Наименьший(1) | 3 | Наименьший(1) | 0 |
Уровень надежности(95,0%) | 2,189127143 | Уровень надежности(95,0%) | 1,737754699 |
Таблица 10. Данные статистической обработки результатов по четвертому типу вопроса.
Статистические параметры | Контрольная группа | Статистические параметры | Экспериментальная группа |
Среднее | 4,727272727 | Среднее | 1,272727273 |
Стандартная ошибка | 0,739667113 | Стандартная ошибка | 0,449057783 |
Медиана | 4 | Медиана | 1 |
Мода | 3 | Мода | 0 |
Стандартное отклонение | 2,453198284 | Стандартное отклонение | 1,489356176 |
Дисперсия выборки | 6,018181818 | Дисперсия выборки | 2,218181818 |
Эксцесс | -1,053872576 | Эксцесс | 3,447661919 |
Асимметричность | 0,583327132 | Асимметричность | 1,651059991 |
Интервал | 7 | Интервал | 5 |
Минимум | 2 | Минимум | 0 |
Максимум | 9 | Максимум | 5 |
Сумма | 52 | Сумма | 14 |
Счет | 11 | Счет | 11 |
Наибольший(1) | 9 | Наибольший(1) | 5 |
Наименьший(1) | 2 | Наименьший(1) | 0 |
Уровень надежности(95,0%) | 1,648081025 | Уровень надежности(95,0%) | 1,000563089 |
Выводы
В ходе проведения эксперимента по определению эффективности предложенной подготовки учащихся к применению алгоритмического мышления в будущей профессиональной деятельности получены следующие результаты:
1) уровень подготовки школьников в экспериментальной группе выше (62% - 97% верных ответов) и соответствует III и IV уровням подготовки (п. 1.2 гл. 1), чем в контрольной (14% - 66%) – I-III уровням. Рассчитанный уровень различий позволяет утверждать с достоверностью 95% [Грабарь М.И., с. 31-33], что результаты тестирования в экспериментальной группе выше, чем в контрольной;
2) отсутствует зависимость между результатами тестирования и успеваемостью учащихся как в экспериментальной, так и в контрольной группах;
3) полученные результаты самооценки по карте-анкете являются достаточно высокими для 10-балльной шкалы, что свидетельствует о заинтересованности, удовлетворенности работой, хорошем самочувствии, об осознании учащимися практической ценности применения алгоритмического мышления в будущей профессиональной деятельности;
4) данные анкетирования по определению сформированности практической направленности знаний школьников к использованию алгоритмического мышления в учебной деятельности свидетельствуют о более высокой практической направленности знаний учащихся в экспериментальных группах, чем в контрольных. Сравниваемые значения двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью 95% допустимой ошибки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая разработка "Изучение темы "Алгоритмы и алгоритмические структуры в профильном классе ""
АктуальностьДанная работа является актуальной в свете перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Введение ФГОС привело к существенному изменению...
Управление и кибернетика. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры. Графический учебный исполнитель. Тест по информатике для 9 класса.
Управление и кибернетика. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры. Графический учебный исполнитель. Тест по информатике для 9 класса по учебнику И.Г. Семакина.....
Средства представления и записи алгоритмов. Блок – схемы.Виды алгоритмических структур. Линейный алгоритм
Средства представления и записи алгоритмов. Блок – схемы.Виды алгоритмических структур. Линейный алгоритм...
Алгоритм. Алгоритмические структуры.
Презентация к уроку по теме "Алгоритм. Структуры алгоритмов"...
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...