Устное народное творчество
презентация к уроку на тему
Тема: «Русская народная сказка" (9 класс)
«Что за прелесть эти сказки…»
(А.С.Пушкин)
Цель: раскрыть различные виды сказок и их структурные компоненты Задачи:
Образовательные: закрепить представления и понятия учащихся об устном народном творчестве.
Коррекционно-развивающие: развивать умения сопоставлять виды сказок и систематизировать знания об их композиции.
Воспитательные: воспитывать у учеников любовь и уважение к устному народному творчеству.
Основные знания: основные виды сказок и их структура построения.
Основные термины и понятия:
зачин, трехкратные повторы, концовка сказки.
Оборудование и материалы:
учебники, ручки, магниты, мультимедийная «Устное народное творчество», мультимедийная презентация «Русская народная сказка», распечатанные материалы для самостоятельной работы учащихся, видеофрагмент мультипликационного фильма "Каша их топора "(реж И. Уфимцев) игра «Составь сказку».
Тип урока: комбинированный
- Орг.момент
- Здравствуйте, ребята. Какую тему изучали на прошлом уроке? («Русское народное творчество")
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в далекое прошлое. В те времена, когда люди не умели писать, читать, не было книг, журналов. А все передавалось в устной форме. Одним из видов устного народного творчества являются сказки.
II. Актуализация знаний
Беседа.
- (слайд 1.)Что такое устное народное творчество? («Высказывания, произведения, переданные устно из века в век, от одного поколения к другому»).
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете? («Былина, сказка, народная песня, загадка, пословица, поговорка»).
- (2-6 слайды). В течение 7 минут вам необходимо самостоятельно соотнести произведения и виды народного творчества, представленные на слайдах. (Задание выполняется в парах. Ученикам выдаются напечатанные тексты произведений и высказываний различных видов устного народного творчества).
- Докажите, что задание выполнено правильно. (Педагог представляет слайды по очереди и каждая пара учеников выделяет свои варианты ответов. Остальные ученики в классе принимают участие в оценке выполненной работы).
- В заключение педагог предлагает перечислить виды устного народного творчества, которые не были отмечены на слайдах и кратко их охарактеризовать.
III. Объяснение нового материала.
1. Сообщающее слово учителя
- (слайд 7). Сегодня мы поговорим о русских народных сказках. Сказки -это распространенный на протяжении многих веков жанр устного народного творчества -это выдумка, воплощение мечты.
- (слайд 8). Прочитайте слова известного писателя. Как вы понимаете, что хотел сказать А.С. Пушкин? («Сказки прекрасны и прелестны»).
- Что вы хотели бы узнать о сказках? («Какие виды сказок существуют»).
- (слайды 9- 13). Существуют три вила русских народных сказок: бытовые, волшебные, о животных. Давайте рассмотрим каждый вид сказок на представленных слайдах.
- Сказка имеет определенную структуру: зачин, трехкратные повторы, концовку. (Анализ сказки «Лиса и тетерев»).
2. Работа в группах по составлению рассказа о выбранном жанре и составление схемы.
IV. Проверка знаний учащихся.
1. Первичная проверка знаний.
- Просмотрите мультипликационный фильм "Каша их топора "(реж И. Уфимцев) и определите к какому виду русских народных сказок можно его отнести. («Эта сказка относится к бытовым сказкам»).
- Составьте сказку «Морозко» из представленных частей (Ученики составляют из 3-х разрезных частей последовательный текст, определяя, что это сказка волшебная).
V. Подведение итогов.
- Что вы узнали о русских народных сказках?
- Что выражают русские народные сказки?
VI. Рефлексия.
- Продолжите фразы: «Русские народные сказки- это….».
«Русские народные сказки нужны, чтобы….»
VI. Домашнее задание.
- Найдите тексты русских народных сказок различных видов.
- Приготовьте драматизацию сказки по выбору.
- Спасибо за урок.
Оценки.
- До свидания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goreva_o.i._2.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ Небольщое музыкальное-поэтическое произведение. Выражает мысли, чувства, надежды людей .
ПОСЛОВИЦА Краткое высказывание, подбираемое к разным случаям.
ПОГОВОРКА Близка к пословице. Не выражает законченную мысль, а лишь намекает на нее
БЫЛИНА Героическое сказание, сложенное народом Древней Руси
СКАЗКА Рассказ о вымышленных событиях, о том чего не бывает
ТЕМА: « РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА »
СКАЗКА «Что за прелесть эти сказки…» А. С. Пушкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...
Устное народное творчество. Малые жанры
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА...
сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки"
Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео...
Устное народное творчество
Презентация к вводному уроку литературы в 5 классе...
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе....
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках...