Устное народное творчество
презентация к уроку на тему

 

 

Тема:  «Русская народная сказка"  (9 класс)                          

                                                                       

                                                                           «Что за прелесть эти сказки…»

 

                     (А.С.Пушкин)

 

Цель: раскрыть различные виды сказок и их структурные компоненты Задачи:

Образовательные: закрепить представления и понятия учащихся об устном народном творчестве.

Коррекционно-развивающие: развивать умения сопоставлять виды сказок и систематизировать знания об их композиции.

Воспитательные: воспитывать у учеников любовь и уважение к устному народному творчеству.

Основные знания: основные виды сказок и их структура построения.

Основные термины и понятия:

зачин, трехкратные повторы, концовка сказки.

Оборудование и материалы:

учебники, ручки, магниты, мультимедийная   «Устное народное творчество», мультимедийная   презентация   «Русская народная сказка», распечатанные материалы для самостоятельной работы учащихся, видеофрагмент мультипликационного фильма "Каша их топора "(реж И. Уфимцев)  игра «Составь сказку».

Тип урока: комбинированный

  1. Орг.момент

- Здравствуйте, ребята. Какую тему изучали на прошлом уроке? («Русское народное творчество")

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в далекое прошлое. В те времена, когда люди не умели писать, читать, не было книг, журналов. А все передавалось в устной форме. Одним из видов устного народного творчества являются сказки.

 II. Актуализация знаний

Беседа.

 - (слайд 1.)Что такое устное народное творчество? («Высказывания, произведения, переданные устно из века в век, от одного поколения к другому»).

 - Какие жанры устного народного творчества вы знаете? («Былина, сказка, народная песня, загадка, пословица, поговорка»).

- (2-6 слайды). В течение 7 минут вам необходимо самостоятельно соотнести  произведения и виды народного творчества, представленные на слайдах. (Задание выполняется в парах. Ученикам выдаются напечатанные тексты произведений и высказываний различных видов устного народного творчества).

- Докажите, что задание выполнено правильно. (Педагог представляет слайды по очереди и  каждая пара учеников выделяет свои варианты ответов. Остальные ученики в классе принимают участие в оценке выполненной работы).

- В заключение педагог предлагает перечислить виды устного народного творчества, которые не были отмечены на слайдах и кратко их охарактеризовать.

III. Объяснение нового материала.

1.     Сообщающее слово учителя

- (слайд 7). Сегодня мы  поговорим о русских народных сказках. Сказки -это распространенный на протяжении  многих веков жанр устного народного творчества -это выдумка, воплощение мечты.

-  (слайд 8). Прочитайте слова известного писателя. Как вы понимаете, что хотел сказать А.С. Пушкин? («Сказки прекрасны и прелестны»).

- Что вы хотели бы узнать о сказках? («Какие виды сказок существуют»).

- (слайды 9- 13). Существуют три вила русских народных сказок: бытовые, волшебные, о животных. Давайте рассмотрим каждый   вид сказок на представленных слайдах.

- Сказка имеет  определенную структуру: зачин, трехкратные повторы, концовку. (Анализ сказки «Лиса и тетерев»).

2. Работа в группах по составлению рассказа о выбранном жанре и составление схемы.

 IV. Проверка знаний учащихся.

 1. Первичная проверка знаний.

- Просмотрите      мультипликационный фильм "Каша их топора "(реж И. Уфимцев) и определите к какому виду русских народных сказок можно его отнести. («Эта сказка относится к бытовым сказкам»).

   - Составьте сказку «Морозко» из представленных частей (Ученики составляют из 3-х разрезных частей  последовательный текст, определяя, что это сказка волшебная).

V. Подведение итогов.

- Что вы узнали о русских народных сказках?

- Что выражают русские народные сказки?

VI. Рефлексия.

- Продолжите фразы: «Русские народные сказки- это….».

«Русские народные сказки нужны, чтобы….»

VI. Домашнее задание.

- Найдите тексты русских народных сказок различных видов.

- Приготовьте  драматизацию  сказки по выбору.

- Спасибо за урок.

Оценки.

- До свидания.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goreva_o.i._2.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Слайд 2

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ Небольщое музыкальное-поэтическое произведение. Выражает мысли, чувства, надежды людей .

Слайд 3

ПОСЛОВИЦА Краткое высказывание, подбираемое к разным случаям.

Слайд 4

ПОГОВОРКА Близка к пословице. Не выражает законченную мысль, а лишь намекает на нее

Слайд 5

БЫЛИНА Героическое сказание, сложенное народом Древней Руси

Слайд 6

СКАЗКА Рассказ о вымышленных событиях, о том чего не бывает

Слайд 7

ТЕМА: « РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА »

Слайд 8

СКАЗКА «Что за прелесть эти сказки…» А. С. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки"

Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео...

Устное народное творчество

Презентация к вводному уроку литературы в 5 классе...

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....