ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
рабочая программа на тему
Программа «Ориентир» основана на индивидуальном подходе к детям, имеющим различные отклонения в развитии и поведении; направлена на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и создание необходимых условий для полноценной интеграции в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_orientir.docx | 49.18 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА»
СТ. БРЮХОВЕЦКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета Директор МБУДОЦДО «Радуга»
от «30» августа 2017 г. _________________Л.В. Петренко
Протокол № 1
приказ №169 «30» августа 2017 г
от «30» августа 2017 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Ориентир»
(Указывается наименование программы)
Уровень программы: ознакомительный___________
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: ______1 год (72 ч.) _________________
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 8 до 12 лет
Вид программы: ___________модифицированная________________________
(типовая, модифицированная, авторская)
Автор -составитель:
Е.Н.Бугрова педагог
дополнительного образования;
(указать ФИО и должность разработчиков)
ст-ца Брюховецкая, 2017
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы ознакомительного уровня «Ориентир» социально-педагогическая.
Новизна программы «Ориентир» основана на индивидуальном подходе к детям, имеющим различные отклонения в развитии и поведении; направлена на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и создание необходимых условий для полноценной интеграции в социум.
Актуальность программы. В связи с тем, что в структуре населения Краснодарского края наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья (детей инвалидов), одной из актуальных проблем является не только их воспитание и реабилитация, но и, в большой степени, образование и профессиональное устройство, что в полной мере отвечает интересам родителей. Программа «Ориентир» направлена на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), на повышение уровня готовности обучающихся этой категории к взаимодействию с различными социальными институтами, на формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, на воспитание социальной компетентности.
Педагогическая целесообразность. На сегодняшний день 4,5% детей имеют умственные или физические отклонения в развитии. Все они нуждаются в специальной форме обучения. В связи с отсутствием в Брюховецком районе специализированного учреждения социальной реабилитации, индивидуальная работа педагогов дополнительного образования с ребенком-инвалидом оказывает существенную помощь в решении проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, дает возможность достичь социальной интеграции, максимально приблизится к полноценному общественному бытию.
Отличительные особенности. В процессе реализации программы открываются широкие возможности для вовлечения обучающихся с ОВЗ в различные виды деятельности: лепку, рисование, конструирование - в зависимости от индивидуальных медицинских показаний. Таким образом, учебно-тематический план строится индивидуально для конкретного обучающегося – занятия проводятся также индивидуально. Освоение навыков работы в рамках декоративно-прикладного творчества расширено такими видами деятельности как наблюдение за миром природы, а также развитием речи в ходе диалога между педагогом и обучающимся. Реализация программы «Ориентир» осуществляется через личностно-ориентированное обучение, педагогику сотрудничества, диалоговое обучение, репродуктивные формы обучения, направленные на формирование мотивации к познанию и вхождению в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенностью программы является её модифицированный характер, так как создана на основе программ: «Умелые ручки» под ред. С.Ф.Абдулаева (Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М., ПР., 1996); Авторской программы Ивановой И. А., под редакцией Лобова С.Ю. «Природа и творчество» (Ярославль).
В модифицированную программу внесены следующие изменения:
-учебно-тематический план рассчитан, в соответствии с требованиями к индивидуальным занятиям, на 72 часа;
Адресат программы. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Вследствие различий по медицинским показаниям, диапазон требований к уровню и содержанию образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Все эти факторы и определили индивидуально темы и формы обучения.
Обучение по программе ориентировано на психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ 7-11 лет. Приём для обучения по ознакомительной программе «Ориентир» осуществляется на основании справки - заключения медико-психологической комиссия с детьми, находящимися на домашнем обучении, что определяет организацию занятия в системе дополнительного образования по месту жительства ребёнка индивидуально.
Уровень программы, объём и сроки. Учебно-тематический план базовой программы «Ориентир» рассчитан на 1 год, в соответствии с требованиями к индивидуальным занятиям, на 72 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа с 15 минутным перерывом после 45 минут занятия или 2 раза в неделю по 45минут.
Цель программы: создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса у обучающихся и обеспечения овладения ими элементарной компонентной грамотности; выявление и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья художественно-прикладных способностей средствами декоративно-прикладного искусства для дальнейшей их реализации в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности; оказание социально-педагогической помощи данной категории обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
-формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-расширять возможности для самореализации личности обучающихся;
-способствовать формированию у обучающихся определенного уровня знаний и умений в соответствии с их физиологическими и психологическими особенностями.
Развивающие:
-развивать индивидуальные способности обучающихся;
-развивать творческие способности обучающихся;
-содействовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, речи;
-развивать мелкую моторику рук;
-способствовать развитию практических навыков (рисунок, лепка);
-уметь подбирать гармоничные цвета и оттенки, навыки работы с любым материалом, используемым для лепки.
Воспитательные:
-воспитывать уважение к труду;
-воспитывать любовь к народным традициям;
-воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность, честность);
-формировать чувство самоконтроля.
Учебный план
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | Выставки творчества детей с ОВЗ Итоговая выставке творчества ЦДО «Радуга» по окончании учебного года. |
II. | Я учусь, я расту, я умею. | 70 | 4 | 66 | |
III. | Итоговое занятие. | 1 |
| 1 | |
ИТОГО: | 72 | 5 | 67 |
Содержание учебного плана
I. Вводное занятие.
Знакомство с работами учеников детских объединений и педагога.
План работы и материалы, необходимые в работе. Техника безопасности при выполнении различных работ.
Общие требования к обучающимся.
Беседа об искусстве.
Рисунок «Что люблю рисовать».
II .Я расту, я учусь, я умею.
1. Учить рисовать гуашью, акварельными красками и карандашами. Совершенствовать технику рисования (смешивать краски, для получения новых цветов и оттенков). Показать возможности цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков. Познакомить с приемами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками.
На занятиях по рисованию закрепляются основные сенсорные представления (цвет краски; кисть мягкая или жесткая, тонкая или толстая и т. п.); развиваются воображение и умение ставить перед собой задачу « Какой кистью мы будем рисовать фон? Толстой или тонкой?». Ребенок, который уже много рисовал, знает, что фон лучше закрашивать толстой кистью – это быстрее. А тонкой - удобней рисовать мелкие детали – глаза, нос, рот и т.д.
Практические занятия:
Рисование с натуры, по представлению, декоративное рисование, нетрадиционное рисование.
«Все дети любят рисовать», «Что мы умеем рисовать», «Познакомимся с волшебными карандашами», «Солнышко», «Какого цвета осень», «Морские волны», «Загадки с грядки», «Осеннее дерево», «Золотые берёзы», «Бабочки», «Чудесные превращения кляксы», «Украшаем закладку», «Волшебная нить», «Белая берёза под моим окном», «Волшебные снежинки», «Открываем календарь- начинается январь!»,«Заснеженный дом», «На арене цирка», «Папин портрет», «Наша Армия самая сильная!», «Милой мамочки портрет», «Солнышко, нарядись!», «Солнечный зайчик», «Весеннее небо», «Ветка сакуры», «Зелёный май», «Здравствуй Лето!»,
2. Лепка.
Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки, совершенствовать изобразительную технику- продолжение освоения рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей.
Сюжетная лепка. Декоративная лепка. Лепка эксперимент. Лепка из бумажной массы. Рельефная лепка.
Задания:«Осенний лист», «Весёлая улитка», «Картинка из пластилина», «Морской секретик», «Снежинки», «Зима», «Весёлый клоун», «Зимние забавы», «Мухомор», «Медаль для папы», «Весёлые матрёшки», «Полёт в космос», «Ветер по морю гуляет», «Чудесные раковины».
3. Работа с бумагой.
Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия.
Аппликация. Аппликация плоская и объёмная.
Открытки.
Показать новые способы создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов, накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор для изготовления ажурных изделий. В коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, коллажи).
Оригами помогает в учебе: в процессе складывания совершенствуется мелкая моторика рук, развивается ориентация на листе бумаги, глазомер. Дети в игровой форме решают математические и геометрические задачи: делят целое на части, находят диагонали, угол, сторону, получают треугольники и многоугольники разного вида.
Превращение листа бумаги дети воспринимают как увлекательную игру, которая приносит радость и уверенность в своих силах и способностях. Дети учатся творить и любить всё живое.
Практические занятия:«Птица Осень», «Солнышко», «Рыбки-ладошки», «Аквариум с рыбкой», «Ёжик», «Рыбки», «Снежинки», «Совы в ночи», «Дружные ребята», «Милой мамочке букет», «Весенний букет», «Солнышко, улыбнись», «Нежные подснежники», «Пасха в Кубанских семьях», «Цыплёнок», «Наш аквариум».
Аппликация.
Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия.
Аппликация. Аппликация плоская и объёмная.
Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования. Во время выполнения аппликации воспитывается аккуратность, терпеливость, такие занятия помогают выражению собственной фантазии.
По своему содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые.
По виду выполнения аппликации можно подразделитьна плоские и объёмные.
Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей из бумаги и наклейки их на основание.
В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости.
Объёмная аппликация. Широкое распространение в практической деятельности школьников получила объёмная аппликация, создающая некоторую видимость объёма. Объемная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности её выполнения.
Аппликация на стекле.
Техника выполнения таких работ очень проста. На стекло наносится контур рисунка черной тушью, затем элементы аппликации необходимо залепить разноцветным пластилином. Фоном служит обыкновенная цветная бумага. Законченная работа вставляется в рамку. Хранить вдалеке от источника тепла, избегать попадания прямых солнечных лучей.
Обрывная аппликация— один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки.
Айрис-фолдинг( IrisFolding) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза.
Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Модульное оригами. Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманых в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Практические занятия:«Бабочки-красавицы», «Осенний букет», «Вспомним лето», «Наша станица», «Ажурные закладки», «Самый лучший букет», Мастерская Деда мороза, оригами из кругов, торцевание на бумажной основе, Открытки-поздравления, Снежинки плоские и объёмные, объёмные игрушки, «Зимняя сказка», рождественские вытынанки, «Пчёлка», Пасха в кубанских семьях, пасхальные вытынанки. «Воспоминания о лете», модуль «Трилистник», «Осенние листья», айрисфолдинг «Осенние листья», поздравительные открытки к календарным праздникам, кусудамы«Лилия» и «Бабочка», снежинки плоские и объёмные, объёмные новогодние игрушки, мозаика из комочков бумаги «Зимушка», декупаж, «Милой мамочке букет», пасхальные натюрморты, «Голубь- птица мира»,
Ниточный дизайн. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус.
Изонить, аппликации из резаных ниток, поделки из помпонов.
III. Итоговое занятие
Подведение итогов за год.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
По окончанию обучения обучающийся должен знать:
-термины и понятия: акварель, гуашь, шаблон, пропорция, пастель, композиция, симметрия, асимметрия, натюрморт, пейзаж, узор, скульптура, барельеф, способы лепки, “здоровый образ жизни”; цветовой круг, основные цвета, теплые и холодные цвета;
-виды декоративно-прикладного искусства.
Личностные результаты:
По окончании обучения обучающийся должен знать:
-технику безопасности при работе с инструментами, правила поведения в объединении, правила организации рабочего места;
-рационально организовывать свое рабочее место и время, безопасно использовать инструменты и приемов работы с ними;
-применять усвоенные знания на практике;
-условия обеспечения здорового образа жизни, упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.
Метапредметные результаты:
По окончании обучения обучающийся должен уметь:
-изготавливать декоративные изделия из бумаги и картона в технике аппликации, оригами, моделирования;
-подбирать бумагу и картон (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;
-составлять композиции в технике бумажной пластики на определенную тему: правильной организации композиционного пространства, выбору композиционного центра, пропорций, форм, цветового решения при размещении отдельных фигур на плоскости листа бумаги;
-создавать художественные образы декоративного изделия из бумаги и картона согласно авторскому замыслу.
Календарный учебный график
Неделя | № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия
| Место проведения | Форма контроля |
| 1 |
| ||||
1 | 1.1 | План работы объединения. Техника безопасности. | 1 | беседа | Домашний адрес | |
| 70 |
| ||||
| 2.2 | Схема цветочных сочетаний. Первичный контроль. | 1 | Изучение нового материала | ||
2 | 2.3 | Модуль «Трилистник» | 1 | теория | ||
2.4 | Модуль «Трилистник». Кленовые листья. | 1 | Практическая работа | |||
3 | 2.5 | «Осенняя веточка» | 1 | Практическая работа | ||
2.6 | Кофейная фантазия «Улитка» | 1 | Практическая работа | |||
4 | 2.7 | Изготовление основы улитки | 1 | Практическая работа | ||
2.8 | Декоративное оформление творческой работы «Улитка» | 1 | Практическая работа | |||
5 | 2.9 | Упражнение –Радуга | 1 | Практическая работа | ||
2.10 | Рисунок. Мой любимый цвет | 1 | Практическая работа | |||
6 | 2.11 | Тёплые и холодные цвета- упражнение | 1 | Практическая работа | ||
2.12 | Рисование предметное «Дары осени» | 1 | Практическая работа | |||
7 | 2.13 | Печатаем листиками | 1 | Практическая работа | ||
2.14 | Объёмная аппликация «Осенний натюрморт» | 1 | Практическая работа | |||
8 | 2.15 | Аппликация «Бабочки-красавицы» | 1 | Практическая работа | ||
2.16 | Рисунок «Улетело наше лето» | 1 | Практическая работа | |||
9 | 2.17 | Аппликация с элементами рисования «Осенний букет» | 1 | Практическая работа | ||
2.18 | Рисунок «Осенний лист» | 1 | Практическая работа | |||
10 | 2.19 | Знакомство с техникой оригами | 1 | Изучение нового материала | ||
2.20 | Базовая форма «Воздушный лист» | 1 | Практическая работа | |||
11 | 2.21 | Изготовление закладок-уголков | 1 | Практическая работа | ||
2.22 | Оригами «Мышонок» | 1 | Практическая работа | |||
12 | 2.23 | Оригами «Домик» | 1 | Практическая работа | ||
2.24 | Оригами из кругов | 1 | Практическая работа | |||
13 | 2.25 | Цветочки из кругов | 1 | Практическая работа | ||
2.26 | Оригами из кругов. Колоски | 1 | Практическая работа | |||
14 | 2.27 | Оригами из кругов. Собачка | 1 | Практическая работа | ||
2.28 | Квиллинг. Знакомство с техникой | 1 | Изучение нового материала | |||
15 | 2.29 | Квиллинг «Самый лучший букет» | 1 | Практическая работа | ||
2.30 | Аппликация из скрученных жгутов | 1 | Практическая работа | |||
16 | 2.31 | Декоративное оформление работы | 1 | Практическая работа | ||
2.32 | Торцевание. Знакомство с техникой | 1 | Практическая работа | |||
17 | 2.33 | Нарезка заготовок для торцевания | 1 | Практическая работа | ||
2.34 | Торцевание на пластилине «Цветочек» | 1 | Практическая работа | |||
18 | 2.35 | Пластилиновая мозаика (обратная) «Рыбки» | 1 | Практическая работа | ||
2.36 | Пластилиновая мозаика «Рыбки» - завершение работы | 1 | Практическая работа | |||
19 | 2.37 | Симметричное вырезание «Деревья» | 1 | Практическая работа | ||
2.38 | Аппликация «Лес» | 1 | Практическая работа | |||
20 | 2.39 | Круг. Вырезание –сложение узоров | Практическая работа | |||
2.40 | Аппликация «Зимний сад» | 1 | Практическая работа | |||
21 | 2.41. | Аппликация из ватных дисков «Зайчишка» | 1 | Практическая работа | ||
2.42 | Мозаика из бумажных комочков «Бычок» | 1 | Практическая работа | |||
22 | 2.43 | Завершение работы | 1 | Практическая работа | ||
2.44 | Аппликация из крупы «Зимний пейзаж» | 1 | Практическая работа | |||
23 | 2.45 | «Зимний пейзаж»-завершение работы | 1 | Практическая работа | ||
2.46 | Квиллинг «Зимний цветок | 1 | Практическая работа | |||
24 | 2.47. | Объёмные игрушк-зверушки 1 | 1 | Практическая работа | ||
2.48 | Объёмные игрушк-зверушки 2 | 1 | Практическая работа | |||
25 | 2.49 | Изонить-знакомство с техникой | 1 | Изучение нового материала | ||
26 | 2.50 | Чтение схем –упражнения | 1 | Практическая работа | ||
2.51 | Заполнение углов нитью | 1 | Практическая работа | |||
27 | 2.52 | Заполнение окружности нитью | 1 | Практическая работа | ||
2.53 | Изонить «Цыплята» | 1 | Практическая работа | |||
28 | 2.54 | Чтение схем- упражнения | 1 | Практическая работа | ||
2.55 | Фото-рамка из модулей | 1 | Практическая работа | |||
29 | 2.56 | Сборка и декоративное оформление изделия | 1 | Практическая работа | ||
2.57 | Коллаж-знакомство с техникой | 1 | Практическая работа | |||
30 | 2.58 | Подготовка основы -работа масляной пастелью | 1 | Практическая работа | ||
2.59 | Заливка тушью – эскиз работы | 1 | Практическая работа | |||
31 | 2.60 | Процарапывание рисунка | 1 | Практическая работа | ||
2.61 | Рисование декоративное -«Бабочка и капуста» | 1 | Практическая работа | |||
32 | 2.62 | Рисунок «Рыбы» (графическое изображение | 1 | Практическая работа | ||
2.63 | Рисунок «Птицы» (графическое изображение | 1 | Практическая работа | |||
33 | 2.64 | Бумагопластика «Голубь-птица мира» | 1 | Практическая работа | ||
2.65 | Открытка ко Дню Победы | 1 | Практическая работа | |||
34 | 2.66 | Салфеточный квиллинг | 1 | Практическая работа | ||
2.67 | Работа с цветной бумагой «Раз ромашка, два ромашка» | 1 | Практическая работа | |||
35 | 2.68 | Декоративное оформление работы | 1 | Практическая работа | ||
2.69 | «Пуговичное дерево» -творческая работы | 1 | Практическая работа | |||
36 | 2.70 | «Плывёт – плывёт кораблик» - динамичная поделка | 1 | Практическая работа | ||
2.71 | «На солнечной поляночке» -объёмная аппликация | 1 | Практическая работа | |||
| 1 |
| ||||
3.72 | Подведение итогов года: представление выставки творческих работ обучающихся | 1 | Практическая работа | |||
ИТОГО | 72 |
|
Условия реализации программы
Реализация программы дополнительного образования «Ориентир», рассчитанной на детей с ОВЗ, осуществляется индивидуально по месту жительства обучающихся, что обеспечивает комфортные условия для этой категории детей.
Материально-техническая база образовательного учреждения в полном объёме обеспечивает необходимый набор инструментов и раздаточный материал для изготовления всех видов изделий декоративно-прикладного творчества, изготовление которых предусмотрено программой «Ориентир».
Для информационного обеспечения в наличии компьютеры и интернет-оборудование в образовательном учреждении (ноутбуки)- по мере необходимости они используются педагогом в месте проведения занятия.
Кадровое обеспечение образовательного учреждения позволяет вести дополнительную программу социально-педагогической направленности «Ориентир» для детей с ОВЗ, так как все педагоги имеют соответствующее педагогическое образование, квалификационную категорию не ниже 1(первой); курсовую переподготовку – каждые 3 года.
Аттестация обучающихся по дополнительной программе «Ориентир» для детей с ОВЗ не предусмотрена. Отслеживание и фиксация образовательных результатов происходит по аналитическим материалам: видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, статья в СМИ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник, соревнование, фестиваль.
Методические материалы.
Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования различных педагогических технологий:
- традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения);
- современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).
Психолого-педагогические принципы в реализации программы:
-Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
-Доступность и поступательность материала («от простого к сложному»).
-Повторение изученного материала с элементами нового.
-Ориентация на дифференцированный подход в процессе обучения.
Методологические принципы:
-Гуманистическая направленность обучения: подготовка ребят к деятельности в реальной жизни;
При проведении занятий применяются следующие методы обучения:
-Словесный (беседа, рассказ, работа с книгой, иллюстрациями, схемами);
-Наглядно-демонстрационный;
-Частично-поисковый;
-Метод контроля (устный), т.е. анализ детских работ;
-Практический.
Для повышения эффективности освоения различных видов декоративно-прикладного творчества разработаны и изготовлены следующие наглядные пособия (дидактические папки):
1.Изонить
2.Бисероплетение
3.Природный материал
4.Рукоделие
5.Оригами
6.Вязание крючком
7.Оформительская работа
8.Подготовка к Новому году
Дидактические папки представляют собой сборники образцов различных приемов, техник соответствующего вида декоративно-прикладного творчества и используются в процессе занятий как наглядное пособие для обучающихся.
Список литературы, рекомендуемой для педагога
1.Азбука соленого теста/Ольга Чибрикова. - М.:Эксмо, 2009.-144с.
2.Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Смоленск: Русич, 2001 г.
3.Кискальт Изольда. Соленое тесто - «АСТ – ПРЕСС», Москва-2002г.
4.Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. Санкт-Петербург: Кристалл, 1997г.
5.Лепим из пластилина. Автор-составитель З. Марина; худ. А.Соловьев. – СПб.: Кристалл, КОРОНА 1997. -224с.
6.Соленое тесто. Большая книга поделок. – М.:Эксмо, 2007.-224с.
7.Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер. Практикум по игровой психотерапии. СПб., изд. «Питер», 2000.
8.Шабельникова Е.И., Каминская Е.А. Поделки из пластилина. - М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА»,2010.-120с.
Список литературы, рекомендуемой для обучающихся
1.Алексахин Н.Н. «Волшебная глина». М.: «Агар», 1999.
2.Аракчеева Н.С., Хайлов Л.М.. Чудеса из глины. М.: Малыш, 1980.
3.Вайтман С.М., Большев А.С., Силькин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филминов А.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2001.
4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1988.Е.В.Данкевич, Л.И. Григорьева «Бисер». Сова 2010г.
5.Н.Л. Лиско «Бисер» Харвест. 2010г.
6.А.Найденова «Бисер шаг за шагом» Владис. 2009г.
7.« Цветы оригами для любимой мамы» Сталкер. 2006г.
8.Дж.Берти, Р.Риколфи «Лоскутное шитье» Мир книги. 2002г.
9.Л.Пицци «Фантазии из соленого теста» Мой мир. 2007г.
Интернет ресурсы
https://informatio.ru/news/education/middledu/inklyuzivnoe_obrazovanie_v_2017/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Данная программа направлена на обучение коммуникативным навыкам (говорение, письмо, чтение аудирование ) на английском языке , расширение английского словарного запаса с учётом возможностей и пот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (14-18 лет)
Журналистика во все времена притягивала внимание молодых людей. Их увлекают романтические представления об этой профессии, возможность познания мира через общение с интересными, известными людьм...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» (программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку)
Данная программа былы разработана для подготовки учащихся 7-8 классов к ВОШ по английскому языку...