Я в шахматном королевстве
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИМЕНИ А.П. ГАЙДАРА»
Итоговое занятие за I полугодие
В детском объединении «Занимательные шахматы»
Тема: «Я в шахматном королевстве»
Составитель: педагог дополнительного образования Мокшанова Алла Бенедиктасовна
Москва 2017 г.
«Я в шахматном королевстве»
Цель: овладение искусством игры в шахматы в захватывающей и интеллектуальной форме.
Задачи: Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами,
вспомнить знания, полученные на предыдущих занятиях.
Закреплять полученные знания с помощью дидактических
игр – упражнений, учить детей правильно понимать
учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к игре в «шахматы»
Оборудование:
- Демонстрационная доска
- Магнитный набор шахматных фигур
- Индивидуальные шахматные доски
- Набор шахматных фигур
- Мяч
- Карандаши, мелки, листы альбомные
Ход занятия:
I Вступительная часть:
Вспомнить с детьми, какое положение занимает каждая фигура в начальной позиции на шахматной доске, назвать поля с помощью шахматной нотации.
Кто ты – Петя, Валя, Тоня, говорун или тихоня,
непоседа – озорник или лучший ученик,
дрессируешь ли собаку, затеваешь с братом драку,
любишь спорт или кино – это вообщем всё равно.
Дело – то сейчас не в том, дело – то сейчас в другом –
хочешь, в новый мир – игру дверь тебе я отопру?
Что с собой нам взять? Желанье и терпенья чуть – чуть.
Шахматы – игры названье, в шахматы мы держим путь!
II часть: Игровая практика
Предложить детям на своих досках расставить начальную позицию, вспоминая как «бьёт» фигуру противника каждая из фигур.
Дидактические игры – задания:
- «Цепочка» - белая фигура должна побить все чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре
(Дети выполняют задания на индивидуальных досках)
- «Самая короткая дорожка» - белая фигура должна добраться до пункта назначения (клубничная поляна) самым коротким путём, избегая «запрещённых» полей, т. е. тех полей, на которых стоят белые фигуры (т.к. на эти поля вставать нельзя, они заняты своими фигурами)
(Дети выполняют задания на диаграммах)
- «Взятие» - белая фигура должна побить незащищённую фигуру. Чёрные фигуры защищают все свои фигуры, кроме одной, которую и должны побить.
(Дети работают на демонстрационной доске)
III часть: Физ. Минутка «Ветер дует нам в лицо»
IV часть: Блиц – опрос
Проводится в форме игры, с помощью мячика.
- Король – самая сильная или самая слабая фигура
Дети: /самая главная, а самая сильная – ферзь/
- Могут ли белый и чёрный король во время шахматной партии стоять рядом друг с другом
Дети: /нет/
- Является ли пешка фигурой?
Дети: /нет, она просто пешка/
- Может ли пешка когда-нибудь стать фигурой, превратиться в нее, в каких случаях?
Дети: /да, если белая пешка достигнет 8-й, а черная 1-й горизонтали, она превращается в любую фигуру, кроме короля/
- Как обозначается фигура ладья при записи?
Дети: /буквой “Л”/
- Какие слоны никогда не столкнутся?
Дети: /белопольный и чернопольный/
- Какое встречается неправильное название ферзя?
Дети: /царица, королева, дама, принцесса/
- Чем конь отличается от всех остальных фигур?
Дети: /конь ходит по-особенному, буквой ”Г”, по разному повернутую, конь перескакивает как через чужие фигуры, так и через свои/
- Почему слон и конь называются легкими фигурами, а ладья и ферзь – тяжелыми?
Дети: /слон и конь очень подвижны и малоценные фигуры, в бой вступают первыми, расчищая путь более ценным фигурам. А ферзю и ладье требуются свободные вертикали и горизонтали, открытые поля и целые линии для маневра/
V часть: Заключительная – творческая часть.
Предложить детям нарисовать шахматные фигуры.
Рассмотреть детские работы, проанализировать их.
Литература:
- В.Г. Гришин ”Малыши играют в шахматы” М., 1991г.
- И. Весела ”Шахматный букварь” М., 1983г.
- В.В. Костров ”Шахматы, первые шаги” М., 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шахматное королевство
Внеклассное мероприятие по математике...
Авторская программа «Добро пожаловать в шахматное королевство!»
Направленность дополнительной образовательной программы «Добро пожаловать в шахматное королевство!» по содержанию является спортивно-технической; по функциональному предназначению – специальной; по фо...
Тема занятия: Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».
Цель: Формирование интереса к шахматной игре.Задачи:1. Познакомить детей с историей шахмат.2. Знакомство с шахматной доской, фигурами, первы...
Конспект занятия № 1 (7-10 лет, 1 год обучения). Тема. «В стране шахматного королевства».
Цель. Познакомить детей с историей возникновения шахмат, названием фигур и начальным положением шахмат на доске, способствовать развитию интереса к игре в шахматы....
Шахматное королевство
"Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам, ибо они помогут в любой профессии…"Тигран Петросян, 10й чемпион мира по шахматам Шахматное сражение – самое благородное, которое человечество когд...
Интегрированный урок по английскому языку и шахматам "Шахматное королевство"
Good day, dear children and guests! Добрый день! Дорогие ребята и гости.Today we have an unusual day. Сегодня у нас необычный день.Today we have an unusual English lesson. Сегодня у нас необычное заня...
Мероприятие «Путешествие в "Шахматное королевство»
Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями. Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку...