Мероприятие «Путешествие в "Шахматное королевство»
методическая разработка по теме
Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями. Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память. Вызвать интерес к игре, воспитывать уважение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий "Путешествие в "Шахматное королевство" | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие «Путешествие в шахматное королевство»
Цели:
1) Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями.
2) Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память.
3) Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.
Форма проведения: игра-путешествие.
Оборудование:
- шахматная доска,
- шахматные фигуры,
- тетрадь с загадками,
- надпись “Шахматное королевство”,
- «цветик-семицветик»
Действующие лица: ведущая, Старик Хоттабыч, фигуры – Ладья, Слон, Ферзь, Конь, Пешки, Король.
Ход мероприятия
Ведущий:
Сегодня мы совершим путешествие в шахматную страну. Прежде чем совершить путешествие, давайте выберем слова, которые будут помогать нам в течении всего мероприятия. Я сейчас буду произносить слова, а вы буете хлопать в знак согласия какие слова оставим нам в помощники. Лень, Трудолюбие любознательность, грубость, доброта насмешливость, , трудолюбие.
Ведущий:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был – и везде
В неё играют дети.
В игре той есть Ладья и Ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех Король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры название угадать?
Ведущий:
– Ребята, а вы догадались о какой игре идёт речь? (шахматы)
Тогда о чём говорится в загадке, вы догадаетесь сразу.
“Не люди, не звери, не часы, а ходят?”
(Шахматные фигуры)
Чтобы поближе познакомиться с самой игрой и её героями – фигурами, мы предлагаем вам совершить путешествие в шахматное королевство. А очутиться в Шахматной стране нам поможет цветик – семи цветик. Закройте глаза, сядьте поудобнее, путешествие начинается.
(Звучит музыка)
Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли -
Будь по моему вели.
Вели, чтобы мы очутились
В Шахматной стране!
Под музыку появляется Старик Хоттабыч, приговаривая заклинания и оглядываясь.
Старик Хоттабыч.: О, отрада для моего сердца, какое ослепительное великолепие, я попал в дивный сад, а это (указывая на детей) – цветы жизни!
Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие из мудрейших, славные воспитатели! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие слова для моих ушей: “ШАХМАТЫ!”. Это же великая игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете играть в шахматы?
(ответы детей)
Ведущий: – Кто из вас знает, кто изобрёл эту чудесную игру?
Старик Хоттабыч:
– Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но все по порядку.
Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и не удивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить. , когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных положений в ней.
Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.
ВЕДУЩИЙ: Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться.
1-й РЕБЕНОК:
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
2-Й РЕБЕНОК:
Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Ведущий:
Составьте из слов цитату, выражение о шахматах. Слова- шахматы, гимнастика, это, ум, для. Шахматы- это гимнастика для ума."
Старик Хоттабыч:
У меня есть тетрадка
В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будете понемногу решать их и научитесь играть в шахматы.
Какая форма у шахматного поля? У шахматной доски? (квадратная)
На каких полях ничего не растёт? (на шахматных)
Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…(мат)
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…(шах)
Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный…(пат)
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…(рокировкой)
Ведущий:– Путешествуем дальше и следующая наша беседа, будет посвящена главному, без чего не состоится игра. Это шахматная доска.
– На ней ведётся шахматное сражение. Шахматная доска аккуратно рассечена на равные клетки – квадратики. Это – поля. Светлые квадратики – это белые поля, тёмные квадратики – это чёрные поля. (Показ)
В шахматы играют два противника. Их ещё называют Партнёры. На свете есть много сказочных стран. Некоторые из них называются "королевствами" – в них правят короли. Шахматная страна – тоже королевство. Мы с вами сейчас поближе познакомимся с его жителями.
А вы ребята будьте внимательны в конце мероприятия вы будете отгадывать загадки про фигуры
(Выходят ребята под музыку с фигурами)
В шахматной стране есть правитель да не один, а целых два (выходят два мальчика, в руках держат фигуры королей):
На шапке – пика острая,
Завидна моя роль:
Всех выше, выше ростом я
Конечно, я: (Король)
Они очень похожи друг на друга и отличаемся только цветом.
Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен Король – старина.
Зато начеку королевская рать –
Задача её – Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб.
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.
Ведущий:
Жители этой страны тоже делятся на белых и чёрных, смотря по тому, какому королю они служат
Ладья
Вот внимательно гляди,
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски – (Ладьи)
Мы стоим как башенки.
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она
Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!
Слон
У каждого короля их слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов мы не похожи.
Очень трудно ошибиться:
Шапка острая на нас
Стоят рядом (не садятсяся!)
И с ферзём и королём.
Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)
Он другой не хочет доли – знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.
До конца игры слоны – цвету одному верны.
Ферзь
Мы главные советники королей. Их называют ферзями.
Стоят рядом с королём,
Но не путать со Слоном,
И с ладьёй сравнить нельзя
Супер сильного: Ферзя.
Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется, будто Ферзю тесноват,
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше внимания Ферзю удели.
Конь
А нас можно сразу узнать – у нас есть и глаза, и уши, и грива.
Мы ушасты и гривасты,
Смело скачем сквозь огонь
Ну, отгадывай, не хвастай:
Да конечно это: (Конь).
Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,
Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.
Пешка
Мы маленькие жители шахматной страны и фигурой не зовёмся. Мы пешки. Сверху – кругленький орешек и воротничок! Нас много – 8 белых и 8 чёрных. Каждая из нас в бою всегда храбро дерётся. И если кто-то из нас отличится в сражении, то может "подрасти" и стать фигурой.
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
На войну, не на парад, Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой.
Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же Пешка бьёт?
Бьёт наискосок!
Старик Хаттабыч:
Я предлагаю разгадать кроссворды, в которых спрятались названия шахматных фигур
(Музыка)
Старик Хаттабыч:
– А сейчас посмотрите на экран и догадайтесь, какие буквы спрятались в словах: Коньки, заслонка, спешка, оладьи?
– Измените одну букву, чтобы получилось название фигуры: бадья, печка, корь, пушка
Ведущий:
Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на "пять"!
Доску, положив на столик,
Ты представь, что это поле,
Только в поле том не грядки-
Клетки в шахматном порядке.
Этот шахматный порядок
Очень прост как ночь и день.
Видишь: с белой клеткой рядом
Клетка чёрная как тень!
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!
Ведущий:
Итак, белый отряд, черный отряд –
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же – в отряде другом
В каждом отряде, ты сам погляди –
Оба угла занимают Ладьи.
Рядом с Ладьями Кони видны,
Рядом с Конями встали Слоны.
Кто же посередине?
Ферзь с Королем –
Самые главные в войске своем.
А пред всеми:
Пешки-малышки встали стеной,
Нам начинать этот сказочный бой!
Прежде чем начать игру игроки расставляют шахматы в начальную позицию, нужно внимательно посмотреть как расставлены фигуры и повторить.
Расставь шахматы по образцу (музыка)
Старик Хаттабыч:
Игра «Найди пару»
Ведущий:
Игра «Назови фигуру и укрась ее»
(Решать готовы любые задачи,
Идти готовы вперед и вперед,
Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Мы все добудем, поймем и откроем.
Нам незнакомы усталость и лень.
Лишь тот становится в жизни героем,
Кто сам себя побеждает каждый день.
Старик Хоттабыч:
До новых встреч. До свидания!
(Звучит музыка)
Подготовил:
воспитатель отделения дневного
пребывания несовершеннолетних
Чернуха О.А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие в этот удивительный и сказочный мир спорта – королевство волшебных мячей».
В сценарии использованы вопросы по теме спортивные игры...
Интегрированной внеклассное мероприятие "Путешествие в королевство БИФИХИАСТ"
Игра “Путешествие в королевство Бифихиаст” разработана с использованием технологии интерактивных игр и адаптирована для учащихся среднего и старшего звена школы (7-10 классы)....
Внеклассное мероприятие "Путешествие в королевство европейских языков"
Внеклассное мероприятие (для 4-5 классов) посвящено Европейскому дню языков, который отмечается 26 сентября.Это - молодой праздник, который родился на стыке 20 и 21 веков. Его возникновение связ...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в королевство красок"
Внеклассное мероприятие "Путешествие в королевство красок"....
Внеклассное мероприятие: «Путешествие в королевство английского языка»
План внеклассного мероприятия: «Путешествие в королевство английского языка»...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в музыкальное королевство"
Внеклассное мероприятие "Путешествие в музыкальное королевство" для учащихся 1-2 классов....