Практико-ориентированная деловая игра для педагогов ДОУ "Использование лексико-грамматических игр в работе с дошкольниками"
консультация
Педагогам предлагаются игры на развитие лексико-грамматических категорий дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_dlya_pedagogov_dou-ispolzovanie_leksiko-grammaticheskih_igr.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
Подготовила:
Думитраш И.Н., учитель – логопед
1 квалификационной категории
МБДОУ «Золотая рыбка».
Салемал, 2017г.
Деловая игра
«Использование лексико – грамматических игр
в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста»
(Слайд 1)
Цель:
Совершенствовать профессиональные умения воспитателей. Развивать творческую активность и профессиональное мышление педагогов.
Педагоги разделяются на две команды.
(Слайд 2-3)
Задачи:
- Создать условия для повышения теоретического уровня и практических навыков в вопросах организации лексико–грамматических игр.
- Совершенствовать профессиональные умения
воспитателей. Развивать творческую активность и
профессиональное мышление педагогов.
- Создать условия для проявления творческой инициативы педагогов, используя метод игрового моделирования.
Оборудование: карточки, ручки, бумага формата Ф4, песочные часы,
Разминка
- Представитель каждой команды вытягивает карточку с заданием:
1 карточка:
Дать определение понятию «Дидактическая игра».
2 карточка:
Дать определение понятию «Грамматический строй речи»
Жеребьёвка (право первого хода): ответить на вопрос: «Что имеет любая дидактическая игра?»
(ответ: дидактическую задачу, игровые действия, игровые правила)
(Слайд 4-5)
Ведущий: Дидактическая игра является одновременно и методом обучения, и методом самостоятельной игровой деятельности.
1 задание
Ответьте, пожалуйста, на вопросы (карточки):
- Каковы действия воспитателя при обучении через дидактическую игру? (воспитатель руководит и учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями.)
- Каковы действия воспитателя в самостоятельных дидактических играх?
(воспитатель участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями детей, оценивает их поведение, отслеживает освоение ими тех или иных знаний).
(Слайд 6)
2 задание:
Педагогам предлагаются игры (ход игры). Необходимо сформулировать цель игры, определить возраст детей.
1 вариант:
Ход игры. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, взрослому называет детеныша этого животного. (Предполагаемый ответ:
Цель игры: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти).
2 вариант:
Ход игры. Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
(Предполагаемый ответ:
Цель игры: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей).
3 задание:
Педагогам предлагается привести пример одной дидактической лексико-грамматической игры, поставить целью, задание. (Презентация 3 грам.игры – с 6 слайда).
(Слайд 7-9)
4 задание
Ведущий: А теперь давайте поиграем
(Слайд 10)
Игры:
«Подбери родственное слово»
Воспитатели каждая команда по очереди называет родственные слова к словам «Лес», «Снег», «Дом», «Дождь».
«Где я был?»
Воспитателям предлагается «загадать загадки». Рассказать где они были и что видели:
н.п. «Я была в лесу и видела много деревьев, волков, лис, лосей, белок и т.п.»
«Кто кем был?»
Ведущий, бросая мяч какому-либо из детей, называет предмет или животное, а играющий, возвращая мяч ведущему, отвечает на вопрос, кем /чем был раньше названный объект. (Цыпленок – яйцом, лягушка – головастиком, дуб – желудем, хлеб – мукой и т.п.).
«Сочиняем рифмовки»
(Слайд 11-12)
- Сегодняшняя тема деловой игры выбрана не случайно, хочу познакомить вас с диаграммами итоговых диагностических сводных таблиц по речевому направления, в которые входят следующие разделы:
(Слайд 13)
- Перед вами разделы «Грамматики».
(Слайд 14)
- Перед вами результаты итоговой диагностики выпускников ДОУ:
(Слайд 15-16)
-Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
При овладении лексико-грамматическим строем дети с ОНР испытывают значительные трудности: плохо запоминают терминологию, неадекватно её используют, не могут грамматически правильно оформить предложения.
Менее сформированной является функция словообразования, чем функция словоизменения. Это проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха – «пушоная»; варенье из груш – «грушиное»; лапа волка - «волкина»).
(Слайд 17)
В ходе работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объём словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух; обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованных от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель - учительница) или (ехал - уехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.
При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.
(Слайд 18)
Методы и приёмы формирования грамматически правильной речи.
- Грамматические лабиринты - (Отдельные слайды)
Одним из эффективных методов развития ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
(Слайд 19-20)
- Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5-я строка – слова, связанные в первый, отражающие сущность темы.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета» - мы используем мнемотехнику.
(Слайд 21)
- Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
(Слайд 22-23)
- Метод ассоциативных связей.
(Слайд 24-32)
Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (Практическая часть)
Зелёные карточки
Практические задания
Придумать задание к задаче
1. Уточнить и активизировать словарный запас по теме “Овощи”.
2. Активизировать глагольный словарь.
3. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Учить составлению трёхсловных предложений.
5. Согласовывать числительные ОДИН, ОДНА с существительными.
6. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом.
7. Составить предложения с предлогом НА.
8. Согласовывать существительные с числительными ДВА, ДВЕ.
9. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме “Домашние животные”.
10. Образовать существительные в единственном числе, в дательном падеже.
11. Согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными.
12. Уточнить активизацию словаря по теме “Фрукты”.
13. Образовать существительные в форме творительного падежа, в единственном числе.
14. Образовать существительные в предложном падеже, в единственном числе с предлогом О.
15. Составить предложения с предлогом ЗА.
16. Подбор прилагательных к существительному и наоборот.
17.Составить предложения с предлогами В, НА, ПОД.
18. Подбор нескольких определений к существительному по схеме.
19. Согласовывать прилагательные и существительные по роду.
20. Расширять и активизировать словарь по теме “Дикие животные”.
Список литературы:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников –М.: Академия, 2000.-450с.
- Волкова Г.А. методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –СПб.: Детство-пресс, 2004.-120с.
- Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. - М., 1956.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи -М.: 1961-240с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. -112с.
- Иваненко А. П., Белоус Т. Н., Удовенко Л. К. Словарная работа в детском саду. — Запорожье, 1975.-170с.
- Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. –М.: Просвещение, 1984.-230с.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973.-145с.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. 3-е изд., доп. Издательский центр "Академия", 2001. -360с.
- Овчинников В.Н. Функциональные типы высказываний в детской речи: /автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1982.-30с.
- Сохин Ф.А. Задачи развития речи //Развитие речи детей дошкольного возраста //Под ред. Ф.А. Сохина –М., 1979.-310с.
- Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения //Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин –Л., 1987.-235с.
- Шахнорович А.Я. Негневицкая Е.Н. Язык и дети.- М. Педагогика, 1981.-340с.
- Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника.//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995-234с.
Дать определение понятию «Дидактическая игра»
Дать определение понятию «Грамматический строй речи»
Жеребьёвка (право первого хода): ответить на вопрос: «Что имеет любая дидактическая игра?»
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
- Каковы действия воспитателя при обучении через дидактическую игру?
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
- Каковы действия воспитателя в самостоятельных дидактических играх?
Необходимо сформулировать цель игры, определить возраст детей.
1вариант
Ход игры. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, взрослому называет детеныша этого животного. (Предполагаемый ответ:______________________
Цель игры: __________________________________
Необходимо сформулировать цель игры, определить возраст детей.
2 вариант:
Ход игры. Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Предполагаемый ответ:________________________
Цель игры:___________________________________
3 задание:
Педагогам предлагается программная задача, для их возрастной группы, а они подбирают игру для этой задачи, раскрывают ход игры, материал необходимый для её проведения.
- Учить детей соотносить названия животных и их детёнышей. Активизировать употребление в речи названия детёнышей.
- Учить детей образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра с педагогами "Знай своё Забайкалье"
Данная игра проводилась с педагогами школы в рамках проекта "Мой город Чита". Его можно использовать и в старших классах...
Методическая разработка "Практико-ориентированный семинар "Активация творческого мышления педагогов декоративно-прикладного отдела с использованием ТРИЗ-технологий"
Разработка создана в помощь педагогам, которые хотят применять ТРИЗ-технологий в своей работе....
Комплект дидактических игра, направленных на формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с ОВЗ"
Комплект игр для использования в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ (нарушенийм интеллекта)...
Презентация .Деловая игра с педагогами "Подвижные игры в ДОУ"
Для проведении деловой игры были подобраны иллюстрации к подвижным играм, педагоги разделились на две команды и отвечали на вопросы , а на закрепление материала на методическом обьединении, педагоги п...
Практико - ориентированный проект "Гуманитарная игра - эффективный способ развития интереса к классической литературе"
Цель реализации проекта - приобщение детей и подростков к отечественной литературе и истории во взаимодействии всех участников образовательного процесса....
Деловая игра (для педагогов) "Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста"
повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....
Деловая игра для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Правила бесконфликтного общения"
Систематизировать знания педагогов по организации беседы с родителями.Отработать и закрепить навыки через упражнения....