Практико - ориентированный проект "Гуманитарная игра - эффективный способ развития интереса к классической литературе"
проект по литературе (8, 9, 10, 11 класс)
Цель реализации проекта - приобщение детей и подростков к отечественной литературе и истории во взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико – ориентированный проект
Гуманитарная игра – эффективный путь пробуждения интереса к классической литературе
Оглавление
7. Механизм реализации проекта. 4
8. Привлечение партнёров для реализации проекта. 5
9. План основных мероприятий проекта: 6
10. Анализ работы по реализации проекта. 9
1.Тема проекта:
«Гуманитарная игра – эффективный путь пробуждения интереса к классической литературе».
2.Актуальность проекта.
В современном мире, насыщенном информационными технологиями,снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка.Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. В молодёжной среде зачастую проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию, происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является классическая литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.
При организации учебно-воспитательной работы с детьми мы стремимся использовать современные педагогические технологии, одной из которых является «метод проектов». На базе школьного методического объединения учителей гуманитарного цикласовместно со школьной и сельской библиотекой с 2014 года реализуется долгосрочный проект «Гуманитарная игра – эффективный путь пробуждения интереса к классической литературе».
Содержание Гуманитарной игры определяет проблема интерпретации классических произведений современным читателем, взаимодействия исторической реальности и её художественного воплощения, специфики отражения эпохи в разных формах культуры.
3. Цели проекта:
- повышение эффективности работы по приобщению детей и подростков к отечественной литературе и истории во взаимодействии всех участников образовательного процесса;
- выявление и поддержка одаренных детей, привлечение к разным формам внеучебной деятельности по литературе как средству духовно-нравственного, интеллектуально-творческого развития.
4. Задачи проекта:
- создать единое читательское пространство на основе взаимодействия: ученик – учитель – родитель- библиотекарь;
- разработать и реализовать мероприятия проекта;
- обобщить и распространить опыт, выработанный в ходе реализации
проекта.
5. Ожидаемые результаты:
- повышение уровня мотивации к учёбе в школе и чтению в семье;
- увеличение количества учащихся, посещающих школьную и сельскую библиотеки;
- развитие коммуникативных и личностных качеств на примерах героев прочитанных произведений;
- развитие уровня интеллекта, памяти, речи, кругозора обучающихся;
- привлечение родителей, читающих вместе с детьми, к работе по реализации проекта;
- привлечение к работе заинтересованных учащихся, педагогов и библиотечных работников школ района;
- сотрудничество с творческими коллективами района и области.
6. Целевая аудитория.
Гуманитарная игра как форма внеклассной работы по литературе предназначена для обучающихся 8-11 классов. И это не случайно. Ведь именно в этом возрасте у большинства подростков резко снижается интерес к произведениям классической литературы, которые изначально кажутся скучными и неинтересными уже только потому, что предназначены для обязательного изучения в школе. Такие ребята редко посещают библиотеку, откровенно скучают на уроках литературы, кругозор их оставляет желать лучшего, они затрудняются дать полный и развернутый ответ на уроке, высказать своё мнение по той или иной проблеме, связанной с интерпретацией литературного произведения.
Таким образом, чтобы пробудить интерес к чтению и пониманию того или иного произведения, нами была выбрана Гуманитарная игра как составная часть игровой технологии.
Применение игр в обучении и воспитании обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции.Игра интересна тем, что способна любую информацию (а в нашем случае работу с текстом) оживить и сделать яркой, запоминающейся, способна заменить пассивное слушание или чтение на активную читательскую деятельность, включив каждого ученика в интересную, творческую работу. В процессе игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу, при этом ребята «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытывают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания личности.
7. Механизм реализации проекта.
В ходе реализации проекта используются следующие педагогические технологии:
- игровая технология;
- технология «метод проектов»;
- ИКТ;
- интерактивная технология «Дебаты»;
- технология групповой деятельности (модель коллективного творческого решения проблемы).
Гуманитарная игра проводится каждый год в рамках Декады гуманитарных наук. Изначально игра была задумана для учащихся внутри школы, затем мы начали проводить игры с привлечением команд школ Ярковского района. Тематика Гуманитарной игры определяется знаменательными и памятными литературными датами.
Игра проходит в два этапа: заочный и очный. Заочный этап предполагает выполнение различных творческих заданий, проектов, например, создание буктрейлеров по теме игры, рекламных проспектов литературных музеев. Хотя формы проведения игры различны, но в основе каждого заседания – вопросы, на которые предстоит отвечать командам. Они составляются таким образом, чтобы участники не просто спонтанно отвечали на них во время игры, а проводили большую предварительную работу: внимательно читали произведения, изучали справочную, энциклопедическую и критическую литературу по выбранной теме (перечень вопросов и список литературы дается заранее). Кроме этого, готовясь к очному этапу, команды – участницы выполняют домашнее задание творческого характера: готовятся к конкурсу чтецов, конкурсу рисунков и картин, конкурсу «Страничка читательского дневника», инсценируют отрывки из художественных произведений.
В ходе проведения очного этапа участники или представляют свою школу, или образуют смешанные команды, в которые входят представители различных школ.
Композиция гуманитарной игры:
- Приветствие команд.
- Блиц-опрос (серия вопросов на знание интересных фактов из жизни и творчества писателя, вопросы задаются с использованием ИКТ). Ты - мне, я - тебе (учащиеся заранее готовят вопросы командам-соперникам по заданной теме).
- Точка зрения (монолог учащегося, в котором, аргументировано даются ответы на предложенные вопросы).
- Открытый микрофон (создание творческого проекта с последующим публичным представлением результата групповой работы)
- Домашнее задание.
8. Привлечение партнёров для реализации проекта.
Реализуя данный проект, школа сотрудничает с Управлением образования Ярковского муниципального района, коллективами школ района, районным литературным объединением «Лад», сельской библиотекой, родительской общественностью, коллективом детского сада.
9. План основных мероприятий проекта:
2014-2015 учебный год | ||
№ | Дата | Содержание работы |
1 | сентябрь | Разработка и утверждение проекта «Гуманитарная игра – эффективный путь пробуждения интереса к классической литературе» на заседании школьного методического объединения. |
2 | октябрь | Обсуждение проекта и Положения о районной гуманитарной игре на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы (приложение 1). |
3 | октябрь | Проведение литературной Недели, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова:
«Лермонтов в искусстве»; «Портреты М.Ю. Лермонтова»; «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова».
|
4 | ноябрь | Подготовка к заочному этапу Игры:
|
5 | ноябрь | Подготовка к очному этапу Гуманитарной игры «Юбилей писателя»:
«Мятежный гений»; «Наш вернисаж»; «И мир не пощадил его – и Бог не спас…».
|
6 | ноябрь | Очный этап Гуманитарной игры «Юбилей писателя» (см. приложение 2, приложение 2.1, приложение 2.2)
|
8 | март | Проведение на базе школы стажировочной площадки ТОГИРРО в рамках работы курсов по повышению квалификации учителей русского языка и литературы. Программа работы стажировочной площадки:
|
9 | апрель | Подведение итогов конкурса « Лучший читатель года». |
2015-2016 учебный год | ||
1 | ноябрь | Творческая встреча с поэтом – земляком, руководителем районного объединения «Лад» Киселёвым А.Н. |
2 | январь | Мастер – класс поэтов Киселёва А.Н., Нахратова В.А. для одарённых детей |
3 | март | Проведение акции «Книга в подарок» (книги для школьной библиотеки, детского сада). |
4 | апрель | Проведение гуманитарной игры «Литературный серпантин» ( приложение 3, приложение 3.1). |
5 | апрель | Подготовка к очному этапу Игры:
|
6 | апрель | Гуманитарная игра «Литературный серпантин» Этапы ИГРЫ: 1)«Литературный марафон»; 2) «Книжная аллея»; 3) «Читай – город»; 4) «Театральный Арбат». |
2016-2017 учебный год | ||
1 | октябрь | Творческая встреча с поэтом – бардом, уроженцем Нижнетавдинского района, Анатолием Буйносовым. |
2 | ноябрь | Участие в творческой встрече с председателем Союза писателей Тюменской области Л.К. Ивановым. (Презентация книги «Будем жить!») |
3 | декабрь | Проведение литературной игры «Что за прелесть эти сказки!» для учащихся 3,4 классов участниками клуба «Вдохновение». |
4 | январь | Литературно – музыкальная гостиная «Моя Мадонна». |
5 | февраль | Проведение Гуманитарной игры в форме КВН «Ай да, Пушкин!», посвященной памятной дате (приложение 4, приложение 4.1, приложение 4.2). |
6 | февраль | Подготовка к очному этапу:
|
7 | февраль | КВН «Ай да, Пушкин!» |
2017-2018 учебный год | ||
1 | ноябрь | Занятие библиотечного кружка совместно с родителями. Тема: «Книги нашего детства». |
2 | январь | Проведение благотворительной акции «Книжки – малышки для детского сада». |
3 | февраль | Проведение совместно с сельской библиотекой читательской конференции «Сражающаяся литература». |
4 | март | Литературно – музыкальная гостиная «Она была поэтом». |
5 | апрель | Проведение Гуманитарной игры «На тысячу вёрст кругом Россия…», посвященная 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева. |
6 | март | Подготовка к заочному этапу Игры: Конкурс литературных сочинений «Родине поклонитесь». |
7 | март | Подготовка к очному этапу Игры:
«Певец русской природы»; «Любовь в жизни Тургенева и героев его книг»
|
8 | апрель | Гуманитарная игра «На тысячу вёрст кругом Россия…», посвященная 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Проведение конкурсов:
|
10. Анализ работы по реализации проекта.
Проект «Гуманитарная игра – эффективный путь пробуждения интереса к классической литературе» уже в большей своей части успешно реализован. Проект, задуманный как школьный, приобрел статус районного. Каждый год в Игре участвуют команды из других школ района. К нам приезжают одарённые дети, искренне любящие литературу. В ходе подготовки и проведения Гуманитарной игры они в полной мере могут реализовать свои творческие возможности, пообщаться друг с другом, поработать в команде, показать свои знания.
На мой взгляд, творческий подход и такая форма работы как литературная игра способствуют формированию современного читателя, глубоко понимающего смысл текста, авторский замысел, умеющего ценить русскую классическую литературу. Кроме того проект, рассчитанный первоначально только на подготовку и проведение Гуманитарной игры для старшеклассников, постепенно расширяет свои горизонты и объединяет в единое читательское пространство весь коллектив школы, родителей, а также сельскую библиотеку и творческие коллективы района.
Таким образом, Новосёловская школа стала центром проведения всех мероприятий проекта. Мы организуем творческие встречи с поэтами и писателями г. Тюмени, Ярковского и Нижнетавдинского районов. Частыми гостями в нашей школе бывают члены районного литературного объединения «Лад». Совместно с сельской библиотекой проводим различные мероприятия, направленные на дальнейшее развитие у обучающихся интереса к книге, чтению, привлекаем к работе родителей.
В перспективе мы планируем создать творческую группу из числа одарённых учащихся района, увлекающихся литературой, продолжить сотрудничество со школами №70, № 91,библиотекой им. Чехова г. Тюмени.
Результатом работы по реализации проекта можно считать:
- ведение учащимися 4- 9 классов читательских дневников;
- активное участие в конкурсах «Самый читающий класс», «Лучший читатель года»;
- желание учащихся участвовать в различных мероприятиях, самим создавать творческие работы;
- победы в олимпиадах и различных творческих конкурсах.
По результатам анкетирования 67 % учащихся нашей школы регулярно посещают школьную и сельскую библиотеки. Многие ребята пользуются книгами из домашних библиотек, а также широко используют для чтения художественной литературы электронные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...
ОЛИМПИАДА – ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Олимпиада – это своеобразное соревнование на лучшее знание языка. Она прочно вошла в жизнь и учащихся татарских школ. Учащиеся с удовольствием принимают участие в этом массовом мероприятии. Они провер...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Практико-ориентированная деловая игра для педагогов ДОУ "Использование лексико-грамматических игр в работе с дошкольниками"
Педагогам предлагаются игры на развитие лексико-грамматических категорий дошкольников....
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся.
В статье даётся не только общая информация по технологии проблемного обучения, но и представляется опыт работы по данной технологии на уроках русского языка и литературы, приводятся пример...
« Технология проблемного обучения на уроках литературы как эффективный способ развития учащихся»
Сегодня актуально проблемное обучение, предусматривающее особый вид урока - урок – исследование. Он предусматривает строгую последовательность основных этапов. Вы...