Вальдорфская школа
презентация к уроку на тему

Фурсова Наталья Степановна

Альтернативные педтехнологии. • Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер),

•  представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса.

 В этой технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс

 (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников,

Используется метод проектов и методы погружения, а также обучение без учебников, учебных программ, безоценочную творческую деятельность учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вальдорфская педагогика. 1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вальдорфская педагогика Презентацию подготовила: Фурсова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы, БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К.Плакаса ». г.Горно-Алтайск. Республика Алтай.

Слайд 2

Вальдорфская (она же штайнеровская ) педагогика – альтернативная система обучения детей, основанная на антропософии . Штайнер Рудольф (1861-1925) выдающийся австрийский мыслитель , философ и педагог , автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики в городе Штутгарте ≪ Вальдорф-Астория ≫, при которой была организована школа. Р. Штайнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение .

Слайд 3

Триединство Рудольф Штайнер был уверен, что в человеке объединяются дух , душа и тело . Антропософские основы дух душа тело мысль (познавательные и интеллектуальные способности), чувство (творческие и художественные способности) воля (практические и производственные способности). Им соответствуют:

Слайд 4

Физическое. Эфирное . Отвечает за жизненные силы и рост. Астральное . Отвечает за движение души. Некое « Я » , бессмертная духовная составляющая человека. Антропософские основы Четыре сущности человека. Помимо физического тела, Штайнер описывает еще три человеческие сущности , которые не могут быть непосредственно восприняты, то есть обнаруживаются лишь по действиям. По его мнению, в каждом человеке происходит взаимодействие таких тел: Каждая их сущностей имеет определенное время рождения и появляется через семь лет после предыдущей. Школьные годы приходятся как раз на рождение двух сущностей: Эфирного тела. Оно рождается в период, когда у ребенка начинается смена зубов, то есть примерно в 7 лет. До этого малыш получал знания благодаря « примеру и подражанию » . Теперь же основу его обучения составляют « следование и авторитет » . В этот период начинают развиваться душевные силы, память и образная фантазия. Астральное тело. Оно рождается в начале пубертатного периода, то есть примерно в 14 лет. Сопровождается интенсивным эмоциональным взрослением и развитием интеллектуальных способностей (силы убеждения, свободы мысли и абстрактного мышления).

Слайд 5

Антропософские основы Темпераменты Учение о темпераментах Штайнер развивал с позиции антропософии, соотнося каждую из человеческих сущностей с определенным типом темперамента : Меланхолик физическое тело. Флегматик эфирное тело. Сангвиник астральное тело. Холерик бессмертное « Я » . У каждого человека смешение темпераментов уникально, и этим объясняется его индивидуальность. Также у каждого есть преобладающая сущность , которая и обуславливает преобладающий темперамент.

Слайд 6

Особенности метода Большое внимание в воспитательной системе вальдорфских школ уделяется духовному развитию по принципу « неопережения », естественного развития ребенка. учебные заведения, исповедующие данную педагогическую систему, работают Учебный материал разделен на блоки (эпохи).

Слайд 7

Дошкольный период : ходить, говорить, мыслить; I класс: прообразы и сказки ; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах; II класс : чудеса и легенды ; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд; III класс : сотворение мира и Ветхий Завет ; ноты, рисование форм, вязание крючком; IV класс : разрыв общего и частного ; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка; V класс : гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву; VI класс : средние века, борьба добра и зла; Рим ; физика, проценты, геометрия, строгание; VII класс : пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье; VIII класс : революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом; IX класс : экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело ; X класс : политика, история, общество, физика, драматургия, керамика; XI класс : общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело; XII класс : история культуры , импровизация во всех сферах. Особенности содержания по классам – обучение ≪ по эпохам≫

Слайд 8

« Душевная экономия » Основным методом педагогики Штайнера является так называемая душевная экономия . Она отлично иллюстрирует всю суть вальдорфских школ. Согласно этому методу, в процессе обучения в ребенке развивают ту деятельность, которую он без внутреннего сопротивления способен постигать на данном этапе развития . в детях развивают память и образное мышление, обращая их к чувству , а не к интеллекту В младших классах посредством активных игр и рукоделия в учениках тренируют мелкую и общую моторику, а также индивидуальную и групповую координацию , что важно как для интеллектуального , так и для социального развития .

Слайд 9

Благодаря подключению чувств, которые становятся опорой для памяти ученика, он легче запоминает информацию. Современные психологи подтверждают, что эмоциональная память является одной из самых долговечных. Рациональная тренировка памяти

Слайд 10

В вальдорфской школе существует строго определенный ритм дня. В течение учебного дня происходит плавный переход к физической деятельности от умственной . Вместо утренней зарядки ученикам предлагается ритмическая часть продолжительностью порядка 20 минут. За ней идет первый, он же главный урок. Это может быть математика, география, физика, родной язык и прочие сложные предметы . На втором уроке происходит ритмическое повторение. Вторыми обычно идут такие уроки: музыка, гимнастика, живопись, эвритмия и прочие. В послеобеденное время ученики занимаются практической деятельностью : ручной труд, садоводство, всяческие ремесла и прочие предметы, которые требуют физической нагрузки. Ритмический распорядок

Слайд 11

• Классный учитель – один учитель с 1-го по 8-й класс (преподавание всех основных уроков в первой половине дня, забота об интеллектуальном и духовном развитии каждого ученика, а также установление прочных и дружеских связей с родителями). • Педагогика отношений, а не требований. • Метод погружения, ≪эпохальная≫ методика. • Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополни- тельная литература). • Использование цвета, красок, изобразительного искусства. • Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии). • Отсутствие деления на классную и внеклассную работу. • Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей). • Коллективное познавательное творчество на уроке. • Обучение самостоятельности, самоконтролю. • Много игры (учеба должна приносить радость). • Отрицание отметки. • Ученическое самоуправление и коллегиальность внутришкольного управления. • Участие родителей в жизни школы. Организация учебно-воспитательного процесса.

Слайд 12

Достоинства: В первых классах упор делается главным образом на развитие личности ребенка. В учебных заведениях такого типа детки являются не иначе как центром вселенной. Каждый из учеников имеет право высказывать свое мнение, а педагог старается максимально поддерживать их в реализации любых мыслей/желаний/идей. Как правило, в вальдорфских школах буквально с первых классов начинается изучение двух иностранных языков. Огромное внимание уделяется творчеству. Дети не только учатся рисовать и петь, но и познают азы игры на музыкальных инструментах, танцуют, постигают театральное искусство и эвритмию (искусство художественного движения, разработанное тем самым Рудольфом Штайнером). Как бы это удивительно ни звучало, но в вальдорфской школе нет домашних заданий. Праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и многие другие) отмечаются в штайнеровских учебных заведениях с особым размахом. Дети подготавливают сценки, разучивают стихи и песни, а также мастерят друг для друга подарки. Особенным праздником здесь является день рождения. Вместо привычной раздачи сладостей в вальдорфских школах устраивают настоящие торжества. Одноклассники подготавливают для именинника стихи, дарят ему подарки и открытки. В школе все едины. Дух соперничества, зависть и злой умысел здесь рубятся на корню. Благодаря тому, что в классе нет разделения на лидеров и неудачников, он становится одним сплоченным коллективом.

Слайд 13

Н едостатки: Перевод ученика в простую школу затруднен. И дело тут не столько в необходимости ребенка перестраиваться на другую образовательную систему, сколько в организационных моментах. Банальный пример: ребенка, которому ни разу не ставили оценок, нужно оценить по общепринятой системе. Обучение длится 12 лет. В обычных же школах ученик может уйти из 9 класса в колледж или остаться до 11 класса и поступить в университет. Нет упора на точные науки, поэтому многие из выпускников вальдорфской школы становятся гуманитариями. Большинство штайнеровских школ частные, а значит, платные. Некоторые родители считают атмосферу, которая царит в частных вальдорфских школах, чересчур идеализированной, поэтому боятся, что она оторвет их ребенка от реальности.

Слайд 14

Источники: 1. Селевко Г.К. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Том 1 Москва:. Народное образование. 2005 2. https://www.syl.ru/article/363180/valdorfskaya-shkola---chto-eto-takoe-plyusyi-i-minusyi-otzyivyi-valdorfskaya-pedagogika#image2174533 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Вальдорфская_педагогика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции: "Современные концепции гуманизации учебного процесса и вальдорфская педагогика"

Вашему вниманию предлагается статья Петровой Н.Б., учителя английского языка,МОУ гимназии № 1.Статья была опубликована в сборнике трудов международной конференции,  посвященной 20-летию основания...

Вальдорфская школа

Статья показывает опыт и работу авторской школы, пример -  вальдорфская школа....

Вальдорфские школы

Вальдорфские школы. Основатели. Обучение. Классные помещения. Занятия. Отдых. Наглядный материал при изучении темы "Школьная система Германии", 8 класс....

Вальдорфские школы Германии (взаимодействие в рамках проекта «Международная школа»)

Презентация "Вальдорфские школы Германии" представлены в рамках проекта "Международная школа" как отчет о поездке группы школьников в школы (по обмену). Возможно использование в ра...

Статья «Особенности преподавания в старших классах вальдорфской школы»

Краткая справка об особенностях вальдорфской школы и отличиях школы от классического образования....