Вальдорфская школа
статья по теме
Статья показывает опыт и работу авторской школы, пример - вальдорфская школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valdorfskaya_shkola1_.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Вальдорфская школа
Вальдорфская школа – это система образования, где цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни.
Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Программа этих школ нацелена более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. В странах Европы насчитывается 400 вальдорфских школ, они есть в Северной Америке и других частях света.
Вальдорфской педагогике в России — уже более 10 лет. Первые вальдорфские импульсы начали приходить к нам в самом конце 80-х годов.
Создание таких школ в Москве проходило в конце 91-начале 92 гг. Эта цель была достигнута. Московская Свободная вальдорфская школа была открыта как негосударственное образовательное учреждение — 1 сентября 1992 года (4 класса, 2 детсадовских группы). Ядро учительского коллектива составили первые выпускники Московского вальдорфского учительского семинара.
Тогда же, в 1990 — 92 годы, были основаны школы в Жуковском, Казани, Петербурге, Рязани, Самаре, Ярославле и др. городах, расширялась география детсадовских групп. В 1992 году открылся Петербургский вальдорфский учительский семинар (под руководством Н.Петерсена).
Вся эта работа шла в тесном взаимодействии с зарубежными коллегами.
Вальдорфская система образования на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером.
Антропософия (от греческого «антропос» - человек, «софия» - мудрость) – это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмия, музыка и т. п.).
Вальдорофская школа предполагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него.
Уже на стадии дошкольного воспитания в начальной школе закладывается фундамент знания и опыта, на котором будет базироваться образование в средней школе.
Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14 – 18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного руководителя. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. Выпускники вальдорофских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями.
Характерные особенности вальдорфского обучения:
- Обучение в школе начинается с 7 – летнего возраста и рассчитано на 11 – 12 лет;
- На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом на все восемь лет школы;
- Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию;
- В школе часто устраивают праздники, посвященные каким – то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни, стихи, ставят спектакли, шьют костюмы, готовят подарки друг другу и родителям;
- В конце каждой четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти;
- В вестибюле устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что научились делать дети;
- Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам;
- Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки;
- Подача материала начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории. Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам. Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием. Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение.
Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это позволяет им самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Этот подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.
Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.
Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. Каждая школа административно независима. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственная цель такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация – эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.
Список использованной литературы:
- http://www.iws.baikal.ru/info/pedagogy/qa/
- http://www.razumniki.ru/valdorfskaya.html
- http://www.ref.by/refs/62/13323/1.html
- http://www.semya-rastet.ru/razd/valfdorskaja_pedagogika/
- http://www.1060.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на конференции: "Современные концепции гуманизации учебного процесса и вальдорфская педагогика"
Вашему вниманию предлагается статья Петровой Н.Б., учителя английского языка,МОУ гимназии № 1.Статья была опубликована в сборнике трудов международной конференции, посвященной 20-летию основания...
Вальдорфские школы
Вальдорфские школы. Основатели. Обучение. Классные помещения. Занятия. Отдых. Наглядный материал при изучении темы "Школьная система Германии", 8 класс....
Вальдорфская школа
Альтернативные педтехнологии. • Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер),• представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. В этой технологии используют ...
Вальдорфские школы Германии (взаимодействие в рамках проекта «Международная школа»)
Презентация "Вальдорфские школы Германии" представлены в рамках проекта "Международная школа" как отчет о поездке группы школьников в школы (по обмену). Возможно использование в ра...
Статья «Особенности преподавания в старших классах вальдорфской школы»
Краткая справка об особенностях вальдорфской школы и отличиях школы от классического образования....