Рабочая программа по рисованию
рабочая программа на тему

Пояснительная записка

Предлагаемая программа по предмету «Рисование» во 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности.

Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование обеспечивает развитие сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия и развитие представлений об окружающем мире.

Занятия по рисованию способствуют развитию у школьников правильного восприятия формы, цвета предмета, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное и тематическое рисование, рисование с натуры.

С целью повышения эффективности уроков используются различные игровые приемы и игровые ситуации.

Для этой категории школьников характерно преобладание эмоциональной мотивации. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты на каждом этапе обучения.

Весь процесс изобразительной деятельности носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся данной категории. Изобразительная деятельность играет роль инструментов самореализации для школьника с нарушением интеллектуального развития. Данная программа направлена на устранение или ослабление психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников.

В процессе выполнения работы учащиеся применяют полученные на уроках знания, умения и навыки. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социальной адаптации учащихся. Школьники становятся более сдержанными, собранными и внимательными.

Важное место в укреплении системы художественно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями.

Программа по предмету «Рисование» является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Искусство» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному  ребенку или группе школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_risovaniyu.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20__ г.

        

Рабочая программа по рисованию

для 3-д класса

Автор-составитель:

Учитель 3-д  класса

Фролова А.П.

Москва, 2014


Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы по рисованию
  3. Требования к уровню подготовки учащихся
  4. Формы и средства контроля
  5. Учебно-методические средства обучения


Пояснительная записка

Предлагаемая программа по предмету «Рисование» во 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности.

Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование обеспечивает развитие сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия и развитие представлений об окружающем мире.

Занятия по рисованию способствуют развитию у школьников правильного восприятия формы, цвета предмета, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное и тематическое рисование, рисование с натуры.

С целью повышения эффективности уроков используются различные игровые приемы и игровые ситуации.

Для этой категории школьников характерно преобладание эмоциональной мотивации. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты на каждом этапе обучения.

Весь процесс изобразительной деятельности носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся данной категории. Изобразительная деятельность играет роль инструментов самореализации для школьника с нарушением интеллектуального развития. Данная программа направлена на устранение или ослабление психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников.

В процессе выполнения работы учащиеся применяют полученные на уроках знания, умения и навыки. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социальной адаптации учащихся. Школьники становятся более сдержанными, собранными и внимательными.

Важное место в укреплении системы художественно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями.

Программа по предмету «Рисование» является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Искусство» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному  ребенку или группе школьников.

Цель программы по предмету «Рисование» - сформировать элементарные представления о роли изобразительного искусства в жизни умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся, повышение их художественно-эстетической культуры.

Задачи программы по предмету «Рисование»:

  • формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
  • формирование простейших эстетических ориентиров в практической жизни ребенка;
  • освоение доступных средств изобразительной деятельности;
  • развитие интереса к деятельности и ее результатам;
  • формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок);
  • формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
  • обучение приемам и средствам рисования;
  • развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
  • обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  • совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обоих рук;

-формирование навыков безопасного поведения при работе с инструментами;

- формирование пространственных представлений, знаний о материалах, с которыми учащиеся работают на занятиях;

-воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия предметов быта, форм растительного и животного мира и др., изображенных с натуры;

-воспитание аккуратности, целеустремленности, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, рисунки, картины, плакаты. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают формировать самоконтроль и самооценку учащихся.

Основной формой организации процесса обучения предмету «Рисование» является урок.

Содержание программы по рисованию 

(35 часов в год, 1 час в неделю)

Содержание программы обеспечивает:

-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;

-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;

-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Рисование с натуры

Различение несложных предметов по форме, величине, цвету и рисование их по трафарету, намеченным линиям, по точкам с помощью учителя, раскрашивание рисунков, не выходя за контуры.

Примерные задания. Рисование овощей, фруктов, листьев, ягод, грибов, цветов, животных, птиц, насекомых, елочек, буквы Л и цифры 7

Декоративное рисование

Учить проводить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, соблюдать контур рисунка, применять трафареты (шаблоны), упражнять в закраске элементов орнамента.

Примерные задания. Составление и рисование узора из геометрических фигур в квадрате, в полосе, в круге и в треугольнике, украшение шапки, шарфа и варежек, елочных шаров, елки игрушками, пасхальных яиц, гирлянды флажков.

Рисование на темы

Обучение правильному расположению элементов рисунка на бумаге, передача пространственных и величинных элементов простейших предметов, подборка цветовой гаммы рисунка.

Примерные задания. Рисование на темы: «Золотая осень»,  «Зима», «Снег идет», «Весна», «23 февраля», «8 марта»,  «День Победы».

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:

  •  названия основных цветов, цветовой окраски,
  • -  правила техники безопасности;

Учащиеся должны под контролем учителя уметь:

  • - осуществлять анализ пространственных отношений между предметами, соблюдать особенности расположения деталей для составления композиций;
  • - изображать (по возможности) с натуры предметы простой формы,
  • -работать с инструментом (простой и цветные карандаши, кисти для рисования) и творческими материалами;
  • -верно (по возможности) передавать в рисунках форму, строение пропорции, цвет предметов.


Формы и средства контроля

Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться, поощряться и оцениваться с учетом их личностного развития.

Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе трудового обучения и изобразительной умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Контроль за усвоением материала данной программы рекомендуется проводить в конце каждой четверти и в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по предмету «Рисование» направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.


Учебно-методические средства обучения

Использованная методическая и учебная литература

Основная литература

  1. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А.. Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
  3. Предметное рисование. Демонстрационный материал. Творческий центр Сфера. 2011.
  4. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1984.
  5. Рабочая тетрадь. Искусство. Путешествие с красками. - М.,2001.

Дополнительная литература

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: , ВЛАДОС, 1995.- 111 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - 2013.
  3. Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями //Логопед. – 2004. №2.
  4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.


Наглядный материал

  1. Накопительные папки по темам курса.
  2. Технологические карты.

Раздаточный материал

Материалы

Бумага для рисования (плотная). Краски.

Инструменты

Кисточка для рисования.

Вспомогательные приспособления

Подставка для кисточки. Салфетки для вытирания рук.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС рисование

Рабочая программа ФГОС, рисование, для 1 и 2 классов...

Рабочая программа по рисованию

Рабочая программа по рисованию для обучающихся 3 класса коррекционной школы интерната 8 вида...

Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...

Рабочая программа "Лепка, рисование, ручное творчество" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Лепка, рисование, ручное творчество" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «РИСОВАНИЮ» для 4 класса

         Примерная адаптированная рабочая программа  по изобразительному искусству составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного обр...

Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по рисованию для 5 класса ФГОС

Рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с ФГОС, предназначена для учащихся адаптивной школы....