Рабочая программа по рисованию
рабочая программа на тему
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по предмету «Рисование» во 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности.
Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование обеспечивает развитие сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия и развитие представлений об окружающем мире.
Занятия по рисованию способствуют развитию у школьников правильного восприятия формы, цвета предмета, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное и тематическое рисование, рисование с натуры.
С целью повышения эффективности уроков используются различные игровые приемы и игровые ситуации.
Для этой категории школьников характерно преобладание эмоциональной мотивации. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты на каждом этапе обучения.
Весь процесс изобразительной деятельности носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся данной категории. Изобразительная деятельность играет роль инструментов самореализации для школьника с нарушением интеллектуального развития. Данная программа направлена на устранение или ослабление психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников.
В процессе выполнения работы учащиеся применяют полученные на уроках знания, умения и навыки. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социальной адаптации учащихся. Школьники становятся более сдержанными, собранными и внимательными.
Важное место в укреплении системы художественно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями.
Программа по предмету «Рисование» является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Искусство» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.
Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.
Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному ребенку или группе школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_risovaniyu.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20__ г. |
Рабочая программа по рисованию
для 3-д класса
Автор-составитель:
Учитель 3-д класса
Фролова А.П.
Москва, 2014
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Содержание программы по рисованию
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Формы и средства контроля
- Учебно-методические средства обучения
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по предмету «Рисование» во 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности.
Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование обеспечивает развитие сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия и развитие представлений об окружающем мире.
Занятия по рисованию способствуют развитию у школьников правильного восприятия формы, цвета предмета, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное и тематическое рисование, рисование с натуры.
С целью повышения эффективности уроков используются различные игровые приемы и игровые ситуации.
Для этой категории школьников характерно преобладание эмоциональной мотивации. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты на каждом этапе обучения.
Весь процесс изобразительной деятельности носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся данной категории. Изобразительная деятельность играет роль инструментов самореализации для школьника с нарушением интеллектуального развития. Данная программа направлена на устранение или ослабление психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников.
В процессе выполнения работы учащиеся применяют полученные на уроках знания, умения и навыки. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социальной адаптации учащихся. Школьники становятся более сдержанными, собранными и внимательными.
Важное место в укреплении системы художественно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями.
Программа по предмету «Рисование» является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Искусство» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.
Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.
Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному ребенку или группе школьников.
Цель программы по предмету «Рисование» - сформировать элементарные представления о роли изобразительного искусства в жизни умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся, повышение их художественно-эстетической культуры.
Задачи программы по предмету «Рисование»:
- формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
- формирование простейших эстетических ориентиров в практической жизни ребенка;
- освоение доступных средств изобразительной деятельности;
- развитие интереса к деятельности и ее результатам;
- формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок);
- формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
- обучение приемам и средствам рисования;
- развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обоих рук;
-формирование навыков безопасного поведения при работе с инструментами;
- формирование пространственных представлений, знаний о материалах, с которыми учащиеся работают на занятиях;
-воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия предметов быта, форм растительного и животного мира и др., изображенных с натуры;
-воспитание аккуратности, целеустремленности, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, рисунки, картины, плакаты. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают формировать самоконтроль и самооценку учащихся.
Основной формой организации процесса обучения предмету «Рисование» является урок.
Содержание программы по рисованию
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Содержание программы обеспечивает:
-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;
-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;
-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Рисование с натуры
Различение несложных предметов по форме, величине, цвету и рисование их по трафарету, намеченным линиям, по точкам с помощью учителя, раскрашивание рисунков, не выходя за контуры.
Примерные задания. Рисование овощей, фруктов, листьев, ягод, грибов, цветов, животных, птиц, насекомых, елочек, буквы Л и цифры 7
Декоративное рисование
Учить проводить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, соблюдать контур рисунка, применять трафареты (шаблоны), упражнять в закраске элементов орнамента.
Примерные задания. Составление и рисование узора из геометрических фигур в квадрате, в полосе, в круге и в треугольнике, украшение шапки, шарфа и варежек, елочных шаров, елки игрушками, пасхальных яиц, гирлянды флажков.
Рисование на темы
Обучение правильному расположению элементов рисунка на бумаге, передача пространственных и величинных элементов простейших предметов, подборка цветовой гаммы рисунка.
Примерные задания. Рисование на темы: «Золотая осень», «Зима», «Снег идет», «Весна», «23 февраля», «8 марта», «День Победы».
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:
- названия основных цветов, цветовой окраски,
- - правила техники безопасности;
Учащиеся должны под контролем учителя уметь:
- - осуществлять анализ пространственных отношений между предметами, соблюдать особенности расположения деталей для составления композиций;
- - изображать (по возможности) с натуры предметы простой формы,
- -работать с инструментом (простой и цветные карандаши, кисти для рисования) и творческими материалами;
- -верно (по возможности) передавать в рисунках форму, строение пропорции, цвет предметов.
Формы и средства контроля
Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться, поощряться и оцениваться с учетом их личностного развития.
Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе трудового обучения и изобразительной умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Контроль за усвоением материала данной программы рекомендуется проводить в конце каждой четверти и в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по предмету «Рисование» направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.
Учебно-методические средства обучения
Использованная методическая и учебная литература
Основная литература
- Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А.. Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
- Предметное рисование. Демонстрационный материал. Творческий центр Сфера. 2011.
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1984.
- Рабочая тетрадь. Искусство. Путешествие с красками. - М.,2001.
Дополнительная литература
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: , ВЛАДОС, 1995.- 111 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». - 2013.
- Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями //Логопед. – 2004. №2.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.
Наглядный материал
- Накопительные папки по темам курса.
- Технологические карты.
Раздаточный материал
Материалы
Бумага для рисования (плотная). Краски.
Инструменты
Кисточка для рисования.
Вспомогательные приспособления
Подставка для кисточки. Салфетки для вытирания рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ФГОС рисование
Рабочая программа ФГОС, рисование, для 1 и 2 классов...
Рабочая программа по рисованию
Рабочая программа по рисованию для обучающихся 3 класса коррекционной школы интерната 8 вида...
Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...
Рабочая программа "Лепка, рисование, ручное творчество" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Лепка, рисование, ручное творчество" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «РИСОВАНИЮ» для 4 класса
Примерная адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного обр...
Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по рисованию для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с ФГОС, предназначена для учащихся адаптивной школы....