Рабочая программа по рисованию
календарно-тематическое планирование по теме
Рабочая программа по рисованию для обучающихся 3 класса коррекционной школы интерната 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2010 года).
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Целью программы обучения является:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные
задачи :
1.Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
2.Находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различие;
3.Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
4.Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
5.Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократных повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
6.Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
7.Знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
8.Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Основные направления коррекционной работы:
- учить школьников различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений;
- узнавать и показывать геометрические фигуры и тела;
- определять разницу по величине между предметами одной и той же формы;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- развивать моторику руки;
- формировать навыки и умения владения карандашом;
- различать цвета: желтый, красный, синий, зеленый, коричневый, черный, белый;
- учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов, не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
Нормативно-правовая база.
1. Положение о специальной (коррекционной) школе.
2. Регионально учебный план, составленный на основе приказа Министерства образования РФ №29/2065-п от 10, 04,2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В. Воронковой), Издательство М. «Просвещение» 2010 г
Базисный учебный план по программе 1 час в неделю, 35 часов в год (34,5 недели)
Программа рассчитана на 36 часов.
I четверть — 9 ч
II четверть — 7 ч
III четверть — 11 ч
IV четверть — 8 ч
Всего — 35 ч
Прежде, чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
Подготовительные занятия
Главная задача подготовительных занятий - формирование и обогащение чувственного опыта(умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения используется разнообразный игровой и графический материал, проводится работа , направленная на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно- прикладного искусства. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно- прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают формированию у учащихся эстетического вкуса.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого предмета, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах- научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений; соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием.
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об изобразительном искусстве- важное средство нравственного и художественно- эстетического воспитания школьников.
В 1-3 классах ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров(преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся могли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Учащиеся должны знать:
- цвета;
- строение изображаемого предмета;
- правила построения узора в полосе, квадрате, круге.
Методическое пособие для учителя:
1. Обучение рисованию. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон Москва «Просвещение» 1992 г.
2. Поурочные планы. Е. В. Алексеева «Изобразительное искусство»
3 класс I и II часть. Волгоград 2006 г.
Содержательные линии
№ | Содержательные линии | К-во часов | Коррекционно-развивающие задачи | Проблемы, возникающие при изучении | Педагогический мониторинг |
1. | Рисование с натуры. | 13 | Коррекция восприятия. Развивать умение передавать в рисунке основные их свойства. Учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы. Развивать умения определять последовательность выполнения рисунка. | Передача перспективного сокращения верхнего и нижнего оснований. | Беседа, практическая |
2. | Декоративное рисование. | 12 | Развивать умение проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Учит рисовать узоры геометрических и растительных форм в полосе и квадрате. Развивать способность анализировать образец, определять структуру узора, форму и цвет составных частей. | Располагать элементы узора, правильно их чередовать по форме и цвету. | Самостоятельная работа. |
3. | Рисование на темы. | 5 | Коррекция памяти. Развивать умение передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной книги.. | Рисование предметов, передающих расположение в пространстве. | Творческая работа |
4. | Беседы об изобразительном искусстве проводятся на 8 уроках. | 5 | Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства. | Беседа. | |
| ВСЕГО: | 35 |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
I четверть (9ч)
№ | Тема урока | Количество Часов | Дата | Обязательный минимум | Формы и виды контроля | |
Знать | Уметь | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 |
1. | Рисование с натуры осенних листьев. | 1 |
| Знать названия листьев различных деревьев | Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. | Самостоятельная работа |
2 | Рисование узора в полосе из веток с листочками | 1 |
| Знать правила построения узора в полосе. | Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей. | Творческая работа |
3 | Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. | 1 |
| Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. | Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. | Самостоятельная работа |
4 | Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» | 1 |
| Знать признаки осени. | Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних. | Беседа |
5 | Рисование на тему «Парк осенью» | 1 |
| |||
6 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, груша. | 1 |
| Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. | Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. | Самостоятельная работа |
7 | Рисование с натуры морских сигнальных флажков. | 1 |
| Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций. Уметь правильно располагать лист бумаги (горизонтально). Размещать изображение посередине листа бумаги. | Самостоятельная работа | |
8 | Рисование с натуры доски с узором для резки овощей. | 1 |
| Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом. | Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги с учётом пропорций и формы предмета. | Самостоятельная работа. |
9 | Рисование шахматного узора в квадрате. | 1 |
| Знать правила построения узора в квадрате | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Правильно чередовать цвета. | Самостоятельная работа |
II четверть (7ч)
1 | Рисование геометрического орнамента в квадрате | 1 |
| . Знать правила построения узора в квадрате. | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии | Самостоятельная работа |
2 | Рисование с натуры игрушечного домика. | 1 |
| Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба). | Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже). | Самостоятельная работа |
3 | Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма | 1 |
| Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы росписи). | Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета на белом фоне). | Беседа |
4 | Рисование с натуры будильника круглой формы. | 1 | Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы | Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.) | Самостоятельная работа | |
5 | Рисование с натуры двухцветного мяча. | 1 |
| Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы | Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики). Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки | Самостоятельная работа |
6 | Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). | 1 |
| Знать правила построения узора в полосе | Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету. | Самостоятельная работа |
7 | Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима». | 1 |
| Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. | Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка) | Беседа |
III четверть (11ч)
1 | Рисование узора на на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона) | 1 |
| Знать правила построения узора. | Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно располагать элементы оформления на рукавичке; определять структуру узора (повторение или чередование). | Самостоятельная работа |
2 | Рисование симметричного узора по образцу. | 1 |
| Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии. | Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию | Самостоятельная работа |
3 | Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу» | 1 |
| Знать части (конструкцию) изображаемого предмета | Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции её частей. | Творческая работа |
4 | Рисование с натуры молотка. | 1 |
| Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка). | Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. | Самостоятельная работа |
5 | Рисование с натуры несложного по форме инструмента (шпатель). | 1 |
| Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (шпателя). | Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком. | Самостоятельная работа |
6 | Рисование с натуры теннисной ракетки. | 1 |
| Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки) | Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги. | Самостоятельная работа |
7 | Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень». | 1 |
| Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева | Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете | Беседа |
8 | Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой» | 1 |
| Творческая работа | ||
9 | Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта. | 1 |
| Знать правила построения узора на листе бумаги. | Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги. | Самостоятельная работа |
10 | Рисование по образцу орнамента из квадрата. | 1 |
| Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симмет. расположения элементов | Самостоятельная работа | |
11 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 |
| Знать части (конструкцию) изображаемого предмета | Самостоятельная работа |
IV четверть (8ч)
1 | Рисование узора из растительных форм в полосе. | 1 |
| Знать правила построения узора в полосе | Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей | Самостоятельная работа |
2 | Рисование с натуры весенней веточки. Беседа по картинам А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март» | 1 |
| Знать о работе художника, её особенностях. | Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства | Беседа |
3 | Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы). | 1 |
| Знать правила построения узора в квадрате. | Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии. | Самостоятельная работа |
4 | Рисование на тему: «Деревья весной» | 1 |
| Знать элементарные правила изображения деревьев. | Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. | Творческая работа |
5 | Рисование на тему: «Праздник Победы» (праздничный салют) | 1 |
| Знать значение праздника. | У. соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Творческая работа |
6 | Декоративное рисование на тему «Узор в квадрате» | 1 |
| Уметь правильно располагать элементы оформления на предмете, определять структуру узора (повторение или чередование). | Творческая работа | |
7 | Рисование с натуры куста земляники с цветами. | 1 |
| Знать строение изображаемого предмета: части растений. | Уметь рисовать с натуры куст земляники с правильной передачей особенностей их формы, цветовой окрашенности. | Самостоятельная работа |
8 | Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос») | 1 |
| Знать строение изображаемого предмета: части растений | Уметь рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета. | Беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ФГОС рисование
Рабочая программа ФГОС, рисование, для 1 и 2 классов...
Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...
Рабочая программа по рисованию
Пояснительная запискаПредлагаемая программа по предмету «Рисование» во 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие у учащихся с умерен...
Рабочая программа "Лепка, рисование, ручное творчество" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Лепка, рисование, ручное творчество" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «РИСОВАНИЮ» для 4 класса
Примерная адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного обр...
Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по рисованию для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с ФГОС, предназначена для учащихся адаптивной школы....