Рабочая программа ФГОС рисование
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Рабочая программа ФГОС, рисование, для 1 и 2 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_risovanie.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на МС:
Директор школы Зам. Директора Руководитель МС
Т.А. Грудинина Г.А. Устяхина Н.М. Тимченко
____________ _____________ ______________
«__»______2012 «__»________2012 «__»______2012
ПРОГРАММА
занятий детского объединения дополнительного образования детей
«ВОЛШЕБНАЯ ШКОЛА РИСОВАНИЯ»
КЛАССЫ: 1; 2
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 6-9 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 ГОД (1класс-33 часа;2класс-34 часа)
ВСЕГО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1 час для каждой группы
ПЛАНОВЫХ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ: 2
ПЕДАГОГИ: Пайкова Т.И.___________
Бызова М.С.____________
УЧЕБНЫЙ ГОД: 2012-2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа детского объединения дополнительного образования детей «Волшебная школа рисования» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Общая характеристика программы детского объединения дополнительного образования детей «Волшебная школа рисования»
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Занятия в детском объединении предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Программа «Волшебная школа рисования» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Режим занятий
Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 36 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания рабочей программы
Приоритетная цель дополнительного художественного образования— духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать воспитанникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса программы «Волшебная школа рисования» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Волшебная школа рисования»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к планируемым результатам освоения программы:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Тематический план
№ | тема | Кол-во часов |
т | п | всего |
1 | Вводное занятие | 0.5 | 0.5 | 1 |
2 | ▲ Живопись | 3 | 7 | 9 |
3 | ◄ Графика | 3 | 7 | 10 |
4 | ▌ Уроки фантазии | 4 | 10 | 12 - 13 |
10 | Итоговое занятие | 0.5 | 0.5 | 1 |
Итого: 33 часа для 1 класса; 34 часа для 2 класса
Содержание программы:
№ | Название темы | Содержание | Оборудование и материалы | Кол-во часов | Форма проведения занятия |
Вводное занятия |
1 | «Знакомство с изостудией» | Беседа о правилах поведения в кабинете изостудии и ЦДТ. Инструктаж по технике безопасности, проведение рисуночного теста на выявление способностей к изодеятельности. | Бумага, карандаш | 1 | Групповая |
Живопись |
2 | «Определение и воспроизведение цвета» | Знакомство с названием цветов и оттенков. С помощью осенних листьев выполняется композиция «Осенний букет» | Акварель, кисть, бумага, осенние листья | 1 | Индивидуально-групповая |
3 | «Теплые и холодные цвета и оттенки» | Выполнение тематической композиции «Пустыня» используя для этого теплую и холодную гамму цветов и оттенков акварели. | Заготовленный рисунок пустыни на альбомном листе, акварель, кисти, палитра | 1 | Индивидуально-групповая |
4 | «Тучи и облака» | Выполнение декоративной композиции, соединяя технику «пузырьковое выдувание» и «ватное папье-маше». | Бумага, стаканчики с разведеной краско-мыльной смесью, полые трубочки, клей, вата, гуашь, кисти. | 1 | Индивидуально-групповая |
5 | «Мы импрессионисты» | Картина-пейзаж. Рисуем пейзаж в технике «Аля-прима». Знакомство с репродукциями художников-импрессионистов. | Бумага, акварель, гуашь, кисть | 1 | групповая |
6 | «Натюрморт» | Картина-натюрморт. Выполнение натюрморта с фруктами яркими флуоресцентными красками. | Бумага А3, флуоресцентная темпера, большая кисть | 1 | групповая |
7 | «Закат на море» | Работа выполняется в теневой технике гуашью Рисуем морской пейзаж. Знакомство с творчеством Айвазовского и др. маринистов. | Гуашь, кисти, бумага, карандаш | 1 | групповая |
8 | «Портрет мамы» | Знакомство с искусством портретной живописи. | Гуашь, бумага, кисти | 1 | групповая |
9 | «Зимний пейзаж» | Рисование белой гуашью на тонированном картоне. Копирование образцов | Тонированный картон | 1 | групповая |
10 | «Ночной город» | Рисование на темной бархатной бумаге ночного города. | Бархатная бумага, флуоресцентные краски, кисти | 1 | групповая |
Графика |
11 | ◄ «Азбука рисования» | Знакомство с линией. | Карандаш т, м, бумага, ластик | 1 | Индивидуально-групповая |
12 | «Жираф» | Геометрия формы. Формообразование. Метод поэтапного рисования. Наглядный показ. | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки | 1 | Индивидуально-групповая |
13 | «Динозаврик» | Продолжаем изучение метода поэтапного рисования сложных форм, с помощью применения простейших геометрических фигур. Завершение композиции при помощи декорирования рисунка скрепками. | Бумага, карандаш, краски, разноцветные скрепки, клей, карандаши | 1 | Индивидуально-групповая |
14 | «Веселый дружок» | Продолжаем изучение метода поэтапного рисования сложных форм, с помощью применения простейших геометрических фигур. | Бумага, карандаш, краски, фломастеры, клей, мелкие опилки | 1 | Индивидуально-групповая |
15 | «Волшебный лес» | Знакомство с понятиями «Линейная перспектива», «Пейзаж», «Отрывная аппликация». Построение рисунка пейзажа. Размер и расположение рисунка на листе бумаги. Компоновка пейзажа. Линия горизонта. Подложка. Выполнение кроны деревьев в технике отрывной аппликации. | Бумага, карандаш, краски, клей, цветная бумага | 1 | Индивидуально-групповая |
16 | «Веселые дельфины» | Поэтапное рисование. Повторение правил перспективы. Свойства восковых мелков, возможности соединения в композиции восковых мелков и краски. | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки. | 1 | Индивидуально-групповая |
17 | «Мамочка» | Знакомство с особенностями изображения портрета. Пропорции. Особенности изображения человека в анфас. Выполнение портрета «по памяти и представлению» | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки, карандаши (по выбору учащихся), клей, цветная бумага | 1 | Индивидуально-групповая |
18 | «Натюрморт» | Особенности жанра. Отличие от других жанров изобразительного искусства. Композиционное построение натюрморта на бумаге. Расположение перекрывающих друг друга предметов, путем частичного перекрытия. | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки, карандаши | 1 | Индивидуально-групповая |
19 | «Наскальная живопись» | Изображение животных в тиле наскальной живописи. Знакомство учащихся с культурой Хакасии, Обучение методу трафаретной росписи. Знакомство учащихся с творчеством А. Ултургашева – хранителя традиций хакасской наскальной росписи. | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки | 2 | Индивидуально-групповая |
Уроки фантазии |
20 | «Чудеса монотипии» | «Отражение в воде». Знакомство с техникой «Монотипия». Изучение приемов выполнения работ в этой технике. Выполнение осеннего пейзажа. | Гуашь, акварель, кисть, бумага, | 1 | Индивидуально-групповая |
21 | «Пузырьковая живопись» | «Рыбки». Знакомство учащихся с техникой «Пузырьковое выдувание» Выполнение композиции «Рыбки» с использованием в качестве подложки фона, выполненного в новой технике. | 1 | Индивидуально-групповая |
22 | «Солнышко в ладошке» | Основы бумагопластики. Вырезание и наклеивание. Фантазийный сбор букета по самостоятельно изготовленному шаблону. | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, заготовки горшочков | 1 | Групповая |
23 | «Берегиня» | Тестопластика. Основные приемы работы с соленым тестом. Обереги и их значение в народном искусстве. Выполнение стилизованного оберега. | Соленое тесто | 1 час для 1 класса; 2 часа для 2 класса | Индивидуально-групповая |
24 | «Рукавичка» | Бумагопластика. Изучение приема «сминание». Использование данного приема для украшения изделия. Выполнение новогоднего украшения «Рукавичка». | Цветной картон, гофрированная бумага, пайетки, тесьма, клей, ножницы | 1 | Индивидуально-групповая |
25 | «Волшебные снежинки» | Особенности праздничного украшения интерьера. Выполнение альтернативных снежинок из бросового материала. Декор новогодних украшений. | Бросовый материал, акриловые краски, клей, ножницы, пайетки, тесьма | 1 | Индивидуально-групповая |
26 | «Сердечные поздравления» | Бумагопластика. Создание декоративного букета с помощью полуобъемной аппликации. | Заготовки флакончиков для основы букета. Бумага белая, красная, розовая, проволока, белые шерстяные нитки, клей, ножницы. | 1 | Индивидуально-групповая |
27 | «Красавец Кактус» | Выполнение объемной игрушки для украшения интерьера с применением техники «Квиллинг» | Пластилин, пластиковые стаканчики, гофрированная зеленая бумага, карандаш, цветная бумага. Облатки от таблеток, белый и черный картон | 1 | Индивидуально-групповая |
28 | «Пузырьковая галактика» | Знакомство с техникой «Граттаж»; Выполнение композиции соединением методов «Пузырьковое выдувание» и «Граттаж» | Стаканчики с мыльным раствором, трубочки для выдувания, основа для граттажа, острые палочки, клей, ножницы | 1 | Индивидуально-групповая |
39 | «Одуванчики» | Учить детей любоваться красотой цветов. Познакомить с цветами наших лесов. | Альбом, краски, кисть, стаканчик для воды, палитра. Рисунки, репродукции с изображением цветов. Репродукция с картины А. Герасимова “Натюрморт. Полевые цветы | 1 | Индивидуально-групповая |
30 | «Волшебное тесто» | Выполнение полуобъемного панно в технике «тестопластика» для украшения интерьера. | Соленое тесто. Акриловые красители, кисточки | 2 | Индивидуально-групповая |
Итоговое занятие |
31 | «Путешествие в страну Вообразилию» | Итоговая аттестация воспитанников | Реквизит, согласно сценария | 1 | Групповая |
Итого: 36 часов
Рабочая программа
детского объединения
«ВОЛШЕБНАЯ ШКОЛА РИСОВАНИЯ»
на 2012-2013 учебный год для воспитанников 1 класса
№ | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание занятия | Оборудование и материалы | Форма проведения | Дата |
1а | 1б |
1 | «Знакомство с изостудией» | Провести инструктаж по технике безопасности на занятиях, о правилах поведения в кабинете, провести рисуночный тест среди воспитанников | Беседа о правилах поведения в кабинете студии и ЦДТ. Инструктаж по технике безопасности, проведение рисуночного теста на выявление способностей к изодеятельности. | Бумага, карандаш | Групповая, индивидуальная |
2 | «Определение и воспроизведение цвета» | Научить различать цвета и оттенки. Задачи: развитие воображения, творческой фантазии, трудолюбия, аккуратности. | Знакомство с названием цветов и оттенков. С помощью осенних листьев выполняется композиция «Осенний букет» | Акварель, кисть, бумага, осенние листья | Групповая, индивидуальная |
3 | «Солнышко в ладошке» | Познакомить воспитанников с понятием «Бумажная пластика», повторить приемы работы с ножницами. Воспитывать уважительное отношение к труду учителя. | Основы бумагопластики. Вырезание и наклеивание. Фантазийный сбор букета по самостоятельно изготовленному шаблону. Изготовление коллективного подарка к Дню учителя | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, заготовки горшочков | Групповая |
4 | «Азбука рисования» | Первоначальное ознакомление воспитанников с понятием «Графика», «Графическое изображение», средствами графического изображения – линией и пятном. | Знакомство с волшебницей - линией. Передача характера изображения при использовании линии. «Волшебное дерево» . | Карандаш т, м, бумага, ластик | Групповая, индивидуальная |
5 | «Волшебный лес» | Знакомство с понятиями «Линейная перспектива», «Пейзаж», «Отрывная аппликация». Обучение приемам построения пейзажа на плоскости листа. | Построение рисунка пейзажа. Размер и расположение рисунка на листе бумаги. Компоновка пейзажа. Линия горизонта. Подложка. Выполнение кроны деревьев в технике отрывной аппликации. | Бумага, карандаш, краски, клей, цветная бумага | Групповая, индивидуальная |
6 | «Теплые и холодные цвета и оттенки» | Научить различать теплые и холодные цвета. Задачи: изучение теплых и холодных цветов, передача полученных знаний в этюд . | Выполнение тематической композиции «Пустыня» используя для этого теплую и холодную гамму цветов и оттенков акварели. | Заготовленный рисунок пустыни на альбомном листе, акварель, кисти, палитра | Групповая, индивидуальная |
7 | «Жираф» | Научить ребят рисовать жирафа, используя простейшие геометрические формы Задачи: Знакомство учащихся с историей возникновения рисунка, карандаша, кисточки Расширение кругозора учащихся Воспитание интереса к изобразительному творчеству | Геометрия формы. Формообразование. Метод поэтапного рисования. Наглядный показ. | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки. Мультимедийная презентация. | Групповая, индивидуальная |
8 | «Мы импрессионисты» | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие эмоциональной отзывчивости на красочные, яркие картины. | Картина-пейзаж. Рисуем пейзаж в технике «Аля-прима». Знакомство с репродукциями художников-импрессионистов. | Бумага, акварель, гуашь, кисть | Групповая, индивидуальная |
9 | «Чудеса монотипии» | Развитие графических навыков; развитие воображения, творческой фантазии детей, глазомера, трудолюбия; развитие ассоциативного мышления, аналитических способностей. | «Отражение в воде». Знакомство с техникой «Монотипия». Изучение приемов выполнения работ в этой технике. Выполнение осеннего пейзажа. | Гуашь, акварель, кисть, бумага, | Групповая, индивидуальная |
10 | «Тучи и облака» | Научить воспитанников выполнять декоративную композицию соединяя разные техники. Изучение нового вида изобразительной деятельности, познакомить обучающихся с творчеством художника Васильевым. | Выполнение декоративной композиции, соединяя технику «пузырьковое выдувание» и «ватное папье-маше». | Бумага, стаканчики с разведеной краско-мыльной смесью, полые трубочки, клей, вата, гуашь, кисти. | Групповая, индивидуальная |
11 | «Динозаврик» | Продолжение изучения метода поэтапного рисования сложных форм, с помощью применения простейших геометрических фигур. | Исторический экскурс «Когда жили динозавры». Рисование динозавра с помощью знакомых ребятам геометрических фигур. Завершение композиции при помощи декорирования рисунка скрепками. | Бумага, карандаш, краски, разноцветные скрепки, клей, карандаши, фломастеры. | Групповая, индивидуальная |
12 | «Мамочка» | Нарисовать портрет по памяти или с натуры. Задачи: изучение пропорций мимики лица; развитие графических и изобразительных навыков и умений; развития умения найти координатные точки лица; развитие творческого склада ума, фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления. | Знакомство с особенностями изображения портрета. Пропорции. Особенности изображения человека в анфас. Выполнение портрета «по памяти и представлению» | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки, карандаши (по выбору учащихся), клей, цветная бумага | Групповая, индивидуальная |
13 | «Портрет мамы» | Знакомство с искусством портретной живописи. | Гуашь, бумага, кисти | Групповая, индивидуальная |
14 | «Волшебное тесто» | Знакомство воспитанником с техникой «Тестопластика». Обучение приемам изготовления пластического материала из соли и муки. Обучение приемам работы с соленым тестом. | Презентация «Волшебное тесто». Выполнение полуобъемного панно в технике «тестопластика» для украшения интерьера. | Соленое тесто. Акриловые красители, кисточки, презентация «Волшебное тесто» | Групповая, индивидуальная |
15 | «Волшебное тесто» |
16 | «Веселый дружок» | Продолжение изучения метода поэтапного рисования сложных форм, с помощью применения простейших геометрических фигур. | Рисование домашнего животного (котенка или щенка по выбору учащегося) с помощью знакомых геометрических фигур. Завершение композиции декорированием с помощью мелких опилок. | Бумага, карандаш, краски, фломастеры, клей, мелкие опилки | Групповая, индивидуальная |
17 | «Рукавичка» | Продолжение знакомства воспитанников с техникой «Бумагопластика». Отработка навыков вырезания, изучение приема «сминание», Развитие эстетического вкуса учащихся. | Бумагопластика. Изучение приема «сминание». Использование данного приема для украшения изделия. Выполнение новогоднего украшения «Рукавичка». | Цветной картон, гофрированная бумага, пайетки, тесьма, клей, ножницы | Групповая, индивидуальная |
18 | «Волшебные снежинки» | Развитие творческого воображения воспитанников. Обучение технике изготовления елочного украшения»Снежинка» из бросового материала. | Особенности праздничного украшения интерьера. Выполнение альтернативных снежинок из бросового материала. Декор новогодних украшений. | Бросовый материал, акриловые краски, клей, ножницы, пайетки, тесьма | Групповая, индивидуальная |
19 | «Зимний пейзаж» | Нарисовать пейзаж по образцу. Задачи: копирование работы как можно ближе к оригиналу, обучение анализу и сравнению. | Рисование белой гуашью на тонированном картоне. Копирование образцов | Тонированный картон, репродукции художников - пейзажистов | Групповая, индивидуальная |
20 | «Натюрморт» | Знакомство воспитанников с понятием «Натюрморт». Знакомство с творчеством художников, работающих в этом жанре. Обучение композиционным приемам при выполнении натюрморта. | Особенности жанра. Отличие от других жанров изобразительного искусства. Композиционное построение натюрморта на бумаге. Расположение перекрывающих друг друга предметов, путем частичного перекрытия. | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки, карандаши, мультимедийная презентация «Натюрморт» | Групповая, индивидуальная |
21 | «Пузырьковая живопись» | Знакомство учащихся с техникой «Пузырьковое выдувание». Развитие творческого мышления, воспитание аккуратности при работе с красками, развитие коммуникативных навыков | «Рыбки». Выполнение композиции «Рыбки» с использованием в качестве подложки фона, выполненного в новой технике. | Мыльный цветной раствор, трубочки, бумага, краски, карандаш, кисти, презентация «Подводный мир» | Групповая, индивидуальная |
22 | «Ночной город» | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира. | Рисование на темной бархатной бумаге ночного города. | Бархатная бумага, флуоресцентные краски, кисти | Групповая, индивидуальная |
23 | «Наскальная живопись» | Знакомство учащихся с культурой Хакасии, Обучение методу трафаретной росписи. Знакомство учащихся с творчеством А. Ултургашева – хранителя традиций хакасской наскальной росписи. | Изображение животных в стиле наскальной живописи. | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки | Групповая, индивидуальная |
24 | «Наскальная живопись» |
25 | «Берегиня» | Продолжение знакомства воспитанников с техникой «Тестопластика», знакомство с традиционными оберегами народов России. освоение конструктивного и комбинированного способа лепки. Задачи: развитие памяти, пространственного мышления и целостности восприятия, научить моделированию и украшению объемной формы. | Тестопластика. Основные приемы работы с соленым тестом. Обереги и их значение в народном искусстве. Выполнение стилизованного оберега. | Соленое тесто, акриловые краски, кисти, образцы оберегов, технологическая карта выполнения оберега «Подкова» | Групповая, индивидуальная |
26 | «Сердечные поздравления» | Знакомство воспитанников с историей празднования «Дня Святого Валентина», традициями народов разных стран. Обучение выполнению декоративного букета. | Бумагопластика. Создание декоративного букета с помощью полуобъемной аппликации. | Заготовки флакончиков для основы букета. Бумага белая, красная, розовая, проволока, белые шерстяные нитки, клей, ножницы | Групповая, индивидуальная |
27 | «Красавец Кактус» | Знакомство воспитанников с техникой «Квиллинг», как одним из видов бумажной пластики. Обучение созданию декоративного цветка из бросового материала. Воспитание эстетического вкуса, аккуратности. | Выполнение объемной игрушки для украшения интерьера с применением техники «Квиллинг» | Пластилин, пластиковые стаканчики, гофрированная зеленая бумага, карандаш, цветная бумага. Облатки от таблеток, белый и черный картон | Групповая, индивидуальная |
28 | «Веселые дельфины» | Продолжение изучения метода поэтапного рисования сложных форм, с помощью применения простейших геометрических фигур. | Поэтапное рисование. Повторение правил перспективы. Свойства восковых мелков, возможности соединения в композиции восковых мелков и краски. | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки. | Групповая, индивидуальная |
29 | «Одуванчики» | Обучение рисованию цветов, используя правила композиции - расположение рисунка на листе бумаги в зависимости от его размеров; передача в рисунке характерных признаков цветка. | Выполнение композиции «Одуванчики» с помощью использования восковых мелков и красок. | Альбом, краски, кисть, стаканчик для воды, палитра. Рисунки, репродукции с изображением цветов. Репродукция с картины А. Герасимова “Натюрморт. Полевые цветы | Групповая, индивидуальная |
30 | «Натюрморт» | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие эмоциональной отзывчивости на красочные, яркие картины. | Картина-натюрморт. Выполнение натюрморта с фруктами яркими флуоресцентными красками. | Бумага А3, флуоресцентная темпера, большая кисть | Групповая, индивидуальная |
31 | «Закат на море» | Обучение приемам выполнения силуэтного рисунка гуашью на подложке. Воспитание аккуратности. Ознакомление с произведениями художником маринистов; развитие эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира | Работа выполняется в теневой технике гуашью на заранее выполненной подложке. | Гуашь, кисти, бумага, карандаш | Групповая, индивидуальная |
32 | «Пузырьковая галактика» | Научить воспитанников выполнять декоративную композицию, соединяя технику «граттаж», «пузырьковое выдувание» и аппликацию Задачи: Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране. Расширять кругозор, развивать устную речь, переключаемость и устойчивость внимания. Формировать познавательную активность. Воспитывать чувство патриотизма. | Выполнение композиции соединением методов «Пузырьковое выдувание» и «Граттаж» | Стаканчики с мыльным раствором, трубочки для выдувания, основа для граттажа, острые палочки, клей, ножницы | Групповая, индивидуальная |
33 | «Путешествие в страну Вообразилию» | Проверка уровня усвоения воспитанниками разделов рабочей программы. Подведение итогов работы за год | Игровая конкурсная программа с элементами диагностических методик проверки уровня ЗУН воспитанников | Реквизит, согласно сценария | Групповая, индивидуальная |
Рабочая программа
детского объединения
«ВОЛШЕБНАЯ ШКОЛА РИСОВАНИЯ»
на 2012-2013 учебный год для воспитанников 2 класса
№ | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание занятия | Оборудование и материалы | Форма проведения | Дата |
2а | 2б |
1 | «Знакомство с изостудией» | Провести инструктаж по технике безопасности на занятиях, о правилах поведения в кабинете, провести рисуночный тест среди воспитанников | Беседа о правилах поведения в кабинете студии и ЦДТ. Инструктаж по технике безопасности, проведение рисуночного теста на выявление способностей к изодеятельности. | Бумага, карандаш | Групповая, индивидуальная |
2 | «Определение и воспроизведение цвета» | Научить различать цвета и оттенки. Задачи: развитие воображения, творческой фантазии, трудолюбия, аккуратности. | Знакомство с названием цветов и оттенков. С помощью осенних листьев выполняется композиция «Осенний букет» | Акварель, кисть, бумага, осенние листья | Групповая, индивидуальная |
3 | «Солнышко в ладошке» | Познакомить воспитанников с понятием «Бумажная пластика», повторить приемы работы с ножницами. Воспитывать уважительное отношение к труду учителя. | Основы бумагопластики. Вырезание и наклеивание. Фантазийный сбор букета по самостоятельно изготовленному шаблону. Изготовление коллективного подарка к Дню учителя | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, заготовки горшочков | Групповая |
4 | «Азбука рисования» | Первоначальное ознакомление воспитанников с понятием «Графика», «Графическое изображение», средствами графического изображения – линией и пятном. | Знакомство с волшебницей - линией. Передача характера изображения при использовании линии. «Волшебное дерево» . | Карандаш т, м, бумага, ластик | Групповая, индивидуальная |
5 | «Волшебный лес» | Знакомство с понятиями «Линейная перспектива», «Пейзаж», «Отрывная аппликация». Обучение приемам построения пейзажа на плоскости листа. | Построение рисунка пейзажа. Размер и расположение рисунка на листе бумаги. Компоновка пейзажа. Линия горизонта. Подложка. Выполнение кроны деревьев в технике отрывной аппликации. | Бумага, карандаш, краски, клей, цветная бумага | Групповая, индивидуальная |
6 | «Теплые и холодные цвета и оттенки» | Научить различать теплые и холодные цвета. Задачи: изучение теплых и холодных цветов, передача полученных знаний в этюд . | Выполнение тематической композиции «Пустыня» используя для этого теплую и холодную гамму цветов и оттенков акварели. | Заготовленный рисунок пустыни на альбомном листе, акварель, кисти, палитра | Групповая, индивидуальная |
7 | «Жираф» | Научить ребят рисовать жирафа, используя простейшие геометрические формы Задачи: Знакомство учащихся с историей возникновения рисунка, карандаша, кисточки Расширение кругозора учащихся Воспитание интереса к изобразительному творчеству | Геометрия формы. Формообразование. Метод поэтапного рисования. Наглядный показ. | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки. Мультимедийная презентация. | Групповая, индивидуальная |
8 | «Мы импрессионисты» | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие эмоциональной отзывчивости на красочные, яркие картины. | Картина-пейзаж. Рисуем пейзаж в технике «Аля-прима». Знакомство с репродукциями художников-импрессионистов. | Бумага, акварель, гуашь, кисть | Групповая, индивидуальная |
9 | «Чудеса монотипии» | Развитие графических навыков; развитие воображения, творческой фантазии детей, глазомера, трудолюбия; развитие ассоциативного мышления, аналитических способностей. | «Отражение в воде». Знакомство с техникой «Монотипия». Изучение приемов выполнения работ в этой технике. Выполнение осеннего пейзажа. | Гуашь, акварель, кисть, бумага, | Групповая, индивидуальная |
10 | «Тучи и облака» | Научить воспитанников выполнять декоративную композицию соединяя разные техники. Изучение нового вида изобразительной деятельности, познакомить обучающихся с творчеством художника Васильевым. | Выполнение декоративной композиции, соединяя технику «пузырьковое выдувание» и «ватное папье-маше». | Бумага, стаканчики с разведеной краско-мыльной смесью, полые трубочки, клей, вата, гуашь, кисти. | Групповая, индивидуальная |
11 | «Динозаврик» | Продолжение изучения метода поэтапного рисования сложных форм, с помощью применения простейших геометрических фигур. | Исторический экскурс «Когда жили динозавры». Рисование динозавра с помощью знакомых ребятам геометрических фигур. Завершение композиции при помощи декорирования рисунка скрепками. | Бумага, карандаш, краски, разноцветные скрепки, клей, карандаши, фломастеры. | Групповая, индивидуальная |
12 | «Мамочка» | Нарисовать портрет по памяти или с натуры. Задачи: изучение пропорций мимики лица; развитие графических и изобразительных навыков и умений; развития умения найти координатные точки лица; развитие творческого склада ума, фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления. | Знакомство с особенностями изображения портрета. Пропорции. Особенности изображения человека в анфас. Выполнение портрета «по памяти и представлению» | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки, карандаши (по выбору учащихся), клей, цветная бумага | Групповая, индивидуальная |
13 | «Портрет мамы» | Знакомство с искусством портретной живописи. | Гуашь, бумага, кисти | Групповая, индивидуальная |
14 | «Волшебное тесто» | Знакомство воспитанником с техникой «Тестопластика». Обучение приемам изготовления пластического материала из соли и муки. Обучение приемам работы с соленым тестом. | Презентация «Волшебное тесто». Выполнение полуобъемного панно в технике «тестопластика» для украшения интерьера. | Соленое тесто. Акриловые красители, кисточки, презентация «Волшебное тесто» | Групповая, индивидуальная |
15 | «Волшебное тесто» |
16 | «Веселый дружок» | Продолжение изучения метода поэтапного рисования сложных форм, с помощью применения простейших геометрических фигур. | Рисование домашнего животного (котенка или щенка по выбору учащегося) с помощью знакомых геометрических фигур. Завершение композиции декорированием с помощью мелких опилок. | Бумага, карандаш, краски, фломастеры, клей, мелкие опилки | Групповая, индивидуальная |
17 | «Рукавичка» | Продолжение знакомства воспитанников с техникой «Бумагопластика». Отработка навыков вырезания, изучение приема «сминание», Развитие эстетического вкуса учащихся. | Бумагопластика. Изучение приема «сминание». Использование данного приема для украшения изделия. Выполнение новогоднего украшения «Рукавичка». | Цветной картон, гофрированная бумага, пайетки, тесьма, клей, ножницы | Групповая, индивидуальная |
18 | «Волшебные снежинки» | Развитие творческого воображения воспитанников. Обучение технике изготовления елочного украшения»Снежинка» из бросового материала. | Особенности праздничного украшения интерьера. Выполнение альтернативных снежинок из бросового материала. Декор новогодних украшений. | Бросовый материал, акриловые краски, клей, ножницы, пайетки, тесьма | Групповая, индивидуальная |
19 | «Зимний пейзаж» | Нарисовать пейзаж по образцу. Задачи: копирование работы как можно ближе к оригиналу, обучение анализу и сравнению. | Рисование белой гуашью на тонированном картоне. Копирование образцов | Тонированный картон, репродукции художников - пейзажистов | Групповая, индивидуальная |
20 | «Натюрморт» | Знакомство воспитанников с понятием «Натюрморт». Знакомство с творчеством художников, работающих в этом жанре. Обучение композиционным приемам при выполнении натюрморта. | Особенности жанра. Отличие от других жанров изобразительного искусства. Композиционное построение натюрморта на бумаге. Расположение перекрывающих друг друга предметов, путем частичного перекрытия. | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки, карандаши, мультимедийная презентация «Натюрморт» | Групповая, индивидуальная |
21 | «Пузырьковая живопись» | Знакомство учащихся с техникой «Пузырьковое выдувание». Развитие творческого мышления, воспитание аккуратности при работе с красками, развитие коммуникативных навыков | «Рыбки». Выполнение композиции «Рыбки» с использованием в качестве подложки фона, выполненного в новой технике. | Мыльный цветной раствор, трубочки, бумага, краски, карандаш, кисти, презентация «Подводный мир» | Групповая, индивидуальная |
22 | «Ночной город» | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира. | Рисование на темной бархатной бумаге ночного города. | Бархатная бумага, флуоресцентные краски, кисти | Групповая, индивидуальная |
23 | «Наскальная живопись» | Знакомство учащихся с культурой Хакасии, Обучение методу трафаретной росписи. Знакомство учащихся с творчеством А. Ултургашева – хранителя традиций хакасской наскальной росписи. | Изображение животных в стиле наскальной живописи. | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки | Групповая, индивидуальная |
24 | «Наскальная живопись» |
25 | «Берегиня» | Продолжение знакомства воспитанников с техникой «Тестопластика», знакомство с традиционными оберегами народов России. освоение конструктивного и комбинированного способа лепки. Задачи: развитие памяти, пространственного мышления и целостности восприятия, научить моделированию и украшению объемной формы. | Тестопластика. Основные приемы работы с соленым тестом. Обереги и их значение в народном искусстве. Выполнение стилизованного оберега. | Соленое тесто, акриловые краски, кисти, образцы оберегов, технологическая карта выполнения оберега «Подкова» | Групповая, индивидуальная |
26 | «Берегиня» |
27 | «Сердечные поздравления» | Знакомство воспитанников с историей празднования «Дня Святого Валентина», традициями народов разных стран. Обучение выполнению декоративного букета. | Бумагопластика. Создание декоративного букета с помощью полуобъемной аппликации. | Заготовки флакончиков для основы букета. Бумага белая, красная, розовая, проволока, белые шерстяные нитки, клей, ножницы | Групповая, индивидуальная |
28 | «Красавец Кактус» | Знакомство воспитанников с техникой «Квиллинг», как одним из видов бумажной пластики. Обучение созданию декоративного цветка из бросового материала. Воспитание эстетического вкуса, аккуратности. | Выполнение объемной игрушки для украшения интерьера с применением техники «Квиллинг» | Пластилин, пластиковые стаканчики, гофрированная зеленая бумага, карандаш, цветная бумага. Облатки от таблеток, белый и черный картон | Групповая, индивидуальная |
29 | «Веселые дельфины» | Продолжение изучения метода поэтапного рисования сложных форм, с помощью применения простейших геометрических фигур. | Поэтапное рисование. Повторение правил перспективы. Свойства восковых мелков, возможности соединения в композиции восковых мелков и краски. | Бумага, карандаш, краски, восковые мелки. | Групповая, индивидуальная |
30 | «Одуванчики» | Обучение рисованию цветов, используя правила композиции - расположение рисунка на листе бумаги в зависимости от его размеров; передача в рисунке характерных признаков цветка. | Выполнение композиции «Одуванчики» с помощью использования восковых мелков и красок. | Альбом, краски, кисть, стаканчик для воды, палитра. Рисунки, репродукции с изображением цветов. Репродукция с картины А. Герасимова “Натюрморт. Полевые цветы | Групповая, индивидуальная |
31 | «Натюрморт» | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие эмоциональной отзывчивости на красочные, яркие картины. | Картина-натюрморт. Выполнение натюрморта с фруктами яркими флуоресцентными красками. | Бумага А3, флуоресцентная темпера, большая кисть | Групповая, индивидуальная |
32 | «Закат на море» | Обучение приемам выполнения силуэтного рисунка гуашью на подложке. Воспитание аккуратности. Ознакомление с произведениями художником маринистов; развитие эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира | Работа выполняется в теневой технике гуашью на заранее выполненной подложке. | Гуашь, кисти, бумага, карандаш | Групповая, индивидуальная |
33 | «Пузырьковая галактика» | Научить воспитанников выполнять декоративную композицию, соединяя технику «граттаж», «пузырьковое выдувание» и аппликацию Задачи: Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране. Расширять кругозор, развивать устную речь, переключаемость и устойчивость внимания. Формировать познавательную активность. Воспитывать чувство патриотизма. | Выполнение композиции соединением методов «Пузырьковое выдувание» и «Граттаж» | Стаканчики с мыльным раствором, трубочки для выдувания, основа для граттажа, острые палочки, клей, ножницы | Групповая, индивидуальная |
34 | «Путешествие в страну Вообразилию» | Проверка уровня усвоения воспитанниками разделов рабочей программы. Подведение итогов работы за год | Игровая конкурсная программа с элементами диагностических методик проверки уровня ЗУН воспитанников | Реквизит, согласно сценария | Групповая, индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по рисованию
Рабочая программа по рисованию для обучающихся 3 класса коррекционной школы интерната 8 вида...
Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...
Рабочая программа по рисованию
Пояснительная запискаПредлагаемая программа по предмету «Рисование» во 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие у учащихся с умерен...
Рабочая программа "Лепка, рисование, ручное творчество" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Лепка, рисование, ручное творчество" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «РИСОВАНИЮ» для 4 класса
Примерная адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного обр...
Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по рисованию для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с ФГОС, предназначена для учащихся адаптивной школы....