Развитие творческих способностей учащихся
статья на тему
Развитие творческих способностей учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании детей, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства на занятиях кружка
Творческая личность – это национальное достояние и истинное богатство страны и отличается от других стремлением выходить за пределы норм.
Развитие творческих способностей учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании детей, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Занятия в кружке декоративно-прикладного творчества позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности учащихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.
Что же это такое творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои способности, удовлетворяет интересы и потребности.
Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.
В чем же заключается творчество детей? Если понимать творчество как создание нового, наши дети — самые большие творцы. Для них все является новым. Однако дети, по сути, не творят новое, а открывают его для себя посредством творческого эксперимента.
Программа кружка рукоделия «Рукодельница» предусматривает освоение различных видов декоративно-прикладного искусства. В процессе погружения в творческую деятельность, ребенок все больше склоняется к какому-то определенному виду деятельности.
Функцией руководителя кружка детского творчества является организация, координация, активизация творческого процесса. Педагог является консультантом, советчиком, помощником и старшим другом.
Занятие в кружке решает и еще одну очень важную задачу. В современное кризисное для семьи время многие дети испытывают недостаток внимания из-за занятости родителей. Занятия в кружке заполняют эту нишу. Кружок помогает частично решить актуальную проблему занятости детей и подростков во внеурочное время. Творчество увлекает их, и многие участницы кружка свободное время посвящают любимому занятию.
Средствами мотивации являются радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, расширение знаний и умений.
Еще В.А Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Работая руками, ребенок учится работать с различными инструментами, его пальцы приобретают навык в мелких операциях, что развивает его интеллект, ускоряет умственное развитие.
Именно по этому основная задача занятий кружка декоративно - прикладного творчества - развитие творческих способностей подростков в процессе обучения средствам выразительности различных видов декоративно-прикладного искусства.
Особенности организации процесса занятий позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи. Воспитать у учащихся эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Развить творческие способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей. Научить грамотно передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов. Сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию. Воспитать стремление использовать полученные знания, умения и навыки в общественно полезной работе – оформление стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров. Следовательно, для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. Эффективные методики - инструмент в руках руководителя кружка. Умело используя их, можно добиться высоких результатов.
Наибольший эффект дают такие методы, как:
- творческое задание;
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
- дискуссия (организация обсуждения материала);
- создание креативного поля;
Успехи в декоративно – прикладном творчестве рождает у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
Список литературы
1. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил.
2. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - с.49-58.
3. Вельдбрехт Е.Е. Диагностика творческих способностей. – Херсон, Видавництво ХДПУ, 2002. – 104 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.
В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...
Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.
Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...