РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА » ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Программа предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии, профильного обучения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tpk_nechaeva_e.v.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Приложение к образовательной программе,
введенной в действие приказом №_______
от « » 20 17 г. Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования
Протокол № 4 от «28» 08. 2017 г.
Руководитель кафедры / Ан Л.Н./
Согласовано
Заместитель директора: Л.И. Коротеева
« » 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА »
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Составитель:
Учитель географии Нечаева Елена Вячеславовна
2017-2018 учебный год
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса.
Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Программа предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии, профильного обучения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных условиях
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый курс «Твоя профессиональная карьера». От курса «Основы производства. Выбор профессии» он отличается тем, что в процессе его проведения школьники 7-8 классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Примерный перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа „Я“», мира труда и профессий. Практическая представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.
Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Профессиональные пробы проводятся параллельно с изучением теоретической части курса. В соответствии с календарно-тематическим планом в 7-8 классах предусматривается серия проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ».
Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа. Первый — подготовительный, в котором выделяется обучающая и диагностическая части. Второй — практический, включающий задания по трем направлениям — технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.
Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются учащимся, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют учащиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.
Алгоритм пробы задан таким образом, что учащиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно избирают степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней.
Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении профессиональных проб в урочное и внеурочное время. Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.).
Содержание профессиональных групп зависит от материально-технического оснащения (УПК, УПЦ, производственного окружения, региональных и национальных особенностей и др.). Поэтому при необходимости учитель может вносить в программу свои уточнения, изменения. Так, могут видоизменяться формы организации профессиональных проб, варьироваться их содержание, последовательность и время целевого обучения учащихся.
Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям форсированности у школьников способности к выбору профессии.
К проведению отдельных занятий целесообразно привлекать психологов, социологов, экономистов.
Цели курса:
- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
3.Содержание курса
1. Вводное занятие - 2ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора
профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя
профессиональная карьера».
- Социальные проблемы труда.
Практическая работа №1 «Знакомство с дневником выбора профессии».
Разделение труда. Содержание и характер труда.
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения
труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых
функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Процесс и условия труда.
Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.
2. Личность и профессия -7 ч.
1. Понятие личности.
Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных
особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний
психологический мир человека.) Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных
Типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной
деятельности.
Практическая работа № 2 «Анализ особенностей поведения людей, имеющих
разные типы темперамента, в конкретных ситуациях».
Практическая работа № 3 «Составление «дерева» психологических качеств
личности».
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
Практическая работа № 4 «Диагностические процедуры. Карта интересов;
опросник профессиональной готовности».
2.Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.
Возможность компенсации свойств нервной системы за
счет выработки индивидуального стиля деятельности.
Практическая работа № 5 «Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Лан-чиса».
3. Неисчерпаемость человеческих ресурсов.
Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы
компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при
устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
Практическая работа № 6 «Составление индивидуальной программ самовоспитания».
3.Анализ профессий - 2 ч.
1. Представление о себе и проблема выбора профессии.
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе,
оценка себя, умение управлять собой).
Практическая работа № 7 «Составление словаря профессий».
2. Пути получения профессии.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ,
условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние
специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших
учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Возможности
квалификационного роста.
4.Современный рынок труда и его требования к профессионалу - 3 ч.
1.Разнообразные виды предприятий и форм собственности.
(Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения.
Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации
людей производственной деятельности в условиях рыночной экономики.
Самоокупаемость. Самофинансирование.)
2.Рынок, его функции, структура.
Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок.
Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры.
Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе
(спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы. Занятость
населения. Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.
Практическая работа № 8 «Труд в современном обществе».
Моя профессиональная карьера - 3 ч.
1. Понятие о профессиональной карьере.
(Критерии профессиональной компетентности.)
2. Индивидуальный профессиональный план .
3.Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Практическая работа № 9 «Составить свой индивидуальный профессиональный план».
Сюжетно-ролевая игра «Биржа труда».
Тематическое планирование курса
№ п / п | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1. 1.1 | Введение. Социальные проблемы труда. | 1 | ||
1.2 | Практическая работа №1 «Знакомство с дневником выбора профессии». | 1 | ||
2 | Личность и профессия. | 7 | ||
2.1. | Ведущие отношения личности и типы профессий.
| 1 | ||
2.2. | Практическая работа № 2 «Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях». | 1 | ||
2.3. | Практическая работа № 3 «Составление «дерева» психологических качеств личности». | 1 | ||
2.4. | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда | 1 | ||
2.5 | Практическая работа №4 «Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности». | 1 | ||
2.6. | Практическая работа №5 « Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Лан-чиса». | 1 | ||
2.7 | Практическая работа № 6 «Составление индивидуальной программы самовоспитания». | 1 | ||
3 | Анализ профессий | 2 | ||
3.1. | Практическая работа №7 «Составление словаря профессий» | 1 | ||
3.2. | Пути получения профессии. | 1 | ||
4. | Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 3 | ||
4.1. | Разнообразные виды предприятий и форм собственности. | 1 | ||
4.2. | Рынок, его функции, структура. | 1 | ||
4.3. | Практическая работа № 8 «Труд в современном обществе». | 1 | ||
5. | Моя профессиональная карьера | 3 | ||
5.1. | Оценка способности школьников к выбору профессии. | 1 | ||
5.2. | Практическая работа № 9 «Составить свой индивидуальный профессональный план». | 1 | ||
5.3. | Сюжетно-ролевая игра «Биржа труда». | 1 | ||
Общее количество часов: 17часов |
Рекомендуемые сайты.
- www.testkontrol.ru...tvoya-profes.karera
- www.prosv.ru
- www.iu7-word.ru
- www.ubo.ru/books/?cat
Рекомендуемая литература
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8—9 кл. общеобразо-ват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2007.
Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / под
ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006. „
Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. метариалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2008.
Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.
Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.
Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.
Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.
Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.
Кабаков В. С, Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. — Л., 1990.
Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. - М., 1986.
Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.
Мир профессий: В 6 т. - М., 1985-1989.
Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.
Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.
Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.
Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М., 1987.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"
Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый курс « Задачи на проценты » своим содержанием сможет...
Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов "Статистика знает все"
Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики...
Рабочая программа элективного курса " Занимательная математика" для учащихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса " Занимательная математика" для учащихся 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике для учащихся 9 класса «Решение заданий части 1 ОГЭ»
Данный элективный курс носит обобщающий характер, направлен- на закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в 5-9 классах основной школы,- на углубление и расширение знаний по математик...
Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Пояснительная запискаИтоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Осо...
Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для учащихся 10-11 класса
Знание основ обмена деловой информацией и владение навыками деловых отношений становятся востребуемыми на современном этапе. В концепции модернизации Российского образования ставится задача с...