РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА » ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
рабочая программа (7 класс) на тему

Нечаева Елена Вячеславовна

Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9  классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник  для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Программа предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии, профильного обучения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных условиях.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tpk_nechaeva_e.v.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                             Приложение к     образовательной программе,

введенной в действие  приказом №_______

                                                                                                                от  « »   20 17   г.                                                                                                                       Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования

Протокол № 4 от «28» 08. 2017 г.

Руководитель кафедры                   / Ан Л.Н./

Согласовано

Заместитель  директора: Л.И. Коротеева

«     »                           2017     г.                                                                                                                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ТВОЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА »

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ

Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9  классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник  для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Составитель:

Учитель географии Нечаева Елена Вячеславовна

2017-2018 учебный год


1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовое и учебно-методическое  обеспечение

образовательного процесса.

Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9  классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник  для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Программа предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии, профильного обучения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных условиях
            Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
      Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый курс «Твоя профессиональная карьера». От курса «Основы производства. Выбор профессии» он отличается тем, что в процессе его проведения школьники 7-8 классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

Примерный перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать:

значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: 

о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: 

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО  КУРСА

          Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа „Я“», мира труда и профессий. Практическая представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности.
      В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
      Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
      Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.
      Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
      Профессиональные пробы проводятся параллельно с изучением теоретической части курса. В соответствии с календарно-тематическим планом в 7-8  классах предусматривается серия проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ».

 Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа. Первый — подготовительный, в котором выделяется обучающая и диагностическая части. Второй — практический, включающий задания по трем направлениям — технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.
      Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
      Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются учащимся, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют учащиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.
      Алгоритм пробы задан таким образом, что учащиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно избирают степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней.
      Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении профессиональных проб в урочное и внеурочное время.  Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.).
      Содержание профессиональных групп зависит от материально-технического оснащения (УПК, УПЦ, производственного окружения, региональных и национальных особенностей и др.). Поэтому при необходимости учитель может вносить в программу свои уточнения, изменения. Так, могут видоизменяться формы организации профессиональных проб, варьироваться их содержание, последовательность и время целевого обучения учащихся.
      Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.

          Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям форсированности у школьников способности к выбору профессии.
       К проведению отдельных занятий целесообразно привлекать психологов, социологов, экономистов.
Цели курса:
      - актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
     -  развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
      Задачи курса:
      - повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
      - сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
      - ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
      - обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.


3.Содержание курса

1. Вводное занятие - 2ч.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора  

профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя  

профессиональная карьера».

  1. Социальные проблемы труда.

Практическая работа №1 «Знакомство с дневником выбора профессии».

Разделение труда.  Содержание и характер труда.  

Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения

труда на  предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых

функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Процесс и условия труда.        
Современные требования к труду. Предметы и средства труда.  Условия труда.

2. Личность и профессия -7 ч.

1. Понятие личности. 

Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных  

особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний  

 психологический мир человека.) Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных

Типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной

деятельности.

 Практическая работа №  2 «Анализ особенностей поведения людей, имеющих

разные   типы темперамента, в конкретных ситуациях».

Практическая работа № 3  «Составление «дерева» психологических качеств    

личности».

Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных  интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

Практическая работа №  4 «Диагностические процедуры. Карта интересов;  

опросник  профессиональной готовности».

2.Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

Возможность компенсации свойств нервной системы за

счет выработки индивидуального стиля деятельности.

Практическая работа № 5 «Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Лан-чиса».

3. Неисчерпаемость человеческих ресурсов.

Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы

компенсации.  Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при

устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.

Практическая работа № 6 «Составление индивидуальной программ самовоспитания».    

   

3.Анализ профессий - 2 ч.

1. Представление о себе и проблема выбора профессии.
       «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе,

      оценка себя, умение управлять собой).

Практическая работа № 7 «Составление словаря профессий».

2. Пути получения профессии.

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ,  

условия  приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние

специальные учебные  заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших

учебных заведений, условия  приема и обучения студентов. Возможности

квалификационного роста.

4.Современный рынок труда и его требования к профессионалу - 3 ч.

1.Разнообразные виды предприятий и форм собственности.

 (Акционерные общества,  концерны, хозяйственные ассоциации, объединения.

Кооперация, аренда, индивидуальная  трудовая деятельность. Новый тип организации

людей производственной деятельности в условиях рыночной  экономики.  

Самоокупаемость. Самофинансирование.)

        2.Рынок, его функции, структура.

       Спрос и предложение, методы их регулирования.  Внутренний и внешний рынок.

       Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной   инфраструктуры.  

       Развитие  предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о   рабочей силе    

        (спрос и предложение).  Прогнозирование состояния рынков рабочей силы. Занятость

        населения.  Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

Практическая работа № 8 «Труд в современном обществе».

 Моя профессиональная карьера - 3 ч.

1. Понятие о профессиональной карьере.

(Критерии профессиональной компетентности.)

2. Индивидуальный профессиональный план .

      3.Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Практическая работа № 9 «Составить свой индивидуальный  профессиональный план».  

Сюжетно-ролевая игра «Биржа труда».

Тематическое планирование курса

п / п

Тема

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

1.

1.1

Введение.

Социальные проблемы труда.

1

1.2

Практическая работа №1 «Знакомство с дневником выбора профессии».

1

2

Личность и профессия.

7

2.1.

Ведущие отношения личности и типы профессий.

 

1

2.2.

Практическая работа № 2 «Анализ особенностей поведения людей, имеющих

разные   типы темперамента, в конкретных ситуациях».

1

2.3.

Практическая работа № 3 «Составление «дерева» психологических качеств

личности».

1

2.4.

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда 

1

2.5

Практическая работа №4 «Диагностические процедуры. Карта интересов;  опросник  профессиональной готовности».

1

2.6.

 Практическая работа №5 « Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Лан-чиса».

1

2.7

Практическая работа № 6 «Составление индивидуальной программы

    самовоспитания».    

1

3

Анализ профессий

2

3.1.

Практическая работа №7 «Составление словаря профессий»

1

3.2.

Пути получения профессии.

1

4.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

3

4.1.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности.

1

4.2.

Рынок, его функции, структура.

1

4.3.

Практическая работа № 8 «Труд в современном обществе».

1

5.

Моя профессиональная карьера

3

5.1.

Оценка способности школьников к выбору профессии.

1

5.2.

 Практическая работа № 9 «Составить свой индивидуальный  

профессональный план».  

1

5.3.

Сюжетно-ролевая игра «Биржа труда».

1

Общее количество часов: 17часов

Рекомендуемые сайты.

  1. www.testkontrol.ru...tvoya-profes.karera
  2. www.prosv.ru
  3. www.iu7-word.ru
  4. www.ubo.ru/books/?cat

Рекомендуемая литература

Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8—9 кл. общеобразо-ват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2007.

Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / под
ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.        „

Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. метариалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2008.

Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.

Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.

Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.

Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.  Ростов-на-Дону, 1996.

Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.

Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.

Кабаков В. С, Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. — Л., 1990.

Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. - М., 1986.

Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.

Мир профессий: В 6 т. - М., 1985-1989.

Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.

Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.

Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.

Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М., 1987.

Планируемые результаты

        Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
        
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
      
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"

Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый  курс  « Задачи на проценты »  своим  содержанием  сможет...

Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов "Статистика знает все"

Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики...

Рабочая программа элективного курса " Занимательная математика" для учащихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса " Занимательная математика" для учащихся 5 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике для учащихся 9 класса «Решение заданий части 1 ОГЭ»

Данный элективный курс носит обобщающий характер, направлен- на закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в 5-9 классах основной школы,- на углубление и расширение знаний по математик...

Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Пояснительная запискаИтоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Осо...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для учащихся 10-11 класса

Знание основ обмена деловой ин­формацией и владение навыками деловых отношений становят­ся востребуемыми на современном этапе.  В концепции модернизации Российского образования ста­вится задача с...