Значение постоянного педагогического самообразования в деятельности учителя
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Статья посвящена личному опыту педагогического самообразования и его значению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_postoyannogo_pedagogicheskogo_samoobrazovaniya_v_deyatelnosti_uchitelya.docx | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение постоянного педагогического самообразования в деятельности учителя»
Учителя – высокообразованные люди, люди знающие, эрудированные, глубоко исследовавшие свою область, исполненные огромным желанием делиться своими знаниями и опытом. Они приходят к детям и несут им свет, меняют их жизнь своим примером, любовью, терпением, и, конечно, знаниями. Они стараются сделать уроки интересными, творчески готовятся, в их глазах огонек инициативы и увлеченности!
Учителя! Всегда ли мы такие? Или приходит момент, когда наш огонек гаснет, и мы уже не так терпеливы, не так внимательны, не так исполнены творчеством. Бывает, я ощущаю в напряженной спешке усталость, раздражение. Как не принести все это детям? Как не превратиться в машину, заполняющую бумаги и выставляющую оценки? Как не потерять смысл школьного образования - не передачу детям суммы знаний, а развитие личности учащегося? Сможем ли мы помочь развитию личности учащегося тем, что будем говорить им о морали, нравственности, доброте, а сами будем раздражительными, нетерпимыми, механичными в вечной спешке успеть за программой?
Учителя - тоже люди, они тоже чувствуют усталость, тоже торопятся, у них бывают личные проблемы, это нормально и закономерно. Однако в этом и есть педагогическое искусство учителя – не перенести негатив в сердце ученика. Учитель может быть грустным (он же не артист и не клоун), но не раздражительным, не гневным, не унижающим и не срывающимся. Дети внимательно наблюдают за нами. Смысл образования – это «образ учителя», который впитывает в себя ученик. Знания (формулы, даты и т.д.) могут забыться, что действительно останется в учение – это любовь к учителю, а отсюда и любовь к предмету, интерес к знаниям и умению их добывать.
Как, даже по прошествии многих лет, не подвергнуться «профессиональной деформации», не ожесточиться, не стать «машиной», передающей знания? Как остаться «Учителем» и не превратиться в «училку»?
Я верю, что этого можно достичь, если постоянно изучать классиков педагогики и современные педагогические труды, постоянно анализируя и совершенствуя свою работу (не для отчетности, не для аттестации, а для себя). Василий Сухомлинский, Януш Корчак, Лев Толстой и многие другие великие педагоги готовы учить нас каждый день. А мы можем каждый день делать для себя открытия и возрастать как учителя! В своей любви к детям, в «творящем терпении», в вере в учеников.
Регулярно изучая работы классиков педагогики и книги современных мастеров учительского дела (например, Ш.А. Амонашвили), я ярко увидела свои ошибки. Например, моя бурная, возмущенная, обличающая и назидающая реакция в тот момент, когда подросток старшеклассник случайно сказал бранное слово на занятии. Мои слова и назидания не вызвали у него угрызений совести, наоборот он закрылся от моей жесткости. Я не любила его в тот момент, его поступок я перенесла на его личность. Я не кричала, не ругалась, однако осуждала и не уважала его в тот момент, требовала извинений. «Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания» (Ш.А. Амонашвили). «Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живет оно» (В.А. Сухомлинский) «… у тебя есть добрая улыбка и терпеливый взгляд…» (Я. Корчак). А я общалась с вертикальной позиции. А вот если бы я любила его, то одного моего взгляда недоумения и удивления было бы достаточно для того, чтобы он почувствовал угрызения совести и извинился. Прости меня, мальчик, я исправлюсь.
Изучая педагогические труды, я еще раз утвердилась в мысли, что нужно знакомить детей с планом урока. Это помогает сотрудничеству. Дети вносят изменения, одобряют, понимают рамки времени. План на доске объединяет и направляет работу. В такой план можно включать сюрприз от учителя (Ш.А. Амонашвили).
Януш Корчак научил меня, что нужно уважать детские тайны. «Надо убедить детей в том, что мы уважаем их тайны». А тайн у подростков много. Изучая Януша Корчака, я лучше поняла, полюбила подростков и перестала их бояться.
В.А. Сухомлинский советует мне знать в 100 раз больше, чем требуется по программе. Я решила больше смотреть детских и классических спектаклей, составила программу чтения классики.
Перечитывая Л.Н. Толстого, я еще раз выбрала, что хочу в своей театральной студии «дисциплину Духа, а не дисциплину палки». Еще у Толстого: «Любовь любит свободу, она не терпит принуждения». Эта фраза заставила меня задуматься. Это требует более сложной работы, но результаты будут настоящими, потому что будут построены искренние отношения.
«Все, чем мы пользуемся – программы, учебники, средства, методы, приемы, формы и т.п. – какими совершенными и новыми их ни назови, качество и смысл приобретают именно в общении. А творцом общения является Учитель» (Ш.А. Амонашвили). А Учитель – это я. Любить каждого ребенка. Улыбнуться каждому, по-разному улыбнуться. Понять каждого. Помочь, уделить время, внимание, частичку сердца. А когда я буду проводить репетиции, тренинги, ставить спектакли?
Неужели это трудно – настроить свое сердце на любовь, на улыбку, на радость, на теплоту, на внимание к каждому? Очень легко. И легко, если только почувствуешь, как сильно это важно и нужно и как все остальное (урок, спектакль, программа) без этого не имеет смысла. Нужно думать об этом перед началом каждого урока. И дарить детям свою улыбку!
«С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Они и называются учителями. Это мы» (Ш.А. Амонашвили)
Главное, всё время развиваться, чтобы оставаться Учителем. К этому я стремлюсь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический прект "Внеурочная деятельность учителя физической культуры по ФГОС 2 поколения"
Актуальность проекта обусловлена необходимостью нового подхода к внеурочной деятельности: вместо простой передачи знаний, умений и навыков от преподавателя к ученику, обучающийся должен научиться дейс...
Диагностическая карта педагогической и методической деятельности учителя за 2014 - 2015 учебный год
Изучение аналитической, диагностической деятельности учителя...
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...
Линия самообразования. Интернет-деятельность учителя
Линия самообразования. Интернет-деятельность учителя...
Современные педагогические технологии в деятельности учителя англйиского языка
В течение моей профессиональной деятельности я постоянно находилась и нахожусь в поиске эффективных технологий, методов, приемов, средств обучения иностранным языкам. В зависимости от класса, возраста...
Отчёт по самообразованию учителя за 2018-2019 уч.год. Самоанализ деятельности учителя за 2018-2019 уч.год.
Отчёт по самообразованию учителя за 2018-2019 уч.год.Самоанализ деятельности учителя за 2018-2019 уч.год....
Эссе "Значение культуры речи в профессиональной деятельности учителя"
Эссе "Значение культуры речи в профессиональной деятельности учителя"...