Современные педагогические технологии в деятельности учителя англйиского языка
статья

В течение моей профессиональной деятельности я постоянно находилась и нахожусь в поиске эффективных технологий, методов, приемов, средств обучения иностранным языкам. В зависимости от класса, возраста, тематики, индивидуальных различий в урочной и внеурочной работе я использую различные игровые приемы, метод проектов, элементы технологии сотрудничества, технологии критического мышления, технологии активных методов обучения и др. Однако, проанализировав систему своей работы, наиболее четко обозначившимися в моей педагогической практике являются информационно-коммуникационные технологии и технология здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx953.21 КБ

Предварительный просмотр:

Шевелева Юлия Александровна, учитель английского языка МАОУ «Мысовская СОШ №56»

Педагогические технологии в образовательном процессе.

В основе моей педагогической концепции лежит  развивающее обучение, у истоков которого стояли такие выдающиеся педагоги и психологи как Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.  И я согласна с их выводами о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Учебники, по которым работает наша школа, являются развивающими и носят личностно-ориентированный характер обучения.

Все дидактические принципы из традиционной методики Я.А. Коменского соблюдаются на моих уроках: наглядности, доступности, научности, систематичности, последовательности изложения знаний, сознательности усвоения материала. Ведущим методом является деятельностный подход, который предполагает, в первую очередь, активную деятельность ученика, начиная с обозначения проблемы и постановки задачи и заканчивая самооценкой, самоконтролем, рефлексией. Данный педагогический подход полностью удовлетворяет требования ФГОС нового поколения при обучении английскому языку.

Традиционные технологии преподавания уже не могут в полной мере достичь реализации целей, стоящих перед  современной системой образования. Да и современные дети обладают совершенно иными возможностями, иным восприятием окружающей действительности. И чтобы их заинтересовать и увлечь, необходимо было изменить в первую очередь свой собственный взгляд на обучение и воспитание, активно внедрять и применять современные педагогические технологии, которые позволяют шагать в ногу со временем.

В течение моей профессиональной деятельности я постоянно находилась и нахожусь в поиске эффективных технологий, методов, приемов, средств обучения иностранным языкам. В зависимости от класса, возраста, тематики, индивидуальных различий в урочной и внеурочной работе я использую различные игровые приемы, метод проектов, элементы технологии сотрудничества, технологии критического мышления, технологии активных методов обучения и др. Однако, проанализировав систему своей работы, наиболее четко обозначившимися в моей педагогической практике являются информационно-коммуникационные технологии и технология здоровьесбережения.  Хотелось бы остановиться на них подробнее.

Информационно-коммуникационные технологии в моей педагогической деятельности.

Поиск наибольшей эффективности педагогического процесса, конечно же, отразился на моем самообразовании, тематика которого представлена в таблице:

C:\Users\ShYA\Desktop\к аттестации 2019\МОЯ АТТЕСТАЦИЯ 2019\копии документов к аттестации 2019\img212.jpg

Из таблицы видно, что все последние годы я активно изучаю и внедряю ИКТ в образовательный процесс не только в своей школе, но и в Кабанском районе. Современные дети идут в ногу с информационным прогрессом, и учитель в школе не должен отставать, а еще лучше – иди впереди.

Мультимедийные презентации и интерактивные плакаты я эффективно использую в качестве наглядности при предъявлении нового материала, интерактивные тесты и тренажеры помогают формировать предметные учебные действия в области грамматики, аудио-и видео материалы помогают формировать навыки аудирования и говорения. Упражнения из обучающих компьютерных программ, которые дети выполняют на интерактивной доске, обеспечивают индивидуализацию и в то же время дифференциацию обучения. Я использую их не только на уроках, но и во внеурочной работе, как со слабыми, так и с сильными учащимися. Интерактивные тренажеры, кроссворды, также как и интерактивные тесты, созданные мной в программах MS Excel, HotPotatoes и др., предъявляют детям объективную оценку по конкретной теме. Такую работу я провожу обычно в малых группах или индивидуально. Особенно интересны детям тренажеры в виде известных игр: «Кто хочет стать миллионером?», «Лото» или  «Своя игра». Мой многолетний опыт использования компьютерных средств обучения доказал устойчивое повышение мотивации к изучению языка, активизацию всех видов речевой деятельности даже у слабых учеников, а значит, и эффективность обучения.

Хочется отметить, что процесс информатизации образования сегодня – это не дань моде. Все дело в том, что книга как источник знаний перестала быть единственным источником информации. Глобальная сеть Интернет становится безграничным источником информации. И я как учитель учу детей использовать этот источник безопасно и с пользой.

На уроках английского языка с  помощью  Интернета можно решать целый ряд дидактических  задач:  формировать  навыки  и  умения чтения,  используя аутентичные материалы (например, статьи из англоязычных газет, лингвострановедческий материал);   совершенствовать   умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся;  формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

Мои ученики  имеют успешный опыт  участия  в  он-лайн тестировании на английском языке,  в   викторинах, конкурсах,  олимпиадах,  проводимых  в  сети  Интернет, имеют возможность  переписываться  со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и  т.д. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно  без практики общения, и использование ресурсов Интернет  на  уроке  иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет  позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя  ее  пользователям возможность аутентичного общения с  реальными  собеседниками  на  актуальные для обеих сторон темы. Но так как скорость интернета в школе не позволяет использовать его возможности в полной мере, я прибегаю к использованию интернета во внеурочной работе.

Многие учащиеся, особенно старшеклассники, ищут информацию  по  проблеме,  над  которой  работают  в данный момент в рамках проектных работ. Я научила их пользоваться справочными каталогами, делать правильные запросы в поисковых системах, правильно пользоваться он-лайн словарем, электронной почтой. При работе над проектами учащиеся учатся также соблюдать чужие авторские права  и защищать свои работы от «пиратства». В последнее время все больше сервисов включаются в наше общение с детьми: социальные сети, компьютерные приложения и приложения телефонов. С помощью Viber, What’s up, Vkontakte, Skype они могут обратиться ко мне за помощью, отправить файл с работой (если, например, болеет) на проверку, а также для получения консультации. У нас есть созданные чаты и мини группы для подготовки к экзаменам, куда мы регулярно отправляем интересный и полезную информацию, видеолекции и т.д.

Я учу старшеклассников пользоваться материалами открытого банка заданий на сайте ФИПИ. Практика письменной речи при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ  осуществляется нами тоже через Интернет: в связи с загруженностью в школе дети предпочитают написать личное письмо уже из дома, а также записывают свою устную речь на диктофон и отправляют мне на проверку.  

        Таким образом, отсутствие реальной языковой среды можно компенсировать возможностями сети Интернет. Однако я не забываю о том,  что  компьютер, интерактивная доска, Интернет  -  лишь вспомогательные средства обучения, и для достижения  оптимальных результатов необходимо грамотно их использовать. Кроме того, я систематически веду профилактическую работу с детьми по безопасности в сети Интернет, начиная с начальной школы. На родительских собраниях провожу лекции и тренинги по безопасности детей в социальных сетях.

Хочется отметить, что с 2009 года я являюсь разработчиком и администратором школьного сайта http://schoolbab.ucoz.ru/.

C:\Users\ShYA\Desktop\к аттестации 2019\МОЯ АТТЕСТАЦИЯ 2019\копии документов к аттестации 2019\img190.jpg

C:\Users\ShYA\Desktop\к аттестации 2019\МОЯ АТТЕСТАЦИЯ 2019\копии документов к аттестации 2019\img191.jpg

Также я веду свой персональный сайт http://nsportal.ru/sheveleva-yuliya-aleksandrovna, в котором представлена информация о моей педагогической деятельности, результатах, публикации, разработки, ведется блог.

сайт.jpg

        На Августовской конференции в рамках ярмарки идей и инноваций я выступила с мастер-классом «Создание и успешное ведение школьного сайта» и заняла почетное 1 место.

Подводя итог, хочется обозначить преимущества информационных технологий в образовательном процессе. Использование ЦОР позволяет: 
• улучшить эффективность и качество образования, 

• ориентироваться на современные цели обучения, 
• повысить мотивацию учащихся к обучению, 
• использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности, 
• учитывать страноведческий аспект, 
• сделать занятия запоминающимися и эмоциональными,

• реализовать индивидуальный подход, 
• усилить самостоятельность школьников, 
• повысить качество наглядности, 
• облегчить труд учителя. 

Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю: 
• излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников, 
• находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса, 
• экономить время для речевой практики, 
• организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников, 
• заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний. 
Электронные учебные пособия помогают ученикам 
• развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты, 
• самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал,

• приобрести навыки работы с компьютером, 
• основательно подготовиться к ЕГЭ. 

К трудностям в использовании ИКТ в своей работе я отношу следующее: 
• недостаточная степень оборудования школы, 

• низкая скорость интернета,
• недостаточное количество качественных готовых ЦОР.
        Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, полагаю, их можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. 

Реализуя свою педагогическую концепцию, используя современные компьютерные технологии, я осознаю и то, что  никакие технические средства обучения не смогут заменить живое слово учителя, не смогут помочь понять материал так, как сможет помочь учитель, научить, как учитель, а значит, профессия учителя была, есть и будет! И вместе с тем я пришла к выводу, что ИКТ технологии дают неисчерпаемую возможность распахивать для ребенка на каждом уроке окно в огромный мир, открывая дорогу к его познанию, а значит, к познанию самого себя, своего места в этом мире, позволяя ответить на главные вопросы: "Что такое мир? Кто я в этом мире? Как мне жить?"

Здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности.

Тысячи теоретиков и практикующих педагогов и психологов пытаются решить сложнейшую задачу: как помочь учащимся освоить весь объем знаний, необходимых для того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения. Всё тревожнее становятся результаты медицинских исследований. Всё меньше детей рождаются здоровыми. Ритм и стиль современной жизни оставляет всё меньше возможностей для сохранения и укрепления здоровья. Гиподинамия – бич современного поколения. А также все мы знаем, что напряжение, в котором пребывают наши дети, вынужденные поглощать и перерабатывать огромные объемы информации, ведут к росту тревожности по поводу их будущего, к появлению сомнений в своей конкурентоспособности, эмоциональным срывам, апатии и депрессии, разрушающим здоровье.

Пропаганда здоровья, здорового образа жизни, привлечение к спорту – все это я несу детям и их родителям с самого начала своей педагогической деятельности. Эта идея пронизывает весь процесс обучения и воспитания, который веду я и как учитель, и как классный руководитель, и как тренер спортивной секции.

На уроках английского языка я использую все возможные формы работы и разные приемы и средства, чтобы разнообразить деятельность учащихся, создать благоприятный психологический климат, снизить эмоциональное напряжение.

В схему любого современного урока на любой ступени обучения гармонично вписываются элементы здоровьесберегающих технологий:

  • учет возрастных особенностей учащихся
  • положительный эмоциональный настрой на урок (создает ситуацию успеха);
  • самомассаж активных точек (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение);
  • гимнастика: пальчиковая  (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи),  дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения);  
  • динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
  • смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д.);
  • игровые моменты;
  • подача материала наиболее доступным рациональным способом;
  • нестандартное размещение ученических рабочих мест в  классе;
  • чередование горизонтальных  и вертикальных рабочих плоскостей;
  • нетрадиционная система опроса;
  • музыкальное сопровождение.

Индивидуальная работа сменяет групповую, работа в парах,  мини-соревнования, диалоги-расспросы со свободным перемещением по классу, интересные физкультминутки с видео- или аудио сопровождением, использование песен для изучения разных языковых или грамматических явлений, паузы релаксации, игры, «походы в магазин», «в гости к другу на день рождения» и т.д. – все это элементы здоровьесберегающих технологий, которые являются неотъемлемой частью моих уроков. Провожу профилактику основных проблем у детей (зрение и осанка): игровые  приемы на поддержание правильной осанки, соблюдение требований СанПин по использованию аудио- и видео сопровождения урока в соответствии с возрастом детей. Физкультминутки для отдыха глаз занимают отдельное место на моих уроках.

Отбор содержания также играет немаловажную роль. Работая по УМК “Happy English”, мы во всех классах обсуждаем важные темы по ведению здорового образа жизни: спортивные увлечения, польза от занятий спортом, выбор здоровых продуктов, здоровое меню, правильный режим дня, жизнь в городе и деревне в контексте охраны здоровья, кружки по интересам, болезнь и здоровье, путешествие и хорошие эмоции, характер человека и его здоровье, полезные рецепты, компьютер и интернет – вред или польза, виды спорта в Англии и России, проблемы подростков (психологическое здоровье), как решать проблемы и предотвращать конфликты, экстремальные виды спорта и др.

Кроме того, вся система моей воспитательной работы как классного руководителя построена на особой работе по формированию здорового образа жизни моих воспитанников. Начиная с 5 класса, помимо основных воспитательных мероприятий, каждый месяц мы проводим интересные классные часы, викторины, беседы, ролевые игры, выступления с агитбригадой  по темам, касающихся здоровья. Несомненно, параллельная работа ведется и с родителями, так как основные «нездоровые» привычки закладываются в семье. Все родители поддерживают мою программу здоровьесбережения. В таблице представлен список некоторых из проведенных воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни:

Класс

Мероприятие

Форма проведения

Самооценка

5

Зачем человеку здоровье?

Дискуссия

Отл.

Рабы своих желаний: фастуд.

Обсуждение документального фильма

Отл.

6

Мир здоровых привычек.

Час общения

Отл.

О, спорт, ты мир!

Защита проектов

Отл.

В поисках еды… (основы здорового питания)

Ролевая игра (в продуктовом магазине)

Отл.

7

«Суд над сигаретой»

Ролевая игра

Отл.

Я выбираю жизнь! (профилактика наркомании)

Обсуждение учебного фильма

Отл.

8

Когда девочка взрослеет (репродуктивное здоровье)

Обсуждение учебного фильма

Отл.

Как сказать «НЕТ!»

Дискуссия

Отл.

9

Хочешь стать успешным человеком?

Круглый стол

Отл.

Стресс, депрессия… Пути выхода из тупика

Час общения

Отл.

На что потратить жизнь?

Ролевая игра, дискуссия

Отл.

10

Психологическое и физическое здоровье: что важнее?

Круглый стол

Отл.

Систематические выходы на природу, походы (с предварительным обсуждением «правильных» продуктов), чаепития здорового питания без «магазинской» выпечки,  организованные выходы на каток, поездки на экскурсии в Байкальский биосферный заповедник и т.д. делали свой вклад в достижение результатов. Среди моих выпускников ни один не курит, сформировано отрицательное отношение к алкоголю, 100% учащихся являются участниками соревнований школьного  уровня, 30% принимали участие в районных и республиканских спортивных мероприятиях, имеют спортивные разряды. Сегодня я классный руководитель 8 класса, и мои дети не отстают от прежних выпускников. 100% детей прошли испытания на значок ГТО с хорошими результатами, имеют сформированное представление о здоровом образе жизни и применяют это на деле. 60% занимаются в спортивных секциях по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, каратэ, настольному теннису и гиревому спорту.

C:\Users\ShYA\Desktop\к аттестации 2019\МОЯ АТТЕСТАЦИЯ 2019\копии документов к аттестации 2019\img186.jpg

C:\Users\ShYA\Desktop\к аттестации 2019\МОЯ АТТЕСТАЦИЯ 2019\копии документов к аттестации 2019\img187.jpg

C:\Users\ShYA\Desktop\к аттестации 2019\МОЯ АТТЕСТАЦИЯ 2019\копии документов к аттестации 2019\img182.jpg

C:\Users\ShYA\Desktop\к аттестации 2019\МОЯ АТТЕСТАЦИЯ 2019\копии документов к аттестации 2019\img183.jpg

C:\Users\ShYA\Desktop\к аттестации 2019\МОЯ АТТЕСТАЦИЯ 2019\копии документов к аттестации 2019\img184.jpg

C:\Users\ShYA\Desktop\к аттестации 2019\МОЯ АТТЕСТАЦИЯ 2019\копии документов к аттестации 2019\img185.jpg

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в моей деятельности применяются систематически и разносторонне, и в дальнейшем я буду продолжать начатую работу, так как имею твердое убеждение, что:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

«Содержание современных педагогических технологий на уроке английского языка. Особенности проектных технологий»

 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,  а не памятью» Л.Н.ТОЛСТОЙ...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...