«Создание эколого-развивающей среды в ОО как условие эффективности системы экологического воспитания»
проект на тему
Цель проекта: создание эколого-развивающей среды в школе, направленной на развитие экологической культуры поведения в окружающей среде и совершенствования практической деятельности по реализации концепции экологического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_proekta.docx | 42.21 КБ |
opisanie_proekta.pptx | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Описание проекта
«Создание эколого-развивающей среды в ОО как условие эффективности системы экологического воспитания»
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: создание эколого-развивающей среды в школе, направленной на развитие экологической культуры поведения в окружающей среде и совершенствования практической деятельности по реализации концепции экологического образования.
Задачи проекта:
- определить наиболее эффективные методы и приемы вовлечения учащихся в деятельность экологической направленности и создать модель эколого-развивающей среды в школе;
- углубить теоретические знаний учащихся в области экологии и сформировать ряд основополагающих экологических понятий;
- обеспечить широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Характеристика разработки проекта
В современном образовательном процессе важно направить детей на осознание природы как высшей ценности, на познание ее красоты, развивать способности чувствовать природу, дорожить ею, беречь ее.
Экологическое воспитание школьников – это комплексная система, реализация которой начинается еще на этапе дошкольного образования и продолжается в течение всего обучения в школе.
Наша школа на протяжении нескольких лет работает над проблемами формирования экологического сознания школьного общества. Проанализировав имеющийся опыт, мы пришли к выводу, что с целью повышения эффективности экологического образования в школе необходимо организовать такую предметно-пространственную развивающую среду, которая предполагает:
- насыщение образовательного процесса экологическими идеями и смыслами,
- включение в учебно-воспитательный процесс школы специальных методик и- технологий формирования и развития экологической культуры учащихся.
Система экологического воспитания средствами школьного образования направлена не только на расширение познавательных интересов учащихся в области экологии, но и обогащение их чувственно-эмоционального опыта экологически развивающими впечатлениями и переживаниями, стимулирование активности, инициативы и творчества самих детей в сфере экологии.
Для достижения поставленных целей и задач в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» имеется положительный опыт по формированию экологической культуры учащихся на разных ступенях обучения через создание эколого-развивающей среды, которая включает в себя три направления деятельности (схема 1).
Схема 1 Модель эколого-развивающей среды
Первое направление по формированию экологической культуры школьников «Естественнонаучное непрерывное конвергентное образование» («ЕНКО») направлено на интеграцию естественнонаучных дисциплин (окружающий мир, биология, география, физика, химия, экология).
В первую очередь, происходит экологизация учебного содержания предметов естественнонаучного цикла, а также в учебный план школы включены специальные интегрированных курсы экологического содержания.
В рамках инновационной деятельности по естественнонаучному конвергентному образованию предпочтение отдается нестандартным формам экологического образования и воспитания: проведению учебных занятий, в том числе бинарных уроков, проведение предметных недель, кинолекториев по охране природы, ролевые и ситуационные игры, приемы имитации и игрового моделирования, школьные научно-практические конференции.
Большое внимание уделяется усилению практической и исследовательской деятельности школьники, в результате которой они воспринимают природу как единое целое, более глубоко понимаются школьниками законы, по которым происходит развитие окружающего мира. Такая целостная система естественнонаучных представлений позволяет расширить познавательные интересы школьников в области экологии. Естественнонаучное знание формирует взвешенное, грамотное понимание окружающего мира и разумное отношение к явлениям и процессам, происходящим в нем.
Для достижения этой цели в рамках реализации данного инновационного направления на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» создан центр практической и исследовательской деятельности по типу эксплораториума, который оснащен всем необходимым оборудованием, в том числе и цифровым, позволяющим организовывать и проводить научно-исследовательские работы, выполнять проекты естественнонаучной, в том числе и экологической, направленности.
Экологическое воспитание в школе начинается с начальной ступени обучения. Учителя и учащиеся начальных классов с привлечением родительской общественности ведут активную работу по формировании экологической культуры. В ходе реализации направления ЕНКО создан уголок живой природы «ZOOLEND», на базе которого реализуется исследовательская и проектная деятельность экологической направленности. Участниками активной работы на базе живого уголка выращиваются комнатные растения для улучшения экологического пространства школы и пришкольной территории. Ребята охотно наблюдают и заботятся о животных, что позволяется сформировать у них бережное отношение к миру живой природы. На базе живого уголка учащимися начальной школы под руководством учителей начальной школы и педагогов естественнонаучного цикла ведется активная проектная и исследовательская деятельность.
В экологическом воспитании и образовании учащихся активно используются возможности школьных средств массовой информации: школьный телеканал «ЛиК» и школьная газета «5D: смотри шире». Осуществляется трансляция научно-познавательных фильмов, в том числе созданных самими учащимися, мультфильмов на экологическую тематику для учеников младшей школы, публикация естественнонаучных статей и рассказов. Большую роль в успехе работы данного направления отводится самим учащимся.
Для расширения возможностей образовательной организации по формированию экологического мировоззрения учащихся активизируется сотрудничество в сфере экологического воспитания учащихся и образования в области окружающей природной среды:
- МУК «Межпоселенческая центральная библиотека» муниципального образования Надымский район
- Музей истории и археологии г.Надыма
- ГКУ «Научный центр исследования Арктики»
- Уральский Государственный Университет путей Сообщений (г.Екатеринбург).
В рамках сотрудничество организуются мероприятия с представителями социальных партнеров как на базе школы, так и за ее стенами: тематические встречи, конференции, фотовыставки, лектории, практикумы экологической направленности.
Педагоги и учащиеся школы неоднократно принимают участие в ежегодном научно-практическом семинаре «Арктическая медицина, биология, экология», в ходе которой наши учащиеся получают колоссальный положительный опыт по организации и проведении исследований в области экологии. У ребят так же появляется возможность стать участниками некоторых исследований, что, конечно, повышает мотивацию и развивает интерес к этой области научной деятельности.
Кроме того, совместными силами специалистов и педагогов школы разрабатываются программы экологического воспитания, которые активно внедряются в образовательный процесс в рамках внеурочной деятельности. Так в результате сотрудничества были разработаны программы следующих направлений внеурочной деятельности: клуб «Ествествоиспытатели», лаборатория «Земля – наш общий дом» и др.
Ежегодная на базе нашей школы проводится муниципальная традиционная игра «Лукоморье». Целями проведения игры являются: формирование и поддержание устойчивого познавательного интереса к изучению предметов естественнонаучного направления; а также воспитание у учащихся экологической культуры и патриотизма.
В 2016 году данная игра затрагивала проявление естественнонаучных явлений в природе. Для учащихся Надымского района педагогами и учащимися нашей школы бы проведены следующие мероприятия: «Лаборатория оптических явлений» «Лаборатория чудесных превращений» «Лаборатория «Полет надежды» «Лаборатория картографии».
В 2017 году игра «Лукоморье» проводилась в формате экоквеста, под девизом «Земля – наш общий дом». Ключевая идея проведения игры - привлечь внимание юных надымчан к осознанию необходимости личного вклада в дело охраны окружающей среды. Учащиеся и родительская общественность с удовольствием посетили экологические лаборатории, на которых рассматривались важнейшие вопросы экологического характера: ЭКО Лаборатория «Я сокращаю свой экослед», ЭКО Лаборатория «Я потребляю разумно», ЭКО Лаборатория «Я делаю экоуборку», ЭКО Лаборатория «Я живу в гармонии», ЭКО Лаборатория «Я - экодизайнер», ЭКО Лаборатория «Я - экотурист», ЭКО Лаборатория «Я питаюсь натурально», ЭКО Лаборатория «Я выбираю ЗОЖ», ЭКО Лаборатория «Я минимизирую отходы». Опыт проведения этой игры получил положительные отзывы от всех категорий участников.
В силу специфических условий Крайнего Севера: суровые климатические условия, удаленность от «большой земли», отсутствие крупных научно-исследовательских центров в нашей образовательной организации сложилась положительная практика организации выездных мероприятий в рамках второго направления деятельности по формированию эколого - развивающей среды «Конвертур», в ходе которых повышается действенность экологического воспитания и усиливаются ценностные аспекты содержания экологического образования в целом. Целью таких мероприятий является получение представлений о природных и культурно-этнографических и экологических особенностях определенной местности.
Эколого-просветительский характер таких выездных мероприятий прежде всего способствует формированию природо-ознакомительной, воспитательной и эколого-ориентированный деятельности учащихся.
В рамках направления «Конвертур» реализуются практические формы работы: участие детей в летних школах, научно-практических конференциях, исследовательских экскурсиях экологической направленности за пределами округа. Такие мероприятия способствуют ознакомлению учащихся с различными точками зрения на взаимоотношения человека и природы, обмену научным и природоохранным опытом в области экологии, становлению более высокого уровня экологической культуры.
Третье направление эколого-развивающей среды связано с созданием предметно-развивающих зон на базе образовательной организации: «Метеостанция», «ECO-мир», «ЕНКО». В рамках этой деятельности педагоги совместно с учащимися, активно используя возможности школы, создали целую систему дополнительной познавательно - пространственной среды, которая позволяет вынести процесс обучения и воспитания за стены школьных кабинетов. В школьных коридорах у учащихся появилась возможность провести свободное от уроков время заинтересованно и познавательно, проявить свою смекалку, поучаствовать в интеллектуальных мероприятиях.
Для экологического воспитания и образования в нашей школе применяются различные формы работы: поисково – исследовательские, конкурсные, игровые, познавательные, продуктивные, а также ведется активная пропагандистская работа среди учащихся, педагогов и родительской общественности.
Область и результаты внедрения
Проект «Создание эколого-развивающей среды в ОО как условие эффективной системы экологического воспитания» успешно внедрен в образовательный процесс МОУ СОШ №5 г. Надыма и в настоящий момент его реализация активно продолжается.
Результатами внедрения данного проекта являются следующие показатели нашей деятельности:
- сформирован положительный опыт организации и проведения школьных мероприятий экологической направленности;
- созданы предметно-развивающие зоны экологической направленности в коридорах школы;
- разработаны: программы учебных предметов с включением экологической составляющей, программы внеурочной деятельности и дополнительного образования экологической направленности;
- наблюдается рост количественных и качественных показателей участия учащихся МОУ СОШ №5 г. Надыма в интеллектуальных мероприятиях на разных уровнях.
- расширение возможности сотрудничества с социальными партнерами в области экологического воспитания и просвещения;
- совершенствование материально-технической базы школы, приобретение оборудования для организации естественнонаучных исследований;
- школа является базовой площадкой и методическим центром для организации и проведения окружной игры «Лукоморье».
Соответствие проекта концепции устойчивого развития
Проект «Создание эколого-развивающей среды в ОО как условие эффективности системы экологического воспитания» соответствует всем трем составляющим данной концепции.
Экологическая составляющая концепции устойчивого развития реализуется в формировании экологических знаний учащихся, повышения уровня экологической культуры, привития и совершенствования практических навыков экологической работы.
Социальная направленность данного проекта нашла свое подтверждение в следующих направлениях реализации проекта:
- установлено взаимодействие с социальными партнерами на территории муниципального образования и за его пределами;
- активными участниками проекта являются не только педагогический коллектив и учащиеся школы, но и родительская общественность принимает непосредственное участие в достижении поставленных целей;
- полученный положительный опыт транслируется на муниципальном, окружном и всероссийском уровне и находит положительный отклик у педагогической сообщества.
Экономическая составляющая концепции устойчивого развития подразумевает экономное, хозяйственное использование природных ресурсов, минимизацию отходов; ликвидацию потерь; широкое применение вторичного сырья.
В нашем проекте эта составляющая также реализованы через организацию школьных мероприятий экологической тематики. На таких мероприятиях дети получают необходимую информацию о том, что такое рациональное использование природных ресурсов, моделируют ситуации минимизации негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, разрабатывают проекты как индивидуальные, так и групповые по использованию вторичного сырья.
Таким образом, созданная эколого-развивающая среда в школе – стала комплексом условий и целостной системой образовательной деятельности, направленной на повышения эффективности формирования экологического сознания, экологической компетентности учащихся через организацию экологической деятельности. Это дает возможность для развития интересов и способностей учащихся, для реализации их творческого потенциала и формирует компоненты экологического сознания и экологической компетентности. Осуществляется системное взаимодействие учащихся, педагогов, социального и природного окружения в структуре эколого-образовательного процесса.
В результате реализации проекта сформировался положительный имидж школы в муниципалитете и среди родительской общественности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: создание эколого-развивающей среды в школе, направленной на развитие экологической культуры поведения в окружающей среде и совершенствования практической деятельности по реализации концепции экологического образования. Задачи проекта: определить наиболее эффективные методы и приемы вовлечения учащихся в деятельность экологической направленности и создать модель эколого-развивающей среды в школе; углубить теоретические знаний учащихся в области экологии и сформировать ряд основополагающих экологических понятий; обеспечить широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Модель эколого-развивающей среды школы
экологизация учебного содержания предметов естественнонаучного цикла, а также в учебный план школы включены специальные интегрированных курсы экологического содержания. ЭТО: нестандартные формы проведения учебных занятий, в том числе бинарных уроков, предметные недели, кинолектории по охране природы, игры, приемы имитации и игрового моделирования, Исследовательская и проектная деятельность школьные научно-практические конференции . о лимпиады, конкурсы, выставки. Ключевые направления проекта
Районная и гра «Лукоморье» Ежегодная на базе нашей школы проводится муниципальная традиционная игра «Лукоморье ». Целями проведения игры являются: формирование и поддержание устойчивого познавательного интереса к изучению предметов естественнонаучного направления; а также воспитание у учащихся экологической культуры и патриотизма. Сотрудничество с социальными партнерами Для расширения возможностей образовательной организации по формированию экологического мировоззрения учащихся активизируется сотрудничество в сфере экологического воспитания учащихся и образования в области окружающей природной среды.
Результаты внедрения сформирован положительный опыт организации и проведения школьных мероприятий экологической направленности; созданы предметно-развивающие зоны экологической направленности в коридорах школы; разработаны: программы учебных предметов с включением экологической составляющей, программы внеурочной деятельности и дополнительного образования экологической направленности; наблюдается рост количественных и качественных показателей участия учащихся МОУ СОШ №5 г. Надыма в интеллектуальных мероприятиях на разных уровнях. расширения возможностей сотрудничества с социальными партнерами в области экологического воспитания и просвещения; совершенствование материально-технической базы школы, приобретение оборудования для организации естественнонаучных исследований; школа является базовой площадкой для организации и проведения окружной игры «Лукоморье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания (презентация)
Презентация к педсовету. Из презентации я удалила слайды, на которых информация представлена по учителям с конкретными фамилиями....
Система экологического воспитания в дополнительном образовании
В работе рассказывается о том, как организована система экологического воспитания в учреждении дополнительного образования в нашем Детском эколого-биологическом центре....
Эффективность системы экологического образования
Эффективность системы экологического образованияв МБОУ ОШ 7...
Психологический комфорт в школе и на уроках – важное условие эффективности обучения и воспитания
Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всесторонне...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Экологический клуб «Росинка» как эффективная форма экологического воспитания и просвещения
Цель: совершенствование системы экологического просвещения и воспитания, путем взаимодействия с социальными партнерами и формирование особого экологического мировоз...
Психологический комфорт в школе – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания
Выступление на педагогическом совете....
Консультация для воспитателей: "Создание эколого-развивающей среды группового пространства в детском саду".
Консультация содержит информацию для воспитателей дошкольных учреждений, по созданию эколого-развивающей среды группового пространства. ...