Эффективность системы экологического образования
методическая разработка по экологии на тему
Эффективность системы экологического образования
в МБОУ ОШ 7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_ekologii_moya.docx | 14.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность системы экологического образования
в МБОУ ОШ 7
Одинцова И.Н.,
учитель МБОУ ОШ 7
В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости формирования нового экологического мышления у каждого жителя нашей планеты. Особую роль в формировании экологической культуры, нравственного отношения к природе должна сыграть общеобразовательная школа.
Экологическое образование – важнейший фактор устойчивого развития общества. Каждый гражданин должен быть в определенной мере экологически образованным, чтобы правильно оценивать результаты своей практической деятельности, прямо или косвенно влияющий на окружающую среду.
Следует признать, что система образования в России до сих пор в недостаточной степени ориентирована на экологическое образование, в том числе и на результат – формирование и становление экологической культуры личности. Чаще всего экологическое образование сводится только к информированию обучающихся о тех или иных экологических проблемах, цифрах, законах. Экологическое образование должно быть направлено на формирование целостной картины мира. Оно должно быть непрерывным. Тогда эффективность его будет достигнута в кратчайшие сроки.
Поэтому целью экологического образования в нашей школе является: экологическое воспитание и образование, формирование экологической культуры школьников, создание широких возможностей для творческой самореализации личности.
Задачи:
-формирование у детей целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
-развитие интереса к наукам естественного профиля, к опытнической и исследовательской деятельности;
- воспитание ответственного, бережного отношения к природе;
Принципы непрерывного экологического образования:
- показ целостности окружающей среды, межпредметность и непрерывность образования.
Экологическая грамотность обучающихся формируется через систему учебной, внеклассной работы. Экологические вопросы затрагиваются на всех уроках окружающего мира в начальной школе, в основной школе на уроках географии, биологии, химии, физики, литературы, истории и обществознания.
С целью расширения и углубления знаний и представлений обучающихся в области экологии, бережного отношения к окружающей среде в школе работает экологический клуб « Юный эколог». Работа ведется по двум направлениям: агитационно-пропагандистскому и поисково-исследовательскому.
Формы экологического воспитания, которые применяются в нашей школе: а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам мы относим работу обучающихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, работы на пришкольном участке, проведение субботников в парке Победы, проведение праздника «Золотая осень», выставки из природного материала в рамках конкурса « В гармонии с природой и собой».
К групповым –экскурсии, туристические походы по изучению природы родного края (походы на Аликаев камень, Пугачевские сопки, посещение природного парка « Оленьи ручьи»), проведение операции «Кормушка», участие в выставке зимних букетов «Сохраним елку!»
Индивидуальные форма – деятельность учащихся по подготовке бесед с младшими школьниками по темам «Береги природу родного края», «Природа ждет твоей помощи!» изготовление поделок, участие в конкурсах рисунков, листовок, плакатов, фотографий, сочинений по теме « Мы в ответе за тех, кого приручили».
Ведется работа по изучению экологического состояния школы: измеряется температура, освещенность, дается оценка эмоциональному восприятию школьных кабинетов, определяют их соответствие эстетическим требованиям.
Участники клуба являются волонтёрами и помогают в проведении уроков и мероприятий по экологической направленности. Например, для обучающихся 5-х классов проведён интегрированный урок «Удивительные свойства воды», в результате которого обучающиеся планируют заниматься проблемами экологии.
Работа по экологическому воспитанию обучающихся невозможна без тесного сотрудничества со специалистами станцией юных натуралистов, станцией туристов, Роспотребнадзора.
Показателем эффективности формирования экологической культуры обучающихся МБОУ ОШ 7 является не столько осознанность, глубина и прочность полученных знаний, сколько реальное следование экологическим нормам и правилам поведения и деятельности в той среде, в которой они существуют. Ключевым звеном в этом случае выступает плановость действий и результатов, основанных на поэтапном формировании экологической культуры школьника, как составляющей гражданского воспитания. В таком контексте задачи экологического образования становятся не только образовательными, но и социальными. Обучающиеся нашей школы являются участниками и призерами экологических конкурсов: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «В гармонии с природой и с собой», «ЮНЭКО», «Марш парков». Юные экологи – активные участники природоохранных акций на уровне города: «Помоги птицам», «Дни защиты от экологической опасности», «День Земли».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средняя и высшая школы – как система непрерывного образования и воспитания одаренных детей в области экологического образования
Статья в сборнике ККИДППО...
Система экологического образования и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная ц...
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приводится разработанная автором Концепция формирования экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия школы и ООПТ. Рассмотрены основные принципы и методы ее реализации....
Система экологического образования лицея г. Лобни
В статье описаны эфективные методы и формы работы с учащимися по построению системы экологического образования. Система включает в себя учебную деятельность, клубную и туристическую деятельность...
Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду
Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...
«Создание эколого-развивающей среды в ОО как условие эффективности системы экологического воспитания»
Цель проекта: создание эколого-развивающей среды в школе, направленной на развитие экологической культуры поведения в окружающей среде и совершенствования практической деятельности по реализации конце...