Проектная деятельность как средство обучения детей с ОВЗ
статья (5 класс) на тему

 

Статья посвящена проектной деятельности учащихся с ОВЗ. Рассматриваются этапы проектной деятельности, требования к содержанию проекта. В статье поясняется направление деятельности учителя для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, формирования положительной мотивации и самостоятельного овладение знаниями.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство обучения детей с ОВЗ

Одной из актуальных проблем в образовании является социализация детей с ОВЗ. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

 Главная задача  образовательного учреждения состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни  полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

Для решения этой задачи необходимо правильно и эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Успешное решение  педагогических и образовательных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов.

Метод учебного проекта - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности,   направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Результат проектной  деятельности всегда известен и ребенок всегда знает, что будет продуктом его деятельности.

Возможными продуктами проекта могут быть: видеофильм, сценарий, газета, чертеж, модель, коллекция, анализ социального опроса, макет, доклад,  презентация , экскурсия.

Метод проектов не является новым в педагогической практике, он возник еще в 20-е годы прошлого века в США, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века.

Существуют различные подходы к понятию метода проекта: способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным  практическим результатом, оформленным тем или иным образом; совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проектов. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит проблема, взятая из реальной жизни. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации

Но в результате, ученики должны самостоятельно и совместными усилиями, под контролем учителя,  решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат.Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания. Этому и учит метод проектов.

ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:

1. Проблема

2. Планирование

3. Поиск информации.

4. Продукт работы.

5. Презентация.

6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.

Перед началом использования метода проектирования надо проанализировать уровень мыслительной деятельности учащихся.

Значительная часть детей испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта.

Использование проектной деятельности в работе возможно с  направляющей корректирующей помощью педагога. Метод проектов – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Метод проектирования можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учащегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения качества воспитательного процесса.

Использование в работе с учащимися метода проекта дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу.

Поэтому проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу воспитания. Метод проектов является действенным средством активизации познавательной деятельности учащихся, он развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. Тем детям, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебе.

Можно выделить основные этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный (выбор темы и ее конкретизация; определение цели и формулировка задач; формирование групп и распределение в ней обязанностей; выдача письменных рекомендаций по критериям оценивания, формам его представления).
  2. Поисково-исследовательский (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования; промежуточные отчеты).
  3. Трансляционно-оформительский (предзащита проекта, доработка и подготовка к публичной защите; решение вопросов по дате и месте проведения).
  4. Заключительный (публичная защита, подведение итогов; конструктивный анализ выполненной работы; выявление причин успехов и неудач).

Оформление проектной папки:

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

               паспорт проекта.

               планы выполнения проекта, краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения. эскизы, чертежи, наброски продукта,  материалы к презентациям (сценарий).

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнерства Целью таким образом организованной деятельности является получение интересного для школьника результата (результата работы над проектом) – что является сильной мотивацией к учебной деятельности. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания.

     Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты.

Литература:

1. Полат, Е.С.: Метод проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

2.. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /Пахомова, Н.Ю. - М.: [б.и.], 2005.

3. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.

4. http://www.researcher.ru - Интернет-портал"Исследовательская деятельность школьников"





.Проблема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая система учителя математики «Междисциплинарная проектная деятельность как средство обучения, развития и воспитания обучающихся»

Целью системы является использование математических знаний и навыков при создании исследовательских и творческих междисциплинарных проектов, способствующих формированию у учащихся метапредметных компе...

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Проектная деятельность как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ

По предмету поварское дело в процессе изучения раздела: "Блюда из круп и макаронных изделий". В данной работе учащимся 10 класса предлагается выполнить творческо-исследовательскую работу самостоятельн...

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД.

      Безусловно, каждый из вас знает метод проектов, а большинство  применяет его в своей практике, но до недавнего прошлого вопрос об использовании данного метода решался ...

Проектная деятельность, как средство для развития интегративных качеств детей.

Нрвые государственные стандарты к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задания....