Проектная деятельность, как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ
проект по технологии по теме
Использование метода проекта на уроках швейного дела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.doc | 66.5 КБ |
metod_proektov.pptx | 707.76 КБ |
proekt_no1.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКС(К)ОУ «Богородская школа 8 вида»
Тема:
Проектная деятельность, как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ
Выполнила:
учитель швейного дела
Балакина И.И.
2013-2014 уч.г.
Использование метода проектов на уроках швейного дела
в коррекционной школе VIII вида
Новое – это хорошо забытое старое. Эта истина в полной мере относится к проективному методу, который возник еще в начале ХХ века в США. Американский философ и педагог
Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании. Значит, чрезвычайно важно было показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, проблема, для решения которой ему необходимы новые знания – те, что еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий с небольшой группой сотрудников активно использовал проективный метод и пытался внедрить его в практику преподавания. Однако выяснилось, что при таком обучении учащимся не удавалось овладеть системой знаний в той или иной области. Как часто у нас бывает, вместе с водой выплеснули и ребенка – и уже в 1930-е годы советская школа была полностью переведена на традиционное обучение, потеряв опыт проективного метода, в то время как в зарубежной педагогике он продолжал развиваться в рамках альтернативного образования.
В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов, под которым понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда).
Проективная деятельность относится к образовательным технологиям, преодолевающим «школярство» и формализм школы. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится одним из компонентов вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней: проективная деятельность стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и показывает практическое применение полученных знаний.
Классификация проектов
Проекты различаются по характеру доминирующей деятельности:
- Поисковый;
- исследовательский;
- творческий;
- ролевой;
- прикладной;
- ознакомительно-ориентировочный.
По предметно-содержательной области:
- Монопроект;
- межпредметный прект.
По количеству участников:
- Индивидуальный;
- парный;
- групповой;
- коллективный;
- массовый.
По продолжительности:
- краткосрочный;
- длительный.
Логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования. На этой основе целесообразно выделить его основные этапы: организационно-подготовительный, технологический, заключительный.
- Организационно-подготовительный этап
- Поиск проблемы
- Выбор проекта и его обоснование
- Выбор и анализ конструкции
- Требования к конструкции и материалам
- Составление плана изготовления изделия
- Анализ предстоящей работы
- Определение критериев контроля
- Организация рабочего места
2. Технологический этап
- Выполнение технологических операций
- Соблюдение технологической и трудовой дисциплины, культуры труда
3.Заключительный этап
- Контроль изделия
- Анализ результатов
Учебный проект – это итоговая самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством учителя.
Основная цель проектов – контроль знаний и умений учащихся. Содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость, приучаются к трудовой дисциплине и культуре труда.
В процессе изучения раздела «Изготовление юбок» учащимся было предложено выполнение творческого проекта «Клешевая юбка». В данной работе предлагается проект, выполненный по теме «Юбки «солнце» и «полусолнце»» учащимися 7а и 7б класса коррекционной школы 8 вида.
Технологическая карта проекта
Этап | Алгоритм | Алгоритм |
1.Организационно-подготовительный: поиск проблемы, анализ проблемы, краткая формулировка задачи. | Выбор проекта обоснование своего выбора. Знакомство с целями и задачами выбранного проекта. Анализ тематики, проблематики, использование художественно-изобразительных средств(зарисовка эскиза модели).Выбор конструкции изделия, подбор материалов, соответствующих этой конструкции. Составление плана изготовления изделия. Анализ предстоящей работы. | Формулирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся. Формирует идею проекта исходя из потребностей и реально доступных ресурсов. Руководит аналитической работой с образцами. Помогает систематизировать материал, сделать выводы о значении проекта. Контролирует работу учащихся. |
2. Технологический – выполнение технологических операций. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда. | Выполнение трудовых операций, предусмотренных технологическим процессом. Корректировка своей деятельности. Соблюдение определённой последовательности трудовых операций, правильное использование приемов и способов изготовления изделия, норм расхода материала, энергии. Соблюдение правил ТБ труда; соблюдение дисциплины, норм и правил выполнения работы. | Следит за ходом выполнения работы. Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей. Оказывает необходимую помощь. |
3. Заключительный этап: (презентация проекта) | Демонстрация своего проекта; самооценка проекта и взаимооценка работ участников проекта | Помогает готовить презентацию, помогает сделать выводы о значении проективной деятельности. Анализ результатов. |
При планировании проектной деятельности в коррекционной школе необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к заданной проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- практическая осуществимость проекта в рамках урока, определенного мероприятия.
Существенными условиями проектной деятельности являются:
- возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
- соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
- наличие необходимых материально-технических средств;
- соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
- обеспечение безопасных условий труда;
- использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования;
- рациональное планирование и оформление учебного комплекса.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научнопопулярную литературу, наглядные пособия, образцы проектов, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Копилка» должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.
Проектный метод реализует принципы личностно-ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.
Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.
Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой и социальной адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.
Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).
Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.
В своей работе используем алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции создания проекта, учатся работать с дополнительной литературой. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта.
Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и при организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в группах, исполнение разных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственных ценностей, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил).
Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теоретически обосновать и апробировать проектную методику в обучении швейному делу, доказать эффективность её использования в коррекционной школе .
Задачи: Дать теоретическое обоснование проектной методики. Исследовать и обосновать технологию использования проектной методики на уроках швейного дела в коррекционной школе. Исследовать и проанализировать педагогический опыт по данной проблеме. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных занятий с использованием проектной методики в коррекционной школе. Проанализировать собственный опыт использования проектной методики, выявить условия эффективности проектного обучения как новой педагогической технологии в обучении швейному делу.
Актуальность: Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но способствует интеллектуальному и нравственному развитию обучающихся, их самостоятельности, доброжелательности по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельности, желанию помочь другим. Метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.
История возникновения и развития метода проектов. «Новое – это хорошо забытое старое» Метод проектов возник в 1920-е гг. в США Развивался благодаря педагогическим идеям американского философа, педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса. Внимание русских педагогов метод проектов привлек в начале ХХ века. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина.
ПОНЯТИЕ «МЕТОДА ПРОЕКТОВ» Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. Проект Метод проектов – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности.
Классификация проектов
Этапы проектирования: I этап: подготовительный (этап мотивации, целеполагания , планирования, принятия решений) II этап: основной (этап выполнения проекта) III этап: заключительный (этап защиты, проверки и оценки результатов)
Использование проектной методики на уроках швейного дела в коррекционной школе Проект по швейному делу «Клешевая юбка»
Паспорт проекта « Клешевая юбка» Тема проекта: «Юбки «солнце» и « полусолнце »» Цель проекта: Знакомство с образцами юбок «солнце» и « полусолнце » через проектную деятельность. Создание их с последующим использованием на уроках швейного дела. Задачи: образовательные – ознакомление учащихся с моделями юбок, научить обрабатывать клешевые юбки, продолжить формирование навыков работы с иглой, ножницами, утюгом, на швейной машине. развивающие – развитие мыслительной деятельности, творческих способностей, коммуникативных навыков, любознательности; умений применять свои действия на практике. воспитательные –воспитание таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость. Сроки реализации проекта: апрель 2014 г. Участники проекта: учащиеся 7а и 7б класса , учитель швейного дела. Место реализации: МКС(К)ОУ «Богородская школа 8 вида». Планируемый результат: Развитие самообразовательной активности учащихся, их коммуникативных и личностных качеств. Получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений. Форма презентации: защита проекта перед учащимися класса, демонстрация образцов. Виды продукта: образцы юбок «солнце» и « полусолнце » в М 1:1
Содержание проекта « Клешевая юбка» Этапы Содержание деятельности Практическая часть 1 этап – подготовительный Постановка проблемной ситуации. Поиск путей решения проблемы. Знакомство с понятием «проект». Формулировка темы проекта Составление плана проектной деятельности. Беседа. Составление плана работы.
Этапы Содержание деятельности Практическая часть 2 этап – основной Знакомство с образцами юбок «солнце» и « полусолнце » Зарисовка эскизов моделей юбок, выбор и анализ конструкции наиболее понравившихся моделей для создания проекта; Выбор материалов Составление плана изготовления изделий Анализ предстоящей работы Построение чертежей юбок, изготовление лекал. Раскладка лекал на ткани, обмеловка . Раскрой деталей юбок. Выполнение технологических операций в нужной последовательности. Соблюдение правил техник безопасности, норм и правил выполнения работы.
Этапы Содержание деятельности Практическая часть 3 этап – заключительный Защита продуктов творческой работы. Подведение итогов. Демонстрация готовых изделий. Творческий отчет.
Ожидаемые результаты использования проектной методики в коррекционной школе: получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях; приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в группах, исполнение разных ролей, навыки общения); духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственных ценностей, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил).
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
«Клешевые юбки»
Тема проекта: «Юбки «солнце» и «полусолнце»»
Цель проекта: Знакомство с образцами юбок «солнце» и «полусолнце» через проектную деятельность. Создание их, с последующим использованием на уроках швейного дела.
Задачи:
образовательные – ознакомление учащихся с моделями юбок, научить обрабатывать клешевые юбки, продолжить формирование навыков работы с иглой, ножницами, утюгом, на швейной машине.
развивающие – развитие мыслительной деятельности, творческих способностей, коммуникативных навыков, любознательности; умений применять свои действия на практике.
воспитательные – воспитание таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.
Сроки реализации проекта: апрель 2014 г.
Участники проекта: учащиеся 7а и 7б класса , учитель швейного дела.
Место реализации: МКС(К)ОУ «Богородская школа 8 вида».
Планируемый результат:
- Развитие самообразовательной активности учащихся, их коммуникативных и личностных качеств.
- Получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений.
Форма презентации: защита проекта перед учащимися класса, демонстрация образцов.
Виды продукта: Образцы юбок «солнце» и «полусолнце» в М 1:1
Содержание проекта
«Клешевые юбки»
Этапы | Содержание деятельности | Практическая часть |
1 этап – подгото-вительный | Постановка проблемной ситуации. Поиск путей решения проблемы. Знакомство с понятием «проект». Формулировка темы проекта Составление плана проектной деятельности. | Беседа. Составление плана работы. |
2 этап – основной | Знакомство с образцами юбок «солнце» и «полусолнце». Зарисовка эскизов моделей юбок, выбор и анализ конструкции наиболее понравившихся моделей для создания проекта; Выбор материалов Составление плана изготовления изделий Анализ предстоящей работы | Построение чертежей юбок, изготовление лекал. Раскладка лекал на ткани, обмеловка. Раскрой деталей юбок. Выполнение технологических операций в нужной последовательности. Соблюдение правил техник безопасности, норм и правил выполнения работы. |
3 этап - заключительный | Презентация своего проекта; Самооценка проекта и взаимооценка работ участников проекта Подведение итогов. | Демонстрация готовых изделий. Творческий отчет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Социальный проект "Такие разные ступени..."...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии
В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во ...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ч...
Проектная деятельность как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ
По предмету поварское дело в процессе изучения раздела: "Блюда из круп и макаронных изделий". В данной работе учащимся 10 класса предлагается выполнить творческо-исследовательскую работу самостоятельн...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Практический опыт применения метапредметной технологии в реализации проектной деятельности по географии....
"Проектная деятельность - как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста"
quot;Проектная деятельность - как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста"презентация о проведенной работе с детьми....