Эссе на тему "Учитель и ученик растут вместе"
материал на тему

Гайфутдинова Станислава Вячеславовна
Заочный тур третьего этапа областного конкурса "Учитель года Дона 2018" в номинации "Учитель года". Конкурсная работа учителя русского языка и литературы МБОУ Калитвенской СОШ Гайфутдиновой С.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc595 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калитвенская средняя общеобразовательная школа

 Каменского района Ростовской области

(МБОУ Калитвенская СОШ)

Эссе

Гайфутдиновой Станиславы Вячеславовны,

учителя русского языка и литературы

 «Учитель и ученик растут вместе»

Многому я научился у своих наставников,

ещё большему - у своих товарищей,

но больше всего - у своих учеников.

Талмуд

Как расти и развиваться вместе с учениками

Вместо предисловия

Зачем я пишу эту книгу? Неужели на самом деле мои размышления, которыми я хочу поделиться с вами, моими читателями, настолько уникальны, чтобы я могла призвать вас: «Читайте, применяйте на практике!»  Скорее всего, ответ будет прост: с семи лет, с того самого времени, когда я впервые переступила порог школы, обрела статус ученицы, меня тянуло обучать других.

Помню, как однажды ко мне подошёл мой младший брат и со слезами на глазах рассказал, что очень хочет учиться в школе (на тот момент ему едва исполнилось 5 лет).  Не задумываясь, выпалила: «А давай я научу тебя писать!»

Вы бы видели удивленные глазенки моего первого ученика! Я сама только что рассталась с букварем (мне было всего 8 лет), однако нас это не остановило. Потом я попросила бабушку купить мне настоящий классный журнал и тут…закрутилось!

Но что-то я отвлеклась.

Всё, о чем я собираюсь написать – мой опыт. Я делюсь с вами потому, что, возможно, кто-то, кто только окунается в чудесный мир профессии учитель, найдет для себя что-то новое. Пришло и мое время отдавать. Возьмите то, что необходимо лично вам, дорогой мой читатель, и столько, сколько в силах будете унести.

В путь – без промедления.  

Глава 1

Кто они – частички моего сердца?

Казалось бы, что может быть проще, чем передавать знания, которыми владеешь, обучать элементарным умениям и навыкам?!

Закончив педагогический колледж и придя работать в школу, я почему-то была полностью уверена в том, что всё могу и умею, всё понятно, просто и легко. Но, проработав несколько месяцев, глубже погружаясь в эту атмосферу, я четко осознала, какие высокие требования ежедневно, ежечасно, ежеминутно предъявляются к учителю. К нему постоянно обращено пристальное внимание - как учеников, так и их родителей. И это вполне объяснимо - учитель сопровождает детей на самом ответственном этапе их жизни. Школа - это первая модель общества, в которую попадают дети. Здесь они учатся быть самостоятельными, достигать результатов, находить компромиссы, отстаивать свои интересы, если это необходимо. Дети учатся главному - взаимодействовать с окружающим миром, и на этом подчас нелегком этапе с ними рядом всегда находятся учителя.

Вполне естественно, что люди, играющие столь важную роль в детской жизни, не могут быть просто передатчиками знаний. Они являются ориентиром, примером поведения для тех, кого они учат. А это значит, что, помимо знания предмета, учителя должны обладать достаточной мудростью и опытом, чтобы суметь помочь тем, кто нуждается в помощи, вдохновлять тех, кто устал, сопереживать, понимать и поддерживать.

Часто задумываешься над тем, что в жизни приходится многому учиться. В детстве учишься ходить, говорить, читать, писать. В молодости – любить, прощать. В зрелости – не замечать плохого, быть мудрее. Так или иначе, учишься чему-то на протяжении всей жизни.

Есть такая профессия – учитель. Она непроста по своему содержанию, но интересна и неординарна.

Кто же они – частички моего сердца?

Мы оставляем в каждом из своих учеников частичку себя, но они дают нам гораздо больше. Да, учитель растет вместе с детьми, развивается, совершенствуется, но в глубине души он всегда остается ребёнком. Подобное состояние души помогает видеть мир их глазами, глазами неокрепших юнцов. Благодаря ученикам мы каждый день совершаем множество открытий: обнаруживаем в себе новые таланты и способности, становимся артистами, психологами, художниками.    

Глава 2

Расту вместе с учениками

В обществе сложился стереотип: учитель – это тот, кто учит. Но ведь такая формулировка не совсем точна. Это ученики учат нас.  Куда мне двигаться дальше? Стоит ли вообще постигать что-то новое? Ответить на эти вопросы, конечно же, помогут дети. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что, возможно, нужно изменить. Отсюда складывается взаимное обучение, личностный рост. Учителю необходимо уметь учиться на протяжении всей жизни, важно включить в свою профессиональную деятельность рефлексию, ведь рефлексивно мыслить для педагога - значит соотносить свое профессиональное действие с воспитанником, на которого оно направлено, с позиции оценки его эффективности для личностного и интеллектуального развития ученика. Поразмыслив, я понимаю, чему нужно учиться, что узнать, попробовать применить в своей педагогической деятельности.

Так же должно быть и у детей. Очень часто то, что кажется новым, страшным, ненужным оказывается интересным, творческим, увлекающим.

Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться.  

Настоящий учитель, словно катализатор, покажет, в чем красота его предмета, а дальше пытливый ум ученика уже сам сделает свое дело. Именно о таких учителях и вспоминается чаще всего после окончания школы. О тех, кто показал красоту науки, научил находить ответы и получать от этого удовольствие. 

Вместе с учениками расту и я сама. Это правда! Мы с ребятами учимся друг у друга; они нужны мне, учителю, не меньше, чем я им, так в процессе общения, я тоже развиваюсь. Думаю, что самое страшное – поверить в то, что ты уже всё знаешь, всё умеешь, всё понимаешь. Но с каждым новым классом я по-новому открываю, казалось бы, знакомые и до дыр истёртые истины. Я учусь всю жизнь, никогда не останавливаюсь на достигнутом, ищу всё новые и новые ответы на старые вопросы, не устаю находить необычное в обычном и обычное в необычном.

Глава 3

Завтра наступает сегодня

Сущность только что родившегося человека можно определить как «tabula rasa» или «чистая доска», где можно написать все, что захочешь.

Именно мы, педагоги, ежедневно трудимся над тем, чтобы создать образ выпускника школы – компетентную, социально интегрированную и мобильную личность, способную к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества. Конечно, это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа. 

Каждый день в школе - учение для меня. Каждая минута урока осознанна. Каждый ученик – загадка, которую с каждым новым днем пытаешься разгадать. И каждый ученик - учитель для меня. Дети учат быть более ответственной, сдержанной, чуткой, понимающей. С каждым днем я понимаю, что не только я учу детей, даю им знания, но и дети учат меня тому, без чего учитель не сможет обойтись!

Глава 4 (заключительная)

Размышление во время урока: «Не должность, но призвание»

Учитель, влюбленный в свою профессию, достигнет многого, потому что у него есть желание самосовершенствоваться, стремиться соответствовать современным требованиям, предъявляемым к личности учителя.

Ведь учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

 «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Я выбрала профессию педагога, а это значит – взяла на себя ответственность за тех, кого я учу и воспитываю, но вместе с тем я несу полную ответственность и за саму себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Учителем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель года 2018 Эссе «Учитель и ученик растут вместе"

        Учитель… Как много смысла заложено в этом слове…Что значит быть учителем? Учить предмету, который знаешь? Или учить умению общаться? Или преодолевать т...

Эссе: «Учитель и ученик растут вместе».

В течение жизни нам часто приходится делать выбор. И, зачастую, очень трудно принять то или иное решение, зная, что оно в какой-то степени определяет твою дальнейшую судьбу, расставляя жизненные...

Эссе "Учитель и ученик растут вместе".

Эссе "Учитель и ученик растут вместе" раскрывает мой взгляд на деятельность учителя, точки профессионального и  личностного роста....

Эссе "Учитель и ученик растут вместе"

Эссе на конкурс "Учитель года"...

Эссе "Учитель и ученик растут вместе"

Эссе на конкурс "Учитель года 2019"...

Эссе учителя «Учитель и ученик растут вместе».

Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь ст...

Эссе "Учитель и ученик растут вместе"

Эссе "Учитель и ученик растут вместе"...