Проект "Пять шагов к толерантности"
проект на тему

Данный проект представляет  формы  воспитательной работы классного руководителя  в течение года  и посвящен вопросам воспитания толерантности.

Предназначен  для учащихся  7-11 классов, их родителей и учителей.

Проект  включает в себя уроки, классные часы, родительское собрание, конкурсы, коллективное творческое дело (КТД).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_5_shagov_k_tolerantnosti.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Проект: «Пять шагов к толерантности».

Данный проект представляет  формы  воспитательной работы классного руководителя  в течение года  и посвящен вопросам воспитания толерантности.

Предназначен  для учащихся  7-9 классов, их родителей и учителей.

Проект  включает в себя уроки, классные часы, родительское собрание, конкурсы, коллективное творческое дело (КТД).

Цель проекта: развитие культуры толерантности  у учащихся, у педагогов, у родителей.

Задачи проекта:

- гармонизация межличностных отношений в школе;

- расширение учебно - методической базы по развитию толерантного сознания всех участников образовательного процесса.

                                            Содержание проекта

Шаг 1.

Урок английского языка.

В школе ежегодно проходят олимпиады, праздники иностранного языка, учителя проводят занимательные уроки, где учащиеся на английском и немецком языках рассказывают о традициях и обычаях разных стран. Мною запланирован урок на основе американского материала для чтения. Данный материал о сохранении культурных традиций  американцами  индейского происхождения в условиях жизни многонационального общества.

Наряду с практическими целями  урока, я ставлю перед собой следующие воспитательные задачи:

  1. Поддерживать интерес к обычаям и традициям людей разных национальностей.
  2. Наглядно продемонстрировать взаимодействие разных культур и их взаимосочетаемость  в жизни одного человека.
  3. Показать, что общечеловеческие ценности свойственны  всем, живущим на планете Земля.

Ход урока

1.Вступительная беседа: краткое обсуждение ситуации, подводящее к постановке цели урока.

2.Языковая разминка: фронтальная вопросно - ответная работа по иллюстрациям, предваряющим чтение.

3.Выполнение предтекстовых  заданий, направленное на облегчение понимания материала. Работа в парах и индивидуально.

4.Поисковое чтение текстов в группах. Вопросы формируются заранее, для каждой группы - свои.

5.Организация обсуждения прочитанного, формулирование основных идей представленных текстов в группе.

6.Обмен информацией группами, ответы на заранее  поставленные вопросы.

7.Коллективное создание постера,  включающее основные выводы, сделанные на уроке.

8.Заключительный этап. Подведение итогов урока.

Шаг 2.

Классный час.

Тема: « Учимся разрешать конфликты»

Цель: учащиеся должны усвоить правила разрешения конфликта, развитие умений анализировать  конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

Подготовительная работа.

Классный руководитель предлагает подросткам описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не нужно. Эти конфликты будут коллективно проанализированы. Учащиеся попытаются совместно найти оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.

Ход занятия:

- беседа

- анализ конфликтных ситуаций

- выводы

Первая часть-беседа.

 В беседе с классным руководителем учащиеся вспоминают правила поведения для конфликтных людей и правила предупреждения конфликтов.

Правила поведения для конфликтных людей:

- не стремитесь доминировать  во что бы то ни стало;

- будьте принципиальны, но не  боритесь ради принципа;

- помните, что прямолинейность хороша, но не всегда;

- чаще улыбайтесь;

- во всем надо знать меру;

- сказать правду тоже надо уметь;

- будьте независимы, но не самонадеянны;

- не превращайте настойчивость в назойливость;

- будьте терпимы к людям;

- реализуйте себя в творчестве, а не в конфликте;

- проявляйте выдержку.

Правила предупреждения конфликтов:

- не говорите сразу со  взвинченным, возбужденным человеком;

- прежде  чем сказать о неприятном,  постарайтесь создать доброжелательную атмосферу;

- постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь « встать на его место»;

- не скрывайте доброго отношения к людям;

- умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Правила разрешения  конфликта:

  1. Анализ конфликтной ситуации ( необходимо подумать и ответить на ряд вопросов):

-Кто участвует в конфликте?

-Что является главным противоречием?

-Какова цель вашего оппонента?

-Какие положительные черты характерны для вашего оппонента, какие негативные?

-Какова ваша цель в конфликте?

-Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями.

- Определите для себя ценностную альтернативу.

- Если вы решили бороться до конца, то определите методы, какими вы будете решать конфликт.

- Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.

2. Разрешение конфликта.

-Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки.

- Используйте « Я - сообщение» (констатация вашего огорчения по поводу возникших противоречий) и «активное слушание» (констатация замеченного вами огорчения оппонента в связи со случившимся спором).

-предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.

-не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.

-Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверенны в себе, но не заносчивы и самонадеянны.

Вторая часть – анализ конфликтных ситуаций.

После знакомства с правилами «беспроигрышного» разрешения конфликтов учитель предлагает проанализировать конфликтные ситуации, которые представили на листочках одноклассники. Для этого создаем микрогруппы по  3-5 человек, каждая группа получает одну карточку с записанной на ней ситуацией. В течение 5 минут уч-ся анализируют в группе в соответствии с усвоенными правилами. Далее представители от групп дают свой анализ ситуации.

Выводы.

Итак, какие выводы мы можем сделать?

Уч-ся: важно отказаться от насилия и искать мирные пути решения споров и конфликтов. Нам надо поучиться быть терпеливыми друг к другу, стараться услышать и понять  другого.

Шаг 3.

Родительское собрание.

Тема: «Толерантность – путь к согласию и взаимопониманию».

Формы проведения: беседа, консультация, деловая игра.

Цель: способствовать большему развитию взаимопонимания между родителями, детьми, учителями.

Задачи:

- выявление взаимоотношений между родителями и детьми;

- выработка путей бесконфликтного  выхода из спорных ситуаций;

- акцентирование внимания родителей на уважении к правам личности (ребенок, учитель, родитель)

Участники: родители, учителя, работающие в классе, кл.руководитель.

Планируемый результат:

-выявление проблем родителей с собственными детьми;

-укрепление контактов с семьями учащихся;

- укрепление взаимопонимания родителей, детей и учителей, стремление взаимодействовать.

Предварительная подготовка:

-анкетирование родителей;

-анкетирование учащихся;

-приглашение психолога.

Содержание:

1.познакомить присутствующих с Декларацией принципов толерантности.

2.Диагностика (на основе анкетирования родителей и учащихся).

3. Работа в группах.

Задание 1. Попробуйте составить памятку, которая помогла бы помочь создать наилучший  психологический в семье.

Задание 2. Каждая группа получает карточки с ситуацией. Задача группы -выработать общее решение проблемы.

                                                   Приложение

Анкета для родителей

1.Хорошо ли вы знаете своих детей? (да, нет)

2.Доверяете ли вы своему ребенку?

3.Помогаете ли вы своим детям в учебе?

4.Воспитывая детей, применяли  ли Вы физическую силу?

5.Помогают ли ваши дети в домашних делах?

6.Считаете ли вы, что ребенок  сам должен  нести ответственность за свои поступки?

7.Считаетели вы, что ребенок имеет право на личную жизнь и свои секреты?

8. Часто ли дети заслуживают вашей похвалы?

9.Доверятели вы своим детям крупные суммы денег?

10.Часто ли говорите со своими детьми «по душам»?

11.Говорите ли Вы детям о правилах поведения?

12.Хочется ли вам, чтоб ваши дети были лучше?

13.Какие претензии вы можете предъявить Вашим детям?

14.Какие качества Вам хотелось бы больше всего воспитать  в  ваших детях? (честность, трудолюбие, человечность, аккуратность, ответственность, др.)

15. Что бы Вам конкретно хотелось изменить в характере Ваших детей?

Анкета для учащихся.

1.Делишься ли  с родителями своими проблемами? (да, нет, иногда)

2.Помогают ли родители тебе в учебе?

3.Часто ли ты заслуживаешь похвалы родителей?

4.Доверяют ли тебе родители?

5.Помогаешь ли родителям в домашних делах?

6.Часто ли родители говорят с тобой « по душам»?

7.Родители чаще ругают тебя: несправедливо, справедливо, совсем не ругают.

8.Могут ли родители проверять карманы, портфели своих детей, читать их записки?

9.Применяют ли родители к тебе физическое наказание?

10.какие права хотел бы ты иметь в семье?

Шаг 4.

Конкурсы.

   1.Конкурс плакатов и рисунков по правам человека в детской интерпретации  (в том числе права детей, родителей, учителей). Например: Я имею право на свои секреты! Я имею право знать, чем мой ребенок занимается после школы! Я имею право спокойно вести урок!

2.Конкурс синквейнов  по толерантности и правам человека.

Синквейн – форма японской поэзии, пятистрочие, в  котором:

1 строка- понятие;

2 строка – 2-3 прилагательных, характеризующих тему;

3 строка – 2-3 глагола,  дающих динамичную характеристику;

4 строка – фраза, выражающая отношение автора к теме;

5 строка – одно слово, в котором автор высказывает свою ассоциацию

                  к теме.

Например: Толерантность

                   Необходимая, всеобщая

                   Примиряет, объединяет, уравнивает

                   Путь к решению конфликта

                   Согласие.

Шаг 5.

Коллективное творческое дело « Портрет класса».

В конце учебного можно провести мероприятие по воспитанию толерантности  учащихся класса, подвести итог жизни класса  коллективной работой учащихся по созданию «Портрета класса». Это проектная деятельность  на тему  « Расскажи о своем друге». Каждый ученик напишет небольшой рассказ о своем лучшем друге из класса. Собранные вместе рассказы с рисунками и фото войдут в летопись класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Совместно-организованная деятельность педагогов с детьми с ОВЗ "К нам весна шагает быстрыми шагами

Авторская разработка конспекта учителя-дефектолога и воспитателя детей с ОВЗ (стрший возраст , ЗПР)...

Памятка "20 шагов к толерантности"

Памятка "20 шагов к толерантности"...

Обучение Бросоку с двух шагов в баскетболе. ЗАВЕРШЕНИЯ С 2-Х ШАГОВ ИЗ-ПОД КОЛЬЦА

https://www.youtube.com/watch?v=lweFQxHDNEoВ этом видео уроке мы увидим что такое бросок с двух шагов в баскетболе, и как его выполнять с  места, в движении, и различные его завершения из- под ко...