Проект "Пять шагов к толерантности"
проект на тему
Данный проект представляет формы воспитательной работы классного руководителя в течение года и посвящен вопросам воспитания толерантности.
Предназначен для учащихся 7-11 классов, их родителей и учителей.
Проект включает в себя уроки, классные часы, родительское собрание, конкурсы, коллективное творческое дело (КТД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_5_shagov_k_tolerantnosti.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Пять шагов к толерантности».
Данный проект представляет формы воспитательной работы классного руководителя в течение года и посвящен вопросам воспитания толерантности.
Предназначен для учащихся 7-9 классов, их родителей и учителей.
Проект включает в себя уроки, классные часы, родительское собрание, конкурсы, коллективное творческое дело (КТД).
Цель проекта: развитие культуры толерантности у учащихся, у педагогов, у родителей.
Задачи проекта:
- гармонизация межличностных отношений в школе;
- расширение учебно - методической базы по развитию толерантного сознания всех участников образовательного процесса.
Содержание проекта
Шаг 1.
Урок английского языка.
В школе ежегодно проходят олимпиады, праздники иностранного языка, учителя проводят занимательные уроки, где учащиеся на английском и немецком языках рассказывают о традициях и обычаях разных стран. Мною запланирован урок на основе американского материала для чтения. Данный материал о сохранении культурных традиций американцами индейского происхождения в условиях жизни многонационального общества.
Наряду с практическими целями урока, я ставлю перед собой следующие воспитательные задачи:
- Поддерживать интерес к обычаям и традициям людей разных национальностей.
- Наглядно продемонстрировать взаимодействие разных культур и их взаимосочетаемость в жизни одного человека.
- Показать, что общечеловеческие ценности свойственны всем, живущим на планете Земля.
Ход урока
1.Вступительная беседа: краткое обсуждение ситуации, подводящее к постановке цели урока.
2.Языковая разминка: фронтальная вопросно - ответная работа по иллюстрациям, предваряющим чтение.
3.Выполнение предтекстовых заданий, направленное на облегчение понимания материала. Работа в парах и индивидуально.
4.Поисковое чтение текстов в группах. Вопросы формируются заранее, для каждой группы - свои.
5.Организация обсуждения прочитанного, формулирование основных идей представленных текстов в группе.
6.Обмен информацией группами, ответы на заранее поставленные вопросы.
7.Коллективное создание постера, включающее основные выводы, сделанные на уроке.
8.Заключительный этап. Подведение итогов урока.
Шаг 2.
Классный час.
Тема: « Учимся разрешать конфликты»
Цель: учащиеся должны усвоить правила разрешения конфликта, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
Подготовительная работа.
Классный руководитель предлагает подросткам описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не нужно. Эти конфликты будут коллективно проанализированы. Учащиеся попытаются совместно найти оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.
Ход занятия:
- беседа
- анализ конфликтных ситуаций
- выводы
Первая часть-беседа.
В беседе с классным руководителем учащиеся вспоминают правила поведения для конфликтных людей и правила предупреждения конфликтов.
Правила поведения для конфликтных людей:
- не стремитесь доминировать во что бы то ни стало;
- будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа;
- помните, что прямолинейность хороша, но не всегда;
- чаще улыбайтесь;
- во всем надо знать меру;
- сказать правду тоже надо уметь;
- будьте независимы, но не самонадеянны;
- не превращайте настойчивость в назойливость;
- будьте терпимы к людям;
- реализуйте себя в творчестве, а не в конфликте;
- проявляйте выдержку.
Правила предупреждения конфликтов:
- не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
- прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу;
- постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь « встать на его место»;
- не скрывайте доброго отношения к людям;
- умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
Правила разрешения конфликта:
- Анализ конфликтной ситуации ( необходимо подумать и ответить на ряд вопросов):
-Кто участвует в конфликте?
-Что является главным противоречием?
-Какова цель вашего оппонента?
-Какие положительные черты характерны для вашего оппонента, какие негативные?
-Какова ваша цель в конфликте?
-Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями.
- Определите для себя ценностную альтернативу.
- Если вы решили бороться до конца, то определите методы, какими вы будете решать конфликт.
- Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.
2. Разрешение конфликта.
-Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки.
- Используйте « Я - сообщение» (констатация вашего огорчения по поводу возникших противоречий) и «активное слушание» (констатация замеченного вами огорчения оппонента в связи со случившимся спором).
-предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.
-не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.
-Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверенны в себе, но не заносчивы и самонадеянны.
Вторая часть – анализ конфликтных ситуаций.
После знакомства с правилами «беспроигрышного» разрешения конфликтов учитель предлагает проанализировать конфликтные ситуации, которые представили на листочках одноклассники. Для этого создаем микрогруппы по 3-5 человек, каждая группа получает одну карточку с записанной на ней ситуацией. В течение 5 минут уч-ся анализируют в группе в соответствии с усвоенными правилами. Далее представители от групп дают свой анализ ситуации.
Выводы.
Итак, какие выводы мы можем сделать?
Уч-ся: важно отказаться от насилия и искать мирные пути решения споров и конфликтов. Нам надо поучиться быть терпеливыми друг к другу, стараться услышать и понять другого.
Шаг 3.
Родительское собрание.
Тема: «Толерантность – путь к согласию и взаимопониманию».
Формы проведения: беседа, консультация, деловая игра.
Цель: способствовать большему развитию взаимопонимания между родителями, детьми, учителями.
Задачи:
- выявление взаимоотношений между родителями и детьми;
- выработка путей бесконфликтного выхода из спорных ситуаций;
- акцентирование внимания родителей на уважении к правам личности (ребенок, учитель, родитель)
Участники: родители, учителя, работающие в классе, кл.руководитель.
Планируемый результат:
-выявление проблем родителей с собственными детьми;
-укрепление контактов с семьями учащихся;
- укрепление взаимопонимания родителей, детей и учителей, стремление взаимодействовать.
Предварительная подготовка:
-анкетирование родителей;
-анкетирование учащихся;
-приглашение психолога.
Содержание:
1.познакомить присутствующих с Декларацией принципов толерантности.
2.Диагностика (на основе анкетирования родителей и учащихся).
3. Работа в группах.
Задание 1. Попробуйте составить памятку, которая помогла бы помочь создать наилучший психологический в семье.
Задание 2. Каждая группа получает карточки с ситуацией. Задача группы -выработать общее решение проблемы.
Приложение
Анкета для родителей
1.Хорошо ли вы знаете своих детей? (да, нет)
2.Доверяете ли вы своему ребенку?
3.Помогаете ли вы своим детям в учебе?
4.Воспитывая детей, применяли ли Вы физическую силу?
5.Помогают ли ваши дети в домашних делах?
6.Считаете ли вы, что ребенок сам должен нести ответственность за свои поступки?
7.Считаетели вы, что ребенок имеет право на личную жизнь и свои секреты?
8. Часто ли дети заслуживают вашей похвалы?
9.Доверятели вы своим детям крупные суммы денег?
10.Часто ли говорите со своими детьми «по душам»?
11.Говорите ли Вы детям о правилах поведения?
12.Хочется ли вам, чтоб ваши дети были лучше?
13.Какие претензии вы можете предъявить Вашим детям?
14.Какие качества Вам хотелось бы больше всего воспитать в ваших детях? (честность, трудолюбие, человечность, аккуратность, ответственность, др.)
15. Что бы Вам конкретно хотелось изменить в характере Ваших детей?
Анкета для учащихся.
1.Делишься ли с родителями своими проблемами? (да, нет, иногда)
2.Помогают ли родители тебе в учебе?
3.Часто ли ты заслуживаешь похвалы родителей?
4.Доверяют ли тебе родители?
5.Помогаешь ли родителям в домашних делах?
6.Часто ли родители говорят с тобой « по душам»?
7.Родители чаще ругают тебя: несправедливо, справедливо, совсем не ругают.
8.Могут ли родители проверять карманы, портфели своих детей, читать их записки?
9.Применяют ли родители к тебе физическое наказание?
10.какие права хотел бы ты иметь в семье?
Шаг 4.
Конкурсы.
1.Конкурс плакатов и рисунков по правам человека в детской интерпретации (в том числе права детей, родителей, учителей). Например: Я имею право на свои секреты! Я имею право знать, чем мой ребенок занимается после школы! Я имею право спокойно вести урок!
2.Конкурс синквейнов по толерантности и правам человека.
Синквейн – форма японской поэзии, пятистрочие, в котором:
1 строка- понятие;
2 строка – 2-3 прилагательных, характеризующих тему;
3 строка – 2-3 глагола, дающих динамичную характеристику;
4 строка – фраза, выражающая отношение автора к теме;
5 строка – одно слово, в котором автор высказывает свою ассоциацию
к теме.
Например: Толерантность
Необходимая, всеобщая
Примиряет, объединяет, уравнивает
Путь к решению конфликта
Согласие.
Шаг 5.
Коллективное творческое дело « Портрет класса».
В конце учебного можно провести мероприятие по воспитанию толерантности учащихся класса, подвести итог жизни класса коллективной работой учащихся по созданию «Портрета класса». Это проектная деятельность на тему « Расскажи о своем друге». Каждый ученик напишет небольшой рассказ о своем лучшем друге из класса. Собранные вместе рассказы с рисунками и фото войдут в летопись класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг
Материал включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности ребенка к процессу обучения в школе....
Совместно-организованная деятельность педагогов с детьми с ОВЗ "К нам весна шагает быстрыми шагами
Авторская разработка конспекта учителя-дефектолога и воспитателя детей с ОВЗ (стрший возраст , ЗПР)...
Памятка "20 шагов к толерантности"
Памятка "20 шагов к толерантности"...
Конспект занятия.«Обучение технике прыжка в длину с 7-9 шагов разбега. Закрепление техники метания теннисного мяча на дальность с 4-5 бросковых шагов»
Конспект урока...
Обучение Бросоку с двух шагов в баскетболе. ЗАВЕРШЕНИЯ С 2-Х ШАГОВ ИЗ-ПОД КОЛЬЦА
https://www.youtube.com/watch?v=lweFQxHDNEoВ этом видео уроке мы увидим что такое бросок с двух шагов в баскетболе, и как его выполнять с места, в движении, и различные его завершения из- под ко...