Программно-технологические условия по повышению качества образования на уроках технологии (из опыта работы)
материал по теме

Басимова Елена Валерьевна

В данном материале я рассказываю о том, как я используя программно-технологические условия на уроках технологии, повышаю качество образования на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basimova_e.v.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программно-технологические условия по повышению качества образования на уроках технологии

(из опыта работы)

                                                                               Басимова Елена Валерьевна

                                                                               учитель технологии

                                                                               МБОУ «СШ № 29»

Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагаю доклад на тему: «Программно-технологические условия по повышению качества образования на уроках технологии». Чтобы была понятна цель моего выступления, скажу что по первому образованию, я учитель технологии, по второму учитель олигофренопедагог. 17 лет проработала учителем швейного дела в коррекционной школе VIII вида, и вот уже 7 лет преподаю предмет дистанционно у детей с ограниченными возможностями  (девочки и  мальчики), а также в прошлом году вела технологию у мальчиков столярное и слесарное дело в школе.

Итак, повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Качество образования "задает” качество жизни человека и общества. И наша задача - искать пути повышения качества образования.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает детям необходимые знания и умения, которые пригодятся каждый день в обыденной жизни, особенно нужный для детей с ограниченными возможностями. Как писал известный дефектолог, Г.М.Дульнев, 1982, «Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы». Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов. В ходе выполнения трудовых заданий можно выявить, насколько усвоил ученик знания по отдельным общеобразовательным дисциплинам и каковы его возможности в использовании этих знаний в практической деятельности, в частности на уроках технологии.

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желания трудиться с охотой и интересом.

На основе этого я ставлю перед собой следующие задачи:

-способствовать приобщению учащихся к творческой работе;

-содействовать привитию интереса к творчеству, поиску; развитию навыков созидания, самореализации,  художественного вкуса.

В ходе своей работы на уроках технологии с мальчиками я столкнулась со следующими проблемами:

  • учащиеся невнимательны, не заинтересованы;
  • к учебе относятся совершенно безразлично;
  • учащиеся работают по шаблону, выполняет задания ради оценки,
  • не могут применить теорию на практике;
  • к предмету относятся, как к второстепенному и незначимому.

Первопричиной  проблем отношения к учебе и качества образования является отсутствие мотивации к учебе у детей.

Для её повышения необходимо:

  • Сформулировать цель работы таким образом, чтобы цели преподавателя стали привлекательными для учеников. Правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотноситься с конкретным сроком. К примеру, так формулируется цель урока по теме «Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы». Для меня как учителя - ученики должны будут уметь правильно зачищать тонколистовые заготовки, различным инструментом, для ученика – научаться работать инструментом и выполнять работу качественно. Чтобы ученики сами сформулировали цель, использую следующий прием: демонстрирую два образца, один из которых некачественно зачищенное изделие и в процессе диалога мы вместе обсуждаем и составляем задачи нашей деятельности. Критерием достижения такой цели будет проверка качества зачистки изделия.
  • Стараюсь предлагать учащимся такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач. Для каждого раздела мною разработаны задания разного уровня сложности, для учащихся с разной подготовкой. Выполнение даже не очень сложного задания создает у ученика чувство радости и способствует закреплению желания работать дальше. (Например, выполнить модель самолета, автомобиля, подсвечника из жестяной банки). Предлагаю ребятам придумать для этих несложных изделий свою отделку, оформление, то есть проявить творческие способности, ориентирую учеников на самооценку деятельности. В рамках изучения темы «Тонколистовой металл» предложила ребятам технику «Фойларт – плетение из фольги». Сначала дети сплели из фольги различные предметы, далее классу была предложена идея о создании своего мультфильма из сплетенных предметов. Класс разделила на группы, первая писала сценарий, вторая готовила декорации. Далее прочитав сценарий и распределив роли ребята немного порепетировав приступили к съемке и озвучке мультфильма.
  • В ходе объяснения нового материала использую такие приемы, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление. Поэтому показываю детям готовый образец, который можно посмотреть, потрогать руками, или демонстрирую иллюстрацию в компьютере. Объясняю материал простым, доступным языком, если непонятные слова встречаются при обучении, записываем их в словарик, расположенный в конце тетради и объясняю значение этого слова. Если ребенок  не имеет представления о том, что он изучает, то и усвоить качественно знания он не сможет.
  • Учебный материал стараюсь подать в форме деловой игры, урока – семинара, урока – конференции, выполнения проектных заданий, творческих мастерских, в форме работы групп сменного состава, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Например, в рамках изучения профессий, был проведен урок-конференция, заранее ребята выбрали рабочие профессии, о которых хотели бы больше узнать, большая часть детей выбрала профессию родителей и в момент выступления рассказывали о профессии не только то, что узнали из интернета, но и то о чем рассказали родители. Во время урока выделила тот момент, что высококвалифицированный специалист рабочей специальности – это очень даже котируемый человек на рынке труда. И что детям стоит задуматься о выборе профессии уже сейчас. Выступления учащиеся оценивали сами. Эти формы организации учебной деятельности способствуют сотрудничеству учеников на уроке, взаимопомощи, позитивному отношению класса к предмету и учебе в целом. Учащимся, которые быстрее усвоили материал, предлагаю поработать моими помощниками, помочь отстающим. В процессе работы я заметила, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабомотивированных учащихся. Также уроки технологии невозможно представить без индивидуальной работы. Провожу индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов.
  • Наиболее эффективным фактором повышения качества технологического образования является метод проектов, который способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он широко применяется и при подготовке к олимпиадам, и исследовательской работе, и по окончании изучения раздела программы по технологии, и при подготовке к конкурсам - как в коллективной, так и в индивидуальной работе учащихся. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой учителем, а также одной из конкретных возможностей использовать жизненные ситуации для воспитательных и образовательных целей.
  • Одним из видов метода проектов является научно-исследовательская деятельность школьников - еще один путь к повышению качества технологического образования. Это деятельность учащихся под руководством учителя технологии, связанная с выявлением творческого проекта исследовательского характера, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, помогает систематизировать, обобщать, углублять знания по технологии и учит их применять на практике. Так, например, ученица с ОВЗ Кушкина Настя на уроках технологии познакомилась с новой техникой «Лепки из пластика», в течение полугода мы с ней создавали куклу из пластика, далее по этой работе девочка выполнила творческий проект и на школьном НОУ заняла второе место.
  • Очень важно создать на занятии психологически комфортную атмосферу, условия для уютной и безопасной работы.
  • Уважительное отношение к каждому ученику, приветливый тон учителя.
  • Чистота и порядок в мастерской служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное - вызывают желание учиться, делать красивые вещи своими руками и повышают качество образования.

На уроке, как правило, практикую выступления с использованием компьютера, мультимедийного проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась и интерактивная доска. Чаще всего для своего выступления использую Microsoft Power Point в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. Презентации  использую при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). В зависимости от выступления  включаю в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видео и аудио файлы.

Для активизации познавательной деятельности на занятиях по технологии эффективно использую опорные конспекты, основанные на разработке и применение опорных схем и опорных сигналов. Опорные схемы выполняю в виде таблиц, карточек, рисунков, тем самым организую внимание детей к объяснению, повышаю интерес к учению. Опорный конспект позволяет ученику глубже разобраться в изучаемом материале, а учителю помогает наглядно представить весь изучаемый материал, сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах этого материала, а так же многократно повторять изучаемый материал.

         Дети с ограниченными возможностями, уроки технологии ждут с нетерпением, занимаются с желанием и интересом, оценки по предмету четверки и пятерки. На уроках использую разные технологии, опираясь на диагноз ребенка и желание. Потому что если ребенку интересно работать в той или иной технике, он будет трудиться с интересом и стремиться к результату, а если технология будет навязана мной, то и ребенок будет делать с неохотой и результата не будет. Дети с ОВЗ, как было сказано выше с большим интересом и желанием знакомятся с различными технологиями, такими как, бумагопластика, тестопластика, пластика, квиллинг, аппликации из круп, декупаж, работа с гофрированной бумагой и т.д.  Активно участвуют в городских, окружных и международных олимпиадах, конкурсах, выставках и различных мероприятиях, где занимают призовые места. Все это повышает качество образования на уроках технологии.

Наибольшая трудность в работе учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями в том, что не сразу видны результаты труда. Объективную оценку дает только время. Но в этом и  привлекательность нашей работы. Точно знаю, что нужно быть искренней, открытой, с огромной энергетикой в жизни, творчески подходить к делу, поэтому стараюсь разнообразить свои уроки, ищу нестандартные решения, создаю новые программы, где раскрывается творческий потенциал детей.

Спасибо за внимание! Всех педагогов с Новым учебным годом! Желаю творческой, креативной и нескучной работы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения качества образования на уроках иностранного языка. (Из опыта работы)

В данной статье автор рассказывает, что понимают под современным качеством образования и останавливается подробно на тех моментах, которые он эффективно использует в своей работе. К работе прилагается...

Программа повышения качества образования на уроках технологии

Программа повышения качества образования на уроках технологии...

Программа повышения качества образования на уроках технологии

Повышение качества образования – актуальная  проблема не только для России, но и для всего мирового сообщества. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией спосо...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...

«Платформа «Сферум» - как средство повышения качества образования и мотивации школьников» (из опыта работы)

Современная Россия переживает процесс активных преобразований, время перехода от индустриального общества к обществу информационному. C изменением характера современного общества происходит также изме...