Пути повышения качества образования на уроках иностранного языка. (Из опыта работы)
статья по английскому языку на тему

Игнатова Лариса Викторовна

В данной статье автор рассказывает, что понимают под современным качеством образования и останавливается подробно на тех моментах, которые он эффективно использует в своей работе. К работе прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestvo_obrazovaniya_moe.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
(Из опыта работы)

Ошибочно думать, что много знания есть достоинство.
Важно не количество, а качество знания.

(Л.Толстой)

 

Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Качество образования в настоящее время – это не успеваемость, не формирование знаний, умений и навыков, как было ранее, а способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е. компетентность учителя и ученика. То есть насколько ученик в своей дальнейшей практической жизни сможет реализовать свои умения и навыки и раскрыть свой творческий потенциал. В связи с этим меняются основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе «новой образовательной среды».
Учителю необходимо:
-Показывать учащимся, как можно самостоятельно учиться и придумывать что- то новое;
-Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполнять свою часть работы;
-Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей;
-Создавать условия для проявления инициативы; 
-Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

       Таким образом, государственные стандарты второго поколения это и есть новое качество образования.

Основное назначение обучения иностранному языку согласно новым государственным стандартам

  • формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка;
  • воспитание и развитие личности школьника средствами ИЯ.

Важнейшей проблемой, волнующей учителей и методистов в настоящее время является снижение уровня знаний. С одной стороны, это связано с низким качеством урока: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой, преобладанием пассивных форм урока над активными. С другой стороны, с мотивационным кризисом у учащихся.

Повышение качества обучения на уроках  иностранного языка зависит от трех составляющих:

-Современный УМК;

- Личность учителя, его профессионализм, качество преподавания;

- Урок иностранного языка, методика преподавания, оснащение урока, условия проведения урока.

УМК нового поколения.

          Я обучаю детей и английскому, и немецкому языку. Так получается, что по английскому языку за время моей работы (более 20 лет) сменилось 9 различных УМК разных авторов. Последний раз – в этом году. Каждый год приходится разрабатывать новые программы.  Некоторые учебники – неудачные или не подходящие для наших условий и детей, или не подходящие лично мне как учителю. . Сейчас я работаю по линейке учебников «Радужный английский» авторов Афанасьевой, Михеевой, Барановой.  На мой взгляд, это самый удачный учебник из всех, по которым мы занимались. Это УМК нового поколения,

- который в  равной степени развивает языковые навыки (фонетика, лексика, грамматика) и речевые (чтение, говорение, аудирование, письмо) умения;

- где присутствует национальный и страноведческий компонент;

-где очень четко вводится новый лексический и грамматический материал и закрепляется;

-где тщательно и последовательно организовано повторение материала и отслеживание результатов обучения;

-где реализуется преемственность от года к году и видна система с методической точки зрения;

-где продумана система подготовки к ОГЭ И ЕГЭ.

            По немецкому языку автор учебника не поменялся за все это время. Это И.Л. Бим. Претерпел изменения только сам учебник в плане содержания, внешнего вида.

Постоянное повышение эффективности и качества урока

           Учитель – это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, то есть, ему следует постоянно повышать эффективность и качество урока. Для этого в арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока. (Учитель должен обладать искусством рекламной упаковки учебного материала)

Пути повышения эффективности урока:

  • постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;
  • улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;
  • комплексное планирование уроков;
  • рациональное использование времени урока;
  • соблюдение логики уроков;
  • соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;
  • развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;
  • учет индивидуальных особенностей обучающихся.

       Я остановлюсь на тех моментах, которые я использую, чтобы повышать качество обучения на своих уроках.

  1. Создание ситуации успеха.

        Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха, которое способствует ощущению продвижения вперед, переживанию успеха в учебной деятельности.

          Как я работаю над созданием ситуации успеха? На уроках я стараюсь правильно подбирать уровни сложности заданий. Темп занятия, стараюсь демонстрировать достижения отдельных учащихся классу, справедливо, «по заслугам» оценивать результат деятельности школьников.

          Успех в обучении достигается также путем создания благоприятного климата во время уроков, я стремлюсь к тому, чтобы снизить у учащихся чувство неуверенности и боязни, тревожности. Все это придает детям уверенности в своих силах, помогает более успешно решать задачи, преодолевать возникающие во время учения трудности.

  1. Здоровье-сберегающие технологии.

Организуя учебную деятельность на уроке, учителю следует широко применять элементы здоровье-сберегающих технологий. Важно правильно организовывать учебную деятельность, а именно, строгая дозировка учебной нагрузки, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, оптимальный тепловой режим, чистота), построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности.

       В своей работе я использую виды деятельности, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряженности. К ним относятся смена видов учебной деятельности, режимов работы, физминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности, скороговорки и фонетические зарядки.

  1. Проблемное обучение.

  1. Принцип наглядности.

           Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Поэтому использование принципа наглядности  - одно из важнейших условий эффективного обучения. На уроках иностранного языка я испоьзую не только зрительную наглядность (иллюстрации, фотографии, презентации), но и слуховую (аудиоматериалы)

  1. Игровая деятельность.

               Игра – универсальное средство, помогающее учителю превратить сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие.

     Среди игр, которые я использую в своей практике – «Снежный ком» и «Угадай, кто это/что это» , ролевые -для развития навыков устной речи; «Домино» и «Горячая картошка» для работы с лексикой и другие.

  1. Использование элементов ИКТ и Интернет-ресурсов.

Презентации :

             К наиболее эффективным формам представления материала по иностранному языку следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

 Интернет:

  • для включения аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание урока, т.е. интегрировать их в программу обучения;
  • для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
  •  ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
  • для самостоятельной подготовки к сдаче  экзамена;

  1. Активные нетрадиционные формы уроков.

Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные нетрадиционные формы уроков. К таким урокам относятся: урок – экскурсия, урок-викторина , интегрированный урок, урок-ролевая игра, урок-конференция.

  1. Внеклассная работа.

  1. Проектная деятельность.

  1. Индивидуальная работа с детьми.

  1.  Использование страноведческого и аутентичного дополнительного материала.

                   В заключение, хотелось бы добавить, что огромную роль в формировании в детях "умения учиться", того самого, которое сейчас так строго требует новый ФГОС, играет разработка каждым учителем своей стройной системы преподавания, в которой обязательно присутствует единство требований, а каждый урок является "звеном в цепи" - необходимым её элементом. Не нужно гнаться за всеми современными технологиями и разработками сразу. Выбирайте для себя то, что хорошо сработает именно у вас, то, что находит отклик в душе и помните, что самый главный методический приём - это любовь к детям и своей профессии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку

laquo;Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»            ...

Статья по английскому языку по теме "Роль инновационных педагогических технологий в повышении качества образования на уроках иностранного языка"

Данный материал освещает роль современных педагогических технологий в контексте повышения качества образования на уроках иностранного языка....

Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в изучении иностранного языка

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом...

«Пути повышения качества образования на уроках русского языка и литературы»

Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к снижению грамотности,  неум...

Средства и методы повышения мотивации и качества образования на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

ТЕКСТ СООБЩЕНИЯ НА методическом объединении Топкинского района на тему:Средства и методы повышения мотивации и качества образования на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

«Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»

Актуальность проблемы Существует мнение, что наша молодежь менее приспособлена к окружающей действительности, чем их иностранные сверстники, имеют больше комплексов не только с точки зрения языковой к...