Формирование ситуации успеха во внеурочной деятельности по математике.
статья на тему
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_uspeh.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Ларина Людмила Владимировна,
учитель математики
МБОУ «Лицей №24»
Формирование ситуации успеха во внеурочной деятельности по математике.
Смена содержания и форм социальных отношений, широкий информационный и культурный обмен приводят к интенсивному поиску новых, субъект – субъектно-ориентированных технологий межличностного взаимодействия в образовательном пространстве.
Эффективность решения многих задач, по мнению ученых, зависит не только от индивидуальных качеств личности, но и от ее умений включиться в совместную деятельность на уровне сотрудничества, партнерства. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.
Взаимодействие учителя и учащихся в создании ситуации успеха в процессе внеклассной деятельности по математике является необходимым условием для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы их роста, помогает добиться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса – помочь осознать свои возможности и поверить в себя.
Основные концептуальные позиции педагогики успеха связаны с гуманистической педагогикой и психологией, признающей уникальность человеческой личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Педагогика успеха предполагает использование личностно-ориентированного, системно-ориентационного и индивидуального подхода во взаимодействии с ребенком.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Проживая ситуацию успеха, ребенок приобретает чувство собственного достоинства, успех приводит школьника к осознанию собственной компетентности. Ситуация – это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха – явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязаний (ожиданий, надежд), либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков – реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», у старшеклассников – «сделать заявку» на будущее, самоопределение.
Считается, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить его взаимоотношение с окружающими. Состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка.
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха. Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания.
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:
1. Снятие страха: помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
2. Авансирование успешного результата: помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности: помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
4. Внесение мотива: показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
5. Персональная исключительность: обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение: побуждает к выполнению конкретных действий.
7. Высокая оценка детали: помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Внеклассная деятельность по математике имеет большое значение для всестороннего развития школьников. Необходимо так организовать процесс внеклассной работы, чтобы в течение его протекало максимальное развитие личности. Учитель должен стать организатором и руководителем внеурочной деятельности учащихся, оказывая им нужную помощь, в частности путём постановки общих целей, подачи информации. Важно, чтобы учитель по-настоящему был заинтересован в результатах своего труда и стремился к творчеству, опираясь на практические советы и рекомендации по подготовки и проведению различных форм внеклассной работы. Во внеклассной работе я стараюсь создавать ситуации успеха, направленные на раскрытие и развитие способностей учащихся, их позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействии членов школьного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов».
Педагог связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей подростка, перед самим подростком и пере...
Презентация Power Point: «Игры на занятиях по английскому языку-как средство развития адекватной мотивации и формирования ситуации успеха».
Игра , введенная в учебный процесс на уроках английского языка , в качестве одного из приемов обучения , должна быть интересной , несложной , целенаправленной и оживленной , способствовать усвое...
Статья "Формирование ситуации успеха на уроках технологии"
Если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех -...
Презентация "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности" (выступление на педсовете)
Содержит материал, раскрывающий методы и приемы создания ситуаций успеха во внеурочной деятельности...
"Влияние внеурочной деятельности по английскому языку на формирование ситуации успеха у учащихся"
Презентация "Влияние внеурочной деятельности на формирование успеха у учащихся"...
Приемы формирование ситуации успеха у каждого ребенка на занятиях шахматами
Данная статья посвящена созданию ситуации успеха у обучающихся в процессе занятий шахматами. Правила игры в шахматы, как вида спорта, связаны с серьезной эмоциональной выдержкой. Особенно сложно справ...
Объективность оценивания сочинения как способ формирования ситуации успеха на уроке: как пройти путь от «Что писать?» до « А можно написать больше?
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Пишу о том, с чем жила многие годы. В школе совсем не умела писать сочинения. Получала оценки только благодаря маме. Когда пришла в профессию, поняла, что это для меня...