Объективность оценивания сочинения как способ формирования ситуации успеха на уроке: как пройти путь от «Что писать?» до « А можно написать больше?
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Пишу о том, с чем жила многие годы. В школе совсем не умела писать сочинения. Получала оценки только благодаря маме. Когда пришла в профессию, поняла, что это для меня самый первый вызов. На протяжении семи лет размышляла над технологией создания. Перед вами - плод моей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barsukova.pptx | 348.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Объективность оценивания сочинения как способ формирования ситуации успеха на уроке: как пройти путь от « Что писать? » до « А можно написать больше? »
Условия формирования личного вклада в развитие образования ФГОС-3 предполагает конкретизацию требований к обучающимся. Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены . Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся , включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое,экологическое воспитание. Методические условия : Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
Условия формирования личного вклада в развитие образования Научно-исследовательские условия : опора на теоретические работы А. Н. Леонтьева, Л.С. Выготского Методические условия : работа в методическом объединении школьного уровня, семинарах по вопросам реализации методов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Деятельность определяет сознание Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся : - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.
Зона ближайшего развития В книге «Мышление и речь» Л.С. Выготский отмечал: «Мы видели, что обучение и развитие не совпадают напрямую , а представляют собой два процесса, которые находятся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития . В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребенка от дрессуры животных.»
Цель и задачи педагогической деятельности Цель: создание условий для определения и достижения прозрачных критериев при написании сочинения посредством использования системно-деятельностного подхода на уроках русского языка. Задачи: изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме; обеспечить формирование деятельностного подхода в решении проблемных задач ; разработать систему заданий с использованием системно-деятельностного подхода на разных этапах урока ; Апробировать разработанную систему на уроках русского языка 5-11 классах.
Путь ребенка Формирование прозрачных критериев, необходимых для выполнения сочинения. Способность наполнять стандарт собственными мыслями. Осознание собственного успеха в результате деятельности.
«Зона ближайшего развития» в работе над сочинением: Освоение обязательных критериев. Развитие умения работать с цитатой. (5 класс) Формирование умения подбора цитат из произведения по теме, определение их места в собственной работе. (6-7 класс) Работа с определением и его пояснением (из заголовка). (8 класс) Освоение работы с двумя аргументами как основы для сдачи ОГЭ и итогового сочинения (9-10 класс) Определение проблемы публицистического текста, формулирование позиции автора и собственной точки зрения на проблему, поставленную в тексте. (11 класс)
Обязательные критерии написания сочинения (даются с 5 класса) Наличие вступления по теме («Я хочу рассказать о….) Указание автора, названия произведения, имён героев текста. Описание поведения героев, их нравственных качеств, которые помогают раскрыть тему работы. Наличие цитат из текста (по 2-3 слова) Отсутствие повторов слов. Вывод по теме.
Объем работ: 5 класс: 5 предложений 6 класс: 6 предложений 7 класс: 7 предложений 8 класс: 8 предложений 9 класс: 12 предложений (связано со стандартом ОГЭ) 10 класс: 14 предложений 11 класс: 300 слов (стандарт ЕГЭ)
Формулировка темы: Тема всегда носит форму открытого вопроса и рассчитана на формулировку собственной точки зрения ребенка. Примеры тем: Мог ли я жить среди Простаковых , Скотининых, Правдиных?» (8 класс) Почему герой произведения В.Распутина «Уроки французского» запомнил образ своего учителя? (6 класс) Сопоставление образов царевны и царицы в «Сказке о мертвой царевне…» А.С. Пушкина (5 класс)
Самый частый вопрос от детей: А можно написать больше?
Преимущества такого метода работы: Работа понятна даже самым слабым ученикам, поэтому выполняется легко в классе, или дома без помощи родителей. Формируется ситуация успеха. Уходит страх: я не знаю, что писать. Ученики учатся оценивать свою работу и работы других детей по объективным критериям. Ребята осваивают навыки публичного выступления (зачитываются тексты перед классом за кафедрой). Постепенно шлифуется качество речи детей (речевых ошибок становится заметно меньше). Отсутствие проблемы с количеством оценок по литературе у учителя (обычно их мало, не хватает для выставления четвертной).
soft skills =«мягкие навыки» Умение ставить цель и добиваться ее; Умение управлять своим временем; Мыслить критически (записывать всё, выбирать лучшее); Знакомство с понятием «эмоциональный интеллект» (умение мыслить позитивно); Развитие навыков деловой коммуникации, умение отстаивать свою точку зрения при публичном выступлении, участии в дискуссии;
Литература: 1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” 2. Л.С. Выготский «Мышление и речь» 3.Леонтьев Л.Н. «Деятельность. Сознание. Личность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)
Урок русского языка «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов) проведен для учащихся 11 класса в системе уроков изучения и обобщения мате...
Создание ситуации успеха на уроке - один из способов формирования и повышения мотивации учебной мотивации
Без знания географической номенклатуры невозможно представить изучение географии как учебного предмета. Практические работы с позволяют ученикам свободно ориентироваться на географич...
Способы создания ситуации успеха на уроке
В данной презентации дано определение ситуации успеха, способы, приемы,алгоритм ее создания, описаны типы ситуаций успеха....
Презентация Power Point: «Игры на занятиях по английскому языку-как средство развития адекватной мотивации и формирования ситуации успеха».
Игра , введенная в учебный процесс на уроках английского языка , в качестве одного из приемов обучения , должна быть интересной , несложной , целенаправленной и оживленной , способствовать усвое...
Статья "Формирование ситуации успеха на уроках технологии"
Если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех -...
«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»
выступление на ГМО по теме:«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»...