ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 5-7 класс: История и культура храмов столицы
рабочая программа (5, 6, 7 класс) по теме
Настоящая программа относится к туристско-краеведческой направленности. Москва – это современный живой город, в котором 870-летняя история оставила глубокие следы и во внешнем облике улиц и в исторической памяти горожан. Поэтому важным аспектом является изучение Москвы с учётом исторической перспективы.
Программа является самостоятельным предметом, не представляющий
собой курс истории, изучающий город, в котором живут обучающиеся, на
основе познания археологии и быта, архитектуры и градостроительства,
достопримечательностей и памятников, ансамблей и храмов, улиц и площадей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка ИиКХС | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«История и культура храмов столицы»
Направленность: туристско-краеведческая
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 11-13 лет (5-7 кл).
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Читаева София Денисовна.
педагог дополнительного образования
Москва 2017
РАЗДЕЛ 1. ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность дополнительной общеразвивающей программы
Настоящая программа относится к туристско-краеведческой направленности. Москва – это современный живой город, в котором 870-летняя история оставила глубокие следы и во внешнем облике улиц и в исторической памяти горожан. Поэтому важным аспектом является изучение Москвы с учётом исторической перспективы.
Программа является самостоятельным предметом, не представляющий
собой курс истории, изучающий город, в котором живут обучающиеся, на
основе познания археологии и быта, архитектуры и градостроительства,
достопримечательностей и памятников, ансамблей и храмов, улиц и площадей.
- Уровень освоения программы
Базовый
- Актуальность программы
Программа имеет комплексный характер и призвана познакомить с
историей, городским пространством и достопримечательностями Москвы,
позволяет обучающимся «собственными ногами и глазами»: приобрести
пространственно-визуальный образ города, связать историю Москвы с её
городским ландшафтом, ощутить «душу столицы», воплощённую во всей
материально-вещественной среде, несущей неповторимый образ «малой Родины».
1.4. Педагогическая целесообразность
Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия – среди стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начаться физическое вырождение нации.
Решение этих проблем возможно, в том числе через активизацию работы по духовно-нравственному воспитанию. Программа «История и культура храмов столицы» ориентирована на традиционные ценности православной религиозной культуры с учетом современных условий и социального развития российского общества.
1.5. Отличительные особенности программы
Программа построена с учётом возрастных возможностей детей 11-13 лет.
Детям не только сообщаются готовые знания, но и ставятся проблемные ситуации, в разрешении которых они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения в своих исследованиях Москвы.
1.6. Цель и задачи программы
Основная цель программы –формирование развернутых понятий о культуре, истории Москвы связанных с многочисленными храмами столицы. Программа ориентирована на решение следующих задач:
-духовно-нравственное развитие детей посредством изучения истории города
-развитие мотивации личности к исследовательской деятельности.
- создание условий творческого развития;
- приобретение культурологических знаний и туристического опыта, необходимых для разностороннего развития личности подростка
Категория обучающихся
В этом разделе необходимо указать:
- возраст детей, на которых рассчитана программа: 11-13 лет, в количестве 15 человек различного возраста и вероисповедания.
1.7. Сроки реализации программы: 1 год, всего 152 часа
1.8. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
2 занятия в неделю по 2 часа.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
- Беседы
- Сообщения
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии
Практические занятия:
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Заочные путешествия
- Творческие проекты, презентации
Основные содержательные компоненты программы:
-о истории Москвы
-о архитектурных памятниках
-о духовной и культурной ценности храмов
1.9. Планируемые (ожидаемые) результаты:
Умение организовывать собственную деятельность, определять типовые методы и способы выполнения исследовательских задач, которое даст возможность принять участие в Олимпиаде «История и Культура храмов столицы»
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы направлено на духовно-нравственное развитие, гражданско-патриотическое и эстетическое воспитание детей посредством приобщения к культорологическим и нравственным ценностям Москвы, а так же на поддержку и развитие научно-исследовательской деятельности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ТЕМАМ
Содержание программы направлено на:
- создание условий для личностного развития обучающегося, его позитивную социализацию;
- социальное, культурное, профессиональное самоопределение и творческую самореализацию;
- формирование у обучающихся умений и навыков, приобретение опыта творческой деятельности.
2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Тема | Общее кол- во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Методы исследования | 6 | 4 | 2 |
2 | Достопримечательности Москвы | 24 | 10 | 14 |
3 | храмы | 122 | 50 | 72 |
ИТОГО: | 152 | 64 | 88 |
2.2. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание | Кол-во часов | Сроки (дата) | |
Планируемые | Скорректи рованные | |||
1 | Вводное занятие, обсуждение культурных символов Москвы, различие культовых сооружений | 2 | 4.09 |
|
2 | изучение архитектуры православного храма в русской традиции | 2 | 6.09 | |
3 | Внутреннее устройство храма | 2 | 11.09 | |
4 | Церковная этика | 2 | 13.09 | |
5 | искусство иконописи, Андрей Рублев, его биография и работа, музей Андрея Рублева | 2 | 18.09 | |
6 | экскурсия в Третьяковскую галерею | 2 | 20.09 | |
7 | экскурсия в музей Андрея Рублева | 2 | 25.09 | |
8 | Обсуждение устройства монастыря, самостоятельное исследование Андроникова монастыря | 2 | 27.09 | |
9 | Даниил Московский, история возникновения Даниловского монастыря | 2 | 02.10 | |
10 | Дмитрий Донской. Куликовское сражение, Донской монастырь9.10 | 2 | 04.10 | |
11 | Василий первый, нашествие Тамерлана, Владимирская икона, Сретенский монастырь | 2 | 9.10 | |
12 | зачатьевский монастырь | 2 | 11.10 | |
13 | Храм Христа Спасителя и освобождение Москвы от Наполеона | 2 | 16.10 | |
14 | эскурсия в монастырь,наиболее заинтересовавший | 2 | 18.10 | |
15 | Андрониковский монастырь | 2 | 23.10 | |
16 | Высоко-Петровский Монастырь | 2 | 25.10 | |
17 | Иоанно-Пердтеченский монастырь и Императрица Елизавета Петровна | 2 | 30.10 | |
18 | храм св. Владимира в старых садах | 2 | 01.11 | |
19 | мечеть на татарской, хоральная синагога, костел в старых садах, органный концерт | 2 | 6.11 | |
20 | Храм Малое Вознесение, А.С. Пушкин | 2 | 8.11 | |
21 | Манеж, старое здание МГУ | 2 | 13.11 | |
22 | Стрелецкие храмы, узорчье: Пыжи, Григория Неокесарийского | 2 | 15.11 | |
23 | Марфо-мариниская Обитель, Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы, революция 1917г, гонения на Церковь | 2 | 20.11 | |
24 | Церковь всех святых на Кулишках, антиохийское подворье | 2 | 22.11 | |
25 | Коломенское, ЦарьАлексей Михайлович | 2 | 27.11 | |
26 | Храм Воскресения в Кадашах, Храм Климента папы Римского, Меньшикова башня | 2 | 29.11 | |
27 | Храм св. Трифонова | 2 | 4.12 | |
28 | Крутицкое подворье | 2 | 6.12 | |
29 | Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, святые полководцы в России | 2 | 11.12 | |
30 | Новоспасский монастырь | 2 | 13.12 | |
31 | храм Покрова в Филях | 2 | 18.12 | |
32 | Храм Иоанна Воина | 2 | 20.12 | |
33 | Храм св. Николая в Хамовниках | 2 | 25.12 | |
34 | Исторический музей | 2 | 27.12 | |
35 | Большой театр | 2 | 10.01 | |
36 | Малая консерватория | 2 | 15.01 | |
37 | исследовательская деятельность в классе на тему: Кремль и собор Василия Блаженного | 2 | 17.01 | |
38 | экскурсия в Кремль, Соборы в Кремле, Собор Василия Блаженного, иверская часовня | 2 | 22.01 | |
39 | Купеческое замоскворечье, Иван Шмелев | 2 | 24.01 | |
40 | Софийская набережная | 2 | 29.01 | |
41 | История градостроительства Москвы | 2 | 31.01 | |
42 | Улицы с говорящими названиями | 2 | 05.02 | |
43 | Меценаты Москвы | 2 | 07.02 | |
45 | Виды исследовательскй деятельности | 2 | 12.02 | |
46 | Что такое интервью | 2 | 14.02 | |
47 | План сбора данных для исследования | 2 | 19.02 | |
48 | Как ориентироваться в Москве по карте | 2 | 21.02 | |
49 | Тайны и легенды Москвы | 2 | 26.02 | |
50 | Храм Илии пророка | 2 | 28.02 | |
51 | Заиконоспасский монастырь | 2 | 05.02 | |
52 | Где храм имени моего святого? | 2 | 07.03 | |
53 | Храм великомученицы Екатерины на Всполье | 2 | 12.03 | |
54 | Храм вмч. Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане | 2 | 14.03 | |
55 | Храм вмц. Варвары на Варварке | 2 | 19.03 | |
56 | Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке | 2 | 21.03 | |
57 | Храм Архангела Михаила в Тропареве | 2 | 26.03 | |
58 | Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке | 2 | 28.03 | |
59 | Собор Богоявления бывшего Богоявленского монастыря на Никольской | 2 | 02.04 | |
60 | Больничные храмы | 2 | 04.04 | |
61 | Тюремные храмы | 2 | 09.04 | |
62 | Храм великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове. | 2 | 11.04 | |
63 | Храм вмч. Никиты на Швивой горке за Яузой | 2 | 16.04 | |
64 | Храм иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыне | 2 | 18.04 | |
65 | Храм Марона Пустынника (Благовещения) в Старых Панех | 2 | 23.04 | |
66 | Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках | 2 | 25.04 | |
67 | Храм прп. Евфросинии, вел. кн. Московской в Котловке | 2 | 07.05 | |
68 | Храм свт. Николая б. Николо-Перервинского монастыря | 2 | 12.05 | Вместо праздничного дня 9 мая |
69 | Храм Успения Богородицы в Казачьей слободе | 2 | 14.05 | |
70 | Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором | 2 | 16.05 | |
71 | Экскурсия в определенный храм | 2 | 21.05 | |
72 | Творческие проекты обучающихся | 2 | 23.05 | |
73 | Творческие проекты обучающихся | 2 | 28.05 | |
74 | Храм св. Тихона в Московском | 2 | 30.05 | |
75 | Подведение итогов, размышления о Москве златоглавой | 2 | 04.06 | |
76 | Сказка о говорящем камне | 2 | 06.06 | |
ИТОГО | 152 |
РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
2 РАЗА В ГОД ДЕКАБРЬ/МАЙ. Формы контроля могут быть вариативными, включая анализ творческой и исследовательской деятельности
РАЗДЕЛЬ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, анализ произведения);
- наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом приёмов исполнения; наблюдения; показ по образцу и т.д.);
- практические (туристические походы, исследование, изобразительная деятельность.).
4.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
• учебный кабинет;
• классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
4.2 Материально-технические условия реализации программы
проектор, экран, компьютер, карандаши, альбомы, иллюстрации, пазл с изображением храма, деревянный конструктор храма, настольные игры духовно-культурного содержания
4.3 Список литературы
- Основы православной культуры,( Ю.С. Васечко, 2013г )
- Храмы Москвы, ( Мир энциклопедий Аванта +, 2011г.)
- Москва. Самые знаменитые храмы, (Марина Анашкевич, 2007г )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"
Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...
[3] п.2.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА в области физической культуры и спорта специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» имени Арарата Агвановича Пилояна по спортивной аэробике
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского ре...
Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа для 7 класса «За страницами учебника русского языка»
Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, ра...
Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «
Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...
Рабочая (дополнительная общеразвивающая программа) для 9 класса «За страницами учебника математики»
Рабочая программа...
История и культура храмов столицы и городов России – 2022
quot;История и культура храмов столицы и городов России-2022"...