Здоровьесберегающие технологии в работе педагога и профилактика стресса.
статья на тему
Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и выдержки. Но, признаемся, никто не учит учителей выдержке и самообладанию, умению сохранять профессиональную форму. Отсюда и столь многочисленные «провалы» в их физическом и психическом состоянии. К сожалению, нет должного внимания к немаловажному профессиональному качеству педагогов--здоровью, как со стороны общества, так и со стороны самих педагогов по причине занятости на работе, отсутствия элементарных знаний и навыков по укреплению и сохранению здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога и профилактика стресса. | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога и профилактика стресса.
Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и выдержки. Но, признаемся, никто не учит учителей выдержке и самообладанию, умению сохранять профессиональную форму. Отсюда и столь многочисленные «провалы» в их физическом и психическом состоянии. К сожалению, нет должного внимания к немаловажному профессиональному качеству педагогов--здоровью, как со стороны общества, так и со стороны самих педагогов по причине занятости на работе, отсутствия элементарных знаний и навыков по укреплению и сохранению здоровья.
Учителя-представители стрессогенной профессии--нуждаются в реабилитационных процедурах, это обуславливает необходимость использования новых технологий диагностики психического и физического здоровья и комплексов психологических, психотерапевтических процедур. Речь идет о приемах саморегуляции психических состояний и спортивно оздоровительных процедурах. Учитель должен обладать навыками психической и психологической саморегуляции, это также необходимо как педагогические навыки. Например: что есть педагогическая компетентность? Это- гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Еще одним частным видом педагогической компетентности является компетентность учителя в области здоровья.
Обследование 450 педагогов средних общеобразовательных школ показало, что 95% из них считают свою работу эмоционально и интеллектуально напряженной, причем 325 полагают, что эти перегрузки весьма значительные и постоянные, а 51% учителей считают, что их профессиональная деятельность связана со значительными физическими нагрузками. Все это, по мнению опрошенных, обуславливает стрессогенный характер профессиональной деятельности и влияет на психическое и физическое здоровье.
1.Стресс и его симптомы. Термин «стресс»был впервые использован в 1926г. Г.Селье. Это английское слово «stress»означает «давление, напряжение».
Причины стрессов, или стрессоры, условно делят на 2 группы: физические и психические. Согласно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные. У человека, однако, практически все стрессы являются психоэмоциональными, так как действие физических факторов обычно вызывает эмоциональную реакцию.
К физиологическим стрессам, можно отнести реакции организма на шум, охлаждение и перегревание, недостаток кислорода, кровопотерю, травму, интоксикацию, физическую нагрузку, лишение пищи и другое. К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности (неожиданное прикосновение, неустойчивость опоры, быстрое увеличение в размерах нечетко различимого предмета, одиночество или перенаселение). У педагога причиной стресса также могут быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода ситуации, столкновение конкурирующих мотивов, межличностные столкновения, неопределенность задания, ответственность за учащихся, несправедливая оценка труда, «трудное руководство»,неблагоприятные условия труда и другое.
Признаки стрессового напряжения (в свободной интерпретации по Шефферу)
1.Невозможно сосредоточиться на чем-то
2.Слишком частые ошибки на работе
3.Ухудшается память
4.Частое чувство усталости
5. Очень быстрая речь
6.Мысли часто улетучиваются
7.Частые боли(голова, желудок, спина)
8.Повышенная возбудимость
9.Работа не доставляет прежней радости
10.Потеря чувства юмора
11.Возрастает количество выкуриваемых сигарет и пристрастие к алкогольным напиткам
12. Потеря аппетита и вкуса к еде.
Психическое напряжение, боязнь неудачи(которую испытывают около 60% опрошенных нами педагогов), страх(40% учителей), срывы и чувство опасности (те же 40%), которые учитель переживает в процессе работы, являются наиболее разрушительными стрессорами. Они порождают, кроме физиологических изменений психические следствия эмоционального напряжения-неврозы. Замечено, что большой процент учителей страдает от гипертонической и язвенной болезней, различных форм сосудистой патологии(инфаркт, инсульт, стенокардия, сердечная аритмия), хронических головных болей, депрессивных состояний.
2. Средства и способы снятия стресса
Снять отрицательные последствия стресса помогут следующие средства:1).Разрядка эмоций-- если нельзя проявить эмоции сразу, то можно это осуществить после события, в одиночестве. Выразите вслух или письменно (главное, чтобы чувство были обличены в слова) все, что вы хотите или хотели сказать. Например, маленькие дети даже бьют подушку, воображая, что это тот, кто их обидел.
2).Плач -если хочется плакать—плачьте. Особенно это касается мужчин. В нашей культуре считается, что настоящий мужчина не должен плакать. Эту мысль внушают мальчикам с раннего детства, однако слезы приносят облегчение и снижают боль.
3). Теплый душ—теплая вода действует расслабляющее на мышцы, тем самым снимая напряжение. Струи воды способствуют также релаксации путем легкого массирующего действия.
4). Физические упражнения.
5). Релаксация через расслабление мышц
6). Переключение с неприятных событий на то, что приносит покой, радость, а иногда и просто позволяет не думать о том, что произошло. Это могут быть ваши увлечения, физическая активность, музыка.
7). Дыхательные упражнения.
8). Жить настоящим моментом, делать упор в ощущениях «на здесь и сейчас»,а не проигрывать вновь и вновь прошлые события и ожидать плохого. Прошлого уже не существует, а будущего еще не существует. Есть только миг между прошлым и будущим, им и живите. Как в Священном писании сказано: «Не заботься о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». В случае острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений. Исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении жизни. Итак, сосчитайте до 10 и вернитесь к ситуации. Медленно вдохните носом и задержите дыхание, выдох осуществляя постепенно, сосредоточившись на своих ощущениях. Дышите медленно через нос. Воспользуйтесь любым шансом, чтоб смочит лоб, виски и артерии на руках холодной водой. Набрав воды в стакан медленно, сосредоточенно выпейте ее.
3.Антистрессорная защита.
Так или иначе, стрессы возникают у каждого человека, даже устойчивого к ним. Однако уже возникший стресс можно ограничить определенными методами. Например, внезапное и сильное эмоционально возбуждение (аффект) можно снизить плотным сжатием губ и медленными дугообразными движениями языка по небу (Тарнавский Ю.Б.,1986г.)
Велико успокаивающее действие редкого дыхания, которого можно добиться, удлиняя выдох и делая паузы между выдохами и вдохами. Крупный специалист по профилактическому и лечебному действию волевого ограничения глубокого дыхания К.П. Бутейко считает, что каждая секунда задержки дыхания увеличивает продолжительность жизни на полгода за счет повышения резервов организма.
Практически каждый человек может научиться управлять своим организмом. Так, слюноотделение можно повысить, представив ломтик лимона во рту. Вызвать учащение дыхания и сокращения сердца можно увеличением напряжения мышц рук, ног, спины. Несколько более сложными, но тем не менее доступными для большинства людей, являются мышечное расслабление и сосредоточение внимания на ощущениях тепла, тяжести в конечностях, покоя и отдыха, создающих состояние самогипноза.
Учителям, большинство из которых женщины, возвращающимся расстроенными с работы домой, специалисты советуют лечь в теплую ванну с ароматной пеной. Мир покажется лучше, «смоются» стрессы дня. Механизмы такого воздействия включают психологический эффект имитации защищенности периода внутриутробной жизни.
Цветовая культура также является фактором, способным повлиять на настроение человека и помочь преодолеть психические стрессы. Известно, что белый цвет может уменьшить психическое напряжение, но быстро утомляет; серый—успокаивает, черный—«давит», страшит, но в малых дозах помогает сосредоточиться. Красный цвет возбуждает, воодушевляет, но при этом учащает дыхание и пульс. А на лиц слабых и уставших он действует раздражающе. Коричневый цвет—защищающий, «уютный», но в большом количестве может вызвать апатию. Зеленый и синий цвета успокаивают и усыпляют, снижают АД и частоту дыхания, желтый –возбуждает, дает надежду, помогает мечтать и фантазировать. Голубой цвет делает человека более миролюбивым и безмятежным, фиолетовый вызывает скрытую активность, повышает внушаемость (Дворяшкин Ю.Е., 1991г., Иванченко В.А.,1991г.)
Используя эти особенности восприятия цвета, можно подбирать комнатные растения. В.А Иванченко, например, отмечает, что фиолетовые цветы способствуют ускорению заживления ран. Растения, которые мы встречаем вне дома, по-разному влияют на психику человека . Так, дуб, тополь, акация—растения с раскидистой и пирамидальной формой кроны—активизируют, а вяз, клен, липа, ива, ясень, береза, имеющие овальную, «плакучую» и зонтичную кроны,--успокаивают. Практика показывает что неврозов можно избежать, если сформировать у себя установки и привить навыки выходи из стрессовой ситуации с минимальными потерями, что для учителя чрезвычайно важно. Каковы же средства защиты от стресса?
- Динамичность установок. Корректируйте время от времени свои цели и установки в зависимости от ситуации. Не пытайтесь делать все и сразу.
- Умение переоценивать то, чего не смог достичь. Оно во многом следует из динамичности установок, малые потери легче переносятся, чем большие
- Объективизация стрессов. Суть заключается в умении отличать неудачу от катастрофы, неурядицу от беды. Попробуйте сравнить свою неудачу с размером вселенной. Каковы масштабы вашей неудачи?
- Навык к расслаблению.
Литература: Гатальская Г.В., Крыленко А.В. « В школу--с радостью»Минск, Амалфея,2000г.
Митина Л.М., Митин Г.В. «Профессиональная деятельность и здоровье педагога» Москва, Academia,2005г.
School health in the work of the teacher and the prevention of stress.
It's no secret that teaching belongs to the category stressful, requiring large reserves of self-control and self-regulation. But, let’s admit, no one teaches teachers to self-control , and the ability to maintain a professional form. That is why there are so many "gaps" in their physical and mental condition. Unfortunately, there is no appropriate attention to the professional quality of teachers - health, as part of society, and on the parts of teachers because of their being busy at work, their lack of basic knowledge and skills to promote and preserve health.
Teachers as the representatives of the stressful profession need rehabilitation procedures, this requires the necessity of using some new methods for the diagnosis of mental and physical health and complex psychological, psychotherapeutic procedures. These are the methods of self-regulation of mental states and sports wellness treatments. The teacher should have the skills of mental and psychological self-regulation, it is also necessary as pedagogical skills. For example: What is the pedagogical competence? This is a harmonious blend of subject matter knowledge, teaching methodology and didactics, pedagogical skills of communication, as well as methods and means of self-development, self-improvement, self-realization. Another particular form of pedagogical competence of teachers is expertise in the health field.
The survey of 450 teachers of secondary schools found that 95% of them consider their work emotionally and intellectually intensive, and 325 suggest that these overloads are very significant and persistent, and 51% of teachers believe their professional activity to be associated with significant physical exertion. All this, according to the respondents, causes stressful nature of professional activity and affect mental and physical health.
1.Stress and its symptoms. The term "stress" was first used in 1926 by Selye. The English word «stress» means "pressure, the stress."
The causes of stress, or stressors, are conventionally divided into two groups: physical and mental. According to this distinction there is physiological and psycho-emotional stress. People, however, may have psychological stress , since affection the physical factors typically causes an emotional reaction.
Physiological stress is reactions on noise, hypothermia and hyperthermia, oxygen deficiency, blood loss, trauma, intoxication, physical activity, food deprivation, and more others. Emotional stress is reaction to the danger signal (unexpected touch, unstable surface, a rapid increase in the size of the subject are not clearly distinguishable, loneliness or overcrowding). The cause of teacher’s stress can also be information overload and shortage, lack of time, the uncertainty of the outcome of the situation, the clash of competing motivations, interpersonal conflict, job uncertainty, responsibility for students, unfair job evaluation, "difficult governance", poor working conditions, and more.
Signs of stress voltage (in the free interpretation by Schaeffer)
1.Being unable to focus on something
2.Too much common mistakes at work
3.Worsening of memory
4.Being tired very often
5. Very rapid speech
6.Being absent- minded
7.Sporadical pain (head, stomach, back)
8.High excitability
9.The work does not give the same joy
10.loss of humor
11.Rising the number of cigarettes smoked and addiction to alcohol
12. Loss of appetite and taste to the food.
Mental stress, fear of failure (which have about 60% of the teachers), fear (40% of teachers), frustration and a sense of danger (the same 40%), that the teacher is going through in the process, are most destructive stressors. They generate, besides physiological changes psychic consequences of emotional stress, neurosis. It is noted that a large percentage of teachers suffer from hypertension and peptic ulcer disease, various forms of cardiovascular disease (heart attack, stroke, angina pectoris, cardiac arrhythmia), chronic headaches, depression.
2. Means and methods of stress relief
Here are the following means that will help to get rid of negative consequences of stress: 1). Discharge of emotions - if you can not show emotions at once, then it is possible to carry out after the event alone. Express out loud or in writing (the main thing that feeling were convicted by a word) all you want, or want to say. For example, young children even hit the pillow, thinking that is the one who has offended them.
2). Crying. If you want to cry then cry. This is especially true for men. In our culture, it is believed that man should not cry. This idea follows boys from the very early age, but the tears bring relief and reduce pain.
3). A warm shower. Warm water relaxes the muscles, thereby relieving stress. Jets of water also contribute to relaxation by gentle massaging action.
4). Exercises.
5). Relaxation through muscle relaxation
6). Switching from the unpleasant events brings peace, joy, and sometimes enables one not to think about what has happened. It can be your hobbies, exercise, music.
7). Breathing exercises.
8). Live in the moment, try to focus on the sense of "being here and now" and not recollect again and again the past events and expect something bad. The past does not exist any longer and the future does not exist yet. There is only the moment between the past and the future, and live in it. The Scripture says, "Do not worry about tomorrow, for, tomorrow will care for itself. Each day has its own care" In the case of acute stress one should not take any decisions ,except natural disasters, when it concerns saving lives. So, count to 10 and go back to the situation. Slowly inhale nose and hold your breath, exhale slowly realizing, focusing on the sensations. Breathe in slowly through your nose. Take advantage of any chance to moisten the forehead, temples and the arteries in the hands of cold water. Draw water into the glass slowly, concentrating drink it.
3.Antistress protection.
Anyway, nobody can avoid stress. Even the people are resistant to it. However, you can limit the stress incurred by certain methods. For example, the sudden and strong emotional arousal (affect) can be reduced by tightly compressed lips and arched slow movements of the tongue on the palate (Tarnavsky JB, 1986.)
Great calming effect of a rare breath, which can be achieved by extending the breath and pausing between exhalation and inhalation. The specialist in preventive and therapeutic effect of voluntary restriction of deep breathing K.P Buteyko believes that every second breath increases the life expectancy of six months due to increase reserves.
Almost anyone can learn to control his body. So, you can increase saliva flow, taking a slice of lemon in the mouth. Rapid breathing and heartbeat can increase muscle tension in the arms, legs, back. Somewhat more complicated, but still affordable for most people, is muscle relaxation and focus on the sensations of heat, heaviness in the limbs, rest and relaxation, creating a state of self-hypnosis.
Teachers, most of them are women, sometimes return home from work upset, experts advise them to go to a warm bath with aromatic foam. It "wash off" stress of the day and the world seems better. The mechanisms of this effect include the psychological effect simulating security during fetal life.
Color culture is also the factor that can affect a person's mood and help to overcome mental stress. It is known that white color can reduce mental stress, but one can become quickly tired of it, grey color gives soothing, black one "presses", makes one scary, but in small doses, helps to concentrate. Red color stimulates, inspires, but it increases the rate of breathing and pulse. And it irritates week people. Brown gives feeling of protection, "cozy", but in large quantities can cause apathy. Green and blue soothe and lull, reduce blood pressure and respiratory rate, yellow one offers hope, helps to dream and fantasize. The blue color makes people more peaceful and serene, purple provokes hidden activity, increases suggestibility (Dvoryashkin JE, 1991., Ivanchenko, VA, 1991.)
Using these features of color perception, you can pick up the plants. V.A.Ivanchenko, for example, notes that the purple flowers accelerate wound healing. Plants have different effects on human psyche. Thus, oak, poplar, acacia-plants with a spreading crown and pyramidal form, can strengthen people, and elm, maple, linden, willow, ash, birch, with an oval, "weeping" and umbrella crowns can calm you. Practice shows that the neuroses can be avoided if we form in ourselves skills to get out of the stressful situation with minimal losses, it is very important for teachers. What are the remedies from stress?
1. Dynamic systems. Adjust from time to time and set your goals based on the situation. Do not try to do everything at once.
2. The ability to re-evaluate what could not be achieved. It largely follows the dynamics of plants, small losses more easily tolerated than large
3. Objectification of stress. The essence lies in the ability to distinguish the failure from a disaster, dislocation from trouble. Try to compare your failure to the size of the universe. What is the extent of your failures?
4. Get skill of relaxation.
References: Gatalskaya G.V., A.V. Krylenko "To school with joy" Minsk, Amalfeya, 2000.
L.M. Mitin ,G.V Mitin “Educative activity and health of the teacher”,Moscow,Academia,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе социального педагога
В представленной статье говорится о создании позитивного настроения, повышение мотивации к учебной деятельности, повышение стрессоустойчивости учащихся, что является главными задачами в работе с...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."
В данной статье автором представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова. Подробн...
Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога"
Для Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Это индикатор физического здоровья. Поэтом...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога - психолога
Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угне...
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога - психолога
В современном образовательном пространстве наблюдается не только тенденция ослабления физического здоровья, но и увеличивается количество обучающихся, страдающих психологическими проблемами. Они обусл...