Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога"
материал по психологии
Для Психологическое здоровье –
это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Это индикатор физического здоровья. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии. Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
"Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога"
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Психологическое здоровье –
это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Это индикатор физического здоровья. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии. Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Психологическое здоровье - индикатор физического здоровья.
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Моя деятельность связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.
Поэтому учитывая основную цель психологического сопровождения: обеспечение психолого - педагогических условий для успешного обучения и развития каждого воспитанника на средней ступени образования.
Передо мной, как психологом, встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья воспитанников. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:
- выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;
- комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий;
- создание благоприятного психологического климата в школе и семье;
- применение здоровьесберегающих технологий в работе.
Выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей.
Специалистами не разработаны прямые методики, которые позволили бы изучить психическое здоровье. Такие психологи как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М.Первушина, в качестве показателя психического здоровья предлагают использовать степень адаптированности ребенка к социуму и уровень тревожности.
Оценка показателей психологического здоровья проводится посредством предварительного тестирования детей, позволяющее выявить личностные нарушения, определить механизмы негативных воздействий на развитие воспитанников.
Комплектование «группы риска» для коррекционных занятий, и проведение занятий.
Проводимое исследование, целью которого является изучение особенностей психического здоровья развития учащихся, показывает, что у большинства имеются не адекватные проявления эмоционального развития, кроме того, у некоторых школьников проявляется негативное отношение к школе и проблемы общения со сверстниками. Иногда эти дети склонны к агрессии, замкнутости, повышенной тревожности, робости. В данном случае, такие реакции являются, своего рода, психологической защитой в новой социальной среде.
С целью коррекции эмоциональных состояний, развития познавательных процессов использую психологические коррекционно-развивающие программы: «Познай себя», «В мире эмоций», «Волевая регуляция» (профилактика и снятие агрессии) и тд.
«Развивающая и психокоррекционная работа с учащимися направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Для воспитанников школы-интерната проводятся групповые занятия, предполагающие активное участие ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности, развитие его саморегуляции. Естественная склонность ребёнка к игровой деятельности, художественному творчеству, богатство детской фантазии побуждают меня активно использовать в коррекционно-развивающей деятельности интерактивные, ролевые игры и креативные методы, в частности, технологии арт-терапиии.
Традиционны в практике работы школы тренинговые занятия. Комплекс подобных занятий позволяет формировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии.
В своей деятельности применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п.
Коммуникативные игры - игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.
Технология воздействия цветом (цветотерапия). Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) - техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах.
В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает коррекционным и развивающим задачам программы:
- Ритуалы приветствия и прощания;
- Дыхательные гимнастики;
- Упражнения на развитие психофизической регуляции;
- Упражнения на развитие двигательной координации;
- Динамо - статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции;
- Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния;
- Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром;
- Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций;
- Релаксация.
Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.
Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия.
Решающим фактором в возникновении невротических состояний у детей является неправильное воспитание.
Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдала следующим формам работы с родителями:
- Психолого-педагогическое просвещение: тематические выступления на родительских собраниях («Адаптация детей к условиям школы», «Психофизические возрастные особенности развития подростков», «Чтобы не опоздать: особенности суицидального поведения детей», «Причины детской агрессивности и методы ее устранения» и т.п.), обеспечение специализированной психолого-педагогической литературой, памятки с рекомендациями по формированию психолого-педагогической культуры родителей;
- Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения.
- Обучение агрессивных учащихся способам выражения гнева в приемлемой форме;
- Обучение воспитанников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
- Обучение воспитанников бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
- Повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
- Обучение воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Так же мною систематически проводится научно-исследовательская работа с детьми научно-познавательного характера. Мои учащиеся представляли результаты наших проектных работ на школьных НПК.
Таким образом, создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем - успешному обучению, становится одной из главных задач в моей деятельности.
Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья воспитанников показал: снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. Преодолены трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками;
трудности в общении с учителями, трудности в сфере собственного самопознания, трудности в умении принимать учебную задачу, поставленную взрослым, действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу.
I. Работа с учащимися.
1. С учениками 1-х, 5-х, 8-х, 10-х классов в начале учебного года проводились адаптационные тренинговые занятия, для успешной адаптации к школе или к вновь сформированному коллективу (совместно с классными руководителями).
2. С учениками, испытывающими трудности адаптации, проводились индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по следующим программам: «Новичок в средней школе» (5кл.); «Программа помощи первоклассникам с личностными и поведенческими проблемами».
3. В целях профилактики нарушений психологического здоровья проводились классные часы по следующей тематике: «Как уберечься от стресса»; «Мой портрет в лучах солнца»; «Самое дорогое, что есть»; «Общечеловеческие ценности, их место в жизни каждого».
4. Для профилактики переутомления и психологических перегрузок разработан ряд рекомендаций по проведению физкультминуток, упражнений по снятию напряжения глазных мышц, эмоционального и физического напряжения, переутомления; обучение антистрессовым приемам.
Проводились индивидуальные и групповые занятия по темам: «Я планирую свой день», «Я отвечаю за свое здоровье» (обучение методике нервно – мышечной релаксации, аутогенной тренировке; применялся метод символдрамы).
5. В целях профилактики насилия и обеспечения психологической безопасности были проведены воспитательные часы: «Опасный путь», «Познай себя», «Самое дорогое, что есть», «Как не попасть в неприятную ситуацию».
6. Проводились коррекционно – развивающие занятия по программе «Профилактика девиантного поведения подростков» для учащихся, состоящих на внутришкольном контроле.
7. Проводились индивидуальные и групповые занятия по программе помощи подросткам с личностными и поведенческими проблемами «Грани моего Я», «Дорога», «Круг воли», «Шаги к уверенности».
8. Стендовое информирование «Практическая психология для подростков», «Осторожно – конфликт!», «Возможности достижения состояния психологического комфорта», «Как управлять своими эмоциями» и т. д.
9. Разработаны рекомендации для учащихся, обратившихся с вопросом или проблемой к психологу через «Почту доверия».
10. Для учащихся 9 – х, 11- х проводились классные часы, тренинговые занятия, групповые и индивидуальные консультации по темам: «Психологическая подготовка к ЕГЭ», «Стратегии подготовки и сдачи ЕГЭ», «Успешно сдаем экзамены», «Способы саморегуляции», «Тренируем память», «Режим моего дня».
11. Для исследования психологического климата в классных коллективах использовались методы социометрии по методу М.Р. Битяновой; метод исследования отношений Дембо - Рубинштейна; проводилось исследование индивидуальных особенностей учащихся ( «Опросник EPI», «Определение модальностей», «Тип личности человека»); для диагностики тревожности и ее составляющих использовался тест «Определение уровня тревожности» Филлипса; для исследования направленности индивида и системы его отношений, использовался тест «Незаконченные предложения»; для исследования психологических свойств и состояний личности опросник «САН», тест «Определение способов преодоления эмоционального дискомфорта», методика оценки эмоционально – волевых качеств, тест Люшера; методики изучения особенностей нервной системы, интеллекта – «ШТУР»; методики изучения мотивационной сферы и направленности личности: «ДДО», «Карта интересов», методика Голланда и т. д.
II. Работа с преподавателями.
- С классными руководителями вновь сформированных классов (1,5,8,10) проводились обучающие семинары по проведению адаптационных занятий в своих классах: «Введение в школьную жизнь», «Новичок в средней школе», «Адаптационный тренинг во вновь сформированных классах».
- Тематический лекторий:
«Особенности развития детей седьмого года жизни»;
«Особенности психического, личностного развития школьников при переходе из начальной школы»; «Способы снятия психоэмоционального напряжения»;
«Готовность к обучению в средней школе – ее составляющие»;
«Роль учителей по предупреждению суицидальных случаев среди школьников»;
«Как предотвратить жестокое обращение с детьми. Эмоциональное и психологическое насилие».
- Семинар – практикум « Индивидуальные особенности школьников».
- Профилактическая работа с использованием информационных листов, наглядности: «Как управлять эмоциями», «Правила эффективного общения», «Антистрессовые приемы», «Заповеди построения гуманистического контакта с детьми», «Правила эффективного общения», «Стиль педагогического общения».
- Проводились индивидуальные релаксационные занятия для снятия напряжения, обучение способам саморегуляции по программе «Образы здоровья» (сентябрь - декабрь)
III. Работа с родителями.
- Проводились индивидуальные и групповые консультации, лекции по темам: «Психологические особенности детей данного возраста» (все возрастные категории учеников); «Тепло родного очага» (профилактика суицида); «Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка»; «Как помочь своим детям подготовиться к экзаменам».
- Проводились индивидуальные консультации для оказания помощи, психологической поддержки, родителям, оказавшимся в «сложных» взаимоотношениях со своим ребенком.
- Родительские собрания общешкольные:
«Психологические особенности первоклассников»
«Профилактика деструктивного поведения подростков»
«Социально – психологическая готовность к школьному обучению – ее составляющие»
«Все начинается с семьи»
«Особенности перехода учащихся в среднее звено»
«Освещение значения изучения интеллектуального развития учащихся для профессионального самоопределения»
«Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам»
- Посещение классных собраний по запросу.
Заключение по результатам проведенных психологических исследований:
1. Уровень психического здоровья определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности применен «Тест школьной тревожности Филипса».
Результаты диагностики показали, что к 16-летнему возрасту проблемная нагруженность ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. Наибольшую нагруженность проблемами имеют подростки в возрасте 12–13 лет. При благоприятных условиях и поддержке со стороны окружения эти дети будут испытывать психологический и социальный комфорт. У учащихся начальной школы среди факторов тревожности преобладает страх ситуации проверки знаний и несоответствие ожиданиям окружающих. Наименее ярко выражены переживания социального стресса, что говорит о благоприятном эмоциональном климате.
- Для определения степени комфортности учащихся во вновь сформированных классных коллективах проводилось тестирование по методике Дембо – Рубинштейна (см. приложения № 1,2,3 – результаты первичного обследования, итоговое - май).
- Для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения использовался опросник САН (для обследования детей с личностными и поведенческими проблемами и проведения коррекционно – развивающих занятий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в работе педагога-психолога
В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...
Новые технологии в работе педагога-психолога с учителями
В данном материале говорится о том, какие новые приемы, наряду с семинарами, лекциями, консультациями, можно использовать в работе психолога с учителями....
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога - психолога
Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угне...
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога - психолога
В современном образовательном пространстве наблюдается не только тенденция ослабления физического здоровья, но и увеличивается количество обучающихся, страдающих психологическими проблемами. Они обусл...