Программа по внеурочной деятельности "Школа без конфликтов"
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Гулькевичский район пос. Венцы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 пос. Венцы
муниципального образования Гулькевичский район
имени дважды Героя Советского Союза
Горбатко Виктора Васильевича
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «31» августа 2017 года протокол №1
Председатель __________ Подлубная О.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Школа без конфликтов»
Уровень образования (класс) основное общее образование, 5-6 классы
Количество часов 34
Учитель Романова Анна Кузьминична
Программа разработана в соответствии с ФГОС и на основе примерной программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарт второго поколения) и реализует социальное направление во внеурочной деятельности для учеников.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ № 13 им.В.В.Горбатко
Острожная Е.В.
«____» августа 2016 г
Муниципальное образование Гулькевичский район пос. Венцы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 пос. Венцы
муниципального образования Гулькевичский район
имени дважды Героя Советского Союза
Горбатко Виктора Васильевича
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Школа без конфликтов»
Класс 5 Б
Учитель Романова Анна Кузьминична
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности «Школа без конфликтов» Романовой Анны Кузьминичны, утверждённой решением педагогического совета протокол № 1 от 2017 года
Планирование составлено на основе: примерной программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарт второго поколения) и реализует социальное направление во внеурочной деятельности для учеников.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2.Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики: использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
-сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
В результате прохождения курса будут достигнуты следующие результаты (в соответствии c требованиями ФГОС):
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
-формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
-умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
-умение извлекать информацию из различных источников;
-умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
А также будут формироваться следующие УУД:
-регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
-познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
-коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.
Ожидаемые результаты реализации программы
1 уровень-приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи.
2 уровень-формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
3 уровень-приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Результаты деятельности
определяются через:
анализ деятельности детей на занятиях
уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:
Правила поведения в школе (18 ч)
Принятие правил работы в группе.
Понятие «медиация». Знакомство со Школьной службой примирения
Причины агрессивного поведения
Профилактика агрессивного поведения
Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»
Виды школьных конфликтов
Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта
Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Способы урегулирования и профилактика конфликтов.
Мир моих чувств и эмоций (12 ч)
«Мое имя»
«Мое настроение»
«Мои чувства и эмоции»
«Как выразить негативные эмоции: злость, обида»
«Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд».
«Мимика и жесты»
«Познаю себя» (24 ч)
«Я-неповторимый человек»
«Как стать прилежным и старательным»
«Мои достоинства»
«7 моих Я»
«Что знают обо мне окружающие?»
«Посеешь характер-пожнешь судьбу»
«Мои недостатки»
«Как превратить недостатки в достоинства»
«Я глазами других людей»
«Мы все разные»
«Мой класс-мои друзья»
«Я и семья»
Мир вокруг нас (14 ч)
Что мы узнали и чему научились
В школе ты гость и хозяин
Мы живем среди людей
Дружба начинается с улыбки
Мир вокруг нас
Вместе мы сила
Красота природы
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
| 18 | Наблюдение, конкурс, выставка, опрос, анализ, рисунки | |||
1. | Принятие правил работы в группе. | 1 | 1 | ||
2. | Понятие «медиация». Знакомство со Школьной службой примирения | 1 | 1 | ||
3. | Причины агрессивного поведения | 1 | 1 | ||
4. | Профилактика агрессивного поведения | 1 | 1 | ||
Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия» | 1 | 1 | |||
Виды школьных конфликтов | 1 | 1 | |||
Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта | 1 | 1 | |||
Стратегии поведения в конфликтной ситуации. | 1 | 1 | |||
Способы урегулирования и профилактика конфликтов | 1 | 1 | |||
2. Мир моих чувств и эмоций | 12 | Опрос, анкетирование, анализ | |||
«Мое имя» | 1 | 1 | |||
«Мое настроение» | 1 | 1 | |||
«Мои чувства и эмоции» | 1 | 1 | |||
«Как выразить негативные эмоции: злость, обида» | 1 | 1 | |||
«Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд». | 1 | 1 | |||
«Мимика и жесты» | 1 | 1 | |||
3. «Познаю себя» | 24 | Опрос, анализ, наблюдение за деятельностью детей в процессе выполнения общественно-полезных дел, рисунки | |||
«Я-неповторимый человек» | 1 | 1 | |||
«Как стать прилежным и старательным» | 1 | 1 | |||
«Мои достоинства» | 1 | 1 | |||
«7 моих Я» | 1 | 1 | |||
«Что знают обо мне окружающие?» | 1 | 1 | |||
«Посеешь характер-пожнешь судьбу» | 1 | 1 | |||
«Мои недостатки» | 1 | 1 | |||
«Как превратить недостатки в достоинства» | 1 | 1 | |||
«Я глазами других людей» | 1 | 1 | |||
«Мы все разные» | 1 | 1 | |||
«Мой класс-мои друзья» | 1 | 1 | |||
«Я и семья» | 1 | 1 | |||
Что мы узнали и чему научились | 1 | 1 | |||
4. Мир вокруг нас | 12 | Наблюдение за деятельностью детей в процессе выполнения общественно-полезных дел, самонаблюдение | |||
В школе ты гость и хозяин | 1 | 1 | |||
Мы живем среди людей | 1 | 1 | |||
Дружба начинается с улыбки | 1 | 1 | |||
Мир вокруг нас | 1 | 1 | |||
Вместе мы сила | 1 | 1 | |||
Красота природы | 1 | 1 | |||
Итого: | 68 | 34 | 34 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического объединения _____________Острожная Е.В. классных руководителей 5-11 классов ______ августа 2017 года
МБОУ СОШ №13 им.В.В. Горбатко от ____ августа 2017 г. №1
____________Аникеева Л.В.
Колендарно-тематическое планирование 5 класс.
№ п/п | Название темы, раздела | Коли чество часов | Дата проведения | Формы контроля | |
По плану | По факту | ||||
| 18 | Наблюдение, конкурс, выставка, опрос, анализ, рисунки | |||
1 | Принятие правил работы в группе. | 1 | 06.09 | ||
2 | Заповеди для учащихся. | 1 | 13.09 | ||
3 | Понятие «медиация». | 1 | 20.09 | ||
4 | Знакомство со Школьной службой примирения. | 1 | 27.09 | ||
5 | Причины агрессивного поведения | 1 | 04.10 | ||
6 | Диагностика агрессивного поведения | 1 | 11.10 | ||
7 | Профилактика агрессивного поведения | 1 | 18.10 | ||
8 | Памятки | 1 | 25.10 | ||
9 | Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия» | 1 | 01.11 | ||
10 | Конфликт, спор, дискуссия | 1 | 15.11 | ||
11 | Виды школьных конфликтов | 1 | 22.11 | ||
12 | Школьные конфликты среди учащихся. | 1 | 29.11 | ||
13 | Изучение правил ведения спора, причин и видов среди учащихся.. | 1 | 06.12 | ||
14 | Стадия протекания конфликта | 1 | 13.12 | ||
15 | Стратегии поведения в конфликтной ситуации. | 1 | 20.12 | ||
16 | Конфликтные ситуации среди учащихся. | 1 | 27.12 | ||
17 | Способы урегулирования и профилактика конфликтов | 1 | |||
18 | Памятки и рекомендации по урегулированию конфликтов среди учащихся | 1 | |||
2. Мир моих чувств и эмоций | 12 | Опрос, анкетирование, анализ | |||
19 | «Мое имя» | 1 | |||
20 | Восприятие самого себя | 1 | |||
21 | «Мое настроение» | 1 | |||
22 | Анкетирование: «Мое настроение» | 1 | |||
23 | «Мои чувства и эмоции» | 1 | |||
24 | Тестирование: «Мои чувства и эмоции» | 1 | |||
25 | «Как выразить негативные эмоции: злость, обида» | 1 | |||
26 | Памятки и рекомендации по выражению эмоций | 1 | |||
27 | «Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд». | 1 | |||
28 | Диагностика негативных эмоций | 1 | |||
29 | «Мимика и жесты» | 1 | |||
30 | Как распознать человека по мимике жстам | 1 | |||
3. «Познаю себя» | 4 | Опрос, анализ, наблюдение за деятельностью детей в процессе выполнения общественно-полезных дел, рисунки | |||
31 | «Я-неповторимый человек» | 1 | |||
32 | Саморазвитие личности | 1 | |||
33 | «Как стать прилежным и старательным» | 1 | |||
34 | Познаю себя | 1 | |||
Колендарно-тематическое планирование 6 класс. | |||||
№ п/п | Название темы, раздела | Коли чество часов | Дата проведения | Формы контроля | |
По плану | По факту | ||||
1.«Познаю себя» | 20 | ||||
«Мои достоинства» | 1 | ||||
«7 моих Я» | 1 | ||||
«Что знают обо мне окружающие?» | 1 | ||||
«Посеешь характер-пожнешь судьбу» | 1 | ||||
«Мои недостатки» | 1 | ||||
«Как превратить недостатки в достоинства» | 1 | ||||
«Я глазами других людей» | 1 | ||||
«Мы все разные» | 1 | ||||
«Мой класс-мои друзья» | 1 | ||||
«Я и семья» | 1 | ||||
Что мы узнали и чему научились | 1 | ||||
4. Мир вокруг нас | 12 | Наблюдение за деятельностью детей в процессе выполнения общественно-полезных дел, самонаблюдение | |||
В школе ты гость и хозяин | 1 | ||||
Мы живем среди людей | 1 | ||||
Дружба начинается с улыбки | 1 | ||||
Мир вокруг нас | 1 | ||||
Вместе мы сила | 1 | ||||
Красота природы | 1 | ||||
Итого: | 68 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по математике
« Решение
математических задач»
7 класс
Учитель: Романова А.К.
2017 год
Пояснительная записка
Данный курс внеурочной деятельности своим содержанием может привлечь внимание учащихся 7 классов.
В 7-ом классе математика разделяется на два отдельных раздела «Алгебра» и «Геометрия», всё больше внимания уделяется решению задач алгебраическим методом, т.е. посредством составления математической модели. Но не всегда учащиеся могут самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за предыдущие годы обучения, поэтому испытывают трудности при решении задач.
На занятиях этого предмета есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. При этом решение задач предлагается вести двумя основными способами: арифметическим и алгебраическим через составление математической модели. Учитель помогает выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно оформлять то или иное задание, предлагает для решения экзаменационные задачи прошлых лет.
Кроме этого, одно из направлений предмета – подготовка школьников к успешной сдаче экзаменов в форме ГИА-9. Уже в 2011 году в задания ГИА-9 по математике были включены задачи по теории вероятности и комбинаторике, задачи геометрического характера. Это было учтено в рабочей программе курса. Стоит отметить, что навыки решения математических задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать выпускные экзамены по математике, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.
Исторические моменты в рамках курса будут особо привлекательны для учеников с гуманитарными наклонностями. Не исключено, что данный предмет поможет ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования точных наук или, по крайней мере, приобрести внепрофессиональное увлечение, пусть и не на всю оставшуюся жизнь. Поэтому его можно использовать как в рамках предпрофильной подготовки учащихся.
Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основная причина несформированности у учащихся общих умений и способностей в решении задач кроется в отсутствии постоянного анализа собственной деятельности, выделения в ней общих методов действий и их теоретических основ.
Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) для работы с учащимися 7 классов и предусматривает повторное и параллельное с основным предметом «Математика -7» рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с историей, физикой).
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.
- Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение математических задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение проекта, творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Основная цель предмета
Данный курс ставит перед собой основную цель – научить решать (любые)задачи, научить работать с задачей, анализировать каждую задачу и процесс ее решения, выделяя из него общие приемы и способы, т.е., научить такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, исследования, а ее решение – как объект конструирования и изобретение. Таким образом, изучение предмета будет способствовать формированию основных способов математической деятельности.
Кроме того, целями предмета ставятся:
- совершенствование общеучебных навыков и умений, приобретенных учащимися ранее;
- целенаправленное повторение ранее изученного материала;
- развитие формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющих уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, информатики и др.)
- усвоение аппарата уравнений как основного средства математического моделирования прикладных задач
- осуществление функциональной подготовки школьников
Необходимо отметить, что в данном курсе высока доля самостоятельности учащихся, как на самом занятии, так и во время выполнения домашнего практикума.
Задачи предмета:
1) дать ученику возможность проанализировать свои способности;
2) оказать ученику индивидуальную и систематическую помощь при повторении ранее изученных материалов по математике, а также при решении задач двумя основными способами: арифметическим и алгебраическим.
3) подготовить учащихся к самостоятельному решению математических задач;
4) помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.
Функции учебного предмета:
- ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
- компенсация недостатков обучения математике.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения учебного курса:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах на зачетных занятиях, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов);
- личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Для работы с учащимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме. Таким образом, данный учебный курс не исключает возможности проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Итогом такой деятельности могут быть творческие работы: стихотворения, рисунки и т.д.
Предлагаемый предмет является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что, несомненно, поможет им при выполнении заданий ГИА.
Основная функция учителя в данном предмете состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Курс « Решение математических задач» делится на четыре части:
Часть 1. Решение текстовых задач (26 часов). Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели.
Часть 2. Уравнения. Системы уравнений . (19 часов). В данной части рассматриваются модуль действительного числа (расширенный, углубленный вариант раздела базового учебного предмета), линейное уравнение и системы линейных уравнений с двумя переменными.
Часть 3. Введение в теорию вероятности (13 часов). Эта часть посвящена решению задач по теории вероятности из разделов «События и их вероятности», «Комбинаторные задачи».
Часть 4. «Знакомство с геометрией» (10ч) Все занятия носят практический и игровой характер. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах.
Резервный 1 час отводятся для защиты ученических портфолио, создаваемых в течение изучения учебного курса
Основой для создания второй части курса послужили:
- Алгебра. 7 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация/ под ред. Ф.Ф.Лысенко,
С.Ю. Кулабухова.- Ростов- на -Дону: Легион-М, 2011.
- книга Шевкина А.В. Текстовые задачи: 7 – 11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2003
- Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс /Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович и др. – 5-е и послд. Изд. – М.: Дрофа, 2015.
- Открытый банк заданий ГИА-9
Организация и проведение контроля/аттестации учеников
Основными результатами освоения содержания учебного предмета учащимися может быть определенный набор общеучебных умений, а также приобретение опыта проектной внеурочной деятельности, содержательно связанной с предметным полем – математикой. При этом должна использоваться преимущественно качественная оценка выполнения заданий, хотя возможно и итоговое тестирование учащихся.
Начинается предмет с ознакомительной вводной лекции «Схематизация и моделирование при решении текстовых задач». Здесь же возможно входное тестирование, цели которого:
- Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.
- Коррекция в связи с этим уровня подачи материала по данному курсу.
При прослушивании блоков лекционного материала и проведения зачетного занятия, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения.
Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.
Начиная с 5 – 7 занятия учащиеся сами выбирают форму итоговой аттестации:
- Защита проекта.
- Итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование.
Число
уроков
1
Схематизация и моделирование при решении текстовых задач
2
2
Схематизация и моделирование при решении текстовых задач
3-4
Из истории геометрии.
2
5-6
Симметрия, ее виды. Симметричные фигуры.
2
7-8
Общая схема решения задач на построение.
2
9-10
Углы. Сумма углов треугольника
2
11-12
Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение)
6
13-14
Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение)
15-16
Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение)
17-18
Задачи на среднюю скорость движения
4
19-20
Задачи на среднюю скорость движения
21
Зачетное занятие
1
22-23
Треугольник. Равнобедренный треугольник.
2
24-25
Признаки параллельности двух прямых
2
26
Задачи на движение по реке
2
27
Задачи на движение по реке
28-29
Задачи на смеси
6
30-31
Задачи на смеси
32-33
Задачи на смеси
34-35
Задачи на доли и проценты
4
36-37
Задачи на доли и проценты
38
Линейные уравнения, сущность их решения
2
39
Линейные уравнения, сущность их решения
40-41
Решение линейных уравнений с модулем
2
42-43
Решение линейных уравнений с параметрами
2
44-45
Решение рациональных уравнений методом разложения на множители
4
46-47
Решение рациональных уравнений методом разложения на множители
48
Системы уравнений
4
49
Системы уравнений
50
Системы уравнений
51
Системы уравнений
52-53
Решение задач с помощью систем уравнений
4
54-55
Решение задач с помощью систем уравнений
56
Зачетное занятие
1
57
События и их вероятности
3
58
События и их вероятности
59
События и их вероятности
60-61
Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара.
2
62
Комбинаторные задачи
3
63
Комбинаторные задачи
64
Решение заданий прототипов ГИА –9
65
Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников
1
66-67
Статистические характеристики набора данных
2
68
Итоговое занятие в форме защиты творческих портфолио
1
Список рекомендованной литературы:
Литература для учителя
- Виленкин Н., Потапов В. Задачник-практикум по теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики.
- Кочагин В.В., Алгебра: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь – М.: Эксмо, 2007
- Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.
- Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс /Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович и др. – 5-е и послд. Изд. – М.: Дрофа, 2000.
- Галицкий и М.Л. др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.
- Глейзер. Г.И. «История математики в школе VII –VIII кл.». Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982
- Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
- Шарыгин И.Ф. Математика. Для поступающих в Вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1997
- Шевкин А.В. Текстовые задачи: 7 – 11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2003
- Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5 – 6 классах: Методическое пособие для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2001
- Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ГИА 2009, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс (новая форма) – М.: Издательство «Экзамен», МЦННМО, 2009
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Большой справочник «Математика» для школьников и поступающих в ВУЗы. Д.И. Аверьянов и др. Москва: Дрофа, 1999.
- Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Книга для учащихся. Москва: Просвещение, 1986.
- Кочагин В.В., Алгебра: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь – М.: Эксмо, 2007
- Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ГИА 2009, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс (новая форма) – М.: Издателство «Экзамен», МЦННМО, 2009
Программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Школа без конфликтов»
5 класс
Педагог-психолог:
Е.Ю.Шанскова
2014-2015 уч.г.
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие.Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Школа без конфликтов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5 классах. Главное назначение данного курса - подготовка учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации, формирование конфликтологической компетентности, улучшение межличностного взаимодействия, готовность к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников (медиаторов), помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения.
Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.
Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в неформальных объединениях подростков.
Разрешать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров – этому искусству можно и нужно обучать с раннего возраста. С этой целью во многих школах России уже организуются службы примирения (или медиации). С 1 января 2011 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (№ 193-ФЗ).
Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации, это посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Медиатор службы примирения, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины проступка и принять меры по устранению последствий своего поведения, а обиженной стороне – за собственной обидой не забыть о необходимости сохранения в дальнейшем мирных отношений. Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта и в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений, внутриличностных статусов участников конфликта. Таким образом, основная задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора.
Однако если в судебной практике медиация – достаточно зарекомендовавшая себя система, то в сфере образования это пока еще молодое направление. Значение такой службы в школе педагогами и руководителями оценивается очень высоко, проблема возникает с тем, как подготовить медиаторов среди учеников.
Медиатор – это не активист, который готов участвовать во всем, не отличник, который привык добросовестно относиться к заданию учителя, и вовсе не принципиальный правдоискатель. Медиатор – это ученик, который пользуется авторитетом у ровесников, обладает необходимыми для ведения переговоров качествами: умеет выслушать, сохранять нейтралитет, корректно подобрать слова в разговоре. И, конечно же, это человек, который выражает желание заниматься столь непростой с психологической позиции деятельностью, как примирение сторон-участников конфликта.
Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие у них навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений учащихся с окружающей средой, их социализации.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
Формирование ценностей и ориентация на здоровый образ жизни.
Повышение адаптивности учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния.
Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру.
Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.
Расширение круга видения проблемы за счет мнений других.
Развитие способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.
Обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.
Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.
Формирование готовности в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.
Участники программы: учащиеся 5 классов.
Срок реализации: в течение 2014 – 2015 учебного года.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия(УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в среднем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Календарно-тематическое планирование
Раздел
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
по плану
по факту
Правила поведения в школе
Знакомство. Принятие правил работы в группе.
Понятие «медиация». Знакомство со Школьной службой примирения
Причины агрессивного поведения
Профилактика агрессивного поведения
Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»
Виды школьных конфликтов
Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта
Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Способы урегулирования и профилактика конфликтов
Мир моих чувств и эмоций
«Мое имя»
«Мое настроение»
«Мои чувства и эмоции»
«Как выразить негативные эмоции: злость, обида»
«Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд».
«Мимика и жесты»
«Познаю себя»
«Я-неповторимый человек»
«Как стать прилежным и старательным»
«Мои достоинства»
«7 моих Я»
«Что знают обо мне окружающие?»
«Посеешь характер-пожнешь судьбу»
«Мои недостатки»
«Как превратить недостатки в достоинства»
«Я глазами других людей»
«Мы все разные»
«Мой класс-мои друзья»
«Я и семья»
Что мы узнали и чему научились
Информационно-методическое обеспечение
- Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5 – 9 классы : практические занятия, тренинговые задания / авт.-сост. О.А.Уварова. – Волгоград : Учитель, 2014.
- Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта / Е.В.Лукманов // Справочник заместителя директора школы. – 2008. - №5.
- Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе / И.В.Стишенок. – СПб. : Речь, 2011.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практ. Пособие : в 4 т. Т.2 / К.Фопель; [пер. с нем.] – М., : Генезис, 1998.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1988.
- Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
- Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
- Интернет-ресурсы
«Программа по внеурочной деятельности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 133»
Московского района г.Казани
РЕКОМЕНДОВАНО Принято на педсовете протокол № ___ от ________ 20___ рофком___ /Устинова О.А./ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы № 133 ___________ /Хайдарова Г.С./ Введено в действие приказом № ___ от _________20___ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Школа без конфликтов» для 5 класса
Гиззатуллиной Лейсан Рашитовны
Муниципальное образование Гулькевичский район пос. Венцы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 пос. Венцы
муниципального образования Гулькевичский район
имени дважды Героя Советского Союза
Горбатко Виктора Васильевича
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «31» августа 2017 г. протокол № 1
Председатель ______ О.Ю.Подлубная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
Уровень образования (класс) основное общее образование, 5 класс
Количество часов 34
Учитель Романова А.К.
Программа разработана в соответствии с ФГОС и на основе программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарт второго поколения).
Программа «Школа без конфликтов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и реализует социальное направление во внеурочной деятельности для учеников
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №13 им. В.В.Горбатко обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного, основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
Нормативно-правовой и документальной основой данной рабочей программы являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Школа без конфликтов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и реализует социальное направление во внеурочной деятельности для учеников 11-12 лет. Главное назначение данного курса - подготовка учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации, формирование конфликтологической компетентности, улучшение межличностного взаимодействия, готовность к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников (медиаторов), помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения.
Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.
Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в неформальных объединениях подростков.
Разрешать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров – этому искусству можно и нужно обучать с раннего возраста. С этой целью во многих школах России уже организуются службы примирения (или медиации). С 1 января 2011 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (№ 193-ФЗ).
Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации, это посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Медиатор службы примирения, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины проступка и принять меры по устранению последствий своего поведения, а обиженной стороне – за собственной обидой не забыть о необходимости сохранения в дальнейшем мирных отношений. Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта и в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений, внутриличностных статусов участников конфликта. Таким образом, основная задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора.
Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие у них навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений учащихся с окружающей средой, их социализации.
В соответствии с требованиями ФГОС в содержании внеурочной деятельности обучающихся значительное внимание уделяется проектной деятельности. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
-умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
-умение принимать достойное решение, самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
-осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
-умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Программа объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности.
Данная программа рассчитана для детей 5 класса.
Программа опирается на:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Материально-технического обеспечение:
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
-настенные классные доски для вывешивания демонстрационного материала,
-экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
-демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,
-вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности.
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
Цель программы: состоит в том, чтобы создать социально - психологические условия для формирования у обучающихся положительного социального опыта, развитие социально – трудовых компетентностей при работе. Повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную
Задачи:
- Формирование ценностей и ориентация на здоровый образ жизни.
- Повышение адаптивности учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния.
- Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру.
- Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.
- Расширение круга видения проблемы за счет мнений других.
- Обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.
- Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.
- Формирование готовности в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.
Психологическое обеспечение:
Создание комфортной, доброжелательной обстановки на занятиях, применение индивидуальной, парной и коллективной форм работы.
Принципы педагогической деятельности:
- Принцип сотворчества педагога с ребёнком, доброжелательного отношения в процессе работы;
- Принцип природосообразности;
- Принцип наглядности;
- Принцип дифференциации;
Реализация данной программы предусматривает:
- использование личностно-ориентированного подхода;
- учет интересов потребностей и устремлений воспитанника;
- контакты с природой.
Организация образовательного процесса
Осуществляется с учетом:
- Возрастных и психофизиологических особенностей детей;
- Уровня развития и готовности учащихся к занятиям внеурочной деятельностью
- Материально-технической базы;
- Социального заказа
Форма организации занятий:
- Социальные проекты.
- Коллективные творческие дела.
- Групповые экскурсия.
- Тренинги общения.
- Групповая проблемная работа.
- Интеллектуальные игры.
- Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.
Виды деятельности:
- Игровая;
- Познавательная;
- Проблемно-ценностное общение;
- Художественное творчество;
- Трудовая
- -ознакомительные
-опытно–исследовательские
- практические
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
Теоретические занятия – беседы, рассказы, загадки и т.д. Показ демонстрационного и иллюстрационного материала.
Практические занятия – конкурсы, экскурсии, трудовые дела, опыты, наблюдения, исследования, проекты.
Работа с родителями:
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки самообслуживания, трудолюбия, бережливости, честности, творчества. Они привлекаются к участию в кружковой работе: выставки, хобби семьи, конкурс «Цветочная клумба», , подкормка птиц, трудовые поручения детей дома.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2.Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики: использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
-сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
В результате прохождения курса будут достигнуты следующие результаты (в соответствии c требованиями ФГОС):
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
умение извлекать информацию из различных источников.
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
А также будут формироваться следующие УУД:
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.
Ожидаемые результаты реализации программы
1 уровень-приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи.
2 уровень-формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
3 уровень-приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Результаты деятельности
определяются через:
анализ деятельности детей на занятиях
уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.
Содержание учебного предмета
Правила поведения в школе (6ч)
Принятие правил работы в группе.
Понятие «медиация». Знакомство со Школьной службой примирения
Причины агрессивного поведения
Профилактика агрессивного поведения
Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»
Виды школьных конфликтов
Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта
Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Способы урегулирования и профилактика конфликтов.
Мир моих чувств и эмоций (12ч)
«Мое имя»
«Мое настроение»
«Мои чувства и эмоции»
«Как выразить негативные эмоции: злость, обида»
«Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд».
«Мимика и жесты»
«Познаю себя» (24ч)
«Я-неповторимый человек»
«Как стать прилежным и старательным»
«Мои достоинства»
«7 моих Я»
«Что знают обо мне окружающие?»
«Посеешь характер-пожнешь судьбу»
«Мои недостатки»
«Как превратить недостатки в достоинства»
«Я глазами других людей»
«Мы все разные»
«Мой класс-мои друзья»
«Я и семья»
Мир вокруг нас (14ч)
Что мы узнали и чему научились
В школе ты гость и хозяин
Мы живем среди людей
Дружба начинается с улыбки
Мир вокруг нас
Вместе мы сила
Красота природы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 5 КЛАСС
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы контроля | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Правила поведения в школе | Принятие правил работы в группе. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, конкурс, выставка, опрос, анализ, рисунки |
2 | Понятие «медиация». Знакомство со Школьной службой примирения | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Причины агрессивного поведения | 2 | 1 | 1 | ||
4 | Профилактика агрессивного поведения | 2 | 1 | 1 | ||
5. | Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия» | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Виды школьных конфликтов | 2 | 1 | 1 | ||
7 | Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта | 2 | 1 | 1 | ||
8 | Стратегии поведения в конфликтной ситуации. | 2 | 1 | 1 | ||
9 | Способы урегулирования и профилактика конфликтов | 2 | 1 | 1 | ||
10 | Мир моих чувств и эмоций | «Мое имя» | 2 | 1 | 1 | Опрос, анкетирование, анализ |
11 | «Мое настроение» | 2 | 0 | 2 | ||
12 | «Мои чувства и эмоции» | 2 | 1 | 1 | ||
13 | «Как выразить негативные эмоции: злость, обида» | 2 | 1 | 1 | ||
14 | «Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд». | 2 | 1 | 1 | ||
15 | «Мимика и жесты» | 2 | 1 | 1 | ||
16 | «Познаю себя» | «Я-неповторимый человек» | 2 | 1 | 1 | Опрос, анализ, наблюдение за деятельностью детей в процессе выполнения общественно-полезных дел, рисунки |
17 | «Как стать прилежным и старательным» | 2 | 1 | 1 | ||
18 | «Мои достоинства» | 2 | 1 | 1 | ||
19 | «7 моих Я» | 2 | 1 | 1 | ||
20 | «Что знают обо мне окружающие?» | 2 | 1 | 1 | ||
21 | «Посеешь характер-пожнешь судьбу» | 2 | 1 | 1 | ||
22 | «Мои недостатки» | 2 | 1 | 1 | ||
23 | «Как превратить недостатки в достоинства» | 2 | 1 | 1 | ||
24 | «Я глазами других людей» | 2 | 1 | 1 | ||
25 | «Мы все разные» | 2 | 1 | 1 | ||
26 | «Мой класс-мои друзья» | 2 | 1 | 1 | ||
27 | «Я и семья» | 2 | 1 | 1 | ||
28 | Что мы узнали и чему научились | 2 | 1 | 1 | ||
29 | Мир вокруг нас | В школе ты гость и хозяин | 2 | 1 | 1 | Наблюдение за деятельностью детей в процессе выполнения общественно-полезных дел, самонаблюдение |
30 | Мы живем среди людей | 2 | 1 | 1 | ||
31 | Дружба начинается с улыбки | 2 | 1 | 1 | ||
32 | Мир вокруг нас | 2 | 1 | 1 | ||
33 | Вместе мы сила | 2 | 1 | 1 | ||
34 | Красота природы | 2 | 1 | 1 | ||
35 | Итоговый урок | 2 | 0 | 2 | ||
ИТОГО: | 70 | 33 | 37 |
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
- Правила поведения в школе
Результат: Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров. - Мир моих чувств и эмоций
Результат: Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий. - «Познаю себя»
Результат: Повышение адаптивности учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния. - Мир вокруг нас
Результат: Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Примерные программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарт второго поколения).
- Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5 – 9 классы : практические занятия, тренинговые задания / авт.-сост. О.А.Уварова. – Волгоград : Учитель, 2014.
- Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта / Е.В.Лукманов // Справочник заместителя директора школы. – 2008. - №5.
- Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе / И.В.Стишенок. – СПб. : Речь, 2011.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практ. Пособие : в 4 т. Т.2 / К.Фопель; [пер. с нем.] – М., : Генезис, 1998.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1988.
- Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
- Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Тема занятия | Форма проведения | Количество часов | Формы контроля | Дата | ||
теория | практика | План | Факт | |||||
1 | Правила поведения в школе | Принятие правил работы в группе. | Беседа, тест «Что такое взаимопо- нимание?» | 1 | 1 | Наблюдение, анализ, рисунки | ||
2 | Понятие «медиация». Знакомство со школьной службой примирения | Беседа, поделки из бумаг | 1 | 1 | Наблюдение, выставка, опрос | |||
3 | Причины агрессивного поведения | Беседа, анкетирование | 1 | 1 | Конкурс, выставка, опрос | |||
4 | Профилактика агрессивного поведения | Знакомство с правилами поведения про определенных ситуациях | 1 | 1 | Наблюдение, выставка | |||
5. | Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия» | Беседа, дискуссия на тему конфликт, спорт | 1 | 1 | Выставка, опрос, | |||
6 | Виды школьных конфликтов | Беседа, тест | 1 | 1 | Наблюдение, | |||
7 | Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта | Беседа о правил ведения, экскурсия на школьном участке | 1 | 1 | Наблюдение, викторина | |||
8 | Стратегии поведения в конфликтной ситуации. | Беседа, разбор конфликтных ситуации, рисование | 1 | 1 | ||||
Выставка, наблюдение | ||||||||
9 | Способы урегулирования и профилактика конфликтов | Анкетирование, составление бланков | 1 | 1 | ||||
Наблюдение анализ | ||||||||
10 | Мир моих чувств и эмоций | «Мое имя» | Беседа о значении имени, выступление детей | 1 | 1 | Опрос, выставка | ||
11 | «Мое настроение» | Рисование и изготовление поделок | 0 | 2 | Выставка, конкурс | |||
12 | «Мои чувства и эмоции» | Беседа, экскурсия в парк. | 1 | 1 | Опрос, наблюдение | |||
13 | «Как выразить негативные эмоции: злость, обида» | Беседа, разбор примеров | 1 | 1 | Опрос, анкетирование, анализ | |||
14 | «Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд». | Анкетирование, выступление детей | 1 | 1 | Опрос, анкетирование, анализ | |||
15 | «Мимика и жесты» | Дискуссия, выступление детей | 1 | 1 | Наблюдение, конкурс | |||
16 | «Познаю себя» | «Я-неповторимый человек» | Дискуссия, рассказ про себя. | 1 | 1 | Опрос, анализ, наблюдение за деятельностью детей | ||
17 | «Как стать прилежным и старательным» | Беседа, экскурсия на школьном участке | 1 | 1 | Опрос, наблюдение, анализ | |||
18 | «Мои достоинства» | Выставка поделок детей, портфолио | 1 | 1 | Конкурс, выставка | |||
19 | «7 моих Я» | Выступление детей, беседа | 1 | 1 | Наблюдение, анализ | |||
20 | «Что знают обо мне окружающие?» | Какой я со стороны-беседа | 1 | 1 | Наблюдение, опрос, анализ | |||
21 | «Посеешь характер-пожнешь судьбу» | Беседа, анкетирование | 1 | 1 | Анкетирование, анализ | |||
22 | «Мои недостатки» | Тест, разбор анкеты | 1 | 1 | ||||
Опрос, анализ, наблюдение | ||||||||
23 | «Как превратить недостатки в достоинства» | Работа над собой – тест, анализ | 1 | 1 | Анкетирование, опрос, анализ | |||
24 | «Я глазами других людей» | Подготовка видео о себе | 1 | 1 | Выступление, наблюдение анализ | |||
25 | «Мы все разные» | Выступление детей | 1 | 1 | Наблюдение, анализ | |||
26 | «Мой класс-мои друзья» | Беседа, запись основных черт класса | 1 | 1 | Опрос, анализ | |||
27 | «Я и семья» | Выступление детей | 1 | 1 | Наблюдение, конкурс | |||
28 | Что мы узнали и чему научились | Итоги, тест | 1 | 1 | наблюдение за деятельностью детей | |||
29 | Мир вокруг нас | В школе ты гость и хозяин | Школьная жизнь - беседа | 1 | 1 | Опрос, анализ | ||
30 | Мы живем среди людей | Экскурсия на природе | 1 | 1 | Наблюдение, выставка | |||
31 | Дружба начинается с улыбки | Практическая работа | 1 | 1 | Викторина | |||
32 | Мир вокруг нас | Изображение окружающего мира | 1 | 1 | Конкурс, опрос, анализ | |||
33 | Вместе мы сила | Беседа | 1 | 1 | Опрос, анализ | |||
34 | Красота природы | Практическая работа | 1 | 1 | Выставка, игра | |||
35 | Итоговый урок | Практическая работа | 0 | 2 | ||||
ИТОГО: | 33 | 37 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа классного часа на тему: "Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом".
Программа классного часа на тему: "Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом" с презентацией....
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА БЕЗ КОНФЛИКТОВ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В 5 КЛАССЕ "ШКОЛА БЕЗ КОНФЛИКТОВ"...
Программа психолого-педагогического сопровождения профилактики конфликтов среди подростков «Служба примирения»
В данной программе представлен опыт психологической работы по профилактике и урегулированию конфликтов среди подростков через технологию посредничества. Медиаторами являются учащиеся, прошедшие курсы ...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Программа тренинга с педагогами «Профилактика конфликтов, как фактор предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних».
Программа тренинга с педагогами «Профилактика конфликтов, как фактор предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних»....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...